Потап писал(а) 03.05.2009 :: 21:06:26:Не совсем так. Там речь шла о проектировании тракторных заводов и узлов тракторов с таким расчетом, чтобы можно было быстро перестроить производство на выпуск военной техники в случае войны. У Тухачевского была масса недостатков, но вот дебилом он не был точно.
Дебилом не был - конечно, но вот что-то подсказывает мне, что у него в котелке явно тараканов было с избытком. По поводу танковой программы будущего маршала. Л. Самуэльсон пишет: «Производство танков могло быть тесно увязано с производством тракторов. Для этого сектора промышленности Тухачевский принимал существование пропорциональной зависимости между числом выпускаемых тракторов и танков. Он использовал соотношение: один танк на каждые два трактора. Это означало, что запланированное на 1932/33 г. производство 197000 тракторов позволит в случае войны довести производство танков до 100000 машин в год. Если считать убыль танков в год войны равной 100% (цифра условная), то, констатировал он, «МЫ СМОЖЕМ ИМЕТЬ В СТРОЮ 50000 ТАНКОВ»…» (Самуэльсон Л. Красный колосс: становление советского военно-промышленного комплекса. СССР 1921-1941. М., 2001. С. 112). Надо полагать, что это число будущий маршал полагал минимальным, поскольку И.В. Быстрова указывает, что он полагал, что вполне возможно соотнести производство танков и тракторов, исходя из соотношения 1 к 1 (Быстрова И.В. Советский военно-промышленный комплекс: проблемы становления и развития (1930-1980-е годы). М., 2006. С. 66).
Однако оставим прежнее соотношение 2 трактора=1 танку и зададимся вопросом – о чем думал будущий маршал, когда писал эти строки? Пост нач. штаба РККА он покинул в начале мая 1928 г., и, отметим, ЛВО – это отнюдь не последний округ в РККА, тем более что Ленинград – один из важнейших промышленных центров СССР. Следовательно, я более чем уверен в том, что Тухачевский что на старом месте, что на новом, был допущен к самым секретам Советского государства, к «протоколам кремлевских мудрецов» и той самой «военной тайне», которую буржуинам открывать никак было нельзя. И, учитывая живейший интерес к техническим новинкам, неужели он не поинтересовался, какие трактора выпускаются, какие планируются к выпуску и как идет выпуск оных (а ведь интересовался же, о чем свидетельствует его записка Сталину в декабре 1930 г.. См.: Кантор Ю.З. Заклятая дружба. Секретное сотрудничество СССР и Германии в 1920 – 1930-е годы. СПб., 2009. С. 49-50)? А ведь если посмотреть на историю тракторостроения в СССР в эти годы, то выводы относительно «прозрений» будущего маршала получаются достаточно печальные. 2 трактора=1танку. О каких же тракторах писал Тухачевский? О знаменитом «Фордзоне», который выпускался на Путиловском заводе с октября 1924 по апрель 1932 г. и изготовлен был общим числом почти 50 тыс. экз.? Но из двух «Фордзонов» никак не получится один танк, даже в самом сладком сне! Может, речь идет о СТЗ-ХТЗ 15/30, что выпускался с июня 1930 г. на СТЗ, а потом с октября 1931 – на ХТЗ (всего их было выпущено до 1937 г. почти 400 тыс.)? Но опять же, из двух этих тракторов ну никак не получается 1 танк. Может, речь шла о «Коммунарах» Г-50, Г-75 или З-90, что выпускались ХПЗ с 1924 по 1936 г общим числом менее 4 тыс. штук? Однако эта машина весьма примитивной, хотя и прочной конструкции, никак не могла быть использована как шасси для производства массового танка хотя бы в силу своей дороговизны и малосерийности. Может быть, в виду имелся гусеничный трактор «Катерпиллер-60», к производству которого готовился ЧТЗ (во всяком случае, о нем Тухачевский говорил в письме Сталину в декабре 1930 г. См.: Кантор Ю.З. Указ. соч. С. 50)? Однако ж этот трактор пошел в серию только с лета 1933 г. и до апреля 1937 г., когда его сменил дизельный С-65, их было выпущено 69 тыс. Одним словом, что-то тут не сходятся концы с концами.