Неоднократно убеждался, что в интернете можно найти много ложной информации, однако подобная информация зачастую перемешивается с правдивой. Дилетанский подход к информации удручает.
В одном месте пишется:
Цитата:Известны однако и весьма нелестные отзывы о гигиене славян летописцев VI века Прокопия и Маврикия: «Славяне мало пеклись о своей наружности, в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде являлись они в многочисленные собрания людей. Греки, осуждая эту нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную красоту». По словам этих авторов, славяне мылись только 3 раза за всю жизнь: в день рождения, свадьбы и смерти.
http://www.clubsaun.ru/article.php?id=227В другом:
Цитата:Византийский историк Прокопий Кесарийский, живший в V в. н.э. пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали и в день рождения, и перед свадьбой, и... после смерти.
http://www.nnre.ru/zdorove/bani_drevnei_rusi_i_rossii/p1.phpОднако такой информации про славянские обычаи ни у Маврикия, ни у Прокопия не существует. У Прокопия можно встретить о славянах такое: «Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы»
1.
В третьем случае Прокопию приписываются такие слова:
Цитата:Византийский историк Пракопий Кеасарийский, живший в V веке, писал, что баня сопровождала древних славян всю жизнь, омывая их и в дни рождения, и перед свадьбой, и после смерти: «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней и на самом верху открывают окно для выхода дыма. В доме же всегда имеется резервуар для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которые приводят в движение воздух и притягивают его к себе и тогда открываются их поры и исходит излишнее из их тел, и текут из них реки, а приходят радость и улыбка». Далее он делает одно немаловажное замечание: что эти люди не знали ни чесотки, ни язв, ни чумы.
http://littlelion-simba.narod.ru/diplom/glava4.html#4Тут вообще невнимательность, этот текст имеется у Аль-Бекри
2, а никак не у Прокопия. Причём и век неправильный поставлен по отношению к Прокопию (см. также второй случай).
И подобной шелухи полно в интернете, далее разбирать бессмысленно. В который раз убеждаюсь, что дилетантский подход к источникам несёт только плохое.
Примечания:1 Прокопий Кесарийский. Война с готами. С. 297.2 Заходер Б. Н. Каспийский свод. Т. 2. С. 123.