Малоизвестная страна, история которого в многом окутана завесом тайны и судьба которого не подверглась системному исследованию, страна, об этнической судьбе которого не умолкают споры до сих пор...
"hайаса" (hаyasa)
В данной теме предлагаю свести в едино все имеющейся под рукой данные про эту страну, с надеждой получить-таки какую-то окончательную картину...
1.
Название страны - "
hайаса" (hаyasa). Согласно мнению большой группы специалистов в указанном слове основным является корень "
hайа" (hаyа), что соответствует самоназванию армян - "
hай" (hаy). По мнению той же группы специалистов упомянутое же в конце слово "(а)са" ((а)sa) всего-то является хеттским суффиксом, которое означает "страна". Ситуация в самом общем плане соответствует английскому "
land" и образованных с ее помощью например таких слов, как Scotland и Irland. Эту схему одним из первых ввел в оборот Е. Форрер (E. Forrer "Hajassa-Azzi", Caucasica Leipzig 1931 N 9) и оно особенно было развито П. Кречмер, согласно которому: "
"s(a)" в слове "hаyasa" есть малоазиатский суффикс, а слово hаyasa означает "страна хаев" (hайев, армян)" (E. Kretscmer "Die nationale Nome der armenier hajkh". Anzeiger der Akad der Wiss in Wien, phil-hist Klasse, 1932 N 1-7, ЖН 1933, номер 7-8 ). В качестве примеров были представлены такие малоазиатские слова, как "Turhunt" и "Datta", которые, с применением суффикса "(a)са" ((a)sa) приобрели значение топонимов (стран) "Turhunt
аsa" и "Datt
аsa". С таким мнением по сути своей согласились также и многие другие специалисты (А. Гетце, К. Рот и др.). Уже позже прямую связь "hайаса" (hаyasa) с армянами указали также Г. Капанцян, А. Захаров, А. Хачатрян, И. Фридрих, Е. Форрер, Н. Адонц, Г. Аветисян, Л. Барсехян, С. Еремян, В. Хачатрян, Г. Джаукян, А. Косян, Р. Казарян, А. Мовсисян и другие. Примечательно, что
с этим мнением согласился также небезызвестный Дьяконов. В конце же стоит добавить, что Г. Джаукян, развивая эту схему, в качестве доказательств предложил также и слова "Harsankila", "Parminaija", "Hiwaswanta" и тд, которые, получая значения топонимов, соответственно получили вид "Harsanasa", "Parminasa", "Hiwasasa".
2.
боги "hайаса" (hаyasa) - боги "hайаса" (hаyasa) имеют ярко выраженные индоевропейские имена, особенности, суть и функции. Так:
а) главным богом страны был бог грома
U-GUR, имя которого специалисты, интерпретируя по разному, все же в всех вариантах связывают с индоевропейским культурным полем. В частности, по разным версиям:
- в имени видна корень армянского слово "
ոգ", что означает "воспрянуть духом, бороться" и которое соответствует сути "бога грома" (Джаукян),
- в имени бога виден корень, который соответствует горы "
Гргур". Гора находилась в пределах страны, традиционно имела священное значение для армян, которое и, видимо, объясняется наличием святынь этого бога на горе,
- U-GUR, по своим функциям, некоторые специалисты связывают с небезызвестным "
Нергалом" - умеряющим и воскресающим богом. В этой связи видны
параллели U-GUR с другим армянским богом,
богом весны и плодородия, умеряющим и воскресающим богом Ара.
б) одна из главных богинь "hайаса" (hаyasa), жена U-GUR известна под именем "Инанна". В этой связи интересно отметить, что в провинции Высокий Айка, который в указанное время располагалась в границах "hайаса" (hаyasa), находилась святыня бога "
Нане", имя которого, по мнению специалистов, уверенно уравнивается с клинописной "Инанна". В этой связи крайне примечательно, что женой вышеупомянутого бога весны и плодородия Ара выступает "
Нвард", что в многих интерпретациях воспринимается как "Нане". в) бог Zagg - имя связывается с
хеттским Zaggaga,
г) бог Terittitunis - имя этого бога переводится как "трехногий" или "троехвостный" и в нем ясно видна
индоевропейский корень "Teri" (три).
