Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Аорсы и савиры (Прочитано 8334 раз)
Pioner
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 623

УГАТУ
Аорсы и савиры
17.06.2020 :: 12:17:22
 
Аорсы, считаются племенем и известны с времен сарматов, о о которых в «Географии» Страбона (начало I в.) расселение племён на территории начиная с низовий Волги на севере до Кавказских гор на юге, от реки Дон на западе до Уральских гор на востоке представить следующим образом: сарматы на севере, затем скифы-кочевники, живущие в кибитках, потом аорсы и сираки, проживавшие до Кавказских гор» По Вики
Аорсы, впрочем, живут по течению Танаиса
— Страбон. География в 17 книгах. М., 1994. — С. 480.
Савиры впервые упомянуты «Птолемеем (II в. нэ) в трактате «География» (кн. 3, гл. 5, 22), который помещал их в списке народов Сарматии после аорсов возле Рипейских гор.» То есть они были известны наряду аорсами с времен сарматов, считающихся ираноизычными.
Савиры известны также как савиры (сабеирои) или свар, савар, сувар, «суван» (суан),  «суваз», савыр, савыр, саварт, сабир, сибир, сибыр, сипыр, сепер.
«...реальной является только ротацированная форма сувар, восходящая к более ранней форме сабир, о чём свидетельствуют все исторические источники (за исключением Ибн Фадлана), ср.: Птолемей (II в.) — савар; Приск Паннийский (V в.) — сабир; Захария Ритор (V в.) — сабир; Прокопий Кесарийский (VI в.) — сабир; Мовсес Хоренаци (VI в.) — савир; Менандр Протектор (VI в.) — сабир; Иордан (VI в.) — савир, сабир; Феофилакт Симокатта (VI—VII вв.) — сабир; Константин Багрянородный (X в.) — сабар асфал — «белые сабиры»; Ибн Хордадбех (IX в.) — сувар; аль-Масуди (IX—X вв.) — савардия; эль-Балхи (X в.) — сувар; Ахмед ибн Фадлан (X в.) — суваз; аль-Истакри (X в.) — сувар; ал-Мукадесси (X в.) — сувар; Иосиф, хазарский каган (X в.) — сувар; Худуд аль-Алам (X в.) — сувар; Ибн Хаукаль (X в.) — сувар; Махмуд Кашгари (XI в.) — сувар; аль-Гарнати (XII в.) —сувар; ал-Идриси (XII в.) — сувар; Якут (XIII в.) — сувар; булгарская эпитафия (XIV в.) — сувар; карта Фра Мауро (1459 г.) — веда суар.»
Егоров Н. И. Примечания // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. —  С. 59.
Этноним «севордии» имеет сходство с этнонимом «савир-ы» («сабир-ы», «савар-ы») … «Савир-ы» известны по источникам II—X веков (Птоломей, Иордан, Прокопий, Агафий, Захария Ретор, Симоката, Малала, Ибн Хордадбех, Масуди) 3. И. Ямпольский (Баку). Об этнониме «севордии», с. 84. 
Сабиры (или савиры) на поле боя выступали как тяжеловооруженные конные воины - именно так идентифицирует их Агафий ... В. А. Дмитриев. «Всадники в сверкающей броне»: Военное дело сасанидского Ирана и история римско-персидских войн.— СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008.—368 с. (Серия «Militaria Antiqua», XII).
«Этимон слова сапир/савар/савир/сабир/сувар  восходит к персидскому  sävar — «всадник», «наездник», «умелый» [Миллер 1953: 294], на кл. перс. sävār. В османском диалекте слово приняло форму сӳвар [Радлов 1905: 851]. В сасанидском войске имелись привилегированные корпуса асавира (asawȋra, в новоперсид. —   sawâr/suwâr, asâwira»,
Салмин А. К. История чувашского народа: анализ основных версий. — СПб.: Нестор-История, 2017.
Вывод: Термин «савир» обозначает конного воина. Савиры конное войско, а не племя.
Орс, аорс это формы орос/ рос – богатырь, воин в тюркском языке. По Акопов Г.Б. «Этимология названия "рус" в свете теории этнической консолидации» и М. Уралов. Заметка о термине «рус/рос». https://m-uralov.livejournal.com/2692.html. Нередко считают орсов савирами. (см. Происхождение Хунз и орсы. https://tsortv.ru/huns/)

Тюркские воины это обычно конники. Таким образом. аорс и савир синонимы и имеют значения «конный воин».
Вывод: Термины «савиры» и «аорсы» означают «конные воины» в персидском и тюркском языках, являются синонимами и представляют социум.
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать