Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 20 21 22 23 
Печать
О дате призвания князей на Русь (Прочитано 30848 раз)
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #420 - 13.06.2023 :: 16:50:17
 
Roxsalan писал(а) 12.06.2023 :: 10:37:56:
Еще раз перечитайте проповедь Николая Мистика на осаду Фессалоник арабами: "«Города опустели,  люди наподобие скота перебиты; жены насильственно отрываются от мужей... где св. Димитрий, непобедимый союзник! Как предал ты на разрушение свой город? Как подвергся стольким несчастьям находившийся под твоею защитою город, недоступный врагам с тех пор, как солнце смотрит на него!"
Как видим, патриарх прямо упрекает Св. Дмитрия в том что ОН предал  на разрушение свой город. Ессно за грехи горожан.

Ещё раз тогда уж дополню к оному перлу.
Цитата:
61. ..По словам Николая Мистика, Фессалоника пала от того, что византийское правительство изо дня в день откладывало посылку флота для защиты города (Migne, PG, t. CXI, col. 277 В).
Псамафийская хроника.Комментарии


Гонору как у огородного индюка, а познания и понимания материала и до студента даже не дотягивает. Складно лепить пустопорожнюю ахинею сейчас персонажей в сети сплошь и рядом. Дали волю.))
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #421 - 14.06.2023 :: 01:06:20
 
Roxsalan писал(а) 12.06.2023 :: 10:37:56:
Еще раз.... Отождествлять Св. Дмитрия и Олега это не болгарская идея, это идея автора ПВЛ или его информатора.

Речь шла о том могли ли жители Фессалоник воспринять появление болгар возле их города как еще одну кару св. Дмитрия. Причем здесь болгарская идея? Идея должна быть местной, города Солунь. А потом эта местная идея стала доступна книжникам Руси. И тогда можно провести связь между Феодором Олгу и Олегом. Что и сделал наш летописец. Но эта версия имеет слабые места о которых я уже говорил.

Но что касается болгарской идеи, в конце 12го века, когда Солунь взяли норманы, в Болгарии стали развивать идею о том что св. Дмитрий покинул Солунь и переехал в Тырново, став патроном болгар. В ответ на это ромеи выдвинули свою антитезу, в виде очередного чуда, где св. Дмитрий убивает Колояна. А до этого, возникает легенда о Радомире в которой св. Дмитрий расправляется с Радомиром пронзив его копьём. Гавриил Радомир (1014-1015) болгарский царь, сын Самуила. Самуил взял Салоники в 995г. Т.е, мы видим реакцию ромеев в виде появления всё новых чудес св. Дмитрия, когда болгары пытаются прибрать к своим рукам не только город, но и идеологически записать св. Дмитрия в свои покровители.

В 904 году покровителем болгар или какой-то их части, считался Георгий Победоносец.
На это указывают сказания инока Христодула о чудесах вмч. Георгия. Текст написан во времена Симеона, в начале 10го века.
Roxsalan писал(а) 12.06.2023 :: 10:37:56:
Еще раз перечитайте проповедь Николая Мистика на осаду Фессалоник арабами: "«Города опустели,  люди наподобие скота перебиты; жены насильственно отрываются от мужей... где св. Димитрий, непобедимый союзник! Как предал ты на разрушение свой город? Как подвергся стольким несчастьям находившийся под твоею защитою город, недоступный врагам с тех пор, как солнце смотрит на него!
".  Как видим, патриарх прямо упрекает Св. Дмитрия в том что ОН предал  на разрушение свой город. Ессно за грехи горожан. Значит в этом патриарх видел волю и Господа и Св. Дмитрия. Вы неверно понимаете, Господь не заставляет грешить людей, и не карает, он попускает кару за грехи другими - дьяволом, человеком, не суть важно.

Это всего две строки из проповеди... из которых нельзя понять за чьи грехи. За грехи ромеев вообще или исключительно за грехи горожан. В своем письме к Симеону Николай пишет - за наши грехи. Возможно нечто подобное было сказано и в проповеди. Важно что у нас есть сведения человека осведомленного, о событиях 904г. Николай Мистик конечно мог излагать предвзято, с учетом его не простых отношений с императором Львом, ведь нельзя же сказать что власть вообще ничего не предпринимала для спасения Солуни. Туда были отправлены два стратига, потом некий Симеон, который вел переговоры с арабами и по сути выкупил город, спас его от сожжения. Правда выкупил он его, судя по всему в складчину с местными. Но важно тут то, что горожане знали о наличии флота в столице, просили его прислать, но так и не дождались его. Должно быть тамошние влиятельные богачи покинули город заранее, возможно именно они и просили флот.

Поэтому главный вопрос который вытекает из сведений Николая Мистика звучит так - почему столичная власть не отправила флот? С учетом того что этот флот гонялся за арабами по всем морям вплоть до Солуни, ну или относительно не далеко от него. И каждый раз настигая арабов, как минимум два раза, ромеи не решались дать бой.

позже допишу.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #422 - 14.06.2023 :: 11:23:49
 
Виктор3992 писал(а) 14.06.2023 :: 01:06:20:
Это всего две строки из проповеди... из которых нельзя понять за чьи грехи. За грехи ромеев вообще или исключительно за грехи горожан. В своем письме к Симеону Николай пишет - за наши грехи.

А "наши грехи" это что за грехи такие? грехи всей Византии? А может грехи столичной знати, к которой принадлежал и сам Николай Мистик?
Каких "горожан" то? Фессалоникийцев? Глупость то брякнутую зачем мусолите?
Я ж вам дал цитату со ссылкой - Migne, PG, t. CXI, col. 277 В. Вот там и смотрите, раз вы скачали. Или что вы там скачивали. Проверяйте Каждана А.П., известного византиста, д.и.н., профессора, а то ведь некий сетевой пустомеля-графоманчик, ляпнул свою очередную ахинею, и как же ей не задаться то. Страничек эдак на пять. Умора.
Собеседники.))
Наверх
« Последняя редакция: 14.06.2023 :: 21:55:04 от Mukaffa »  
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #423 - 14.06.2023 :: 11:44:58
 
Виктор3992 писал(а) 14.06.2023 :: 01:06:20:
Т.е, мы видим реакцию ромеев в виде появления всё новых чудес св. Дмитрия, когда болгары пытаются прибрать к своим рукам не только город, но и идеологически записать св. Дмитрия в свои покровители.

В 904 году покровителем болгар или какой-то их части, считался Георгий Победоносец.
На это указывают сказания инока Христодула о чудесах вмч. Георгия. Текст написан во времена Симеона, в начале 10го века.

В Сирмии был культ св.Дмитрия. А Сирмий входил в состав Первого Болгарского царства. Вот вам и св.Дмитрий у болгар, если уж так жаждете его у них отыскать.
Вот вам и возможные болгарские тексты о св.Дмитрии, если их желаете вычислить.
Цитата:
Д. С.(ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ) был одним из небесных покровителей воссозданной в 869 г. Сирмийской (Паннонской) архиепископии, во главе к-рой стал слав. первоучитель равноап. Мефодий (869-885), уроженец Фессалоники. В ближайшем окружении архиепископа (если не им самим) был создан один из древнейших памятников слав. гимнографии - канон Д. С. (см. разд.: Гимнография). 26 окт., в день памяти Д. С., Мефодий окончил перевод ветхозаветных книг и «святое возношение таиное с клиросомь своим вознес, сотвори память святаго Димитрия» (БЛДР. 1999. Т. 2. С. 80). Имя Д. С. помещено в числе святых великомучеников в «Молитве на диавола», относимой исследователями к кирилло-мефодиевской эпохе (Конзал В. Старославянская молитва против дьявола. М., 2002. С. 67, 109)
https://www.pravenc.ru/text/178231.html?ysclid=live0bx3ji820783767
Наверх
« Последняя редакция: 14.06.2023 :: 11:54:07 от Mukaffa »  
Roxsalan
Гуру
******
На Форуме



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #424 - 16.06.2023 :: 10:48:02
 
Виктор3992 писал(а) 14.06.2023 :: 01:06:20:
Речь шла о том могли ли жители Фессалоник воспринять появление болгар возле их города как еще одну кару св. Дмитрия. Причем здесь болгарская идея? Идея должна быть местной, города Солунь.

Ессно жители Фессалоник не воспринимали появление болгар как еще одну кару Св. Дмитрия. Болгарская "идея" в том что инфа о событиях 904 года скорее всего попала на Русь через болгар.
Виктор3992 писал(а) 14.06.2023 :: 01:06:20:
А потом эта местная идея стала доступна книжникам Руси. И тогда можно провести связь между Феодором Олгу и Олегом. Что и сделал наш летописец. Но эта версия имеет слабые места о которых я уже говорил.

