Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 3 4 5 6 7 ... 26
Печать
Русско-византийский раскол в православии (Прочитано 132794 раз)
Zealot
Координатор
Представитель администрации форума
*****
Вне Форума


Никто кроме нас.

Сообщений: 48300
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #80 - 17.10.2018 :: 13:29:26
 
Ubivec писал(а) 16.10.2018 :: 15:27:29:
Цитата:
Американская, естественно, тоже будет за нас.

Канадская. Вот те реально на амбразуру лягут.


Американская.
Наверх
 

Пугать меня вздумали? Да у меня банов больше, чем Вы в жизни видели воробьёв. (с) НВД
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #81 - 17.10.2018 :: 18:12:32
 
Кстати, первый митрополит уже перебежал.
Наверх
 
Беляков
ReadOnly
+++
Вне Форума



Сообщений: 184
Пол: male

МИЭМ
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #82 - 19.10.2018 :: 00:48:52
 
Андрей Зубов

16 октября 2018

ПОЛУСХИЗМА

То, что вчера принято на Синоде Русской Православной Церкви в Минске
- это ПОЛУСХИЗМА. Схизма предполагает не только запрет на каноническое
общение, но и анафематствование, то есть объявление другой Церкви
еретической, безблагодатной, в учении которой содержатся еретические
моменты, противоречащие Никео-Цареградскому Символу Веры.
Слава Богу, до этого вчера в Минске наш Синод не дошел. Вселенскую
Патриархию он не анафематствовал. Но сделал очень большой шаг в этом
направлении.
Я не буду рассматривать исторические аналогии. Но они есть. Особенно
сходна с нынешней Схизма Московской самопровозглашенной
автокефальной церкви, наступившая после 1458 года. Тогда появились
бредовые, и осужденные Московским собором 1666-67 гг. учения о
"Москве Третьем Риме" и о "Мономаховом венце". А воспротивившийся
этому безумному решению преп. Пафнутий Боровский был бит по приказу
митрополита Ионы и закован в кандалы. Сто лет русская церковь была
тогда в схизме, в отколе от Православного мира.
И вот, Синод 15 октября в Минске вновь пошел этим путем. Как и в
XV-XVI века последствия Схизмы будут печальны не для мирового
Православия, а для самой Русской Церкви. Опять же, я не буду
говорить о духовном измерении. Оно есть и оно - главное. Схизма -
всегда хула на Христа, на Его Плоть и Кровь, на Его призыв ко всем
нам любить друг друга. Хула на Христа, по Его слову, может
проститься. Но не без глубокого покаяния.
Но в чисто практическом плане ущерб для Русской Церкви видится очень
большим:
1. Многие общины и монастыри Украины оставались в МП (сокращаю для
краткости при полном уважении), поскольку альтернативой были
раскольнические Церкви Киевского Патриархата и УАПЦ. Теперь в
самопровозглашенной Схизме сам МП, а в Украине создается пока
ставропигия Вселенского Патриарха, а потом - автокефальная Церковь.
Чтобы не оставаться в Схизме, посещать Афон, Халки, Крит, общины МП
на Украине начнут переходить в Константинопольскую юрисдикцию. Очень
быстро МП растеряет большую часть своих 12600 приходов в Украине.
2. В Белоруссии также начнется процесс перехода общин в
Константинопольскую юрисдикцию по той же причине. Особенно общин,
где служба совершается на белорусском языке. Ведь акт 1686 года
отменен не только для Украины, но для всего пространства тогдашней
Киевской митрополии. Вчерашнее осуждение Президентом Лукашенко
"раскола" звучит по меньшей мере двусмысленно. Такая "свобода выбора"
поможет Лукашенко создать дистанцию от Москвы и в церковном вопросе.
3. В самой России смущение решением Минского Синода очень велико.
Русские люди веками считали Афон высшей святыней, Небом на земле.
Многие имеют и живой опыт жизни в скитах и монастырях Афона. Опыт,
который потрясает своей подлинностью и не забывается. Многие лучшие
русские монахи и священники подпитываются этим духом христианской
жизни ежегодно. Запрет на молитву и евхаристическое общение в Святом
Уделе Богородицы, от которого пошла вся монашеская жизнь древней
Руси, крайне уронит доверие к тем, кто вчера принял решение отсечь
Православную Русь от Афона и других святынь Вселенского Православия.
А без доверия, любви и уважения народа Церковь - сообщество
свободных граждан Небесного Иерусалима, - существовать не может.
Есть и иные печальные следствия, но и этого достаточно. Есть ли
альтернатива, есть ли выход из нынешней ситуации менее разорительный
для нашей Церкви? Конечно есть.
Это:
1. Признать факт грядущей украинской автокефалии и поддержать его в
принципе. Сопротивление здесь бесплодно и бесперспективно.
2. Согласиться на уже многократно высказанные и светской властью, и
церковными лидерами Украины предложения, что те приходы и монастыри,
которые желают оставаться в МП, могут беспрепятственно сохранять свою
нынешнюю юрисдикцию.
3. Еще лучше, предложить Украинской Церкви МП включиться в процесс
подготовки к созданию автокефальной Украинской церкви.
И тогда в Украине будет мир и во всемирном Православии единство.
Пока это можно сделать сравнительно легко, но с каждым днем раскол в
Православном мире будет усиливаться и счастья от этого не будет
никому. И многие из тех, кто могли бы спастись, не спасутся,
увлеченные славой века сего, национальными амбициями, имперским
бредом и банальной алчностью.
А МЫ ДАДИМ ХРИСТУ ОТЧЕТ ЗА КАЖДУЮ ПОТЕРЯВШУЮСЯ ПО НАШЕЙ ВИНЕ ОВЦУ,
ЗА КАЖДУЮ СОБЛАЗНЕННУЮ ДУШУ.
НЕ СТРАШНО?
Наверх
 
Беляков
ReadOnly
+++
Вне Форума



Сообщений: 184
Пол: male

МИЭМ
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #83 - 19.10.2018 :: 00:49:52
 
Римы прерывают общение

Блогосфера о решении синода РПЦ о разрыве евхаристического общения с
Константинополем

16-10-2018

"Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых
им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской
Православной Церкви невозможно сослужение с клириками
Константинопольской Церкви, а для мирян - участие в таинствах,
совершаемых в ее храмах". Такова реакция заседания синода РПЦ МП,
проходившего в Минске, на действия Вселенского Патриархата по подготовке
признания автокефалии Украинской православной церкви.
Евгений Ихлов:
"Третий Рим порвал евхаристическое общение со Вторым, потому что тот не
признал его Четвертым рейхом...
Не могу не процитировать "Заявление Священного Синода Русской
Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского
Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви" от 15 октября
2018 года:
"Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой
Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими "епископами" и
"клириками", посягательство на чужие канонические уделы, попытка
отречься от собственных исторических решений и обязательств, - все это
выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и,
к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение
евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами.
Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых
им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской
Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской
Церкви, а для мирян - участие в таинствах, совершаемых в ее храмах.
Переход архиереев или клириков из канонической Церкви к раскольникам
или вступление с последними в евхаристическое общение является
каноническим преступлением и влечет за собой соответствующие прещения".
Как сказано-то: "выводит за пределы канонического поля"! Почти как за
пределы "конституционного пространства"!"
"Политбюро" РПЦМП собралось в Минске, да еще демонстративно под эгидой
Лукашенко - очевидно, желая всем показать, что белорусской автокефалии
не будет вовеки, Беларусь "не отдадут". Агония РПЦ как имперского
института налицо", - пишет Алексей Широпаев.
Telegram-канал "Незыгарь":
"Патриарх Кирилл сегодня сделал важнейшее дело - обрезал крылья
"афонскому братству".
Чайка, двуглавый орел Малофеева, Голощапов, Беглов, Албин, Турчак,
Ротенберги и масса других товарищей - генералов, прокуроров,
оперативников, следователей и судей.
Все, кто готовил смену Гундяеву в лице митрополитов Варсонофия и
Тихона, теперь повержены и лишаются "гундяевской благости".
Кубышку предлагается пополнять дома, а не возить в греческие дали".
Егор Седов:
"Коротко о вчерашнем "судьбоносном решении".
1) Россиянам, хотят они того или нет, прихожане РПЦ или нет, пришлось
выучить несколько мудреных греческих слов: "автокефалия",
"евхаристическое общение"...
Это - хороший результат для россиян.
2) С нетерпением жду реакции на это самое прекращение евхаристического
общения от любителя молодежной патриотической пропаганды - нынешнего
ВРИО губернатора Санкт-Петербурга. А также - от его соратников и друзей
по Афону. Да, собственно, и от Путина.
3) В ленте ФБ о решении говорится много. Но даже и тут - далеко не
всеми. 2/3 все это просто неинтересно. Пропаганда - понятное дело,
надрывается. А вот обычные россияне не из соцсетей, судя по всему,
спокойны и равнодушны - цены на бензин, пожалуй, важнее...
