Цитата:И кто сказал, что было в то время предписание вести службы только на латыни?
Тааак... придется провести маленький ликбез.
До середины IX в служба могла вестить только на латыни, греческом и иврите. На других языках богослужебных книг попросту не существовало. Поэтому какого-либо специального предписания Папы и не требовалось. Проблема возникла только с появлением богослужебных книг на славянском.
К тому времени как Константин и Мефодий (преимущественно, последний, вместе с учениками) их перевели, папа Николай I уже умер. Его приемник, Адриан II изначально тоже был против славянской литургии, но после того, как в 868 г. Константин передал ему обретённые им в своём херсонесском путешествии мощи святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Адриан также благословил их миссию и в 870 г. посвятил Мефодия в сан епископа, назначив его архиепископом Великой Моравии и своим легатом (только с этого момента начинается формальное (формальное!) подчинение Мефодия (только Мефодия!) Риму). Правда, Константин сразу после этого приема заболевает и в Риме же в 869 г. умирает.
Мефодий в 870 г. возвращается в Великую Моравию, но немецкое духовенство продолжает строить ему козни. В сочинении “Обращение баваров и хорутан”, написанном в Зальцбурге ок. 870, с негодованием говорилось, что там, где действует Мефодий, прекратилось чтение евангелия и исполнение церковных обрядов на латинском языке. В конце концов Мефодия в том же 870 г., во время захвата немцами Моравии, арестовывают (обвиняя во вторжении на чужую каноническую территорию, не принимая в уважение, что Папа выделил ему диоцез) и затачивают в один из швабских монастырей. Адриан негодует, увещевает, но Мефодия вызволить не удается (что указывает на то, что реальная власть в то время была не у Папы, а у Людвига Немецкого), где он и провел следующие три года.
Весной 873 Моравия восстала (под предводительством ученика Мефодия Славомира), изгнали немцев, Людвиг вынужден был пойти на мир со Святоплуком, который потребовал и освобождения Мефодия. Одновременно, новый папа Иоанн VIII (более энергичный и суровый, чем Адриан), со своей стороны запретил немецким епископам вести богослужение до тех пор, пока Мефодий не будет освобожден. Пришлось Людвигу Мефодия освободить и тот возвращается в Моравию. Но жалобы и возмущения немецких епископов продолжались, и в 879 г. Иоанн VIII запретил богослужение на славянском, а разрешил лишь проповеди.
Правда, уже в булле Industiriae tuae от июня 880 Иоанн VIII разрешил использование славянского письма и для богослужений.
Но в булле от 885 г папа Стефан V опять категорически это запретил, оставив на славянском лишь возможность вести проповедь.
Надо признать, несмотря на запреты, Мефодий до самой своей смерти вел богослужение на славянском. Но его авторитет в глазах Пап был слишком велик, потому и не трогали. После его смерти в 885 г. богослужение снова стало вестить на латыни (возможно, проповеди на славянском оставили).
Однако вся практика католической церкви, если ее брать в целом, свидетельствует о строгом соблюдении "триязычного" ограничения. Не говоря о литургии, даже св.Писание было переведено на местные языки исключительно поздно: на немецкий в XII веке, на польский в XIII, на английский в XIV, на чешский также в XIV, на французский в XVI а на итальянский только в XVIII веке. Что же касается литургии, то, если не считать "неполного" католичества-униатства, Рим лишь в XIX веке эксплицитно разрешил править службу по-немецки, по-французски или на местном африканском языке. Неподатливость Рима в языковом вопросе была, как известно, одной из непосредственных причин Реформации.