Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:Нет оснований утверждать что Николай Мистик не знал о болгарах возле Фессалоник. Я уже приводил вам его письмо к Симеону где он упоминает о болгарах в контексте Фессалоник, утверждение же что он об этом не знал, может как соответствовать действительности так и не соответствовать. В зависимости от того, что было на тот момент выгодно византийскому патриарху.
И в этом письме Николай пишет, что сам он ничего не знает о болгарах в контексте Фессалоник. Потом будет ещё одно его письмо где он вспомнит Льва Триполийского в связи с Фессалониками 904г. и о наличии болгар ничего не скажет. Понимаете тут какая вещь, можно конечно говорить что тебе выгодно, но ты должен понимать что перед тобой тоже не глупец сидит. Царь болгар, на войну с которым ромеям придётся тратить значительные ресурсы. И когда Николай пишет Симеону что мол я ничего не знаю, о болгарских делах возле Солуни, это должно быть похоже на правду. Иначе Симеон сделает вывод что он общается с лжецом. А это не может быть выгодным для Николая, у него обратные цели - получить доверие Симеона, ведь он выступает в качестве посредника с тем чтобы погасить конфликт.
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:Проповедь была произнесена в период осады Фессалоник арабами. Васильев прямо пишет: "Разорение столь крупнаго пункта, каким была Фессалоника, должно было произвести глубокое впечатление на современников. Император Лев посвятил особое сочинение «είς τήν άλωσιν τής Θεσσαλονίκης» 476. Открылась полная небрежность правительства, которое, не смотря на усиленныя просьбы солунцев о помощи, со дня на день откладывало посылку флота и тем самым содействовало несчастию Фессалоники 477. Патриарх Николай Мистик с амвона св. Софии в Константинополе произнес риторическую проповедь на тему взятия Фессалоники.
Строго говоря тут нигде не сказано когда была произнесена проповедь. Император Лев сочинение сочинил тоже в период осады? А полная небрежность... это вообще из письма к Роману, 921-22 год. Проповедь могла быть прочитана уже после того как ушли арабы, когда ромеи смогли оценить масштаб бедствия. Скажем конец августа, к этому времени как полагает Златарский вопрос с болгарами уже был решён. После 913г. Николай Мистик прочтёт эту проповедь ещё раз.
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:Как и Олег исполнитель воли Игоря если следовать НПЛ.
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:Уже писал, летописец тоже для рассматриваемого периода указывает только языческие имена русских князей. И даже Ольгу он именует Ольгой, а не Еленой. Так что ничего невероятного в том что из Феодор Олгу тракан он мог выбрать только Олгу, созвучное имени воеводы Игоря нет.
Я имел ввиду что одно дело случайно ошибся и другое, когда летописец прекрасно осознавал что это совершенно другой человек. Тут всего два варианта, не было похода Олега на ромеев. Это выдумка от и до.
Или, поход точно был но уже не помнят что и как, поэтому за основу берут осады Симеона. Если сравнить, описание 922г, как там ромеи встречали Симеона, и 913г., наш летописец выбирает 913г.
Далее, если поход всё таки был, появляется опять два варианта.
С болгарами или без. В зависимости от ответа на этот вопрос, можно предполагать случайно летописец ошибся или нет. И это с учетом того что нигде не сообщается о каких-то совместных походах русов и болгар времен Симеона. Но точно известно что Симеон активно искал союзников среди других народов (помимо печенегов), об этом пишет стратиг Херсона, значит эти другие народы должны быть где-то на юге, в Причерноморье. (917г)
В 922г, Николай предупреждает Симеона что против него формируется союз - русы, печенеги, аланы, возможно мадьяры. (конечно под эгидой ромеев) Видимо в этом же году Симеон пробует договориться с арабами насчет флота, арабы соглашаются но флот не придет, помешают ромеи. И в итоге, в 22, 23 или в 24г Симеон идет на столицу и лично встречается с Романом. Возникает вопрос что произошло с тем союзом? И на чей стороне выступили указанные выше народы, или они просто самоустранились?