Нет, не так, связь между Олгу и Олегом, а потом и между Олегом и Св. Дмитрием это плод размышлений, если так можно выразиться, само летописца стремившегося придать эпичность своему рассказу о походе Олега в 907 году. Вы никак не хотите понять, единственное что может связывать этих персонажей это события 904года, и их возможная связь с придуманным летописце походом Руси 907 года. Тут главное дата.
Виктор3992 писал(а) 14.06.2023 :: 01:06:20:
Самуил взял Салоники в 995г. Т.е, мы видим реакцию ромеев в виде появления всё новых чудес св. Дмитрия, когда болгары пытаются прибрать к своим рукам не только город, но и идеологически записать св. Дмитрия в свои покровители.

Да не в этом дело, в другом, в том что все чудеса св. Дмитрия в том или ином виде касаются осад Фессалоник, причем в большинстве случаев славянами либо в  составе аварского войска либо самостоятельно либо в составе болгарского войска. То есть идея отождествить Олега со Св. Дмитрием не может быть связана с Константинополем. Кстати, одно из чудес Св. Дмитрия приходится на середину 7 века, и вот что говорят об этом источники: "Тогда избавитель наш и помощник, великомученик Божий, явился не во сне, а наяву в так называемой северной части внутренней стены, где были малые ворота. Он шел пешком, был одет в хламиду и в руке нес жезл. И когда через эти вышеуказанные ворота славяне хлынули в город, он изгонял их и, ударяя жезлом, говорил: «Бог привел их на злосчастье — так что здесь делаю я?» Вот так он выгнал их из города через указанные малые ворота. "
Любопытный момент, жители признают что Господь наказал их за грехи попустив осаду города славянами, но Св. Дмитрий спасает город вопреки воле Бога, хотя и понимает это.  Но опять же, все упирается в Фессалоники.
Виктор3992 писал(а) 14.06.2023 :: 01:06:20:
В 904 году покровителем болгар или какой-то их части, считался Георгий Победоносец.
На это указывают сказания инока Христодула о чудесах вмч. Георгия. Текст написан во времена Симеона, в начале 10го века.

Да не важно. Вы никак не хотите понять что единственная точка соприкосновения где могли сойтись Олег-Олгу и Св. Дмитрий в максимально близкий к 907 году по версии летописца период, то есть в  904 году это Фессалоники. Иного места нет. Либо надо доказывать что осада Константинополя в 907 Олегом исторический факт.
Виктор3992 писал(а) 14.06.2023 :: 01:06:20:
Это всего две строки из проповеди... из которых нельзя понять за чьи грехи. За грехи ромеев вообще или исключительно за грехи горожан.

Да не принципиально. Ессно Николай Мистик говорил об общих грехах, и в плане назидательности, как это делал в свое время Фотий, и не будет же он говорить что грех только на жителях Фессалоник. Камениат говорит о грехах жителей. Но в 904 году во время осады Фессалоник Николай Мистик вряд ли мог говорить что арабы грабят город за грехи византийского императора. И за то что то не послал на помощь горожанам флот. Но опять же это не принципиально, принципиально то что твержу уже который день - Олгу, Олег и Св. Дмитрий стыкуются только на фоне Фессалоник и 904 года.
Виктор3992 писал(а) 14.06.2023 :: 01:06:20:
Поэтому главный вопрос который вытекает из сведений Николая Мистика звучит так - почему столичная власть не отправила флот? С учетом того что этот флот гонялся за арабами по всем морям вплоть до Солуни, ну или относительно не далеко от него. И каждый раз настигая арабов, как минимум два раза, ромеи не решались дать бой.

И не только флот но и армию тоже. Уже писал, причина может быть только одна, гипотетическая, возможная угроза из другого места. Как вариант от болгар и руси, ошивавшихся где то не очень далече от Царьграда. Если бы в этот период осада Константинополя то уж точно об этом было бы написано больше чем об осаде Фессалоник.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #425 - 16.06.2023 :: 11:23:18
 
Аналогия в том, что и на Фессалоники в 904 г. и на Константинополь(в 904-909?), внезапно нападает вражеский флот. Вот отсюда и пляшите. Т.е. дата нападения на Константинополь вполне может быть и 907 года, как по летописи.
А о событиях и эпизодах,  немаловажных с военной точки зрения, у греков немало чего не упомянуто, или не дошло до наших времён. 
Поэтому о данном набеге русов и нет особо известий. Битвы не было, а каждый грабёж окрестностей описывать грекам не было ни нужды, ни желания.
Описание в ПВЛ(типа щита на воротах) естественно преувеличено для эпичности, это обычный приём в средневековье.
Откуда "отождествление" Олега со св.Дмитрием - не имеет особого значения. Какое-то похожее сравнение было в неком житие например, может у греков, может у болгар, вот древнерусский летописец и позаимствовал его для своего рассказа об Олеге.
Работайте.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #426 - 16.06.2023 :: 21:20:32
 
Roxsalan писал(а) 16.06.2023 :: 10:48:02:
Ессно жители Фессалоник не воспринимали появление болгар как еще одну кару Св. Дмитрия. Болгарская "идея" в том что инфа о событиях 904 года скорее всего попала на Русь через болгар.

Оно станет ессно, если вы объясните почему этого не могло быть. И какая разница через кого попала инфа о 904г, ромеев или болгар? Если там нет идеи, то это не имеет значения. Идея в данном случае, это когда не просто инфа, т.е голые факты, а интерпретация этих фактов на свой лад. Вот тогда это идея.
Roxsalan писал(а) 16.06.2023 :: 10:48:02:
Нет, не так, связь между Олгу и Олегом, а потом и между Олегом и Св. Дмитрием это плод размышлений, если так можно выразиться, само летописца стремившегося придать эпичность своему рассказу о походе Олега в 907 году. Вы никак не хотите понять, единственное что может связывать этих персонажей это события 904года, и их возможная связь с придуманным летописце походом Руси 907 года. Тут главное дата.

Здесь рассматривался совсем другой вариант развития событий. Который нельзя исключать, но чтобы его исключить из возможных вариантов, нужно привести аргументы. Что и было сделано.
Roxsalan писал(а) 16.06.2023 :: 10:48:02:
Да не в этом дело, в другом, в том что все чудеса св. Дмитрия в том или ином виде касаются осад Фессалоник, причем в большинстве случаев славянами либо в  составе аварского войска либо самостоятельно либо в составе болгарского войска. То есть идея отождествить Олега со Св. Дмитрием не может быть связана с Константинополем. Кстати, одно из чудес Св. Дмитрия приходится на середину 7 века, и вот что говорят об этом источники: "Тогда избавитель наш и помощник, великомученик Божий, явился не во сне, а наяву в так называемой северной части внутренней стены, где были малые ворота. Он шел пешком, был одет в хламиду и в руке нес жезл. И когда через эти вышеуказанные ворота славяне хлынули в город, он изгонял их и, ударяя жезлом, говорил: «Бог привел их на злосчастье — так что здесь делаю я?» Вот так он выгнал их из города через указанные малые ворота. "
Любопытный момент, жители признают что Господь наказал их за грехи попустив осаду города славянами, но Св. Дмитрий спасает город вопреки воле Бога, хотя и понимает это.  Но опять же, все упирается в Фессалоники.

Я с этим согласен, что с Фессалониками, но чудеса св. Дмитрия касаются не только осад.
Константинополь... я не говорил что идея отождествления Олега со Св. Дмитрием связана с этим городом.
Речь шла о том по какой причине там мог оказаться св. Дмитрий. И очень странным образом эта причина совпадает с мнением Николая Мистика, высказанная им в личном письме 922г. Это может быть просто совпадение, а может быть и нет.

Но что касается чудес, здесь вы правильно подметили. Можно привести ещё пример.
Если посмотреть в сказание о Борисе и Глебе, то там есть такие слова - "Он (Дмитрий) сказал: «Как был с ними в радости, так и в погибели их с ними умру». Но если великий и милосердый Димитрий об одном лишь городе так сказал, то вы не о едином граде, не о двух, не о каком-то селении печетесь и молитесь, но о всей земле Русской!"

Как был с ними в радости, так и в погибели их с ними умру.
Это очень похоже на то что происходит в чуде "О явлении ангелов"
"Ангелы передали ему, чтобы он оставил город, к-рый Бог предает в руки язычников. Д. С. опечалился и просил ангелов передать Богу его просьбу не отдавать город или позволить ему положить свою душу за жителей города. Ангелы исчезли, и Д. С. вернулся в гробницу. Наутро варвары были обращены в бегство."

И комментарий
"Это чудо имеет большое значение для формирования образа святого как защитника отечества, к-рый отказывается покидать город, наказанный за грехи, и вымаливает ему прощение у Бога."

Здесь конечно встает вопрос когда об этом чуде стало известно на Руси. Ведь эти "чудеса" судя по всему не все и сразу попали на Русь, что-то раньше, что-то позже. Но помимо этого, что мы здесь видим? А видим мы практически неуязвимый город. Св. Дмитрий идет против воли Бога и всё равно спасает Солунь.