д) бог huhus - имя связывается с
лувийским karhuhus, который выступает как третий бог Кархемиша,
е) бог Silili - имя связывается с армянским словом "
սիրել" (sirel, любить), но основе чего предполагается, что это был(а) богом (богиней) любви,
ж) бог Unagasta - имя связывается с армянскими словами "
ունք" (бровь) и "
հաստ" (толстый (антоним "тонкий")) и буквально означает "Волосатый бог" или "бог с толстыми бровями". Учтивая данные М. Хоренаци о боге Торк-Ангех, можно прийти к выводу, что речь именно о нем,
з) бог Baltajk - имя связывается с армянскими словами "
փայլ" (сверкание) и могло использоваться в смысле "сверкающий бог",
3. имена жителей "hайаса" (hаyasa). Из дошедших до нас источников известны ряд имен жителей страны, которые имеют явно индоевропейские или армянские корни. В частности:
а)
Мари-Ани, царь, правил в конце XV-ого века д.н.э. В имени ясно видна корень "Ар". Кроме того, имя может быть связана с арийским "мариани" (воины на колесницах), которые именно в указанное время достигли большой славы в соседней Митани. Можно предполагать, что слово, означающее социальный статус человека, получило значения собственного имен, примерно как в словах "Ишхан", "Маххаз", "Патрик", "Аспет" и тд,
б)
Кар-Ани, царь, правил в первой четверти XIV-ого века д.н.э. В имени ясно видна корень "Ар", которое позже встречается в персидском и в армянском под мужским именем "Карен". Многие специалисты видят в имени позднего города "Карин", которая находилась на территории "hайаса" (hаyasa), связь с именем упомянутого царя. Стоит еще добавить, что примерно в той же эпохе Хоренаци упоминает царя соседнего "hайаса" (hаyasa) Армени с именем Кар (1289-1285 д.н.э.),
в)
hайк-Ани, царь, правил в 1375-1345 д.н.э. В имени ясно видна корень "hайк", что, в свете комплекса доказательств, несомненно связано с "hайк" (армянами). Стоит еще добавить, что современником этого царя "hайаса" (hаyasa) в соседней Армени выступает царь с именем hайкак I (1381-1361 д.н.э.), в имени которого суффикс "ак" всего-то имеет уменьшительного значение,
г)
Ана-Ани, царь, правил в 1345-1316 д.н.э.. Имя этого царя в дальнейшем получило свое развитие в армянском под видом "Анания",
д)
Вани (Vanii), жрец, упоминается в XIV-ом веке д.н.э. как жрец храма U-GUR. Имя связывает с армянским именем Ваhагн, от которого произошли мужское имя "Ваhе" и имя княжеского рода Ваhевуни. В свете этого примечательно, что Ваhевуни традиционно выступают как
главный жреческий род дохристианской Армении (сравнимы с родом Григора Лусаворича в IV-V веках н.э.). И особенно показательно, что Ваhевуни, кроме как своих обшерелигиозных функции, особо выступали как
слуги бога "Ваhагн", который, как и U-GUR, был богом войны, грозы, молний и
грома.
3. страна "hайаса" (hаyasa), как и соседние Хетти и Митани, была прославлена своими
колесницами и колесничными, которые даже хеттские правители были заинтересованы включить в свои войска,
4.
город Ани - был столицей и одновременно главной святыней "hайаса" (hаyasa). В свете этого примечательно, что именно оно выступало также и в качестве одного из главных святых городов у армян дохристианского периода.
5. В качестве особой группы доказательств можно указать также и весь комплекс доказательств, которые были приведены в отношении "Аратты", "Армени", "Армянского календаря", "Мовсес Хоренаци", "ари, hайк(сос), "hа(й)ари" и тд,
6. В качестве особой группы доказательств можно указать также и весь комплекс доказательств, которые были приведены в отношении "Аратты", "Армени", "Армянского календаря", "Мовсес Хоренаци", "ари, hайк(сос), "hа(й)ари" и тд,
Лично мое мнение, что все это сам по себе и в комплексе указывают, что
"hайаса" (hаyasa) хетсских источников несомненно есть армянское государственное образование.