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:Читаем Шахматова: "Гдѣ же и при какихъ условіяхъ могла возникнуть подобная энциклопедія? При рѣшеніи этого вопроса весьма важно имѣть въ виду, что въ одномъ изъ ея изводовъ, а именно въ 1-мъ видѣ Еллинскаго лѣтописца, находится перечень болгарскихъ князей отъ Авитохола до Умара. Понятно, что перечень этотъ, написанный на половину на непонятномъ для другого славянина языкѣ, могъ быть вставленъ въ историческую компиляцію только въ Болгаріи, гдѣ еще въ IX в. понимали древній языкъ тюркскихъ болгаръ. Въ виду этого можно не сомнѣваться въ томъ, что Еллинскій лѣтописецъ составленъ въ Болгаріи. Важно также установить связь этой энциклопедіи съ другой, извѣстной на Руси по списку 1073 года,—со сборникомъ болгарскаго царя Симеона (892—927).... Признавъ связь между Сборникомъ 1073 г. и Еллинскимъ лѣтописцемъ, мы съ увѣренностью можемъ сказать, что энциклопедія Симеона стала извѣстной на Руси уже въ XI вѣкѣ. Повторю вкратцѣ главные выводы предыдущаго изслѣдованія: Въ X вѣкѣ въ Болгаріи была составлена обширная энциклопедія изъ почти всей имѣвшейся къ тому времени въ наличности переводной литературы. Въ Россіи эта энциклопедія появилась не позже XI вѣка, при чемъ она произвела рядъ компиляцій, извѣстныхъ частью подъ именемъ Еллинскаго и Римскаго лѣтописца, а частью и подъ другими названіями." (Древнеболгарская энциклопедія X вѣка Алексей Александровичъ Шахматовъ)
То есть какая то болгарская литература была известна на Руси уже в Х1 веке. Как раз в период написания русских летописей.
Что касается событий 904г. Еллинский летописец дословно следует греческим хроникам. Т.е там нет болгарского взгляда на эти события.
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:Верно. Уже писал, причин для отождествления могло быть несколько: от создания эффекта присутствия при описании событий о которых почти ничего не известно, до банального - для пущей гордости и в назидание потомкам, на фоне популярности Св. Дмитрия в тот период на Руси в княжеском и воинском сословии. Надо как нибудь проштудировать чудеса Св. Дмитрия нет ли среди них каких нибудь связанных с отказом от угощения, которое могло быть отравленным, как это следует из контекста НПЛ и ПВЛ применительно к Олегу.
Ромеи сами озвучили причину падения Фессалоник, небрежность правительства, за наши грехи в проповеди.
Обычно св. Дмитрия видят либо на яву, либо он приходит во сне. Наш летописец изобрел новый способ, сложно сказать что именно он имел виду. Русы как исполнители воли св. Дмитрия или св. Дмитрий как защитник русов, непосредственно Олега. Если второе, то Олегу повезло дважды, он и вещий, и защитник у него хороший.