Это (не цены, а равнодушие к навязанным пропагандой "проблемам") для них
даже лучший результат, чем п. 1".
Он же:
"Вся эта история с синодом напомнила мне о давнем выражении, которое зажило
независимой от сказавшего жизнью, стало мемом (в том числе и для меня).
Это - патриарший экзарх в Беларуси Павел. Чем он примечателен?
Вот этим видео времен зимы 2011/12. Которое, в общем, не нуждается ни в
каких комментариях. Иногда люди сами себе дают прозвища - непонятно, зачем
они это делают? А "краник чернобыльский" по соцсетям с тех пор загулял".
"Помните, когда вводились контрсанкции, была такая агрессивная
информационная кампания - "проживет русский человек без чуждого его
организму хамона"! Интересно, а кампания - "проживет русский человек без
Афона", будет?" - пишет Telegram-канал "Постправда".
"Ладно Стамбул, но Афон Кириллу не простят", - считает Александр Синяков.
Дмитрий Витушкин:
"После решения Константинопольского патриархата с некоторой иронией
воспринимаю, что из РПЦ в его адрес раздаются вопли о "расколе", а
украинские православные обзываются "раскольниками".
Как потомок старообрядцев, не могу не заметить, что раскольники - это
вообще-то, напротив, сами никониане (читай: Московский патриархат,
читай: РПЦ). Уже 3,5 века как. Так что чья бы корова мычала".
Telegram-канал "Протесты в мире":
"Синод РПЦ уже разрывал евхаристическое общение с Константинопольским
патриархатом в 1996 году, когда священный синод Константинопольского
патриархата подтвердил томос Эстонской апостольской православной церкви".
Telegram-канал "Мастер пера":
"Решение Синода РПЦ по разрыву со вселенским патриархатом принималось
долгих четыре часа. Можно предположить, что не все иерархи высказывали
единодушие по предложенному проекту резолюции, иначе бы уложились в
более сжатые сроки. Теперь стоит вопрос о том, все ли приходы примут
такое решение. В переводе с церковного на армейский ситуация выглядит
так, что командир полка издал приказ более не считаться с командиром
дивизии за то, что тот передал один из батальонов его части в другой
полк, не вняв настоятельным просьбам обиженного полкового начальника.
Офицеры полка, самовольно вышедшего из подчинения командования дивизии,
в большинстве своем поддержали своего полковника, поскольку в
значительной доле от него зависят. Но где гарантия, что не найдется
командиров батальонов, рот или взводов, которые пусть не сразу, но через
время возропщут и возвысят голос в противоположную сторону, заявляя, что
чтут общевойсковой Устав выше приказов комполка? А там недалеко и до
бузы в рядовом составе: бойцы ведь тоже могут рассудить, что в службе
следует соблюдать субординацию и вертикаль, а иначе развалится вся
армия, и некому будет защищать то, ради чего создавались входящие в
дивизию полки и батальоны. И побегут с покаянными головами к
дивизионному командованию сначала отдельные солдаты и офицеры мятежного
полка, а затем и целыми подразделениями".
Алексей Макаркин:
"На сегодняшний момент избран минимальный вариант из возможных. Разрыв
между церквями после снятия Константинополем анафемы с Филарета был
неизбежен. Однако не приняты предложения, выдвигавшиеся реакционной
частью церкви - нет анафемы Варфоломею, нет угроз в отношении других
церквей, которые намерены соблюдать нейтралитет в конфликте. Пока что
даже максимально благожелательная в отношении Москвы Антиохийская
церковь использует крайне осторожные формулировки, призывая к единству
православных, а Болгарский синод не поддержал Москву. Документ составлен
таким образом, чтобы он не имел необратимого характера".
Наверх
 
