Amaro Shakur писал(а) 01.12.2008 :: 15:53:52:А с чего вышло, что описываемый князь Давыд, это библейскй Давид?
По всей видимости реальный исторический персонаж князь (царь) Давид никогда по пустыням Ближнего Востока не продил и имеет к истории Руси прямое отношение. Именно царю Давиду были посвящены на Руси скульптурные изображения, фрески, орнаменты, иконопись.
Царь Давид и окружающие его рельефы. Дмитриевский собор во Владимире.
Центральная закомара западного фасадаЦарь Давид. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире. Северный фасад. Рельеф сохранился прекрасно, вот только голову и лицо царя Давида кто-то "нечаянно" сбил"Скульптуру Дмитриевского собора во Владимире изучают более 150 лет. Тем не менее прочтение программы резного декора храма, истолкование ее замысла до сих пор остается нерешенной задачей. Причина этого – не только в грандиозности ансамбля, но и в нетрадиционности композиций большей части рельефов. Как правило, им трудно найти аналогии в арсенале традиционных иконографических сюжетов. А недостаточное знание сюжетов изображений приводит к умозрительному истолкованию тем отдельных рельефов.
Не до конца раскрытой остается и главная тема скульптурного декора, связанная с образом царя Давида. Так, трижды повторенный в центральных закомарах рельеф сидящего на троне царя Давида имеет разное окружение на каждом фасаде, что указывает на разные смысловые аспекты одной темы...
Центральный образ царя Давида на Дмитриевском соборе дает свой иконографический вариант темы власти, иной, чем на церкви Покрова на Нерли. На Дмитриевском соборе эта тема получила более конкретное выражение – в сцене коронации. Вместе с тем композиция центральной закомары Дмитриевского собора во Владимире дает интереснейший пример включения в скульптуру собора темы Евхаристии, в которой на месте Христа оказался Давид." (Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире. В кн.: Древнерусское искусство: Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб, 2002. С. 172-186.)
http://www.rusarch.ru/novakovskaya1.htmСтранно, в первой столице Залесской Руси городе Владимире именно Давиду посвящают центральные фассады главных великокняжеских соборов. Его даже изображают на иконах на месте Христа, включают в сюжет Нового завета. Почему царю Давиду князья русские уделяли столько внимания? Историки, как мы видим, в полнейшем недоумении. А может быть, царь Давид действительно жил на Руси?
Коронация Давида. Миниатюра Псалтири. Уж больно похож царь Давид на стерепотипный образ русского монарха.