Земляк
Старожил +
Вне Форума
Сообщений: 939
г. Благовещенск. Амурская обл.
Пол:
|
Васильевич, думаю то, что предлагал Троцкий со товарищи, требует не цитаты, но более глубокого рассмотрения. Поэтому я, пока, не буду отклоняться от начатого повествования. Извините. Итак. Год 1927. Год, когда с Троцким, и вообще «левой», «новой» и «объединенной» оппозициями, было покончено. То есть, их обвинили в антипартийной деятельности и уже начали готовить репрессивные меры. Тем не менее, 15 съезд партии, еще не рассматривает вопрос об административных мерах по улучшению ситуации с хлебозаготовками. План которых, не выполняется. Не желают крестьяне продавать хлеб. И государственные закупочные цены малы, и товаров народного потребления нет, и, что не всегда учитывают, уже начался процесс обесценивания червонца, как твердой валюты. Вопрос инфляции, это то же интересный вопрос, и мало обсуждаемый. Но ведь если товаров мало, а платежеспособность велика, значит, рост цен будет обязателен. Это совсем не значит, что крестьяне не платили налогов. Платили. А вот хлеб продавать государству не желали. Тем более еще сохранялся рынок, сохранялись крупные перекупщики хлеба, которые составляли государству конкуренцию в области ценообразования. Если проще. Продал крестьянин зерно перекупщику или где еще, вырученными деньгами оплатил налоги, и все его обязательства перед государством выполнены. Как и сейчас. Заплатил налоги, спи спокойно. Повысить цены на промтовары, ради стабилизации рынка, партийное большинство не желало, по политическим мотивам. 15 съезд партии проходил 2-19 декабря 1927 года. Посмотрите, что говорил Сталин по поводу крестьянства в целом и кулаков в частности. Первое, про крестьянство
«Где же выход? Выход в переходе мелких и распылённых крестьянских хозяйств в крупные и объединённые хозяйства на основе общественной обработки земли, в переходе на коллективную обработку земли на базе новой, высшей техники.
Выход в том, чтобы мелкие и мельчайшие крестьянские хозяйства постепенно, но неуклонно, не в порядке нажима, а в порядке показа и убеждения, объединять в крупные хозяйства на основе общественной, товарищеской, коллективной обработки земли, с применением сельскохозяйственных машин и тракторов, с применением научных приёмов интенсификации земледелия. Других выходов нет.
Без этого наше сельское хозяйство не в состоянии ни догнать, ни перегнать наиболее развитые в сельскохозяйственном отношении капиталистические страны (Канада и т. п.).»
То есть ясно и понятно. Надо объединяться, «постепенно и неуклонно», но «не в порядке нажима, а в порядке показа и убеждения». Ну а фраза «Других выходов нет.» вполне понятна, ибо не идти же революционерам по пути капиталистов, если они собрались «догнать и перегнать» капиталистические страны в области продукции сельского хозяйства.
Второе, про кулаков:
«Мы имеем, далее, известный рост кулачества в деревне. Это - минус в балансе нашего хозяйства. Всё ли делается для того, чтобы ограничить и изолировать экономически кулачество? Я думаю, что не всё. Не правы те товарищи, которые думают, что можно и нужно покончить с кулаком в порядке административных мер, через ГПУ: сказал, приложил печать и точка. Это средство - лёгкое, но далеко не действительное. Кулака надо взять мерами экономического порядка и на основе советской законности. А советская законность не есть пустая фраза. Это не исключает, конечно, применения некоторых необходимых административных мер против кулака. Но административные меры не должны заменять мероприятий экономического порядка. Нужно обратить серьёзное внимание на извращения партийной линии в области борьбы с кулачеством в практике наших кооперативных органов, особенно по линии сельскохозяйственного кредита.»
Подобное высказывал и верный соратник Сталина Молотов, на том же съезде. Кулака, с точки зрения партийного большинства, надо было «взять мерами экономического порядка», при «некоторых административных мерах»
Товарный голод не особенно волновал Вождя
«У нас есть, например, элементы товарного голода. Это - минус в нашем хозяйстве. Но минус пока еще, к сожалению, неизбежный. Ибо тот факт, что мы развиваем производство орудий и средств производства более быстрым темпом, чем лёгкую промышленность,- этот факт сам по себе предопределяет, что у нас будут еще элементы товарного голода на ближайший ряд лет. Но мы иначе не можем поступать, если мы хотим двигать вперёд всемерно индустриализацию страны.»
А какие либо попытки его смягчить, путем импорта, называет глупостью.
«Есть люди, например наша оппозиция, которые черпают материалы для своей идеологии в спекулянтских хвостах и кричат о товарном голоде, требуя одновременно проведения политики "сверхиндустриализации". Но это, конечно, глупость, товарищи. Так могут говорить лишь невежды. Мы не можем и не должны свёртывать тяжёлую индустрию ради всемерного развития лёгкой промышленности. Да и лёгкую промышленность невозможно развивать в достаточной степени без ускоренного развития тяжёлой индустрии.
Можно было бы увеличить ввоз готовых товаров и смягчить таким образом товарный голод, на чём одно время настаивала оппозиция. Но это такая глупость, от которой должна была отказаться оппозиция. Другой вопрос, насколько умело ведётся у нас дело смягчения элементов товарного голода, что вполне возможно в наших условиях и на чём всегда настаивала партия. Я думаю, что именно в этой области не всё обстоит у нас благополучно.»
Вот так закончился 1927 год. А вот что было дальше, очень интересно, для понимания истоков сельхоз реформы с ее коллективизацией и раскулачиванием.
|