«Зачем Гитлер объявил войну США»?! Несомненно, что Соединенные Штаты неизбежно вступили бы во 2 МВ и отнюдь не на стороне стран оси, вне зависимости от желания или нежелания Германии воевать с Америкой.
Вообще более-менее адекватно разобраться в причинах и обстоятельствах при которых США вступили во Вторую мировую войну невозможно без хот бы беглого рассмотрения американской внутренней и внешней политики 1930.
В январе 1933 г. вступил в должность Ф.Д. Рузвельт. Его политическая карьера началась в администрации президента В. Вильсона, внешняя политика которого характеризовалось отказом от традиционного американского «изоляционизма», стремлением активно участвовать в международных отношениях, попыткой вывести США в мировые лидеры не только в сфере экономики, но также политики и даже идеологии.
Этими обстоятельствами было обусловлено вступление США в 1 МВ. Знаменитые 14 пунктах Вильсона (подробнее, например здесь
http://www.grinchevskiy.ru/1900-1945/chetirnadcat-punktov.php) – первая попытка Соединенных Штатов заявить о себе как о подлинном мировом лидере.
Молодой Франклин Рузвельт занимал в администрации Вильсона должность заместителя министра ВМФ, он в полной мере разделял внешнеполитическую стратегию своего патрона, активно выступал за наращивание американского военно-морского флота, рассматривавшегося им в качестве главного инструмента будущей глобальной политики Вашингтона. Рузвельт успел побывать на Западном фронте . Немцев он уже тогда называл «дикими готами».
В течении 1920 х. гг., после поражения демократов на президентских выборов 1920г., в обстановке, когда внешняя политики кабинета Вильсона подвергалась в Соединенных Штатах жесточайшей критике, Рузвельт продолжал оставаться убежденным сторонником идей Вильсона. Так А.И. Уткин, один из крупнейших отечественных американистов, утверждает, что «осевой» концепцией» Рузвельта «было продолжение интернационализма, глобальной политики президента Вильсона, к которому он относился с величайшим пиететом, как к основателю единственно верного для Америки курса на XX столетие».
Однако политическая элита США в большинстве своем и в 1920-930 гг. по-прежнему придерживалась изоляционистских идей. Таким образом, по определению Уткина, «начиная с 1933 года, года первой инаугурации и до 1941 года, когда японцы своим нападением на Пирл-Харбор не оставили Америке альтернативы, был периодом борьбы Рузвельта против большинства в правящем классе. «Это большинство, - пишет Уткин,- считало, что для Америки опасно выходить с новыми попытками самоутверждения, что в результате США будут, как и во время Парижской мирной конференции, отброшены назад, что новые клемансо и ллойд джорджи объединятся против Америки, снова поставят ее на место. Синица в руке («доктрина Монро» была привлекательнее журавля в небе. В течение первых восьми лет президентства Рузвельт, по существу, лишь готовился осуществлять свои глобальные внешнеполитические намерения. И когда мы смотрим на 30-е годы, на внешнюю политику Соединенных Штатов периода господства в ней изоляционистов, мы видим подспудную, но постоянную и энергичную борьбу президента за то, чтобы забрать бразды правления во внешней политике в свои руки».
Вместе с тем, хотя в 1930 годы Рузвельту и приходилось неоднократно идти на уступки изоляционистам контролировавшим Конгресс, еще в мае 1933 в начале своего первого президентского срока после встречи с президентом Германского банка Ялмаром Шахтом он сказал Г. Моргентау, что европейские политики — «банда ублюдков» и что он видит «весьма большую возможность» войны с Германией.
Уже в первой половине 1930 х. Рузвельт видит в возможном глобальном конфликте шанс на существенное усиление американских позиций в мире, достижение подлинного мирового лидерства в духе идей Вильсона. «Моргентау свидетельствует, что в апреле-мае 1935 г. президент рассматривал возможности того, что «Англия, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Польша и возможно Россия сплотятся вместе и выработают десятилетнюю программу разоружении... Они предложат Германии подписать этот пакт. Если она откажется, эти страны установят двустороннюю блокаду Германии, не позволяя ничему ввозиться или вывозиться из Германии... Мы пошлем туда нашего адмирала, который будет помогать в досмотре наших судов, чтобы не нарушать блокаду. Если это не поможет, тогда возникнет вероятие мировой войны».
Однако в рамках американской политико-правой системы, опирающейся на принцип «сдержек и противовесов» финансирование американской армии и флота, а также оборонных программ, объявление войны и мира являются прерогативой Конгресса, президент вынужден был считаться с позицией изоляционистски настроенных конгрессменов, что значительно осложняло подготовку Соединенных Штатов к будущему глобальному конфликту.
Даже после начала мировой войны Рузвельт в 1939-1940 гг. все еще был вынужден считаться со своими противниками, создавшими комитет «Америка превыше всего», члены которого обвиняли президента в подготовке нации к войне.
Прежде всего, сопротивление внутри страны обусловило достаточно ограниченные масштабы военной помощи США Великобритании в начале 2МВ.
