Stah
Частый гость
Вне Форума
Сообщений: 496
Севастополь
СВВМИУ
|
Учитывая, вековую борьбу украинцев и Русского государства против католической Польши, Мазепа не делал ставку на независимость. Он понимал, что при небольших экономических ресурсах, при неразвитом военно-промышленном потенциале и с иррегулярным территориальным войском соперничать Гетманщине с Османской империей, Российским царством или Шведским королевством невозможно. Смена вассалитета на польский при военном покровительстве абсолютистской, но далёкой Швеции казалось, защитит его власть и нажитые сокровища. Судьба казаков и простого люда в Речи Посполитой, которая в 1699 г. навсегда покончила с казачеством и где казачья старшина не признавалась за шляхту, Мазепу не беспокоила. Возможность новых антипольских бунтов, повторение «руины» он игнорировал, а возросшую мощь России и её вероятный реванш он вообще упустил из вида. И это было его провальным просчётом.
Мазепа недальновидно пренебрёг той частью старшины, которая ориентировалась на православного государя, из рук которого можно получать все блага и привилегии. В 1785 г. украинская старшина получила права русского дворянства, в 1795 г., российская власть, исходя из своих интересов, собрала почти все украинские земли, выполнив идею «соборной Украины».
В 1708 г. Мазепа предал Петра I и Украину, в тайне от казаков и старшины заключив личное соглашение со шведским королем Карлом XII и предложив польскому королю Лещинскому принять Украину «как наследие своё». В боях этот гетман никогда не участвовал, был по природе осторожен и трусоват и своё малодушие скрывал за напускной суровостью. Зная приверженность населения присяге русскому царю, бежал к Карлу XII из своей резиденции в Батурине, где были собраны большие военные и продовольственные запасы для шведов. наказав своим наёмникам-сердюкам не впускать русские войска.
2 ноября 1708 г. Батурин, в котором основная часть жителей не хотела сражаться против русских, был быстро захвачен в течение двух часов и сожжен А.Д.Меншиковым. Кроме гарнизона, там погибла и часть мирного населения, укрывшегося от шведов, но это не было «геноцидом украинского народа». Даже наиболее часто называемая оценка количества погибших 5-6 тысяч - преувеличена.
Надежда шведов, что Мазепа предоставит им 20 тыс. всадников, которые пресекут коммуникации Русской армии, не осуществилась. Количество мазепинцев не превышало 3-4 тысяч и постоянно уменьшалось.
Убедившись в плачевном состоянии шведов и в нежелании казаков и крестьян подчиняться оккупантам, Мазепа решил воспользоваться амнистией Петра I и послал к царю своего ближайшего соратника и единомышленника Д.П.Апостола. В обмен за восстановление его в прежнем достоинстве Мазепа обещал захватить шведского короля. Русское командование, понимая, что такое предложение авантюрно, решило (правда, запоздало) заманить Мазепу в ловушку и отправило к нему два письма – от Апостола и от канцлера Г.И.Головкина (см. ниже). Шведское командование, чтобы пресечь обратный переход Мазепы, установило над ним контроль на грани домашнего ареста. Русским правительством для дискредитации Мазепы использовались не эти «фальшивые» письма, а послания гетмана к польскому королю Лещинскому.
После перехода в марте 1709 г. части (6-8 тысяч) запорожцев на сторону КарлаXII, в мае 1709 г. была разорена Сечь. В битве со шведами под Полтавой 27 июня 1709 г. Мазепа не участвовал.
Совместными усилиями Русской армии, украинских казаков и партизан Гетманщина была освобождена от шведских оккупантов. Полтавская победа не была «одной из тяжелейших украинских катастроф», как пишут ныне украинские историки. Она стала этапом в процессе собирания всех украинских земель.
Мазепа бежал вместе с Карлом XII в Бендеры и умер там 21 августа 1709 г. Ныне Мазепа возведен в ранг героя Украины потому, что вопреки стремлению подавляющего большинства украинцев к сближению с Россией, он один под конец жизни призывал казаков к походу на Москву вместе со шведами. Предполагаемая установка в Полтаве памятника изменнику провокационна.
Русский и украинский народы вечно будут жить в соседстве. Благородным делом историков и деятелей культуры обоих наших народов будет врачевание, а не растравливание исторических ран.
|