Andra
+
Вне Форума

ищу равных
Сообщений: 758
Россия
Пол:
|
"Наименование России "Белою", а русского государя - "Белым Царем" - весьма древнее. О происхождении этих названий долго спорили историки. … Карамзин положительно утверждает, что великий князь Иоанн III первый назвал свои владения "Россиею Белою", т.е. великою или древнею, по смыслу этого слова в языках восточных. Впоследствии название "Белая Россия" удержалось только за частью русских областей (в том числе за Смоленском), а ныне под именем Белоруссия подразумевается только губернии могилевская и витебская. Следует еще отметить тот факт, что по достоверным свидетельствам, даже китайцы ( в начале XVIII века) называли русского государя "Белый Царь". (Григорий Дьяченко "Полный церковно-славянский словарь". Репринтное воспроизведение издания 1900-го года, изд-во "Отчий дом", М., 2000 стр. 800.) Австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн, дважды посещавший Московию в правление Ивана (в 1517 и в 1522 гг.) пишет в своих записках: " Некоторые именуют государя московского Белым царем (Albus rex, weisser Khunig). …ни один из государей Московии ранее не пользовался таким титулом". (Герберштейн Сигизмунд. "Записки о Московии". В кн. "Россия XV - XVII вв. глазами иностранцев", Л., Лениздат, 1986, Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии, стр. 54-55) То, что это был официальный титул, на применени кторого настаивала имено московская сторона, видно из того факта, что Австрийский император Максимилиан I Габсбург (Kaiser Maximilian I ) титуловал Ивана III "Белым Царем" (Weisskunig) при заключение союза с ни в 1490 г., как об этом можно судить по подписи на рисунке, изображавшем заключение этого союза. (Der Weisskunig. Eine Erzahlung von den Thaten Kaiser Maximilian des Ersten/Von M. Treitzsauerwein ... nebst den von M. Burgmaier dazu verfertigten Hoizschnitten. - Wien, 1775. - S. 400, XXV. Weisskunig. Kaiser Maximilian I. Weisskunig. - Stuttgart, 1956. - Bd. 1-2. Цитата по Герберштейн С. Записки о Московии, М., 1988., примечание 130). После взятия Казани (1552 г.) и Астрахани (1556 г.) московский государь Иван Васильевич Грозный оказался законным правителем значительной части территории бывшей Белой Орды. В русских документах: он именовался «Великий государь, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси владимирский, московский, ноугородский, царь казанский, царь астраханский, государь псковский, великий князь смоленский, тверскии, югорский, пермский, вятцкии, болгарский и иных» (Успенский Ф. И. Наказ царя Ивана Васильевича князю Елецкому со товарищи. Одесса, 1885, с, 11). Иван Грозный, мог именоваться Белым Царем и как потомок Чингисхана (по женской линии). Иван Васильевич - потомок мурзы Мамая. Мамай был женат на дочери хана Золотой Орды Бердибека. Внук Мамамя Лекса присягнул великому князю литовскому Витовту, принял в Киеве крещение в православную веру с именем Александр; получил от Витовта в удел город Глинск и Полтаву, стал называться князем Глинским и женился на княжне Анастасии Владимировне Острожской. Его потомок князь Михаил Глинский 12-лет прожил в Западной Европе, в Италии принял католицизм. Возвратясь в Великое Княжество Литовское, он стал там видным военачальником, однако в 1500 году Михаил вместе с братом Василием Глинским подняли восстание, лишились своих владений в Литве и выехали в Москву. В 1526 г. дочь Василия Глинского Елена Васильевна Глинская вышла замуж за великого князя Всея Руси Василия. (князь Петр Владимирович Долгоруков. "Российская Родословная книга", часть 4, с. 359). Ногайские князья прямо обращались к Грозному как к потомку Чингисхана «великого Чингиз царев прямой род счастливой государь еси...» Также и Антонио Поссевино, первый иезуит, побывавший в Москве, папский посол у Ивана Грозного, пишет в своем описании Москровии, что Царь убежден, что он - "могущественнейший и мудрейший правитель на свете", "наследник Монгольской империи". (А. Поссевино. Исторические сочинения о России XVI в. МГУ. 1983.) ...В своей книге бывший дипломат Григорий Карпович Котошихин дает краткую историю России с Ивана Грозного, а затем подробно рассказывает, в числе прочего, и о дипломатическом этикете. Пишет он и о том, что: "А Калмыки и князи пишут …: «Белому царю Алексею Михайловичю всеа Русии здравствовать»; а иные толко напишут: «Белому ж царю», а имени его и титл не пишут. " ( Глава 3. "О титлах, как царь к которому потентату пишется"). Утвердился этот титул и в народе. Так. Толковый словарь В. Даля.Т.4, в статье " ЦАРЬ" приводит: "Государь, батюшка, надежда, православный, белый царь". Удалецкие песни XVI -XVII вв. Песня "Казаки идут к Казани". " Под Казанью-городочком стоит Белый царь Иван Васильевич". Когда-то у казаков бытовала пословица «Белый царь во Святой Руси, а мы, казаки, на Вольном поле». В XIX веке власти на местах и русские цари себя все время именовали "Белым царем" при общении с восточными народами, есть масса примеров. Бадмаев даже предлагал использовать это для экспансии России на Восток. Но где же была Белая Русь? Раз имя Белого Царя наследовано от Царей "Монгольских", логично поискать географическое и административное определение в "Монгольской Импери". Хорошо известно, что знамя западной части Империи было белым, а правитель ее назывался Белым Ханом. И сам Улус Джучи также иначе назывался "Белая Орда". В источниках часто встречается двойное название «Алтын Урда, Ак Урда» – «Золотая Орда - Белая Орда». На современный русский это название можно перевести и как "Белая Империя - Золотая Империя". Белый цвет на востоке и в Китае символизирует Запад - это место захода солнца.
|