РОстислав
|
Вендельская культура и славянская мифология.
Вендельский период в начальной истории Швеции (550 – 800 гг.) имеет особо важное значение. Он характеризуется разгромом державы Инглингов, взлетом культуры, особым, уже сложившимся погребальным обрядом – трупоположением в ладье, не присущим до этого Скандинавии. Следующий период – « эпоху викингов»( IX - XI вв.) ученые считают в известной степени продолжением и развитием Вендельского периода, в качестве основного аргумента приводя факт сохранения и расширения погребений в ладье, в основном уже трупосожжений, как мужских, так и женских. Сегодня захоронения в ладье большинство отечественных и зарубежных ученых считает типично скандинавским ( шведским ) погребальным обрядом, на этом основании называя скандинавскими любые подобные захоронения, в том числе и на территории Древней Руси. Погребение знатного руса в ладье, описанное Ибн – Фадланом, также объявляется скандинавским, а русы соответственно– скандинавами. Накопленный археологический материал по Древней Руси создает противоречивую картину: скандинавские погребения перемешаны со славянскими, в скандинавских погребениях славянские вещи, а в славянских – скандинавские ( а в тех и других – вещи финоугорские и арабские ); производство : вещи-гибриды, - то ли скандинавские ремесленники делали изделия применительно к славянской среде, то ли славянские мастера копировали скандинавские образцы. Кроме того, налицо противоречие между скандинавской трактовкой ряда погребений и вещей на Руси и письменными источниками : вторая половина IX - X вв. основные находки скандинавских вещей и в то же время сообщение летописца Нестора о том, что варяги-русь – славяне; XI век – сообщение русских и скандинавских источников о приходе с Ярославом скандинавов и одновременное исчезновение «скандинавских вещей» в археологических находках.
Чтобы разобраться в этих противоречиях, необходимо вернуться к Вендельской культуре, отражение которой мы находим в Вендельском похоронном обряде, источнике т. н. «скандинавской» культуры и «скандинавского похоронного обряда.
Погребальный обряд отражает религиозные представления народа, его совершающего. Следовательно, необходимо выяснить, чьим религиозным представлениям могли соответствовать вендельские трупоположения в ладье. Для этого рассмотрим скандинавскую и славянскую мифологию и практику. И у скандинавов, и у славян трупосожжение считалось наиболее быстрым и легким способом освобождения души от мертвого тела и достижения ею или Валгалы, или Рая-Ирия. На первый взгляд, вендельские трупоположения ни к скандинавам, ни к славянам отношения не имеют. Действительно, ни те, ни другие не должны были хоронить своих лучших представителей через трупоположение, так как это бы означало невозможность для души сразу достичь наивысшего состояния, ее долгие мучения в медленно гниющем теле. Не случайно русский купец, сопровождавший ибн – Фадлана на похоронах, заявляет ему : «Вы, о арабы, глупы,... Воистину, вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в прах (землю) и съедают его прах и гнус и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас»". Но если мы внимательнее рассмотрим мифологии скандинавов и славян, то обнаружим очень интересные моменты. В славянской мифологии мир порождается действием светлых и темных сил и имеет троичную структуру, отражаемую мировым деревом : верхний мир – мир светлых богов, нижний мир – мир темных богов и средний мир людей, расположенный между этими двумя мирами ( или нижняя часть светлого мира ). Между светлыми и темными богами идет непрерывная борьба, и мир существует,пока светлые боги одерживают победу. Победа темных сил означа бы гибель всего мира и,соответственно, мира людей. Для славянина мир людей является важнейшим; в этом мире он живет и здесь же возрождается в потомках душа умершего человека. Ирий, часть мира светлых богов, имеет в данном контексте ценность постольку, поскольку является промежуточной ступенью между смертью человека и последующим возрождением его души. Сохранение мира людей напрямую связано с победой светлых сил над темными,что определяет активное участие славян в этой борьбе. Данная борьба идет по двум направлениям : -борьба с людьми, вставшими на сторону темных сил и пытающихся уничтожить привычный мир, мир людей ( = славянский мир ); - так и борьба с темными силами, протекающая в разных формах ( умиротворение темных сил, их нейтрализация жертвами и заклинаниями, прямая борьба с ними в одном ряду со светлыми богами…). На переднем плане этой борьбы – славянские жрецы, жрецы-воины светлых богов, названные по имени главного бога Сварога, - варягами . Славянский воин-жрец приносил в жертву светлым богам и миру людей свою земную жизнь со всеми ее радостями и печалями ( интересно, что одно из значений слова « князь» у славян означает « жених», т.е. человек, еще не познавший полноту радостей жизни и которому это предстоит в будущем ). Но было и особое самопожертвование, которого удостаивались лучшие из варягов, варяги-князья. Оно заключалось в принесении в жертву не только конкретной земной жизни, но и будущих возрождений души в последующих жизнях. Смысл такой великой и страшной, с позиции славянина жертвы, - в перенесении борьбы с темными богами на их территорию, в нижний мир. Практической реализацией данной сверхжертвы, ставящей человека вровень со светлыми богами, и были трупоположения в Вендельский и последующий периоды. Активная борьба с темными силами в нижнем мире объясняет как наличие в данных захоронениях по несколько щитов, мечей и т.п., так и разнообразных средств передвижения в этом мире : основное – ладья ( как у Даждьбога ), а также конь ( как у Перуна ), - или как верховой, или запряженный в повозку и сани ( в дальнейшем – снабженный ледоступами ). Кроме того, ритуальный характер оружия, шлемов предполагает захоронение воина-жреца.
