Сармат
Частый гость
Вне Форума
Сообщений: 104
Москва
Пол:
|
При рассмотрении древней этнической истории Палестины нас будет интересовать, прежде всего, наличие в ней арийского элемента. Судя по имеющимся данным, таковой элемент в обозримой истории достигал ее территории несколько раз. Первая арийская волна, источником которой послужили занятые баденской культурой земли на среднем Дунае, докатилась до Палестины в 34-33 вв. до Р.Х. Этот миграционный поток, прошедший по территории Болгарии, Македонии, Греции и Турции (Троя Ib), принес с собой такие элементы раннеарийской культуры, как постройки с апсидами на укрепленных поселениях, серая керамика, примитивный гончарный круг и орудия из меди. Их следы обнаружены на территории Палестины в Мегиддо, Иерихоне, Библе и других местах (Marija Gimbutas. Das Ende Alteuropas. Innsbruck, 1994. S. 63). В отличие от первого арийского миграционного потока, пришедшего на Ближний Восток с северо-запада, вторая волна расселяющихся ариев достигла территории Палестины с северо-востока. О ней стало известно после находки археологами большого количества египетских архивных документов, которые по-новому осветили историю Передней Азии во 2-м тысячелетии до Р.Х. Многие из этих документов содержали имена правителей мелких государств Сирии и Палестины, имеющие очевидно арийское происхождение. Так, известно о военной коалиции, возникшей в 14 в. до Р.Х. против семитского князя Урусалима (будущего Иерусалима) по причине его союзнических отношений с фараоном Египта. В состав этой коалиции входили, в числе прочих, князь города Кеилах (неизвестного Танаху) в области Хеврона по имени Суваардата и князь города Акшапа (в Танахе Акшаф) Индраута. Имя первого происходит от ведического слова svar или suar («Солнце») и означает «Созданный Солнцем», а имя второго имеет точное соответствие в Ригведе – Индрота и означает «Тот, кому помог Индра». Обнаруженные археологами документы содержат и другие имена арийского происхождения – князя Мегиддо Биридии, князя Аскалона Видии, князей Акры Зататны и Сураты, князя Дамаска Бирьявазы и пр. Уже ранее было известно, что государство Митанни на территории нынешнего северного Ирака в 16-14 вв. до Р.Х. имело княжескую династию и правящую аристократию арийского происхождения. Теперь же ясно, что группы ведических ариев, отколовшиеся от основного потока расселения, шедшего из южнорусских степей на полуостров Индостан, не только осели в Междуречьи, но и достигли Средиземного моря в районе Сирии и Палестины. Произошло это, скорее всего, в конце 17 – начале 16 вв. до Р.Х., в период правления в Нижнем Египте гиксосских завоевателей. По всей видимости, именно их представляют светловолосые люди, изображенные на стене гробницы египетского фараона Сети I (1290-1279 гг. до Р.Х.) в Долине царей. В сопроводительной надписи они именуются «князьями Ретену» (египетское название Палестины и Сирии). Филистимляне, которые прибыли на Ближний Восток в составе «народов моря» в 12 в. до Р.Х., также были народом арийского корня. Танах, рассказывая о столкновениях евреев с филистимлянами, постоянно именует последних «необрезанными» (ARELIM). Подобное определение никогда не применяется к врагам евреев семитского происхождения, включая ханаанеев. Археологические раскопки показали, что источником материальной культуры филистимлян была культура Микенской Греции, а лингвисты предложили убедительные индоевропейские этимологии для слов из их языка, упоминаемых в Танахе. С 12 в. до Р.Х. филистимляне владели пятью городами на южном побережье Ханаана. Они исчезли со страниц истории в 6 в. до Р.Х. после того, как их земли были завоеваны Вавилоном. Именно от филистимлян евреи должны были заимствовать представление о происхождении северных народов от единого предка по имени Иапет (в еврейском произношении Иафет). Согласно греческой священной истории, изложенной, в частности, Аполлодором, внуки титана Иапета Девкалион и Пирра возродили человечество после потопа:
