На тему Досифея, со мной таким текстом поделились:
_______________________________________________
Вот полный текст письма Досифея по работе Н.Ф. Каптерева:
18 марта 1691 года Досифей писал государям, чтобы они похлопотали перед турецким правительством о возвращении грекам отнятых у них французами святых мест в Иерусалиме, причем патриарх советует не заключать мир с турками, если они не возвратят святых мест грекам. Но настаивая на возвращении святых мест грекам и требуя, чтобы из-за этого цари начали даже войну с турками, Досифей, однако, настаивает и на том, чтобы цари хлопотали не только об освобождении Иерусалима, но и о возвращении себе Украины.
"Я в грамоте пишу к вашему святейшему патриарху о поляках, - пишет Досифей - государям, а вы разумейте про здешних, потому что когда хощете поляков одолеть, тогда одолеете, а здешних не скоро можете одолеть, только ныне время зело способное. Возьмите прежде Украину и говорите про Вольскую и мултянскую землю, что вам надобно и доведетца взять и Иерусалим, и тогда учините мир; нам лучше жить с турками, нежели с французами. Однакожде и вам не полезный мир, буде турки станут жить за Дунаем, или в Подолье, или в Украине, или и Иерусалим оставите - худой тот мир, потому что никоторому государству они так не враждуют, как вам. Я из Адрианополя тому 18 лет письмецо писал присноблаженные памяти к отцу вашему, государю царю кир Алексею Михаиловичу, и советовал: покиньте поляков, а смирите прежде турков, потому что конечно хотят притти к Днепру, однакож он не послушал и не верил, а потом все так учинилось, как мы писали и, чаю, что и ныне письмецо наше есть и вы его прочтите. И ныне советую, что буде хотите мириться, миритесь, но так, чтоб и Украина была освобождена и Иерусалим был отдан - подлинно и турки отступили бы за Дунай; а буде не так, лучше бы мир покинули и Иерусалим покинули ж. И лучше воюйте с соседями вашими вкупе и отгоняйте и смиряйте нечестивых, а что поляков когда вы хощете смирить, тогда и смирите. Визирь нынешний явился достойным человеком от того лишь, что взял Ниссу и Белград, а причиною были вы, потому что татаре были с ним вместе, а если бы татаре были задержаны, ничего бы не могли они сделать. Однако никакого благодарения вам за то не изъявляют, потому что думают, что доброта ваша от неблагоразумия, и ныне, вместе с ханом, радеют вас обмануть, покамест будет возможно немцев победить, а потом и за мужей вас не будут почитать, потому что весьма глубок и лукав он. Притом, нынешний ли или иной визирь будет, если победят немцев, то после сего великую награду иметь будут и станут вас воевать с великим гневом многих ради причин. Сего ради опять пишу вам, что если не будут освобождены Украина и Иерусалим и если из Подолья не будут выгнаны турки, не делайте мира с ними, но стойте крепко, как вас Бог наставит, а когда Украина избавлена будет, то и они посмирятся и тогда Иерусалим взят будет. Если же станете мир заключать и будете вначале предлагать о Иерусалиме, а они вам не отдадут, вы мира не заключайте, турки за то убьют визиря, поелику он напрасную войну причинил. Случай имеете, дабы поганцы смирились, и не пропустите его, мы вам советуем, а Бог наставит державу вашу к лучшему. Притом говорим и то, что если турки захотят отдать вам и весь Иерусалим, а Украины не уступят и из Подолья не выйдут, не делайте мира, потому что если они засядут в Подолье, то, как сыщут удобное время, не будут молчать по своему обыкновению. Только пособляйте полякам и иным, покамест здешние погибнут, которые суть великое зло и последнее, а потом удобно и иные погибнут, наипаче татары, которые побивают христиан. А буде татары погибнут, то и турки с ними и вся власть погибнет, и дойдет ваша власть до Дуная; а если целы будут татары, то они вас обманут, ибо впредь такого времени не сыщете, как ныне... Ныне вам пишем, не только о Иерусалиме радейте, но и о других местах, о коих упоминали выше, потому что когда между государей необходима война, то мир тогда заключать грех. Досаждая вам, отдали Иерусалим французам и вас ни во что ставят. Смотрите, как смеются вам: ко всем государям послали грамоты, что учинился новый султан, а к вам не пишут ничего; раззорили Украину и заключили с вами мир, а ни в чем постоянства не показали, они думают как умножиться в Подолии, поднять на вас поляков и татар и воевать вас день и ночь. Татары - горсть людей, а похваляются, что берут с вас дань: посему как татары подданные туркам, также и вы подданные им. Много раз вы хвалились, что хотим сделать то и другое, и всегда только являлись слова, а дела не явилось ничего. Ныне время, когда все государи христианские возстали; обманывают поляков и льстят им, и поляки советуют вам, а когда утвердится их дело, то намерение их никогда с вами мира не иметь, но всегда войну. Сих ради причин и что за тем последует, бдите, труждайтесь, радейте, имея в виду будущия такия причины; вы же молчите и не делаете угоднаго ни Богу, ни человеку. А если станете действовать, то и мир царству вашему доставите, и во всем мире славу и честь получите, а народу православному великую помощь окажете и, наконец, в Царствии Небесном будете равноапостольнии"*.
______________________
* Греческие дела 7200 г. № 1.
http://dugward.ru/library/kapterev/kapterev_dosifey.html