Zealot
Координатор
Представитель администрации форума
*****
Вне Форума


Никто кроме нас.

Сообщений: 48300
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #84 - 19.10.2018 :: 03:53:03
 
Угу, и зад ещё навазелинить.

Я как то не увидел в этом потоке собсна формулировок - по какому праву происходит канонизация той же УАПЦ и снятие анафем.

Так то ок, все можно, даже Филарета зад поцеловать, просто услышать бы четкие обоснования действий Фанара.
Наверх
 

Пугать меня вздумали? Да у меня банов больше, чем Вы в жизни видели воробьёв. (с) НВД
Ubivec
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 14023
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #85 - 19.10.2018 :: 04:47:53
 
Да нет никаких обоснований. Я уже давно понял эту публику. Сначала они наезжают, беспредельничают, а как получают ответку - начинает визг, "Четвертый рейх!". У них всегда Россия виновата, никогда они сами. Никаких причинно-следственных связей.
Цитата:
по какому праву происходит канонизация той же УАПЦ и снятие анафем

Меня больше интересует решения того же Варфоломея, который признал Филарета самозванцем и признал анафему. Он получается свое же решение откатил? Так вообще возможно?
Наверх
 
Zealot
Координатор
Представитель администрации форума
*****
Вне Форума


Никто кроме нас.

Сообщений: 48300
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #86 - 19.10.2018 :: 05:28:50
 
Своё решение отменять можно.

При чем даже без покаяния собсна того, с кого снимают анафему.

Мы так назад приняли староверов, например.

Тут вопрос сложнее на самом деле. Кпль в принципе вообще мог в этой ситуации выглядеть куда менее мерзко - если уж у него на то желание было - он мог учредить свою ствропигию и дать ей автокефалию впоследствии. И туда бы перетекли плавно КП и УАПЦ.

Но. Кпль снял не свои анафемы. Им никто и слова не сказал, когда они в 1964 году сняли анафемы с католиков. Это их дело, их схизма.

Это раз.

Два - своими решениями Кпль превратил статус УПЦ МП в полную фикцию, в пыль. Огромная Церковь вследствие решений Фанара оказалась лишена вообще всех церковных обоснований для своей деятельности на территории Украины.

Я хз - наверное, Фанара таки автокефалию даст. Но на данный момент произошло закабаление натуральное.
Наверх
 

Пугать меня вздумали? Да у меня банов больше, чем Вы в жизни видели воробьёв. (с) НВД
Zealot
Координатор
Представитель администрации форума
*****
Вне Форума


Никто кроме нас.