Если мы откроем ПВЛ, то что мы узнаем об осадах Фессалоник? 904г, 995г? Ничего, вообще 0. Как будто и не было этих осад. Хотя как мы полагаем отождествление Олега со св. Дмитрием произошло под влиянием сведений об этих событиях. В данном случае говорим о 904 годе. Если так, то очень похоже на то что есть взаимосвязь между отождествлением Олега со св. Дмитрием и полным молчанием об арабской резне в Фессалониках. И связь эта может быть не такая прямолинейная, что мол если я расскажу о 904г, то как я потом впишу другое, 907. Олег в образе св. Дмитрия. Эта связь может быть и другой, где летописец не смог объяснить как мог рухнуть неуязвимый город.

Представьте, летописец узнает о чуде явления ангелов, в это время в Киеве идёт строительство либо уже построен монастырь св. Дмитрия, произносятся речи в честь этого святого, на этой основе формируется образы защитников отечества и т.д. А тут Фессалоники, родной город св. Дмитрия, который он не смог спасти. И это "не спасение" нужно письменно зафиксировать. Понятное дело что я обобщаю. Но в целом, думаю вы поняли мою мысль. Т.е появление Олега в образе св. Дмитрия, это может быть что-то похожее на реабилитацию святого.

Другими словами да, конечно есть связь с Фессалониками, и даже с 904г., но не такая прямолинейная как мы думаем. Это как ещё одна версия.
Roxsalan писал(а) 16.06.2023 :: 10:48:02:
Да не принципиально. Ессно Николай Мистик говорил об общих грехах, и в плане назидательности, как это делал в свое.е у нас уже есть 3 или 4 версии почему Олег был представлен в образе св. Дмитрия. время Фотий, и не будет же он говорить что грех только на жителях Фессалоник.

Это не он сказал, а вы. Если общие грехи, тогда тем более ничего не мешает прийти к главному грешнику.
Ведь у императора не только права, но и обязанности.
Roxsalan писал(а) 16.06.2023 :: 10:48:02:
И не только флот но и армию тоже. Уже писал, причина может быть только одна, гипотетическая, возможная угроза из другого места. Как вариант от болгар и руси, ошивавшихся где то не очень далече от Царьграда. Если бы в этот период осада Константинополя то уж точно об этом было бы написано больше чем об осаде Фессалоник.

У Васильева достаточно подробно описан маршрут погони, должно быть это значительно больше 1000км. К тому же как я уже говорил ромеи имели возможность сразиться с арабами, как минимум два раза, но не стали этого делать.  И? Я не вижу вашего комментария относительно этих свидетельств. Т.е арабы и без росов представляли силу которую ещё нужно суметь разбить.

Плюс к этому непонятные перестановки командующих флотом, Евстафий и Гимерий поступили одинаково, без боя отступили к столице. Только если первый, Евстафий, куда-то пропал после этого, то второй, Гимерий, который по сути и отдал на растерзание Фессалоники, после 904г пошёл вверх по карьерной лестнице. Но по факту в 904г они оба сохранили флот. Арабы не зря уходили зигзагами понимая что их могут преследовать.

Т.е причины как минимум две, угроза с севера о которой никто не пишет. И реальная перспектива потерять флот. В случае его потери, мы не знаем как могли бы развиваться события, но видимо ромеи видели в этом серьёзную угрозу столице. Поэтому выбор был простой, столица или Фессалоники.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
На Форуме



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #427 - 18.06.2023 :: 11:11:13
 
Виктор3992 писал(а) 16.06.2023 :: 21:20:32:
Оно станет ессно, если вы объясните почему этого не могло быть.

Потому что проповеди об взятии Фессалоник арабами с упоминанием Св. Дмитрия есть, а в отношении болгар или славян применительно к 904 году, нет.
Виктор3992 писал(а) 16.06.2023 :: 21:20:32:
И какая разница через кого попала инфа о 904г, ромеев или болгар?

Особой разницы нет, единственно, вряд ли бы византийский источник упомянут Олгу таркана, а вот болгарский мог. Кроме того, уже писал, Еллинский летописец рассказывает об осаде арабами Фессалоник в 904 году, а как установил еще Шахматов, Еллинский летописец был написан под влиянием какого то болгарского источника.
Виктор3992 писал(а) 16.06.2023 :: 21:20:32:
я не говорил что идея отождествления Олега со Св. Дмитрием связана с этим городом.
Речь шла о том по какой причине там мог оказаться св. Дмитрий. И очень странным образом эта причина совпадает с мнением Николая Мистика, высказанная им в личном письме 922г. Это может быть просто совпадение, а может быть и нет.

Единственная причина может быть только осада Константинополя Олегом в 907 году. Но доказательств этой осады нет. Либо осада Константинополя болгарами в 922 году, которую летописец приписал Олегу. Причем, я уже указывал на это , согласно НПЛ Олег ходил на Византию тоже в 922 году, лишь в ПВЛ это событие датируется 907 годом. Было бы интересно узнать Олгу тракан участвовал в осаде и переговорах Симеона 922 года или нет.
Виктор3992 писал(а) 16.06.2023 :: 21:20:32:
А видим мы практически неуязвимый город. Св. Дмитрий идет против воли Бога и всё равно спасает Солунь.

Это уже лирика, к установлению датировки похода руси, отождествления Олега и Св. Дмитрия особого значения не имеющая. Уже писал, причин такого отождествления могло быть много. Они моги быть как заимствованы, если следовать версии Грегуара, о том что летописец из каких то источников узнал об Олгу таркане и привязал его к Олегу, воеводе Игоря. Летописец сам мог отождествить Олега и Св. Дмитрия, в назидание потомкам, и для предания образности тексту. Что летописец делал неоднократно.
Виктор3992 писал(а) 16.06.2023 :: 21:20:32:
Если мы откроем ПВЛ, то что мы узнаем об осадах Фессалоник? 904г, 995г? Ничего, вообще 0. Как будто и не было этих осад. Хотя как мы полагаем отождествление Олега со св. Дмитрием произошло под влиянием сведений об этих событиях. В данном случае говорим о 904 годе.

Автору ПВЛ и не нужно было об этом упоминать. Но, летописец зачем то, не верно датировав болгаро-византийскую войну 895 года, описывает эти события под 902 годом. Затем идет рассказ о женитьбе Игоря в 903 году и сразу же за этим поход Олега в 907 году. Странно, не правда ли? зачем летописцу надо был упоминать о болгаро-византийской войне в контексте русской истории? И тут на ум приходит Новый Владимировский летописец в котором говориться; "«Игоря же ожени (Олег) въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу, и бе мудра вельми».
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
На Форуме



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #428 - 18.06.2023 :: 11:31:09
 
Виктор3992 писал(а) 16.06.2023 :: 21:20:32:
И связь эта может быть не такая прямолинейная, что мол если я расскажу о 904г, то как я потом впишу другое, 907. Олег в образе св. Дмитрия. Эта связь может быть и другой, где летописец не смог объяснить как мог рухнуть неуязвимый город.

Отчасти вы уже ответили, в начале своего предложения. Я вам предлагал другой вариант, у Руси по факту нет реальных,  положительных исторических примеров походов на Византию. 860 год, так себе сомнительно - вернулся император, русы ушли погибнув в буре. 941 год - разгром, 1043 год разгром. Если летопись писалась вскоре после событий 1043 года (кстати мне давно любопытно где договор от 1043 года, почему его нет в  ПВЛ?), то летописцу позарез нужен был положительный пример. Вот он его и придумал вероятно опираясь на события 904 года, в которых засветился Олгу таркан, традиционно спутав даты и поместив поход  под 907 годом, а в  назидание еще и отождествил Олега и Св. Дмитрия, на тот момент популярного на Руси. 
Виктор3992 писал(а) 16.06.2023 :: 21:20:32:
У Васильева достаточно подробно описан маршрут погони, должно быть это значительно больше 1000км. К тому же как я уже говорил ромеи имели возможность сразиться с арабами, как минимум два раза, но не стали этого делать.  И? Я не вижу вашего комментария относительно этих свидетельств. Т.е арабы и без росов представляли силу которую ещё нужно суметь разбить.

Я вам уже пояснял, причина могла быть одна, гипотетическая или если хотите , потенциальная угроза откуда то еще, которая могла стать реальной в случае потери флота греками. Что кроме трусости вероятно еще удерживало греков от сражения. Когда угроза снялась греки совершили акт возмездия к концу 904 года.
Виктор3992 писал(а) 16.06.2023 :: 21:20:32:
Т.е причины как минимум две, угроза с севера о которой никто не пишет. И реальная перспектива потерять флот. В случае его потери, мы не знаем как могли бы развиваться события, но видимо ромеи видели в этом серьёзную угрозу столице. Поэтому выбор был простой, столица или Фессалоники.

Так а я вам о чем, только вряд ли угроза была непосредственно для столицы, то есть русы или болгары не стояли под стенами Константинополя, иначе бы об этом написали, как писали о 860, 941, 1043 годе. Угроза была где то дальше , может на северных границах Болгарии и Византии, где мог оказаться и русский флот или русская пехота, вместе с болгарами ,ждавшие ухода византийского флота от Царьграда или его разгрома. Снова напомню вам. все походы руси на Византию совпадают  отсутствием византийского флота и армии в Константинополе.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #429 - 19.06.2023 :: 21:41:31
 
Roxsalan писал(а) 18.06.2023 :: 11:11:13:
Потому что проповеди об взятии Фессалоник арабами с упоминанием Св. Дмитрия есть, а в отношении болгар или славян применительно к 904 году, нет.

