Цитата:А раскол церквей произошел в 1054 году, тогда Византия (и Русь, кстати) стала православной. Но это было уже после Юстиниана.
Серьезные разногласия между Церквями, западной и восточной, приведшие к расколу начались во второй половине 9 века, при патриархе Фотии, откуда его название раскола – «фотианский».
Папа Римский Папа Николай I отлучил от церкви своих легатов, созвал собственный собор в Латеране, который объявил константинопольского патриарха Фотия низложенным и анафематствованным.
Справка:
Св. патриарх Фотий и схизма 862 -870 гг. Предшественник Фотия, св. патриарх Игнатий был строгий аскет и канонист, который за свои обличения был низложен имп. Михаилом III Пьяницей и сослан (857 г.). Тогда-то и был возведён на патриаршество гос. секретарь Фотий - человек учёный, но светский. Игнатий послал апелляцию к самому папе Римскому. Властолюбивый папа Николай I учинил разбор и в 862 г. объявил патриаршество Фотия незаконным. Возмущённый этим вмешательством, Фотий написал Окружное послание (866 г.) к Восточным патриархам, призывая их к суду над папой, Собор, осудивший папу за вероотступничество, состоялся летом 867 г., но уже осенью покровитель патриарха Михаил Пьяница был убит, а новый имп. Василий I низложил Фотия и вернул Игнатия. На IV Константинопольском Соборе 870 г. Фотий был осужден, и этот Собор, признавший правоту Рима, католики считают VIII Вселенским. Однако когда в 879 г. патриарх Игнатий умер, V Константинопольский Собор 880 г. оправдал Фотия и снова возвёл его на патриаршество. Окончательно он был низложен в 886 г. имп. Львом VI Мудрым. Схизму 862 - 870 гг. обычно рассматривают как репетицию окончательного разрыва с Римом в 1054 г. Но в этот период церкви уже имели ряд серьезных различий, как по обрядовой, так и по теологической части. Священнослужители обоих конфессий взаимно обвиняли друг друга в отступлении от вероучения. Одним из главных в споре был вопрос о «догмате филокве».
Догмат филокве (лат. "Filioque" - "и от сына") ратифицирован западно-христианской (католической) церковью в 598 году на поместном соборе в Толедо, как дополнение к апостольсткому символу веры, т.е. учению о вероисповедальной сущности Святой Троицы. («символ веры» - формула: «Отец как источник всей Троицы - единственное начало Сына и Святого Духа», - был принят в 381 году на Вселенский собор в Константинополе.)
Православная церковь не приняла «догмат филокве», что позднее послужило одним из поводов для раскола и разделения церквей.
Суть теологического аспекта заключается в том, что отцы Римской церкви настаивали, что святой Дух исходит "от Бога-Отца и от Бога- Сына" (qui a Patre Filioque procedit), а патриархи восточной церкви - что Дух Святой исходит от "Отца через Сына" (procedat a Patre per Filium).