Сообщений: 48300
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #87 - 19.10.2018 :: 05:33:40
 
Просто в таком раскладе ничто не мешает Фанару переиграть собсна и московскую автокефалию, лол. И вообще любую. Дескать, было сделано второпях, не подумали, все, хватит, в стойло, жывотныэ.
Наверх
 

Пугать меня вздумали? Да у меня банов больше, чем Вы в жизни видели воробьёв. (с) НВД
Ubivec
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 14023
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #88 - 19.10.2018 :: 08:45:48
 
Цитата:
Просто в таком раскладе ничто не мешает Фанару переиграть собсна и московскую автокефалию, лол. И вообще любую. Дескать, было сделано второпях, не подумали, все, хватит, в стойло, жывотныэ.

Это как в том анекдоте про слона: "Зьист то зьист, да тилько хто ж ему даст". Пошлют в пешее эротическое. Причем все поместные церкви. У кпля и так статус шаткий.
Наверх
 
Ubivec
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 14023
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #89 - 19.10.2018 :: 08:48:21
 
Там кстати уже началось разбазаривание госимущества. Церкви музейного значения передают как мобилки трехкопеечные.
Наверх
 
voevodacastle
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2268
wish you were here
Пол: male

Alma Mater
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #90 - 19.10.2018 :: 19:25:05
 
Иерархи демонстрируют пастве свою богобоязненность, смирение и уважение к чувствам верующих, никак не могут разрулить, кто из них православный папа.
Наверх
 
Беляков
ReadOnly
+++
Вне Форума



Сообщений: 184
Пол: male

МИЭМ
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #91 - 19.10.2018 :: 23:56:55
 
Не ждет ли нас повторение пройденного?

Андрей Илларионов: Великая схизма - 2018? Или "только" битва за Беларусь?