Если Николай Мистик ничего не знает о болгарах возле Солуни, то по этому вопросу проповедь вряд ли сможет что-то прояснить. Но я уже говорил, арабов и болгар могли рассматривать как одно целое несчастье которое свалилось на голову ромеев. Т.е нужен текст и самое главное знать дату произнесения этой проповеди.
К тому же как пишут было две проповеди, в первое патриаршество и второе.
Roxsalan писал(а) 18.06.2023 :: 11:11:13:
Особой разницы нет, единственно, вряд ли бы византийский источник упомянут Олгу таркана, а вот болгарский мог. Кроме того, уже писал, Еллинский летописец рассказывает об осаде арабами Фессалоник в 904 году, а как установил еще Шахматов, Еллинский летописец был написан под влиянием какого то болгарского источника.

Олгу таркан если и был упомянут, то только как исполнитель воли Симеона. И мы уже говорили об этом, у нас нет Олгу таркана, есть Феодор-Олгу таркан. Т.е летописец не мог по случайности спутать с нашим Олегом. И Еллинский летописец тут ничем помочь не может, потому что там чуть ли не дословно копируются греческие хроники. Ничего болгарского я там не увидел, о событиях 904г.
Roxsalan писал(а) 18.06.2023 :: 11:11:13:
Единственная причина может быть только осада Константинополя Олегом в 907 году. Но доказательств этой осады нет. Либо осада Константинополя болгарами в 922 году, которую летописец приписал Олегу. Причем, я уже указывал на это , согласно НПЛ Олег ходил на Византию тоже в 922 году, лишь в ПВЛ это событие датируется 907 годом. Было бы интересно узнать Олгу тракан участвовал в осаде и переговорах Симеона 922 года или нет.

В данном случае осада 907г вторична. Потому что речь шла не о причине похода, а о причине отождествления Олега со св. Дмитрием. Олег мог осадить столицу, получить дань, и уйти. Вообще без упоминания святых.
Касательно похода 922г. Да, такой вариант исключать нельзя. Я бы даже больше сказал, нельзя исключать все три случая болгарских осад столицы ромеев. 896г. 913г 922г. Поход Олега по описанию почти калька с 913г. В это время Симеон становится царем болгар и ромеев.
Roxsalan писал(а) 18.06.2023 :: 11:11:13:
Это уже лирика, к установлению датировки похода руси, отождествления Олега и Св. Дмитрия особого значения не имеющая. Уже писал, причин такого отождествления могло быть много. Они моги быть как заимствованы, если следовать версии Грегуара, о том что летописец из каких то источников узнал об Олгу таркане и привязал его к Олегу, воеводе Игоря. Летописец сам мог отождествить Олега и Св. Дмитрия, в назидание потомкам, и для предания образности тексту. Что летописец делал неоднократно.

Из "каких-то" источников это сложно назвать версией. И каждый раз когда мы говорим - "узнал об Олгу таркане и привязал его к Олегу" мы должны иметь ввиду что в этот момент летописец не только привязывает, но и отвязывает Олгу таркана от Симеона. И на это должны быть причины.
Roxsalan писал(а) 18.06.2023 :: 11:11:13:
Автору ПВЛ и не нужно было об этом упоминать. Но, летописец зачем то, не верно датировав болгаро-византийскую войну 895 года, описывает эти события под 902 годом. Затем идет рассказ о женитьбе Игоря в 903 году и сразу же за этим поход Олега в 907 году. Странно, не правда ли? зачем летописцу надо был упоминать о болгаро-византийской войне в контексте русской истории? И тут на ум приходит Новый Владимировский летописец в котором говориться; "«Игоря же ожени (Олег) въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу, и бе мудра вельми».

Для начала нужно определится знал летописец об этих событиях или нет. Если знал, он должен был снять противоречие которое могли породить сведения о Солуни 904г. Тобишь ответить на вопрос - почему св. Дмитрий не смог спасти свой город. Тут летописцу очень бы пригодилось мнение ромеев и болгар, как они отвечают себе на этот вопрос. А от болгар мы наверное ничего не узнаем, но вполне возможно авторитет ромеев в таких делах стал определяющим. Только там св. Дмитрий скорей всего оставил ромеев, а у нас он наоборот, приходит к ним. Если с этой точки зрения смотреть, мы видим как летописец снял это противоречие. Да, город пал, но св. Дмитрий не оставил виновников без ответа. Сам он пришел к такому заключению или ему кто-то подсказал, сложно сказать. 

Касательно 895г, ну я уже говорил можно рассматривать все три осады. Правда с первой из них, 896г, есть большие вопросы. Но если и было какое-то плотное взаимодействие русов и болгар в интересующий нас период, то летописец всячески хочет это не то чтобы скрыть, а разъединить русов и болгар. Как будто русы всё сами делали, без болгар.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #430 - 19.06.2023 :: 21:45:58
 
Roxsalan писал(а) 18.06.2023 :: 11:31:09:
Отчасти вы уже ответили, в начале своего предложения. Я вам предлагал другой вариант, у Руси по факту нет реальных,  положительных исторических примеров походов на Византию. 860 год, так себе сомнительно - вернулся император, русы ушли погибнув в буре. 941 год - разгром, 1043 год разгром. Если летопись писалась вскоре после событий 1043 года (кстати мне давно любопытно где договор от 1043 года, почему его нет в  ПВЛ?), то летописцу позарез нужен был положительный пример. Вот он его и придумал вероятно опираясь на события 904 года, в которых засветился Олгу таркан, традиционно спутав даты и поместив поход  под 907 годом, а в  назидание еще и отождествил Олега и Св. Дмитрия, на тот момент популярного на Руси. 

Нет ну конечно нельзя исключать что это просто выдумка летописца, а упоминание св. Дмитрия дань моде.
Но с другой стороны, конфликт Симеона с ромеями как воронка затягивал силы региона и у нас есть тому письменные свидетельства. В письме Николая (23), он прямо говорит Симеону о том что против болгар собирается союз из русов, печенегов и алан. В 922г. Добавьте сюда венгров и хазар и вы получите полный "букет" южных народов с кем так или иначе контактировали русы и все эти народы поучаствовали в этом конфликте.
Roxsalan писал(а) 18.06.2023 :: 11:31:09:
Я вам уже пояснял, причина могла быть одна, гипотетическая или если хотите , потенциальная угроза откуда то еще, которая могла стать реальной в случае потери флота греками. Что кроме трусости вероятно еще удерживало греков от сражения. Когда угроза снялась греки совершили акт возмездия к концу 904 года.

Откуда-то это могут быть и арабы, но скорей всего уже не в этот навигационный сезон. Хотя кто знает.. С учетом октябрьских сражений 911г. Так вот, Евстафий выходит к г. Абидос сразу у входа в Дарданеллы. Видит флотилию арабов, 54 корабля. И отступает в столицу. Т.е русов ещё нет, а он уже отступает. Почему нет русов, потому что на место Евстафия ставят Гимерия и он уходит из столицы, начинается погоня, т.е уходит на долго. Вы же говорите что в первом случае ромеи сберегли флот просто так, а во втором, потому что появилась угроза с севера. Но будет логичней предположить что в обоих случаях мотивация была одна и та же. Но я согласен с тем что поведение ромеев какое-то странное, отсюда и возникает версия с русами.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #431 - 19.06.2023 :: 22:17:56
 
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:41:31:
Касательно похода 922г. Да, такой вариант исключать нельзя.

Смешались в кучу, кони, люди.
А договор 911 года куда впихивать будем?
Как разрулим то? Сначала договор, потом поход получается. Или может договор сминусуем тогда, чтобы голову не ломать? - Так не получится, Бендер не разрешает. Т.е. исследователи подтверждают подлинность договора. ...
Артисты.))
Наверх
« Последняя редакция: 19.06.2023 :: 22:33:42 от Mukaffa »  
Roxsalan
Гуру
******
На Форуме



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #432 - 20.06.2023 :: 20:43:14
 
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:41:31:
Если Николай Мистик ничего не знает о болгарах возле Солуни, то по этому вопросу проповедь вряд ли сможет что-то прояснить.

