НВД
++
Вне Форума
Сообщений: 6017
Ялта
СПИ
|
По большому счёту, государство стремится уйти как можно дальше от оперативного управления экономикой, реализуя свою роль контролёра «командных высот» через управление ключевыми вспомогательными индустриями, главные из которых – энергетика, оборона и телекоммуникации. По сути, эти три отрасли способны при должном управлении оказывать ключевое влияние на всю экономику: все современные компании пользуются связью и все производства нуж даются в энергии. Государственная оборонная промышленность позволяет контролировать производство оружия и гарантировать, что оно окажется только у «нужных» людей. Авиация и кораблестроение же являются отраслями с очень высокими входными барьерами, и на сегодняшний день без значительного участия государства поднять их с нуля было бы весьма затруднительно, так что контроль также можно считать оправданным. Уменьшение числа корпораций позволит также уйти из-под огня внутренней и внешней критики, которая утверждает, что госпредприятия всё ещё неэффективны, рабочие там получают неоправданно высокую зарплату, а банки выдают им льготные кредиты25. Проблема с банковским финансирование действительно довольно серьёзна: в 2005 году численность малых и средних предприятий составляла около двух третей экономики, но на них приходилось лишь 16% банковского обеспечения.
Отношения между властью и собственностью в Китае постепенно изменяются в сторону увеличения структуризации и уменьшения «белых пятен» и дискретных положений. Признав частную собственность и предпринимателей главным локомотивом экономики, государство сделало всё возможное, чтобы создать в стране экономический климат, способствующий развитию этого вида деятельности. Это, впрочем, отнюдь не отменило того факта, что КПК намерено сохранять полный контроль над государством и обществом, в том числе и через значительный сектор государственной собственности, в основном включающей в себя энергетику, оборону, транспорт и базовые ресурсы. Компартия постепенно уходит от оперативного контроля над экономикой, её не интересует формат распределения товаров внутри страны. Цель владения государственной собственностью – политическая. Во-первых, через контроль над ресурсами и энергией легче всего влиять на цены на конечную продукцию, что важно при осуществлении внешне- и внутриполитических действий. Во-вторых, госкорпорации трудоустраивают значительное число членов пар тии и, таким образом, создают для КПК базу лояльности из состоятельных и влиятельных профессионалов. В-третьих, партии необходимы каналы привлечения средств, не связанных с официальной бухгалтерией, так как она может стать достоянием общественности. Ключевым элементом, предохраняющим систему от экстрактивного поведения чиновников по отношению к бизнесменам, является высокий престиж партийно-чиновничьей карьеры и система регионального управления, построенная на зависимости перспектив чиновника от экономики территории. Эта же система ведёт к нарушению властью прав крестьян, сгоняемых с земли для строительства жилых или бизнес-объектов. Эта проблема реальна, но она решится только в ходе урбанизации, когда большая часть крестьян сможет переехать в города. В ходе финансового кризиса 2008–2009 годов доля государства в экономике выросла с 29% до 35%, но только потому, что у властей была возможность вложить в спасение госкомпаний несколько триллионов юаней. При аналогичной структуре экономики Южная Корея в 1997 вынуждена была фактически разукрупнить чеболи, и высока вероятность, что при затяжном кризисе госпредприятия также ждёт коллапс. Учитывая, что государство выбрало их одним из главных инструментов стабилизации политической сферы, последствия могут быть непредсказуемы.
|