15-10-2018

Сегодняшний день - 15 октября 2018 г. - может войти в мировую историю.
Как дата начала третьего Великого раскола. Наряду с 16 июля 1054 года,
расколовшим христиан на восточную и западную церкви, и с 31 октября 1517
г., расколовшим западное христианство на католиков и протестантов.
Старт новому расколу может дать сегодняшнее чрезвычайное заседание Синода
РПЦ, собирающееся "адекватно и жестко" ответить на решения
Синода Константинопольского патриархата от 11 октября. Судя по
комментариям и настрою власти - как духовной, так и светской (см.
полуночное заседание Совета безопасности России от 12 октября), пленных,
похоже, решено не брать. Вероятность объявления анафемы Вселенскому
патриарху Варфоломею и официального разрыва с Константинополем выглядит
далеко не нулевой.
Спрашивается: в чем причина возможного раскола?
Среди пяти пунктов Коммюнике Синода Вселенского патриархата от 11 октября,
кажется, самым болезненным для Москвы является не столько снятие анафемы
руководителям украинских церквей, даже не столько начало предоставления
автокефалии УПЦ, сколько отмена решения 1686 года: "Аннулировать юридическое
обязательство Синодального письма 1686 года".
Как известно, Синодальное письмо Константинопольского патриархата 1686 года
передавало Московскому патриарху не только право на хиротонию Киевского
митрополита, но и контроль над территорией всей Киевской митрополии:
"...да святейшая епархиа Киевская будет подлежащая святейшему
патриаршескому престолу великого и богоспасаемого града Москвы..."
Иными словами, решение Синода Вселенского патриарха от 11 октября 2018
года возвратило ситуацию на 332 года назад, то есть вывело всю
территорию Киевской митрополии из-под юридического контроля Московской
патриархии. Следует заметить, что в состав Киевской митрополии по
состоянию на 1 июня 1686 г. входили следующие епархии, находившиеся
большей частью в границах бывшей Речи Посполитой: Холмская,
Перемышльская, Львовская (Галицкая), Луцкая, Владимир-Волынская,
Киевская, Белгородская, Черниговская, Брестская, Туровская
(Турово-Пинская), Полоцкая, Оршанская и Мстиславско-Могилевская
(Белорусская), Смоленская, Брянская.
Сайт православной энциклопедии, работающий по благословению Патриарха
Московского и Всея Руси Кирилла, напоминает:
"...в 1686 году Киевская митрополия перешла под юрисдикцию Московского
патриарха. Этот акт вынуждено было признать и польское государство.
Король Ян III Собецкий, скрепляя своей подписью "Вечный договор" с
Москвой, подтвердил, что все православные епархии, находящиеся на
территории Речи Посполитой, остаются в ведении митрополита Киевского,
который отныне находился под омофором патриарха Московского".
Указанное Синодальное письмо в течение столетий играло исключительную
роль в обосновании стратегической кампании по установлению Русским
царством, Российской империей, СССР политического контроля над всеми
"каноническими территориями" Московского патриархата. Три раздела Речи
Посполитой Екатерина II оправдывала своими претензиями на "дедовское
наследство", проистекавшее якобы из подчиненности православных прихожан
бывшей Киевской митрополии Москве. В 1912 г. на территории, вырезанной
из привислинских губерний (Царства Польского), была создана мельчайшая
(и по площади, и по численности населения) губерния Российской империи -
Холмская - только для того, чтобы иметь административное соответствие
Хелмской епархии. Вступление России в Первую мировую войну было
обусловлено не только и не столько защитой Сербии, сколько возможностью
установить, наконец, контроль над православной Галицией.
В настоящее время территории бывших Холмской и Перемышльской епархий
находятся в составе автокефальной Польской православной церкви (в
соответствии с решением Константинопольского патриархата 1924 г.).
Территории бывших Львовской, Луцкой, Владимир-Волынской, Киевской,
Белгородской, Черниговской епархий относятся к территории современной
Украины. При нынешних настроениях светской и духовной власти в Киеве
после четырех с лишним лет кремлевской войны против Украины это
означает, что для Московского патриархата эти земли безвозвратно утрачены.
Что касается территорий бывших Смоленской и Брянской епархий,
расположенных в пределах нынешней Российской Федерации, то перспектива
переподчинения их Вселенскому патриарху, независимо от мнения Фанара, в
ближайшее время им не грозит.
Однако совсем другая ситуация складывается с территориями четырех бывших
епархий Киевской митрополии - Брестской, Туровской, Полоцкой,
Мстиславско-Могилевской, находящихся в границах современной Беларуси.
Отмена Синодального письма 1686 года означает юридическое возвращение
территорий этих епархий к статусу, существовавшему на 1 июня 1686 г., то
есть под начало Константинопольского патриарха.
Для Московской патриархии и Кремля это означает не только утрату еще
полутора тысяч приходов и миллионов прихожан, но и де-факто согласие с
окончательным крахом планов создания тысячелетнего православного рейха,
влажными мечтами о котором с нами время от времени делится национальный
лидер.
Понятно, что фактическая реализация автокефалии для Беларуси сегодня не
выглядит слишком реалистичной, хотя и не полностью невозможной. Однако
при неизбежной смене беларуского политического руководства, постепенных
изменениях в настроениях беларуского общества вариант получения
официальной автокефалии Беларуской православной церковью и переподчении
ее Вселенскому патриарху может вполне встать в повестку дня.
Очевидно, перспективы именно такого рода вынудили патриарха Кирилла
спешно мчаться в Минск и проводить именно там
первое в истории РПЦ за пределами России чрезвычайное заседание Синода.
Именно такого рода перспективы заставили В.Путина 12 октября вылететь в
Беларусь для срочных переговоров с А.Лукашенко.
Именно они привели к проведенному вне обычного графика
заседанию Совета безопасности России, на котором обсуждалась
возникшая ситуация "после вынесенного синодом Константинопольского
патриархата решения приступить к предоставлению автокефалии церкви
Украины, отмене грамоты 1686 года о переходе Киевской метрополии под
юрисдикцию Московского патриархата и заявления о восстановлении
ставропигии Вселенского патриархата в Киеве".
Видимо, именно они заставили и российское правительство
внезапно задуматься о возможности предоставления Беларуси
нового кредита в 630 млн.дол.
Ускоряющиеся события последних дней начинают напоминать то, что
происходило пять лет тому назад, - с лихорадочными действиями Москвы по
противодействию подписанию Соглашения об ассоцииации Украины с
Евросоюзом, угрожающей кремлевской риторикой, 3-миллиардным
займом-взяткой Януковичу.
Сегодня мы знаем, чем закончилась кампания 5-летней давности.
Не ждет ли нас повторение пройденного?