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:Именно на это указывал и Грегуар, со слов Левченко: "По мнению Грегуара, летописная легенда о походе
Олега была заимствована из искаженного рассказа об одном из действительно бывших походов (860 или 941 гг.) или из эпического произведения, смешавшего эти экспедиции. Торговые договоры Руси с Византией в 907
или в 911 г. Грегуар считает невозможными. „Если Византия Льва Мудрого не имела дела с русскими, — пишет Грегуар, — то она почти все время сталкивалась с болгарами Симеона. Шахматов считал, что в летописи Нестора ряд мест, говорящих об Олеге, заимствован из болгарской летописи, где говорилось о деяниях Симеона,
которые были перенесены на Олега. Таким образом, ряд сказаний о Симеоне и болгарах перешел на счет мифического Олега. Легенда об Олеге и немыслимом для этого времени русском походе возникла потому, что в это время болгары угрожали Константинополю и во главе
их стоял болгарин, представлявший Симеона так же, как мифический Олег представлял Игоря, причем этот болгарский боярин носил имя Олега". По мнению Грегуара, легенда об Олеге имеет эпиграфическое происхождение. Грегуар ссылается на найденную в 20 километрах от Фессалоник надпись на пограничном между Византией и Болгарией столбе, в которой упоминается Феодор, великий тархан, причем в подлиннике написано 1 Θεοδώρου δλγου τρακανοΰ (ολγου — турецкий, ùlugf—великий). Видя эти надписи на множестве пограничных столбов, русские путешественники, „приученные рассматривать имя Олега как типичное для русского князя", преобразили этого δλγου болгарской надписи в князя Олега, нападающего на Константинополь. Кроме того известно, что этот
боярин, упоминаемый в болгарской, надписи, вел переговоры с византийцами в 895 и 913 гг., и так как причиной болгарско-византийских войн при Симеоне были торговые споры, то война кончилась торговым
договором между Византией и Болгарией, текст которого до нас не дошел, но киевские летописцы определенно знали о нем из болгарских источников. Несомненно, по Грегуару, этот договор имел подпись болгарского министра, того же самого, чье имя мы встречаем на пограничных столбах с титулом δλ^ου τρακανοΰ. Отсюда в русской летописи и появилась легенда о заключении великим князем Олегом торгового договора с греками." (А. ГРЕГУАР И ЕГО РАБОТЫ ПО ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЮ М. В. Левченко)
Уже Святослав даёт своему сыну имя Олег. Видимо в честь скандинава. Или в честь болгарских Олгу?
Это к вопросу о мифичности Олега. Если Византия Льва Мудрого не имела дел с русскими, то как русские в количестве 700чел. оказались участниками ромейской операции 911г? В контексте нашего разговора у Грегура нет ничего что можно положить на стол как факт. Это мало чем отличается от наших "а может это, а может то".
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:Причины очевидны. Первая, слишком растянутая хронология от Рюрика к Игорю, требующая промежуточное звено. О чем писано и переписано и отнюдь не мною. Хронология возникла из желания летописца приписать поход 860 года (по ПВЛ 866 года) руси пришедшей с Рюриком. Пусть даже через Аскольда и Дира. Второе, удачное совпадение имен - Олег, реальный воевода Игоря и Олгу, воевода болгарского царя Симеона, походы которого на Византию, как уже было рассмотрено выше, моги послужить основой для легенды о походе Олега. Тем самым убивались сразу два зайца - хронология и объявление воеводы Игоря самостоятельным Великим князем, ставшим промежуточным звеном между Рюриком и Игорем.
При таком варианте, вообще мало что имеет значения о чем мы говорили. Т.е Олег никуда не ходил, ни каких Фессалоник и св. Дмитрия, и не важно что там происходило с флотом ромеев. Потому что летописец решал чисто хронологические проблемы.
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:Очевидно знал, коль уж упомянул о византийско-болгарской войне в 895 году и участии в ней венгров. Изрядно спутав даты. Видимо они ставились что называет наобум, никто ведь не проверит. Тут другой вопрос, на кой ляд летописцу вообще потребовалось упоминать об этой войне перед рассказом о походе Олега на Константинополь?
Тут я говорил не о 895г, а о 904г. Касательно болгарских сюжетов, не знаю, может он таким образом предварял рассказ о Святославе. Не понятно зачем намекать на связь с болгарами времен Симеона, можно и прямо было сказать. Как будто эта тема под запретом.
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:Уже написал выше. знал однозначно, Еллинский летописец тому в доказательство, особенно если прав Шахматов и он компиляция из какой то болгарской энциклопедии Х века попавшей на Русь в Х1 веке. Почему Св. Дмитрий не спас Фессалоники летописца скорее всего вообще не волновало, ему Св. Дмитрий для другого нужен был. О чем выше уже написал.
Для того, о чем вы писали, можно было использовать и Георгия к примеру. Тем более есть конь и змея. Все атрибуты вмч. Георгия Победоносца.