Нет оснований утверждать что Николай Мистик не знал о болгарах возле Фессалоник. Я уже приводил вам его письмо к Симеону где он упоминает о болгарах в контексте Фессалоник, утверждение же что он об этом не знал, может как соответствовать действительности так и не соответствовать. В зависимости от того, что было на тот момент выгодно византийскому патриарху. Мы уже разбирали и Златарского и Васильева, точки зрения которых в целом не расходятся. Васильев писал: "Судьба Фессалоники привлекла внимание болгарскаго царя Симеона, который, не смотря на существовавший между ним и императором мир, имел в виду занять и заселить болгарами разоренный и опустошенный сарацинами город. Император Лев должен был употребить все свои усилия на то, чтобы не допустить занятия столь важного пункта болгарами, что по­служило бы поводом к новой войне; а последней император предпринять не мог в виду своих отношений с мусульма­нами. Чтобы уладить это дело, в качестве посла к Симеону был отправлен известный дипломат своего времени Лев Хиросфакт, которому удалось убедить болгарскаго царя отказаться от задуманного плана". Сидя в столице Болгарии  едва можно было строить планы по захвату Фессалоник после ухода арабов. Значит болгары были где то рядом. По крайней мере болгарское войско во главе с тем же Феодором Олгу траканом, участвовавшим в демаркации границы.
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:41:31:
Но я уже говорил, арабов и болгар могли рассматривать как одно целое несчастье которое свалилось на голову ромеев.

Не принципиально.
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:41:31:
Т.е нужен текст и самое главное знать дату произнесения этой проповеди.
К тому же как пишут было две проповеди, в первое патриаршество и второе.

Проповедь была произнесена в период осады Фессалоник арабами. Васильев прямо пишет: "Разорение столь крупнаго пункта, каким была Фессалоника, должно было произвести глубокое впечатление на современников. Император Лев посвятил особое сочинение «είς τήν άλωσιν τής Θεσσαλονίκης» 476. Открылась полная небрежность правительства, которое, не смотря на усиленныя просьбы солунцев о помощи, со дня на день откладывало посылку флота и тем самым содействовало несчастию Фессалоники 477. Патриарх Николай Мистик с амвона св. Софии в Константинополе произнес риторическую проповедь на тему взятия Фессалоники. «Города опустели, – говорил он, – люди на подобие скота перебиты; жены насиль­ственно отрываются от мужей... Где св. Димитрий, непобедимый союзник! Как предал ты на разрушение свой город? Как подвергся стольким несчастиям находившийся под твоею за­щитою город, недоступный врагам с тех пор, как солнце смотрит на него!»"
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:41:31:
Олгу таркан если и был упомянут, то только как исполнитель воли Симеона.

Как и Олег исполнитель воли Игоря если следовать НПЛ.
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:41:31:
И мы уже говорили об этом, у нас нет Олгу таркана, есть Феодор-Олгу таркан. Т.е летописец не мог по случайности спутать с нашим Олегом.

Уже писал, летописец тоже для рассматриваемого периода указывает только языческие имена русских князей. И даже Ольгу он именует Ольгой, а не Еленой. Так что ничего невероятного в том что из Феодор Олгу тракан он мог выбрать только Олгу, созвучное имени воеводы Игоря нет.
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:41:31:
И Еллинский летописец тут ничем помочь не может, потому что там чуть ли не дословно копируются греческие хроники. Ничего болгарского я там не увидел, о событиях 904г.

Читаем Шахматова: "Гдѣ же и при какихъ условіяхъ могла возникнуть подобная энциклопедія? При рѣшеніи этого вопроса весьма важно имѣть въ виду, что въ одномъ изъ ея изводовъ, а именно въ 1-мъ видѣ Еллинскаго лѣтописца, находится перечень болгарскихъ князей отъ Авитохола до Умара. Понятно, что перечень этотъ, написанный на половину на непонятномъ для другого славянина языкѣ, могъ быть вставленъ въ историческую компиляцію только въ Болгаріи, гдѣ еще въ IX в. понимали древній языкъ тюркскихъ болгаръ. Въ виду этого можно не сомнѣваться въ томъ, что Еллинскій лѣтописецъ составленъ въ Болгаріи. Важно также установить связь этой энциклопедіи съ другой, извѣстной на Руси по списку 1073 года,—со сборникомъ болгарскаго царя Симеона (892—927).... Признавъ связь между Сборникомъ 1073 г. и Еллинскимъ лѣтописцемъ, мы съ увѣренностью можемъ сказать, что энциклопедія Симеона стала извѣстной на Руси уже въ XI вѣкѣ. Повторю вкратцѣ главные выводы предыдущаго изслѣдованія: Въ X вѣкѣ въ Болгаріи была составлена обширная энциклопедія изъ почти всей имѣвшейся къ тому времени въ наличности переводной литературы. Въ Россіи эта энциклопедія появилась не позже XI вѣка, при чемъ она произвела рядъ компиляцій, извѣстныхъ частью подъ именемъ Еллинскаго и Римскаго лѣтописца, а частью и подъ другими названіями." (Древнеболгарская энциклопедія X вѣка Алексей Александровичъ Шахматовъ)
То есть какая то болгарская литература была известна на Руси уже в Х1 веке. Как раз в период написания русских летописей.
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:41:31:
В данном случае осада 907г вторична. Потому что речь шла не о причине похода, а о причине отождествления Олега со св. Дмитрием. Олег мог осадить столицу, получить дань, и уйти. Вообще без упоминания святых.

Верно. Уже писал, причин для отождествления могло быть несколько: от создания эффекта присутствия при описании событий о которых почти ничего не известно, до банального - для пущей гордости и в назидание потомкам, на фоне популярности Св. Дмитрия в тот период на Руси в княжеском и воинском сословии. Надо как нибудь проштудировать чудеса Св. Дмитрия нет ли среди них каких нибудь связанных с отказом от угощения, которое могло быть отравленным, как это следует из контекста НПЛ и ПВЛ применительно к Олегу.
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:41:31:
Касательно похода 922г. Да, такой вариант исключать нельзя. Я бы даже больше сказал, нельзя исключать все три случая болгарских осад столицы ромеев. 896г. 913г 922г. Поход Олега по описанию почти калька с 913г. В это время Симеон становится царем болгар и ромеев.

Именно на это указывал и Грегуар, со слов Левченко: "По мнению Грегуара, летописная легенда о походе
Олега была заимствована из искаженного рассказа об одном из действительно бывших походов (860 или 941 гг.) или из эпического произведения, смешавшего эти экспедиции. Торговые договоры Руси с Византией в 907
или в 911 г. Грегуар считает невозможными. „Если Византия Льва Мудрого не имела дела с русскими, — пишет Грегуар, — то она почти все время сталкивалась с болгарами Симеона. Шахматов считал, что в летописи Нестора ряд мест, говорящих об Олеге, заимствован из болгарской летописи, где говорилось о деяниях Симеона,
которые были перенесены на Олега. Таким образом, ряд сказаний о Симеоне
и болгарах перешел на счет мифического Олега. Легенда об Олеге и немыслимом для этого времени русском походе возникла потому, что в это время болгары угрожали Константинополю и во главе
их стоял болгарин, представлявший Симеона так же, как мифический Олег представлял Игоря, причем этот болгарский боярин носил имя Олега
". По мнению Грегуара, легенда об Олеге имеет эпиграфическое происхождение. Грегуар ссылается на найденную в 20 километрах от Фессалоник надпись на пограничном между Византией и Болгарией столбе, в которой упоминается Феодор, великий тархан, причем в подлиннике написано 1 Θεοδώρου δλγου τρακανοΰ (ολγου — турецкий, ùlugf—великий). Видя эти надписи на множестве пограничных столбов, русские путешественники, „приученные рассматривать имя Олега как типичное для русского князя", преобразили этого δλγου болгарской надписи в князя Олега, нападающего на Константинополь. Кроме того известно, что этот
боярин, упоминаемый в болгарской, надписи, вел переговоры с византийцами в 895 и 913 гг., и так как причиной болгарско-византийских войн при Симеоне были торговые споры, то война кончилась торговым
договором между Византией и Болгарией
, текст которого до нас не дошел, но киевские летописцы определенно знали о нем из болгарских источников. Несомненно, по Грегуару, этот договор имел подпись болгарского министра, того же самого, чье имя мы встречаем на пограничных столбах с титулом δλ^ου τρακανοΰ. Отсюда в русской летописи и появилась легенда о заключении великим князем Олегом торгового договора с греками." (А. ГРЕГУАР И ЕГО РАБОТЫ ПО ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЮ М. В. Левченко)
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:41:31:
Из "каких-то" источников это сложно назвать версией.

На возможные источники с ссылкой на Шахматова я уже указал. Более предметно об этом сказать нечего.
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:41:31:
И каждый раз когда мы говорим - "узнал об Олгу таркане и привязал его к Олегу" мы должны иметь ввиду что в этот момент летописец не только привязывает, но и отвязывает Олгу таркана от Симеона. И на это должны быть причины.

Причины очевидны. Первая, слишком растянутая хронология от Рюрика к Игорю, требующая промежуточное звено. О чем писано и переписано и отнюдь не мною. Хронология возникла из желания летописца приписать поход 860 года (по ПВЛ 866 года) руси пришедшей с Рюриком. Пусть даже через Аскольда и Дира. Второе, удачное совпадение имен - Олег, реальный воевода Игоря и Олгу, воевода болгарского царя Симеона, походы которого на Византию, как уже было рассмотрено выше, моги послужить основой для легенды о походе Олега. Тем самым убивались сразу два зайца - хронология и объявление воеводы Игоря самостоятельным Великим князем, ставшим промежуточным звеном между Рюриком и Игорем.
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:41:31:
Для начала нужно определится знал летописец об этих событиях или нет.