Андрей Илларионов

Livejournal
Наверх
 
Беляков
ReadOnly
+++
Вне Форума



Сообщений: 184
Пол: male

МИЭМ
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #92 - 19.10.2018 :: 23:57:52
 
Переподчинение, которого не было

Андрей Илларионов: Синодальное решение Константинопольского
патриархата 1686 года

17-10-2018

Как и предсказывалось в предыдущем посте, Московский патриархат не только
пошел на разрыв со своим Вселенским "собратом", но и  поставил в центр
своих обвинений Константинополя отмену его Синодального решения 1686 года.
Попыткам опровержения этого пункта из пяти, наличествующих в Коммюнике от
11 октября 2018 г. (почему Вселенский патриархат неправ, аннулировав
юридическое обязательство своего письма 1686 года), посвящена чуть ли не
половина Заявления Синода РПЦ от 15 октября 2018 г.
Поскольку именно Синодальное решение 1686 года закономерно оказалось в
эпицентре нынешнего конфликта - как уже состоявшегося разрыва, так и
возможного предстоящего церковного раскола, поскольку именно на это
решение ссылаются в оправдание и в обоснование своих позиций все
участники конфликта - и сторонники автокефалии православной церкви в
Украине, и ее противники в Московском патриархате, и Синод Вселенского
патриархата, то имеет смысл пристальнее приглядеться к тому, что именно
содержится в этом документе, и чего там нет.
Прежде чем анализировать текст упомянутого решения Синода, следует
отметить, что оно явилось лишь одним (хотя и важнейшим) в большом пакете
документов, принятых в Адрианополе и Константинополе в апреле-июле 1686 г.:
- соборная грамота Московским царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу,
а также царевне Софье Алексеевне, подписанная вселенским патриархом
Дионисием IV и всем Собором епископов патриархата, от июня 1686 г.;
- соборная грамота всем верующим Киевской митрополии, подписанная
вселенским патриархом Дионисием IV и всем Собором епископов патриархата,
от июня 1686 г.;
- послание патриарха Дионисия Московскому патриарху Иоакиму от мая 1686 г.;
- послание патриарха Дионисия гетману Запорожскому Ивану Самойловичу от
9 мая 1686 г.;
- послание патриарха Дионисия царям Иоанну и Петру от мая 1686 г.;
- послание патриарха Дионисия гетману Самойловичу и всей Западнорусской
церкви о признании митрополита Гедеона от июня 1686 г.;
- послание патриарха Дионисия гетману Самойловичу и всей Западнорусской
церкви о новоустановленном порядке поставления епископов на Киевскую
митрополию от июля 1686 г.
Все эти документы подчинены единой логике, внутренне непротиворечивы,
излагают и поясняют один и тот же комплекс решений, принятых синодом
Вселенского патриархата, очевидно, в апреле-мае 1686 г.
Кроме этого, существует еще серия посланий главного идеолога решений
1686 года - Иерусалимского патриарха Досифея - от апреля 1686 г.,
представляющих своего рода "черновики" документов, принятых затем
Синодом Вселенского патриархата:
- послание Досифея московскому патриарху Иоакиму;
- послание Досифея московским царям Иоанну и Петру;
- послание Досифея царевне Софье;
- послание Досифея православной пастве Польши и Литвы;
- послание Досифея гетману Самойловичу.
Все указанные документы опубликованы в 5-й части первого тома Архива
Юго-Западной России. Важнейший из всего комплекса документов - это Соборная
грамота московским царям от июня 1686 г. (т.1, часть 5, сс. 177-181).
В сети обнаружились также еще несколько вариантов перевода этой грамоты:
академический, на русский язык XVII в., с копии, хранящейся в
Национальном банке Греции (В.Г.Ченцова, 2017 г.), на более современный
русский язык (блогер Ромиос-фос, 7 октября 2018 г.).
Главная часть указанной грамоты - о правах, передаваемых
Константинопольским патриархатом Московскому патриарху, - для удобства
читателей воспроизводится ниже.
Перевод грамоты константинопольского патриарха Дионисия и синода о
передаче московскому патриарху права рукоположения киевского
митрополита, сделанный в Посольском приказе с подлинника.

