Цитата:Значит ли это, что всемирная история видится вам как история материальной культуры, а не идеологии, что история - это приобщение народов не к чужим идеям, а к чужим умениям?
Ни в коем случае, скорее наоборот. Пожалуй, мой недостаток - малое внимание как раз к материальной составляющей, следовательно, к археологии. Впрочем, как признают сами археологи, "археолог может найти бочку, но не заметить Диогена", а меня как раз бочки не интересуют.
В том и фишка, что материальная культура заимствуется легко, а духовная - с большим трудом и сильными модификациями. Греки, по Геродоту, научились у египтян культам богов, но в египтян не превратились (хотя, если бы Крит не рухнул, неизвестно ещё, какой облик приняла бы Эллада). Япония спустя полтора века после "реставрации Мэйдзи" по виду - демократия, а по сути всё та же иерархическая система. Наша "суверенная демократия" без демоса - из той же оперы.
Недавно видел китайский фильм из современной жизни и ещё раз убедился в огромной инерции поведенческих стереотипов. У китайцев никогда не было культуры ухаживания: о жене или наложнице договаривались с её роднёй, о гетере - с мамкой; и вообще у них сильная любовь к женщине, в отличие от пьянки - слабость непростительная для благородного мужа. И вот в фильме парень и девушка на свидании сидят, молчат - и не знают, что делать: не научились, несмотря на кино.
При этом станки во всех странах почти одинаковые - где малость получше, где похуже. Я во "Всемирных хрониках" попытался показать основные связи, но их много, и я мог что-то первостепенно важное упустить (второстепенное-то наверняка упустил). Но что поделаешь, если институты спят, а я даже указатели делал сам (с помощью жены) - страниц по 50 в каждом томе.