Очевидно знал, коль уж упомянул о византийско-болгарской войне в 895 году  и участии в ней венгров. Изрядно спутав даты. Видимо они ставились что называет наобум, никто ведь не проверит. Тут другой вопрос, на кой ляд летописцу вообще потребовалось упоминать об этой войне перед рассказом о походе Олега на Константинополь?
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:41:31:
Если знал, он должен был снять противоречие которое могли породить сведения о Солуни 904г. Тобишь ответить на вопрос - почему св. Дмитрий не смог спасти свой город.

Уже написал выше. знал однозначно, Еллинский летописец тому в доказательство, особенно если прав Шахматов и он компиляция из какой то болгарской энциклопедии Х века попавшей на Русь в Х1 веке. Почему Св. Дмитрий не спас Фессалоники летописца скорее всего вообще не волновало, ему Св. Дмитрий для другого нужен был. О чем выше уже написал.
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:41:31:
Если с этой точки зрения смотреть, мы видим как летописец снял это противоречие. Да, город пал, но св. Дмитрий не оставил виновников без ответа. Сам он пришел к такому заключению или ему кто-то подсказал, сложно сказать. 

Вы слишком зациклились на этой мысли. Она была бы правомерна если бы осада Константинополя Олегом в 907 году была реальным историческим фактом. Или к примеру, греки с какого то бодуна решили что Св. Дмитрий отомстил им за Фессалоники в 913 году, когда Константинополь осадил Симеон.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
На Форуме



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #433 - 20.06.2023 :: 21:33:42
 
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:41:31:
Касательно 895г, ну я уже говорил можно рассматривать все три осады. Правда с первой из них, 896г, есть большие вопросы.

Вопросы есть по всем осадам, да и вообще по всему.
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:41:31:
Но если и было какое-то плотное взаимодействие русов и болгар в интересующий нас период, то летописец всячески хочет это не то чтобы скрыть, а разъединить русов и болгар. Как будто русы всё сами делали, без болгар.

Все верно, а зачем ему тут болгары, если он пишет историю Руси, и есть задача обосновать договор 911 как результат похода 907 года? О чем кстати многие историки пишут в том контексте что если похода 907 года не было, то не могло быть и договора 911 года. По этому поводу С.Н. Келембет в свое время очень остроумно заметил: "Итак, по мнению А. М. Введенского, С. Н. Келембет «никак не объясняет наличие договора 911 года, который зафиксировала ПВЛ. То есть, почему был заключен договор, если похода на Константинополь
не было? Ведь после похода Игоря, как и после похода Святослава, такие договоры имели место... Отвечаем на вопрос А. М. Введенского. «Исторические прецеденты»
с походами-договорами Игоря и Святослава, сами по себе, никак не являются аргументами в пользу реальности похода 907 года. Выгодный для руси договор 911 года вполне мог быть заключен новым киевским
князем, пришедшим из Новгорода, как подтверждение и письменная фиксация (конкретизация) «победоносного» соглашения 860-х годов. Зачем обязательно предполагать незадолго до акта 911 года военный
поход, причем никак не зафиксированный источниками X века? Договоры 944 и 971 годов были следствием катастрофических военных поражений руси; при отсутствии же таковых и причин для пересмотра
действующих правовых норм (судя по тексту 911 года – устных, «простословесенъ»), в принципе, не было. И вообще, если речь идет об аналогиях: например, раз Иван Грозный дал огромные льготы английским
купцам (условно сопоставимые с льготами руси в договоре 911 г.), следует ли отсюда заключать, что это было следствием военных действий англичан против Московского государства?
" (Келембет С. Н.
РЕПЛИКА НА ОТЗЫВ А. М. ВВЕДЕНСКОГО. Studia Historica Europae Orientalis = Исследования по истории
Восточной Европы : науч. сб. Вып. 11. – Минск : РИВШ, 2018.)
От себя добавлю лишь, наши историки витают в облаках полагая что договор 911 года был беспрецедентно выгодным для Руси. На абсурдность этого утверждения давно указал Сергеевич В.И. в работе " Греческое и русское право в договорах с греками X века". да это и так видно, для тех кто вникает в текст договора.
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:45:58:
Но с другой стороны, конфликт Симеона с ромеями как воронка затягивал силы региона и у нас есть тому письменные свидетельства. В письме Николая (23), он прямо говорит Симеону о том что против болгар собирается союз из русов, печенегов и алан.

Ессно, в 911 году русы нанимаются на службу к грекам. Хотя повторюсь, нельзя судить о Руси Х века как некоем едино и централизованном государстве. Плюс всякого рода ЧВК. Так что вполне могло быть так что одни русы воевали на стороне греков, другие был в войске болгар или арабов. Ничего по сути не изменилось с тех пор и по наши дни. Если оглядеться вокруг.
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:45:58:
Откуда-то это могут быть и арабы, но скорей всего уже не в этот навигационный сезон. Хотя кто знает..

Читаем все того же Васильева: "Лев Триполитянин не думал этим ограничить свой поход: его планы шли гораздо дальше. Он замышлял нападение на самую столицу византийской империи, на «Богом хранимый» Кон­стантинополь 424. Ходила молва, будто бы Лев в своей гордости говорил: «я дойду до царственнаго города и возьму его; если же это не удастся, то для меня достаточно похвалиться тем, что я дошел до столицы государства ромеев и потратил на нее стрелы» 425. Движение Льва к Константинополю было поста­влено в связь с действиями болгар, которые, как слышали арабы, теснили византийские пределы ". Васильев отрицает такую возможность полагая что между болгарами и греками в тот период был заключен мир. Но, мы уже рассматривали этот вопрос и очевидно что договор может и был а вот ситуация была что то типа - ни войны ни мира. То есть периодические стычки. И опять же о том что арабы воспользовались войной между греками и болгарами сообщают византийские источники.  Так что как говорится нет дыма без огня.
Виктор3992 писал(а) 19.06.2023 :: 21:45:58:
Евстафия ставят Гимерия и он уходит из столицы, начинается погоня, т.е уходит на долго. Вы же говорите что в первом случае ромеи сберегли флот просто так, а во втором, потому что появилась угроза с севера. Но будет логичней предположить что в обоих случаях мотивация была одна и та же. Но я согласен с тем что поведение ромеев какое-то странное, отсюда и возникает версия с русами.

Васильев пишет: "Выступивший за ним Имерий, повидимому, потерял мусульманский флот из виду, так как, пройдя по Геллеспонту через Лампсак и покинутый неприятелем Абидос, греческие ко­рабли прошли далеко на юг по Эгейскому морю и бросили якорь [141] у расположеннаго на высокой горе прибрежнаго города Стровила в Кивирреотской феме, на полуострове в юго-западной части Малой Азии, на север от острова Коса, недалеко от древняго города Галикарнасса 432. После этого Имерий неожиданно повернул обратно на север и, пройдя мимо островов Имвроса и Самофраки, подошел к Фазосу, где и настиг скрывавшагося от него неприятеля; однако Имерий, видя превосходство сил врага, не решился вступить в сражение и дал возможность Льву Триполитянину удалиться из-под Фазоса. Арабский вождь, обогнув Халкидонский полуостров, вступил в Салоникский залив, направляясь к Фессалонике".
То есть по Васильеву греки тупо струсили и не вступили в сражение. Отомстив только в конце 904 года усилив свой флот. Мне интересно другое, куда подался флот ромеев избежав столкновения с арабами. Тусовался где о рядом глядя как арабы грабят Фессалоники или подался к Константинополю? Без выяснения этого делать какие то выводы и предположения бесполезно. Но опять же показательно что тот же Васильев рассказав о разорении Фессалоник тут же вспоминает о желании Симеона воспользоваться этим обстоятельство и захватить город. И лишь усилия византийских дипломатов этому помешали. В общем бурные события. Флот греков где в это время и что делает, вот в чем вопрос?
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #434 - 20.06.2023 :: 22:55:27
 
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:
Она была бы правомерна если бы осада Константинополя Олегом в 907 году была реальным историческим фактом.

А вы уже доказали, что "Олег у Константинополя в 907 году" не было реальным историческим фактом?
Что-то не наблюдалось.
И никто из исследователей подобного не доказал.
Т.е. опять и снова выдаваемое желаемое за действительное.


Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:
Или к примеру, греки с какого то бодуна решили что Св. Дмитрий отомстил им за Фессалоники в 913 году, когда Константинополь осадил Симеон.

Да не греки решили и т.д., а древнерусский летописец взял с какого то эпизода болгарских или греческих текстов, например из жития недошедшего, о св.Дмитрии(а может даже и не из св.Дмитрия), и ввёл этот эпизод, подстроив его под рассказ об Олеге. Эпизод необязательно связан напрямую с Фессалониками, там о попытке отравления ведь речь. Возможно два эпизода летописц использовал, тут много версий всяческих можно выдвинуть, была бы фантазия.))
Наверх
« Последняя редакция: 20.06.2023 :: 23:20:46 от Mukaffa »  
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #435 - 20.06.2023 :: 23:05:26
 
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 21:33:42:
От себя добавлю лишь, наши историки витают в облаках полагая что договор 911 года был беспрецедентно выгодным для Руси. На абсурдность этого утверждения давно указал Сергеевич В.И. в работе " Греческое и русское право в договорах с греками X века". да это и так видно, для тех кто вникает в текст договора.