Девкалин был сыном Прометея. Он царствовал в области Фтии и женился на Пирре, дочери Эпиметея и Пандоры: это была первая женщина, которую вылепили боги. Когда же Зевс захотел истребить медное поколение, Девкалион по совету Прометея сделал ковчег и, вложив в него необходимые припасы, сел туда вместе с Пиррой. Зевс разразился с небес страшным ливнем и залил водой большую часть Эллады, так что все люди погибли, за исключением немногих, которые укрылись в расположенных поблизости высоких горах. В те времена расступились горы в Фессалии и покрылись водой все те области, что расположены за Истмом и Пелопоннесом. Девкалион же носился в своем ковчеге по морю девять дней и девять ночей и причалил к Парнасу. Там, когда ливень прекратился, он вышел на берег и принес жертву Зевсу Фиксию. Зевс, послав к Девкалиону Гермеса, разрешил Девкалиону просить у него все, что ни захочет, и Девкалион пожелал возродить людской род. (Мифологическая библиотека. I, VII, 2)
Одним из сыновей Девкалиона и Пирры был Эллин, чьи сыновья Дор и Эол стали прародителями дорийцев и эолийцев, а внуки Ахей и Ион – ахейцев и ионийцев. Согласно родословной Иафета, изложенной в Книге Бытия, его сыновьями были Гомер (киммерийцы), Магог (лидийцы), Мадай (мидяне), Иаван (греки-ионийцы), Фувал (хетты-каппадокийцы), Мешех (фригийцы) и Фирас (фракийцы). Гомер родил Аскеназа (скифы), Рифата (пафлагоняне) и Фогарму (лувийцы), а сыновьями Иавана были Елиса (греки-элидяне), Фарсис (греки-тарсяне), Киттим (греки-киттийцы) и Доданим (греки-родосцы) (Быт. 10, 2-4). Как греческая священная история, так и еврейская сходятся в том, что Иапет был прародителем северных народов арийского корня (иапетитов). Объяснить это можно только заимствованием евреями генеалогического мифа филистимлян. Из всех земель Палестины нас более всего занимает ее северная часть – Галилея. Христос был урожденным галилеянином, как и все его ученики (Деян. 1, 11; 2, 7), за исключением предателя Иуды Искариота и Шауля-Павла, примкнувшего к апостолам уже после окончания земной жизни Спасителя. Иисусу Галилеянину (Мат. 26, 69) неоднократно противопоставляются иудеи как таковые (Иоан. 6, 41; 7, 1, 15, 35 и т.д.). Из Евангелий мы узнаем, что жители Галилеи отличались от иудеев, в том числе, своим языком (Мат. 26, 73, Мар. 14, 70). Чтобы понять причины подобного отличия, нам необходимо обратиться к истории этой области. Слово GELIL означает по-еврейски буквально «округ»; в Танахе северная оконечность Израиля именуется просто HA-GELIL: «На что Хирам, князь Тирский, доставлял Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые и золото, по его желанию, – князь Соломон дал Хираму двадцать городов в земле Галилейской (BE-ERETS HA-GALIL (sic!))» (3 Цар. 9, 11). В Септуагинте это имя нарицательное уже везде передается как имя собственное Galilaia. Галилея, географически отделенная от остальных земель Палестины Изреельской долиной, даже как самая северная область в составе Израильского княжества была населена в основном неевреями. Об этом свидетельствует повествование Книги Судей об обстоятельствах расселения в Ханаане колен Завулона, Асира и Неффалима, занявших земли будущей Галилеи: «И Завулон не изгнал жителей Китрона и жителей Наглола, и жили Хананеи среди них и платили им дань. И Асир не изгнал жителей Акко и жителей Сидона и Ахлава, Ахзива, Хелвы, Афека и Рехова. И жил Асир среди Хананеев, жителей земли той, ибо не изгнал их. И Неффалим не изгнал жителей Вефсамиса и жителей Бефанафа, и жил среди Хананеев, жителей земли той; жители же Вефсамиса и Бефанафа были его данниками» (Суд. 1, 30-33). Выражение «жил среди» свидетельствует о том, что еврейские завоеватели были лишь незначительным меньшинством среди ханаанейских обитателей севера Палестины, который резко отличался этим от более южных земель, где мощные колена Иуды и Ефрема сумели полностью подчинить себе доеврейское население. Израильский князь Иеровоам II (781-754 гг. до Р.