Абрамович Генрих Наумович (р. 1911) — советский учёный в области теоретической и прикладной газовой динамики и теории воздушно-реактивного двигателя, доктор технических наук (1939), профессор (1939), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972). После окончания Московского инженерно-строительного института имени В. В. Куйбышева (1933) работал в Центральном аэрогидродинамическом институте; в 1945—1985 заведующий кафедрой реактивных двигателей Московского авиационного института, одновременно работал в ЦИАМ [1]. Премия имени Н. Е. Жуковского (1940). Государственная премия СССР (1943). Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями.
Особым и, как мне кажется, весьма полезным периодом моей деятельности в ЦАГИ [2] и НИИ-1 являлось участие в изучении немецкой авиационной ракетной и космической науки и техники во время войны 1941- 45 гг. Я был руководителем группы специалистов НИИ-1, входивших в комиссию МАП по изучению трофейной техники, вылетевшую в Германию в последние дни войны (18 апреля 1945 г., т.е. еще до взятия Берлина, к тому времени полностью окруженного советскими войсками).
БЕРЛИН
Мое знакомство с немецкой реактивной техникой началось зимой 1944-45 гг. Первый серьезный объект, доставшийся нам, — трофейный ЖРД от ракеты «Фау-2″, доставленный зимой начала 1945-го в НИИ-1 из Польши. Это был хорошо сохранившийся
серийный двигатель тягой 35 тонн, использовавший в качестве топлива керосин, окислитель — жидкий кислород. Компоненты подавались в камеру через центробежные форсунки. Стенки двигателя охлаждались топливом, проходившим через рубашку, охватывавшую сопло и камеру сгорания. Достаточно сказать, что по мощности этот двигатель на порядок превосходил имеющиеся у нас. Ю.А. Победоносцев в научно-спортивном азарте тут же пролез сквозь сопло внутрь двигателя, с фонариком осматривая форсунки и стенки огневой камеры и докладывая «наружу» обо всем увиденном. Такой азарт был типичной чертой Ю.А. Победоносцева. Помню, как в 1940 году, когда в ЦАГИ начали эксплуатироваться большие аэродинамические трубы, для их осмотра приезжали многие деятели науки и техники. Мне, как участнику создания этих труб, не раз приходилось быть экскурсоводом. Водил я по ЦАГИ академиков А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицу, министра высшего образования С.В. Кафтанова и других. Запомнилось посещение двух молодых ученых-спортсменов: Ю.А. Победоносцева и А.Б. Мигдала (впоследствии выдающегося академика). Оба они, войдя в форкамеру большой самолетной трубы и увидев перед собой бетонную гору — круто уходящую вверх внутреннюю стенку рабочего сопла, захотели взбежать по ней и добраться таким путем до среза сопла (начала рабочей части трубы). С большим удовольствием составил им компанию и я. И вот в несколько секунд, при некотором замешательстве присутствовавшего начальства, «гора» была покорена.
Но вернемся к трофейной технике. Следующий, более серьезный шаг (после знакомства с двигателем Фау-2) был сделан нами — работниками авиации — непосредственно в Германии, куда перед концом войны по следам наступающей армии были направлены из многих министерств группы ученых и инженеров. Задачей их было собирание, комплектация, обеспечение сохранной доставки в соответствующие институты и квалифицированное изучение объектов трофейной новой техники. Нашу комиссию возглавлял генерал-майор Н.И. Петров (начальник НИИ самолетного оборудования — НИСО); членами комиссии были К.Н. Суржин (зам. начальника ЦАГИ), В.Д. Владимиров (зам. начальника ЦИАМ), Г.Н. Абрамович (зам. начальника НИИ-1), С.Р. Амбарцумян (зам. начальника ВИАМ). Каждый из членов комиссии возглавлял подкомиссию, которая ведала соответствующим направлением техники (по специальности представляемого ею института). Все члены комиссии получили звания полковников, члены подкомиссии — звания пониже.
В моей подкомиссии, занимавшейся реактивной и ракетной техникой, состоял подполковник ракетных войск Демков, назначивший себя моим телохранителем; повсюду он сопровождал меня с автоматом и только мешал работе, которая была напряженной, требовала наблюдательности, сообразительности, быстрой ориентации и умения вытащить на контакты немцев, которые должны были отыскать нужные объекты, раздобыть документацию, разъяснить исторические и технические детали, относящиеся к тому или иному объекту.
здесь еще немножко как начиналась "советская наука" после 2 МВ....
Войдя в зал, я сразу увидел грязно-чёрный раструб, из которого торчала нижняя часть туловища Исаева. Он с головой залез через сопло в камеру сгорания и с помощью фонарика рассматривал внутренности.
Рядом сидел мрачный генерал В.Ф. Болховитинов.
Я спросил:
- Что это, Виктор Фёдорович?
- Это то, чего не может быть! - последовал ответ.
ЖРД таких размеров в те времена мы себе просто не представляли.
...
Высокое военное руководство - заместители наркома обороны, быстро меняющиеся начальники Генерального штаба Б.М. Шапошников, К.А. Мерецков, а затем и Г.К. Жуков, нарком обороны С.К. Тимошенко - не представляло себе тактических возможностей этого нового оружия и никаких планов его использования в будущей войне не имело. Ни мы, ни американцы, ни англичане до 1945 года не
умели делать ЖРД тягой более 1,5 тонн. Да и те, что были созданы, обладали малой надёжностью, в серию не пошли, и никакой новый вид оружия с их применением так и не появился. А немцы к этому времени успешно разработали и освоили
ЖРД тягой до 27 тонн - в 18 с лишним раз больше! И к тому же производили эти двигатели в крупносерийном производстве тысячами!
http://www.energia.ru/rus/news/news-2009/public_12_2.html