Надо же, Сергеевич давным-давно доказал, ещё в 19 веке, а ему никак историки не внемлют, всё за своё - выгоден и хоть тут лопни.
Нда, уж .... ))))
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #436 - 20.06.2023 :: 23:12:50
 
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 21:33:42:
Читаем все того же Васильева: "Лев Триполитянин не думал этим ограничить свой поход: его планы шли гораздо дальше. Он замышлял нападение на самую столицу византийской империи, на «Богом хранимый» Кон­стантинополь 424. Ходила молва, будто бы Лев в своей гордости говорил: «я дойду до царственнаго города и возьму его; если же это не удастся, то для меня достаточно похвалиться тем, что я дошел до столицы государства ромеев и потратил на нее стрелы» 425. Движение Льва к Константинополю было поста­влено в связь с действиями болгар, которые, как слышали арабы, теснили византийские пределы ".

Да Лев Триполитанин добычу с Фессалоник не мог всю забрать, какой там Константинополь. Суда все перегружены были под завязку, он ещё доставал греческие, затопленные там, и ремонтировал.
Как вы материал то используете? у вас реальный винегрет, и многих деталей попросту не знаете.
В одном месте выгодна одна цитатка - её вытаскиваю, в другом - другая, ровным счётом противоположная, да и по барабану, её из рукава достаю.
Господи, ... но любопытно наблюдать на подобное фокусничество иной раз.))
Наверх
« Последняя редакция: 20.06.2023 :: 23:25:31 от Mukaffa »  
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #437 - 23.06.2023 :: 03:08:02
 
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:
Нет оснований утверждать что Николай Мистик не знал о болгарах возле Фессалоник. Я уже приводил вам его письмо к Симеону где он упоминает о болгарах в контексте Фессалоник, утверждение же что он об этом не знал, может как соответствовать действительности так и не соответствовать. В зависимости от того, что было на тот момент выгодно византийскому патриарху.

И в этом письме Николай пишет, что сам он ничего не знает о болгарах в контексте Фессалоник. Потом будет ещё одно его письмо где он вспомнит Льва Триполийского в связи с Фессалониками 904г. и о наличии болгар ничего не скажет. Понимаете тут какая вещь, можно конечно говорить что тебе выгодно, но ты должен понимать что перед тобой тоже не глупец сидит. Царь болгар, на войну с которым ромеям придётся тратить значительные ресурсы. И когда Николай пишет Симеону что мол я ничего не знаю, о болгарских делах возле Солуни, это должно быть похоже на правду. Иначе Симеон сделает вывод что он общается с лжецом. А это не может быть выгодным для Николая, у него обратные цели - получить доверие Симеона, ведь он выступает в качестве посредника с тем чтобы погасить конфликт.
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:
Проповедь была произнесена в период осады Фессалоник арабами. Васильев прямо пишет: "Разорение столь крупнаго пункта, каким была Фессалоника, должно было произвести глубокое впечатление на современников. Император Лев посвятил особое сочинение «είς τήν άλωσιν τής Θεσσαλονίκης» 476. Открылась полная небрежность правительства, которое, не смотря на усиленныя просьбы солунцев о помощи, со дня на день откладывало посылку флота и тем самым содействовало несчастию Фессалоники 477. Патриарх Николай Мистик с амвона св. Софии в Константинополе произнес риторическую проповедь на тему взятия Фессалоники.

Строго говоря тут нигде не сказано когда была произнесена проповедь. Император Лев сочинение сочинил тоже в период осады? А полная небрежность... это вообще из письма к Роману, 921-22 год. Проповедь могла быть прочитана уже после того как ушли арабы, когда ромеи смогли оценить масштаб бедствия. Скажем конец августа, к этому времени как полагает Златарский вопрос с болгарами уже был решён. После 913г. Николай Мистик прочтёт эту проповедь ещё раз.
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:
Как и Олег исполнитель воли Игоря если следовать НПЛ.

Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:
Уже писал, летописец тоже для рассматриваемого периода указывает только языческие имена русских князей. И даже Ольгу он именует Ольгой, а не Еленой. Так что ничего невероятного в том что из Феодор Олгу тракан он мог выбрать только Олгу, созвучное имени воеводы Игоря нет.

Я имел ввиду что одно дело случайно ошибся и другое, когда летописец прекрасно осознавал что это совершенно другой человек. Тут всего два варианта, не было похода Олега на ромеев. Это выдумка от и до.
Или, поход точно был но уже не помнят что и как, поэтому за основу берут осады Симеона. Если сравнить, описание 922г, как там ромеи встречали Симеона, и 913г., наш летописец выбирает 913г. 

Далее, если поход всё таки был, появляется опять два варианта.
С болгарами или без. В зависимости от ответа на этот вопрос, можно предполагать случайно летописец ошибся или нет. И это с учетом того что нигде не сообщается о каких-то совместных походах русов и болгар времен Симеона. Но точно известно что Симеон активно искал союзников среди других народов (помимо печенегов), об этом пишет стратиг Херсона, значит эти другие народы должны быть где-то на юге, в Причерноморье. (917г)

В 922г, Николай предупреждает Симеона что против него формируется союз - русы, печенеги, аланы, возможно мадьяры. (конечно под эгидой ромеев) Видимо в этом же году Симеон пробует договориться с арабами насчет флота, арабы соглашаются но флот не придет, помешают ромеи. И в итоге, в 22, 23 или в 24г Симеон идет на столицу и лично встречается с Романом. Возникает вопрос что произошло с тем союзом? И на чей стороне выступили указанные выше народы, или они просто самоустранились?
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:
Читаем Шахматова: "Гдѣ же и при какихъ условіяхъ могла возникнуть подобная энциклопедія? При рѣшеніи этого вопроса весьма важно имѣть въ виду, что въ одномъ изъ ея изводовъ, а именно въ 1-мъ видѣ Еллинскаго лѣтописца, находится перечень болгарскихъ князей отъ Авитохола до Умара. Понятно, что перечень этотъ, написанный на половину на непонятномъ для другого славянина языкѣ, могъ быть вставленъ въ историческую компиляцію только въ Болгаріи, гдѣ еще въ IX в. понимали древній языкъ тюркскихъ болгаръ. Въ виду этого можно не сомнѣваться въ томъ, что Еллинскій лѣтописецъ составленъ въ Болгаріи. Важно также установить связь этой энциклопедіи съ другой, извѣстной на Руси по списку 1073 года,—со сборникомъ болгарскаго царя Симеона (892—927).... Признавъ связь между Сборникомъ 1073 г. и Еллинскимъ лѣтописцемъ, мы съ увѣренностью можемъ сказать, что энциклопедія Симеона стала извѣстной на Руси уже въ XI вѣкѣ. Повторю вкратцѣ главные выводы предыдущаго изслѣдованія: Въ X вѣкѣ въ Болгаріи была составлена обширная энциклопедія изъ почти всей имѣвшейся къ тому времени въ наличности переводной литературы. Въ Россіи эта энциклопедія появилась не позже XI вѣка, при чемъ она произвела рядъ компиляцій, извѣстныхъ частью подъ именемъ Еллинскаго и Римскаго лѣтописца, а частью и подъ другими названіями." (Древнеболгарская энциклопедія X вѣка Алексей Александровичъ Шахматовъ)
То есть какая то болгарская литература была известна на Руси уже в Х1 веке. Как раз в период написания русских летописей.

Что касается событий 904г. Еллинский летописец дословно следует греческим хроникам. Т.е там нет болгарского взгляда на эти события.
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:
Верно. Уже писал, причин для отождествления могло быть несколько: от создания эффекта присутствия при описании событий о которых почти ничего не известно, до банального - для пущей гордости и в назидание потомкам, на фоне популярности Св. Дмитрия в тот период на Руси в княжеском и воинском сословии. Надо как нибудь проштудировать чудеса Св. Дмитрия нет ли среди них каких нибудь связанных с отказом от угощения, которое могло быть отравленным, как это следует из контекста НПЛ и ПВЛ применительно к Олегу.

