Некоторые дополнения и изменения внес:
Изменено: На сегодняшний день является спорным вопрос об этнической принадлежности венедов (I тысячелетия н.э.). Вопрос про славянское происхождение венедов до сих пор однозначно так и не решен. Исследователи давно ищут решения этой проблемы. И на сегодня эта тема является актуальной [1].
Известия о венедах (разного этнического происхождения) в трансформированном виде - венеты, энеты, существуют у древних авторов (Гомер, Гай Юлий Цезарь, Помпей Трог и др.) [2]. Многие историки, в частности М.С. Грушевский, Я. Пастернак, В.В. Мавродин, В.В. Седов, Б.А. Рыбаков и др., считают венедов славянами [3]. Но, имеются и противники этому [4].
У Корнелия Тацита (I в. н.э.) существует короткое известие о венедах в книге "Про происхождение германцев и местоположении Германии": "Отнести ли певкинов, венетов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю, хотя певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев. Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати. Из-за смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне" [5].
Если обратится к другим источникам, но указывающим на жизнь и быт антов и склавинов, то узнаем, что славяне, также как и венеды Тацита, ходили пешими и долго не садились на коней и имели щиты. Про все это мы узнаем от Прокопия Кесарийского и Псевдо-Маврикия (оба VI в.) [6]. "Рыскание по лесам и горам" ради грабежа было свойственно славянам, про это можно узнать у того же Псевдо-Маврикия: "Проживая жизнью разбойника, они (славяне. – Авт.) любят нападать на своих врагов в лесах, узких местах и кручах" [7]. Сам Тацит был не настолько уверен в том, к которой народности отнести этих венедов. Стоит еще заметить, что финны, эстонцы, карелы русских называют венедами или венами [8]. Видимо, германцы раньше называли славян венедами [9].
Но письменных источников, где бы была привязка венедов со славянами не так много. У Иордана (первая половина VI в.) венеды являются составной частью антов и склавинов, хотя в историческом плане не решают такую роль, как анты и склавины [10]. Позже, только у Фредегара мы находим соединение венедов со славянами в связи с событиями 623 г.: "склавины, которые известны как венеды" [11]. Во всех остальных источниках нет привязки венедов со славянами.
Чаще всего склавины и анты в письменных источниках выступают вместе [12], и реже порознь [13]. У Прокопия, анты и склавины выступают вместе, но уже без венедов [14]. Согласно того же источника, у них едины традиции, управление, язык, религия и т.д. [15]. Примечательно и то, что "некогда даже имя у склавинов и антов было одно и то же" [16]. У Псевдо-Маврикия мы видим тоже, что и у Прокопия: "племена склавинов и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе" [17].
Судя по некоторым прямым и косвенным доказательствам, можно считать венедов I тысячелетия н.э. славянами, либо родственными славянам.
Примечания:
[1] См.: Козак Д.Н. Венеди. - К., 2008.; Лущай Ю.В. Витоки українського козацтва: Пошук зв’язків із слов’янами // Збірник наукових праць ХНПУ ім. Г.С. Сковороди. Серія "Історія та географія". - Харків, 2009. - Вип. 35. - С. 17.
[2] Колосовская Ю.К. Народ венетов в свидетельствах древних авторов // Античный мир. Византия. - Харьков, 1997. - С. 104-113.
[3] Грушевський М.С. Історія України-Руси. – К., 1991. – Т. I. - С. 77-78.; Пастернак Я. Ранні слов’яни в історичних, археологічних та лінгвістичних дослідженнях // Український історик. – 1973. – № 37-38. - С. 100-101.; Мавродин В.В. Происхождение русского народа. – Л., 1978. - С. 33.; Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. – М., 1979. - С. 29-31.; Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М., 1982. - С. 34.
[4] См. Свод древнейших письменных известий о славянах. – М., 1994. – Т. I. (I-VI вв.). - С. 40-44.; Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 2004. - С. 149-150.
[5] Tacitus. Germania. - Halle, 1902. - P. 84-85.
[6] Гръцки извори за българската история. – София, 1958. – Т. II. - С. 126, 281-282. (Далее. - ГИБИ)
[7] Там же. - С. 282.
[8] Вилинбахов В.Б. Славяне в Ливонии (Некоторые соображения о вендах Генриха Латвийского) // Acta Baltico-Slavica. - Warszawa, 1973. - T. VIII. - S. 61-62.
[9] Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. - М., 1995. - С. 84.
[10] Iordanis. Romana et Getica // Monumenta Germaniae historica. Auctores antiquissimi. - Berlin, 1882. - P. 62, 88-89.
[11] Fredegarii. Et aliorum chronica. Vitae sanctorum // Monumenta Germaniae historica. Scriptores rerum Merovingicarum. - Hannoverae, 1888. - P. 144.
[12] ГИБИ. - С. 278, 286-287, 289.
[13] Там же. - С. 127-129, 135 и сл.
[14] Там же. - С. 124, 126, 151 и сл.
[15] Там же. - С. 126.
[16] Там же.
[17] Там же. - С. 281.