Премьер-министр тут же заявил, что в войне против терроризма Израиль будет использовать все имеющиеся у него средства. В рамках новой политики силовые ведомства получили право принимать решения по введению чрезвычайных мер против Палестины. Правда, оговаривается возможность того, что политика может быть изменена в случае “если Палестинская автономия выполнит свои обязательства в рамках соглашений по предотвращению терроризма, наказанию террористов и уничтожению террористической инфраструктуры”.
Как только был принят документ, Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) получила полную свободу действий на палестинских территориях. Войска вошли в палестинские города Рамалла, Наблус, Дженин, Дейр эль-Балах. Они взяли в окружение резиденцию Арафата в Рамалле, израильские ВВС разбомбили в городе здание управления палестинской полиции и уничтожили вертолеты Арафата. В результате авианалетов и танковой атаки Рамалла осталась без электричеста, уничтожена передающая станция “Голоса Палестины”.
Удары с воздуха были нанесены по сектору Газа и по лагерю палестинских беженцев в районе Хан-Юниса. Ракетным залпом истребителя-бомбардировщика F-16 разрушено здание Совета Палестинской автономии в населенном пункте Сальфит, а бульдозеры инженерного подразделения ЦАХАЛ разломали некоторые строения единственного палестинского международного аэропорта и взлетно-посадочную полосу в Дахании.
Армия и полиция усилили патрулирование во всех городах Израиля. Как указывают местные СМИ, стражей порядка уже не хватает, и для несения службы в чрезвычайной ситуации направляются сотрудники непрофильных и учебных подразделений полиции. Отменены все отпуска и увольнительные. Некоторые части переведены на казарменное положение. Если это еще и не война, то явная попытка части израильского руководства попробовать решить палестинскую проблему одним чрезвычайно решительным ударом.
Ясир Арафат назвал действия ЦАХАЛ объявлением войны и предупредил, что она из небольшого конфликта может перерасти в большую региональную войну. С последней надеждой он обратился к международному сообществу – и прежде всего к США – с призывом защитить палестинцев. Однако здесь его постигло полное разочарование. В Вашингтоне во всеуслышание объявили, что Израиль имеет право на самооборону. “Израиль защищается”, – заявил представитель Белого дома, комментируя информацию об авиаударах ВВС Израиля по штаб-квартирам террористов, причастных к воскресным терактам. Президент Джордж Буш подчеркнул, что именно сейчас те, кому дорог мир на Ближнем Востоке, должны начать “серьезную борьбу с террором”. Он призвал Арафата сделать все, чтобы организаторы террористических акций понесли за них заслуженное наказание.
Но самое существенное по своим последствиям заявление сделал Джордж Митчелл инициатор плана урегулирования палестино-израильского конфликта. Выступая в студии CNN, он сказал, что американская администрация не видит никакой разницы между терроризмом Усамы бен Ладена и деятельностью многочисленных палестинских экстремистских группировок (sic!). Вследствие чего и меры борьбы с террором и в том и в другом случае должны быть одинаковы. США, кстати, уже заморозили счета трех организаций, подозреваемых в связях с ХАМАС. Намеки Вашингтона были донельзя прозрачными и не требовали никаких комментариев.
Что ж, действительно, американцам сейчас можно не оглядываться на позиции мусульманских государств. Когда война в Афганистане не превратилась в битву христиан и мусульман, Вашингтон ослабил крепкую хватку, которой он держал Израиль. Проблема в том, что палестинцы так и не поняли, что американцы выдали Израилю карт-бланш на любые “адекватные” террористическому вызову меры. Единственное, что они попросили взамен, так это не трогать Арафата. Всем понятно, что его уход повлечет за собой рост экстремизма на палестинских территориях и в Израиле. А в образовавшийся вакуум ринутся радикально настроенные представители ХАМАС или “Исламского джихада”.
Но вопрос как раз и заключается в том, что Арафат как никогда близок к тому, чтобы потерять пост главы Палестинской автономии. Своей политикой Израиль и Америка фактически загнали его в угол. Израиль добился-таки своего: Буш потребовал от Арафата усилить борьбу с террористами и арестовать всех, кто повинен в терактах.
Что оставалось делать лидеру палестинцев, теряющему свою популярность в палестинском обществе? Он принял решение ввести чрезвычайное положение на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Запретил всем палестинцам, за исключением сотрудников полиции, ношение огнестрельного оружия. Палестинскими спецслужбами и полицией арестовано около 100 человек, поддерживающих отношения с ХАМАС и “Исламским джихадом”. Среди них представители руководства ХАМАС Исмаил Абу Шанаб, Исмаил Хания, а также начальник канцелярии духовного лидера организации шейха Ахмеда Ясина. Сам Ахмед Ясин вроде бы помещен под домашний арест.
Кстати, из-за шейха Ясина произошло боестолкновение между сторонниками ХАМАС и спецслужбами Арафата, в котором проявилась вся парадоксальность сложившейся ситуации. Дело в том, что и те и другие объявлены террористами. С одной лишь разницей, первые защищают шейха Ясина от “коррумпированного руководства Палестинской автономии”, вторые – принимают меры против экстремистов с целью “защиты национальных целей палестинцев” и их “международного престижа, который сильно пострадал по причине терактов”.
Как бы там ни было, ясно одно – в глазах палестинцев Ясир Арафат потерял лицо. Восстанавливать его имидж тяжело, но необходимо, поскольку в противном случае дальнейшая эскалация конфликта неизбежна. Причем с еще более непредсказуемым результатом, нежели если бы Арафата попросту убрали.
Но и это невозможно, поскольку этого не позволят США и Европа, которым Арафат все еще нужен как равноправный участник будущих мирных переговоров. Всем понятно, что возобновлять переговорный процесс когда-нибудь придется, не сегодня, так завтра. Это только в сердцах израильские политики бросают фразы о том, что “не видят больше смысла в переговорах с палестинцами”.
Большинство реально смотрящих на вещи политиков понимают: альтернативы Арафату нет. Как, собственно, нет альтернативы мирным переговорам. Ведь силовой нажим ЦАХАЛ на Палестину никогда не приведет к желаемым результатам, кроме еще большего кровопролития. А кроме того, крупномасштабная палестино-израильская война может дискредитировать войну с международным терроризмом и превратить ее не в часть контртеррористической операции, хотя есть соблазн прикрыться ее лозунгами, а в банальное выяснение отношений, с большими потерями с обеих сторон. Так что пора останавливать “коварную руку поджигателей войны”, с чьей бы стороны она ни тянулась, и возвращаться к “круглому столу”. Силы на это найдутся, было бы желание.
http://www.continent.kz/2001/24/16.html