Ромеи сами озвучили причину падения Фессалоник, небрежность правительства, за наши грехи в проповеди.
Обычно св. Дмитрия видят либо на яву, либо он приходит во сне. Наш летописец изобрел новый способ, сложно сказать что именно он имел виду. Русы как исполнители воли св. Дмитрия или св. Дмитрий как защитник русов, непосредственно Олега. Если второе, то Олегу повезло дважды, он и вещий, и защитник у него хороший.
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:
Именно на это указывал и Грегуар, со слов Левченко: "По мнению Грегуара, летописная легенда о походе
Олега была заимствована из искаженного рассказа об одном из действительно бывших походов (860 или 941 гг.) или из эпического произведения, смешавшего эти экспедиции. Торговые договоры Руси с Византией в 907
или в 911 г. Грегуар считает невозможными. „Если Византия Льва Мудрого не имела дела с русскими, — пишет Грегуар, — то она почти все время сталкивалась с болгарами Симеона. Шахматов считал, что в летописи Нестора ряд мест, говорящих об Олеге, заимствован из болгарской летописи, где говорилось о деяниях Симеона,
которые были перенесены на Олега. Таким образом, ряд сказаний о Симеоне и болгарах перешел на счет мифического Олега. Легенда об Олеге и немыслимом для этого времени русском походе возникла потому, что в это время болгары угрожали Константинополю и во главе
их стоял болгарин, представлявший Симеона так же, как мифический Олег представлял Игоря, причем этот болгарский боярин носил имя Олега". По мнению Грегуара, легенда об Олеге имеет эпиграфическое происхождение. Грегуар ссылается на найденную в 20 километрах от Фессалоник надпись на пограничном между Византией и Болгарией столбе, в которой упоминается Феодор, великий тархан, причем в подлиннике написано 1 Θεοδώρου δλγου τρακανοΰ (ολγου — турецкий, ùlugf—великий). Видя эти надписи на множестве пограничных столбов, русские путешественники, „приученные рассматривать имя Олега как типичное для русского князя", преобразили этого δλγου болгарской надписи в князя Олега, нападающего на Константинополь. Кроме того известно, что этот
боярин, упоминаемый в болгарской, надписи, вел переговоры с византийцами в 895 и 913 гг., и так как причиной болгарско-византийских войн при Симеоне были торговые споры, то война кончилась торговым
договором между Византией и Болгарией, текст которого до нас не дошел, но киевские летописцы определенно знали о нем из болгарских источников. Несомненно, по Грегуару, этот договор имел подпись болгарского министра, того же самого, чье имя мы встречаем на пограничных столбах с титулом δλ^ου τρακανοΰ. Отсюда в русской летописи и появилась легенда о заключении великим князем Олегом торгового договора с греками." (А. ГРЕГУАР И ЕГО РАБОТЫ ПО ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЮ М. В. Левченко)

Уже Святослав даёт своему сыну имя Олег. Видимо в честь скандинава. Или в честь болгарских Олгу?
Это к вопросу о мифичности Олега. Если Византия Льва Мудрого не имела дел с русскими, то как русские в количестве 700чел. оказались участниками ромейской операции 911г? В контексте нашего разговора у Грегура нет ничего что можно положить на стол как факт. Это мало чем отличается от наших "а может это, а может то".
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:
Причины очевидны. Первая, слишком растянутая хронология от Рюрика к Игорю, требующая промежуточное звено. О чем писано и переписано и отнюдь не мною. Хронология возникла из желания летописца приписать поход 860 года (по ПВЛ 866 года) руси пришедшей с Рюриком. Пусть даже через Аскольда и Дира. Второе, удачное совпадение имен - Олег, реальный воевода Игоря и Олгу, воевода болгарского царя Симеона, походы которого на Византию, как уже было рассмотрено выше, моги послужить основой для легенды о походе Олега. Тем самым убивались сразу два зайца - хронология и объявление воеводы Игоря самостоятельным Великим князем, ставшим промежуточным звеном между Рюриком и Игорем.

При таком варианте, вообще мало что имеет значения о чем мы говорили. Т.е Олег никуда не ходил, ни каких Фессалоник и св. Дмитрия, и не важно что там происходило с флотом ромеев. Потому что летописец решал чисто хронологические проблемы.
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:
Очевидно знал, коль уж упомянул о византийско-болгарской войне в 895 году  и участии в ней венгров. Изрядно спутав даты. Видимо они ставились что называет наобум, никто ведь не проверит. Тут другой вопрос, на кой ляд летописцу вообще потребовалось упоминать об этой войне перед рассказом о походе Олега на Константинополь?

Тут я говорил не о 895г, а о 904г. Касательно болгарских сюжетов, не знаю, может он таким образом предварял рассказ о Святославе. Не понятно зачем намекать на связь с болгарами времен Симеона, можно и прямо было сказать. Как будто эта тема под запретом.
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 20:43:14:
Уже написал выше. знал однозначно, Еллинский летописец тому в доказательство, особенно если прав Шахматов и он компиляция из какой то болгарской энциклопедии Х века попавшей на Русь в Х1 веке. Почему Св. Дмитрий не спас Фессалоники летописца скорее всего вообще не волновало, ему Св. Дмитрий для другого нужен был. О чем выше уже написал.

Для того, о чем вы писали, можно было использовать и Георгия к примеру. Тем более есть конь и змея. Все атрибуты вмч. Георгия Победоносца.


Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #438 - 23.06.2023 :: 03:22:57
 
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 21:33:42:
Все верно, а зачем ему тут болгары, если он пишет историю Руси, и есть задача обосновать договор 911 как результат похода 907 года? О чем кстати многие историки пишут в том контексте что если похода 907 года не было, то не могло быть и договора 911 года.

Это если на время написания сюжета об Олеге со св. Дмитрием летописцу были известны тексты договоров.
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 21:33:42:
Выгодный для руси договор 911 года вполне мог быть заключен новым киевским
князем, пришедшим из Новгорода, как подтверждение и письменная фиксация (конкретизация) «победоносного» соглашения 860-х годов. Зачем обязательно предполагать незадолго до акта 911 года военный
поход, причем никак не зафиксированный источниками X века? Договоры 944 и 971 годов были следствием катастрофических военных поражений руси; при отсутствии же таковых и причин для пересмотра
действующих правовых норм (судя по тексту 911 года – устных, «простословесенъ»), в принципе, не было. И вообще, если речь идет об аналогиях: например, раз Иван Грозный дал огромные льготы английским
купцам (условно сопоставимые с льготами руси в договоре 911 г.), следует ли отсюда заключать, что это было следствием военных действий англичан против Московского государства?" (Келембет С. Н.
РЕПЛИКА НА ОТЗЫВ А. М. ВВЕДЕНСКОГО. Studia Historica Europae Orientalis = Исследования по истории
Восточной Европы : науч. сб. Вып. 11. – Минск : РИВШ, 2018.)

Я уже писал об этом, аналогично, только в роли Грозного выступили ромеи в 911г. Т.е грубо говоря купили росов. Льготы понятное дело не были прям огромными, но какие-то должны были быть.
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 21:33:42:
Ессно, в 911 году русы нанимаются на службу к грекам. Хотя повторюсь, нельзя судить о Руси Х века как некоем едино и централизованном государстве. Плюс всякого рода ЧВК. Так что вполне могло быть так что одни русы воевали на стороне греков, другие был в войске болгар или арабов. Ничего по сути не изменилось с тех пор и по наши дни. Если оглядеться вокруг.

Я бы не стал исключать вариант 893-894г. Венгры в своих хрониках пишут об осаде Киева в 896-898г. В это время они друзья ромеев и враги болгар.
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 21:33:42:
Но, мы уже рассматривали этот вопрос и очевидно что договор может и был а вот ситуация была что то типа - ни войны ни мира. То есть периодические стычки. И опять же о том что арабы воспользовались войной между греками и болгарами сообщают византийские источники.  Так что как говорится нет дыма без огня.

А болгары воспользовались войной ромеев и арабов. Войска должны быть либо на западе, либо на востоке. Ромеи не могли воевать на два фронта, но на одном, вполне. Судя по всему в приоритете были арабы, восток и Сицилия.
Roxsalan писал(а) 20.06.2023 :: 21:33:42:
Мне интересно другое, куда подался флот ромеев избежав столкновения с арабами. Тусовался где о рядом глядя как арабы грабят Фессалоники или подался к Константинополю? Без выяснения этого делать какие то выводы и предположения бесполезно. Но опять же показательно что тот же Васильев рассказав о разорении Фессалоник тут же вспоминает о желании Симеона воспользоваться этим обстоятельство и захватить город. И лишь усилия византийских дипломатов этому помешали. В общем бурные события. Флот греков где в это время и что делает, вот в чем вопрос?

Флот в столице, но скорей всего в районе Дарданелл. Император заранее предупредил Фессалоники что к ним идут арабы об этом стало известно от перебежчиков. Может быть неделя или две у солунцев было на подготовку к обороне. Арабы конечно не стали бы штурмовать город если бы неподалёку курсировал флот ромеев. Но Фессалоники большой город, может ромеи рассчитывали отбиться силами фемы. Чтобы не оказаться в ситуации когда не они, не впускают в пролив, а их. Ну и интриги никто не отменял.

пс. Спасибо за беседу, я вынужден выйти из разговора. Не будет времени.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
На Форуме



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: О дате призвания князей на Русь
Ответ #439 - 23.06.2023 :: 09:47:29
 
Виктор3992 писал(а) 23.06.2023 :: 03:22:57:
Спасибо за беседу, я вынужден выйти из разговора. Не будет времени

Взаимно. Всех благ
Наверх
 
Страниц: 1 ... 20 21 22 23 
Печать