Захоронения в ладье, до вендельского периода чуждые Скандинавии и не имеющие корней в скандинавской космологии, соответствуют представлениям славян о способе передвижения Даждьбога по темному миру. Набор животных в вендельских захоронениях многообразен. Но главным ритуальным животным, судя по дальнейшему развитию обряда ( эпоха « викингов», IX – XI вв.) , является конь. Из народов балтийского побережья культ коня, гадание с использованием коня и принятие на основе этого важнейших решений были присущи именно прибалтийским славянам, в частности,славянам острова Рюген.
Кроме того, весьма показательны детали вендельских изображений : усатые и безбородые ( или с коротко стриженной бородой ) лица воинов; шлемы с изображением хищных птиц и кабанов; копья с ромбическими наконечниками ( см. ОБЛИК РУСОВ. Л.Р. Прозоров ) Таким образом, можно сделать промежуточный вывод : вендельские захоронения, характеризующиеся богатыми трупоположениями в ладье, соответствуют религиозным, мифологическим представлениям прибалтийских славян.
Теперь рассмотрим некоторые особенности скандинавской космологии применительно к вендельским захоронениям. Мир сотворен богами – асами посредством убийства и расчленения одного из великанов. Структура мира троичная : мир богов - Асгард, мир людей и то, что его окружает – Митгард и Утгард и мир мертвых – преисподняя, царство Хель. Но эта троичность внешняя, несущественная в скандинавской мифологии. Все основные события : от сотворения мира и его развития до Рагнарека - его гибели, связаны с Асгардом, миром богов. Главная темная сила – Локи, является одним из асов; основные противники богов-асов в Рагнареке порождены опять же Локи - одним из них; развитие сюжета, связанное с убийством одного из богов и последующим наказанием Локи – также внутренние дела богов и, по существу, никакого отношения к миру людей и преисподней не имеющие. Мир людей в скандинавской мифологии, в отличие от мифологии славянской, особой ценности не представляет. Если для славянина мир людей является важнейшей частью мира, местом бесконечного возрождения человеческой души, вокруг которого и разворачивается борьба светлых и темных богов, то для скандинава мир людей – не более чем средство его душе попасть в Валгаллу, где она будет развлекаться до Рагнарека и своей окончательной гибели. ( При знакомстве со скандинавской мифологией поневоле делаешь вывод о ее эклектичности ( суп, каша и компот в одной кастрюле ) : представление о преисподней с душами негероев и, судя по всему,женщин, которая отделена рекой и вход в которую охраняет собака – что-то уж очень напоминает царство Аида; ясень, мировое дерево скандинавов, есть дурно понятое и искаженное представление о дубе-ясене,мировом древе славян. Мировое древо славян органично олицетворяет триединство мира; ствол является как миром людей, образно представленных в виде пчел,собирающих мед, так и дорогой, соединяющей все три мира, по которой движутся боги, души людей и животных. У скандинавов ствол мирового дерева – дорога, по которой носится туда-обратно белка, функция которой состоит в передаче ругательств снизу вверх и обратно, листья и ствол грызут олени, а предсказательницы судьбы,вместо своих прямых обязанностей, замазывают грязью израненное дерево. Что это, как не представления лесного дикаря, наблюдающего и описывающего поведение белок и оленей в природе? Образ Локи как « падшего» бога, отправленного в преисподнюю и конечная гибель мира, ничтожность человека – искаженные скандинавской фантазией представления христиан о «падшем ангеле», дьяволе; неотвратимость, предопределенность Судьбы – отражение представлений римлян, а затем и византийцев о Фатуме…). Так стоит ли беспокоится о людях в частности и о мире людей в целом, если в данный момент этому миру по-существу ничего не угрожает? Если гибель мира предопределена и произойдет в будущем? Если действия людей ( или их душ ) не в силах что-либо изменить? Ответ очевиден. Ценность мира людей для скандинава близка к нулю. Если, исходя из скандинавской космологии, мир людей для скандинава особого значения не имеет, защитить его он не в силах, то можно ли говорить о вендельских захоронениях как о скандинавских, если данный обряд захоронения никак не связан с религиозными воззрениями скандинавов ( идеологическая сторона – необходимость защиты мира людей прямой борьбой с темными силами в их мире; практическая сторона – ладья как средство передвижения по темному миру)?
Ответ очевиден : вендельцы и, соответственно, вендельский период ( 550 – 800 гг.) с его культурой, никакого отношения к скандинавам, судя по похоронному обряду, не имеют.
Чем практически можно подтвердить славянскую природу вендельского похоронного обряда?
Русскими народными сказками и былинами, которые, по одному меткому высказыванию, являются мифом, утратившим свою религиозность. Следовательно, существует возможность восстановления, хотя бы частично, мифологии народа из его сказок и былин. В частности, можно проверить, насколько я был прав, настаивая на славянском содержании Вендельской культуры.
Возьмем следующие сказки : Иван Крестьянский сын и Чюдо-Юдо,Иван Кухаркин Сын, Иван Коровий Сын, Иван Медвежий Сын, Иван Собакин Сын. В этих сказках побратимы-братья ( по съеденной мамами золотой рыбке ), как только немного подросли, отправляются биться с темной силой на Калинов мост через речку Смородину, которая отделяет мир людей от мира мертвых. После уничтожения Змеев Горынычей главный герой проникает в мир мертвых и, разведав замыслы Змеищи — матери и вдов Горынычей, побеждает и их. Итак,группа побратимов бьется с темными силами в этом мире, вторгаясь и в мир мертвых для обеспечения окончательной победы.
|