Х.) в ответ на «бедствие Израиля, весьма горькое» (4 Цар. 14, 26) предпринял широкомасштабную военную кампанию и сумел подчинить власти Самарии северные земли «от входа в Емаф до моря пустыни» (4 Цар. 14, 25). Однако никакого влияния на демографическую ситуацию в Галилее это не оказало, о чем свидетельствует Исайя, пророчествовавший около 742-700 гг. до Р.Х.: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, за-Иорданскую страну, Галилею языческую (GELIL HA-GOYIM). Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9, 1-2). В правление Факея (740-731 гг. до Р.Х.) население северных областей Израильского княжества, включая Галилею, было уведено в плен ассирийским князем Тиглатпаласаром: «Во дни Факея, князя Израильского, пришел Феглаффелласар, князь Ассирийский, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху, и Ианох, и Кедес, и Асор, и Галаад, и Галилею (HA-GALILA (sic!)), всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию» (4 Цар. 15, 29). В ассирийских княжеских летописях эти события описываются под 734 г. до Р.Х. в рамках похода в Филистимскую землю. Тиглатпаласар заявляет: «Эту землю на всем ее протяжении я превратил в область Ассирии, посадил своих чиновников, наместников над ними. Всех ее обитателей вместе с их имуществом я увел в Ассирию. Их князя Пекаха (Факея) я убил» (E. Schrader. Die Keilinschriften und das Alte Testament. Giessen, 1883. S. 256). В 722 г. до Р.Х. при Саргоне II ассирийцы окончательно завоевали Израильское княжество и увели в плен его население: «В девятый год Осии взял князь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских» (4 Цар. 17, 6). В 1-й Маккавейской книге (ок. 1 в. до Р.Х.) наряду с просто Галилеей (1 Макк. 5, 14, 17-23, 55; 10, 30; 11, 63; 12, 47, 49) упоминается «Галилея иноплеменник» (Galilaia allophylon) (1 Макк. 5, 15), т.е. в Маккавейскую эпоху это понятие включало уже не только иноплеменный округ возле Кедеса (1 Макк. 11, 63), но также и лежащие далее к югу местности до большой равнины к юго-востоку от Птолемаиды (1 Макк. 12, 47, 49). Но даже в Галилее в широком смысле евреи составляли тогда лишь незначительное меньшинство. Первое свидетельство об участии населения этой местности в иерусалимском культе в послепленное время можно видеть в утверждении 2-й книги Паралипоменон о том, что во времена Езекии «некоторые из колена Асирова, Манассиина и Завулонова смирились, и пришли в Иерусалим» (2 Пар. 30, 11). Земли колена Завулонова примерно соответствовали тому, что впоследствии называлось нижней (южной) Галилеей, на юге с ними граничило колено Манассии, на севере – колено Асира. То, что летописец переносит события своего времени (3 в. до Р.Х.) во времена Езекии, свидетельствует об участии части населения Галилеи в культе, отправлявшемся в Иерусалимском храме. Однако евреи составляли там лишь незначительное меньшинство, о чем красноречиво свидетельствует повествование 1-й Маккавейской книги. После начала восстания против сирийцев в Иудее в 166 г. до Р.Х. к Маккавеям прибыли послы от галилейских евреев с сообщением о том, что на них идет войско из Птолемаиды, Тира, Сидона и «всея Галилеи иноплеменник» с целью истребить их. Тогда Симону Маккавею для похода было дано три тысячи воинов. «И отправился Симон в Галилею и произвел много сражений с язычниками, и разбиты им язычники. Он преследовал их до ворот Птолемаиды, и пало из язычников до трех тысяч мужей, и он взял добычи их. Также взял он с собою находившихся в Галилее и Арваттах [иудеев] с женами и детьми и со всем имением их и привел в Иудею с великою радостью» (1 Макк. 5, 21-23). Таким образом, вследствие этих событий в Галилее не осталось даже того незначительного еврейского населения, которое в ней было. В правление Маккавеев Иуды (166-160 до Р.Х.), Ионафана (160-143 до Р.Х.) и Симона (143-135 до Р.Х.) Галилея оставалась вне сферы еврейского влияния. То же можно утверждать в целом и о годах правления Иоанна Гиркана (135-104 до Р.Х.), завоевания которого, по сообщениям Иосифа Флавия, простирались не дальше Самарии и Скифополя (Иудейские древности. XIII, 10, 3; Иудейская война. I, 2,
|