Только весной 1941г., после окончания предвыборной кампании и 4го подряд вступления в должность президента США Рузвельт перешел в решительное наступление на изоляционистов, прямо указав на необходимость подготовки к практически неизбежному вооруженному столкновению со странами «оси» прежде всего Германией. В обращении к нации от 27 мая 1941 года Рузвельт провозгласил состояние неограниченного чрезвычайного положения в масштабах всей страны. Президент прямо указал, что нацисты ведут войну с целью достижения мирового доминирования, и если «наступление гитлеризма не остановить сейчас — Западное полушарие будет в пределах досягаемости для нацистского оружия, оно будет под угрозой разрушения». Президент отметил, что недавние победы немцев делают возможной оккупацию ими Испании и Португалии, а также «атлантической крепости Дакар». Под угрозой находятся «острова, выходящие к Новому свету — Азорские острова и острова Зеленого Мыса». От них современные самолеты летят до Бразилии всего лишь семь часов. Здесь открывается мост, по которому нацистские армии могли бы пройти в Южную Америку. Возникающая ситуация создает угрозу островным владениям Соединенных Штатов и «в конечном счете безопасности самих континентальных Соединенных Штатов».
Целью Америки, объявил президент Рузвельт, является предотвратить выход армий Гитлера к Западному полушарию от Исландии и Гренландии на севере до Азорских островов и островов Зеленого Мыса на юге. «Было бы самоубийством ожидать, пока они появятся перед нашими дверьми, — заявил президент, — было бы глупым ожидать, когда вероятный противник захватит плацдарм, с которого может начать атаку». Главная задача дня — сохранение контроля над Атлантикой, где «страны «оси» предпринимают отчаянные усилия, чтобы сохранить инициативу в своих руках». Чтобы разрешить эту проблему, Соединенные Штаты должны резко увеличить программу строительства флота, а также попытаться сократить потери на дальних линиях посредством вооруженного патрулирования. Рузвельт признал, что мировой конфликт вовлекает в себя США и что США готовы войти в этот конфликт.
«Некоторые люди могут думать, что мы еще не атакованы, пока бомбы не упали на Нью-Йорк или Сан-Франциско, но не такой урок вытекает из нацистских завоеваний: их атака на Чехословакию началась в Австрии, на Грецию — в Албании, на Норвегию — в Дании. Когда ваш враг приходит к вам в танке или на бомбардировщике и вы воздерживаетесь от огня до тех пор, пока не увидите белки его глаз, вы так и не узнаете, кто нанес вам удар».
В последовавшие вплоть до 7 декабря 1941 гг. месяцы Рузвельт продолжал активную информационно-пропагандистсую подготовку американской общественности и Конгресса, доказывая неизбежность вовлечения США в мировую войну. Так, в радиообращении к стране 1 сентября 1941 года Рузвельт объявил, что, «если мы не сделаем шаг вперед в промышленном производстве и не обеспечим более надежно поступление новой продукции к полям сражений», враги Америки почувствуют свою мощь. Но «мы сделаем все возможное, что в наших силах, чтобы сокрушить Гитлера и его армию».
Одиннадцатого сентября Рузвельт заявил в очередном радиообращении:
«Гитлер знает, что для достижения решающего успеха на пути к мировому господству он должен получить контроль над морями. Он должен прежде всего уничтожить тот мост через Атлантику, который создают рейсы наших кораблей и по которому мы будем продолжать посылать орудия войны для его уничтожения... Мы не можем жить безмятежно в управляемом нацистами мире... Когда гремучая змея изготовилась к удару, не время ждать ее выпада, нужно раздавить ее... Отныне, если германские или итальянские подводные лодки или военные корабли войдут в акватории, рассматриваемые нами как зона обороны Америки, пусть они пеняют на себя».
Военно-стратегическая подготовка в предстоящей войне отразилась в принятом президентом летом 1941 г. плане «Рейнбоу-5». Он содержал «главенствующую концепцию»: в случае войны с державами «оси» следовало придерживаться оборонительной тактики на Тихом океане и сконцентрировать основные силы в борьбе против европейских агрессоров — Германии и Италии. В основе стратегического мышления Рузвельта лежала идея, что после победы над Германией поражение Японии будет гарантированным.
Действительно, нападения Японии на США не повлекло автоматического объявления войны Соединенными Штатами Германии и Италии. Однако, как справедливо отметил Анатол, Рузвельт прекрасно знал, условия «железного пакта» заставят союзников Японии самих вступить в конфликт со Штатами, что сделает их агрессорами, виновными в эскалации конфликта в глазах американской общественности.
Резюме - Соединенные Штаты во главе с президентом Рузвельтом с 1940 г. вели активную политическую, дипломатическую и военную подготовку ко вступлению во Вторую мировую войну, которое состоялось бы как только были бы окончены все необходимые приготовления. Удобный повод, подобный найденному в 1917 г. (благо в 1939-1941гг. немецкие подводные лодки уже не раз нападали на американские военные и гражданские суда) обязательно был бы найден.
Подробно о подготовки США к мировой войне:
http://militera.lib.ru/research/utkin2/03.html,
Яковлев H.H. Франклин Рузвельт — человек и политик. Изд. 2-е. М., 1969;
Яковлев Н. Н. ФДР — человек и политик. Загадка Перл-Харбора // Избр. произведения. М., 1988.
Ш е p в у д Р. Э. Рузвельт и Гопкинс глазами очевидца. Пер. с англ. Т. 1 — 2. М., 1958.
Мальков В. Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии: Историко-документальные очерки. М., 1988.
Уткин А. И. Дипломатия Франклина Рузвельта. Свердловск, 1990.