Цитата:Я не припоминаю, чтобы где-то до Лютера с Кальвином кто-нибудь учил, что богатство от Бога (власть - да, учили такому).
конечно никто не учил, т.к. в христианстве считалось, что богатство с Богом не имеет ничего общего, даже наоборот:
"Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное"
Цитата:кальвинизм точно (а протестантская этика у Макса Вебера именно этика кальвинистская!) вменяет человеку в обязанность еще при жизни стремится прояснить, предопределен ли ты Богом к спасению
разве вменяет? по-моему, упорный труд там не для того, чтобы именно "выяснить", относишься ли ты к избранным душам.
там вроде речь не просто о богатстве, а о богатстве, приобретенным упорным трудом. и акцент даже не столько на богатстве (которого не каждому дано достигнуть, да и что и с какой суммы считать богатством), а именно на упорном труде (который, если будет достаточно упорным, наверное приведет к богатству). т.е. богатство - только как денежное выражение упорного труда.
опять же подумайте о женщинах - как в их случае обосновывали избранность души, если они обычно не вели дела и не зарабатывали денег? в их случае больше налегали на труд.
а логика там хитрая, она не совсем логика
скорее психологическая ловушка. там, мне кажется, все исходит не из желания выяснить, принадлежишь ли ты к избранным душам, а из страха узнать, что ты к ним не принадлежишь.
вот рождается в кальвинистской семье ребенок. ему с детства внушают аксиому проо упорный труд, т.е. для него вообще как бы не стоит вопрос, стоит или не стоит ему упорно трудиться (если после смерти все равное все узнаешь), для него жизнь = труд, без вариантов.
если он ловит себя на том, что ему хотелось бы немного полениться, или на том, что он не трудится или беднеет, в голову сразу закрадываются сомнения - "неужели моя душе не избранная???" и чтобы самого себя успокоить - "да нет, не может быть, это просто минутный приступ слабости, а так-то я тот еще трудяга" - приходится снова и снова упорно трудиться.