...
Тем же умерение наше, понеже превысокости вселенского престола
получивше еликая сила пещися попечения требующих, познавая, якоже
отповедь дати о всех, иже от Бога ей вверившихся, прошение сие зело
радостно восприя, и благословную сущу и праведну утвержати писменно
разсуди достойно. Тем же убо пиша вкупе иже с нами архиерейским собором
и пречестным иже во святом Дусе возлюбленных наших братий и
сослужителей, повелеваем, да святейшая епархиа Киевская будет подлежащая
святейшему патриаршескому престолу || (л. 30) великого и богоспасаемого
града Москвы, се есть хиротонисатися митрополиту Киевскому в ней, егда
приключится нужда, от блаженнейшаго патриарха Московского, его же
изберут иже во епархии сей подлежащии боголюбезнии епископи, пречестнии
архимандриты, преподобнейшии игумены священных и пречестных монастырей,
преподобные иеромонахи, благоговейные иереи, преподобнии монахи61 и
бояре и прочии, увещеванием и позволением тамошняго великого преславного
гетмана, якоже обычай в том месте обыклый, и восприяти от него еже в
мемвранах62 глаголемое деяние, и познавати онаго старейшаго и
предстателя своего, якоже от него хиротонисающуся и не от вселенскаго,
якоже выше реченно, ради места паче мернаго отстояния и ради часто
приключающихся посреди двух царствий брани, и образом снисходительным
употребляяйся по своему предревнему || (л. 31) обычаю, и подающу со
смотрением ему сицевую волю.

Когда же совершает митрополит сей Киевский в сей епархии божественную и
священную безкровную жертву, доспоминает впервых пречестное имя
вселенского патриарха, яко сущу источнику и началу и предвосходящу всех,
иже повсюду при селении и епархии63, потом патриарха Московского, якоже
старейшаго своего, никому в том противящуся или прекословящу ни в чесом,
якоже благословно и праведно бывшу. А иже паче писанных помысливший или
иначе что восхотевший непослушенство или противность показати, Господню
повелению противен будет и от онаго мздовоздательства приимет, яко
пренебрегатель патриархов, сущих образов Бога одушевленных и живых. Тем
же и явления ради дела сего и утвержения сия написася соборная || (л.
32) издателная грамота и во священном кодике написася же нашей Христовой
Великия церкви и списавшися. И вручися блаженнейшему патриарху
Московскому кир Иоакиму в лете спасительном 1686-м.

61 Исправлено черными чернилами из: монанахи.
62 Помета на левом поле теми же чернилами и тем же почерком, с отсылкой
в тексте: ставленая грамота.
63 В греческом тексте: предстоящу везде над всеми приходами и епархиями.
http://www.drevnyaya.ru/vyp/2017_2/part_9.pdf

Копия неизменная патриаршего и синодального послания, данного
блаженейшему патриарху Московии, называемого письмом издания, о том, чтобы
быть митрополии Киевской подлежащей сему патриаршему трону и
рукополагаться избранному митрополиту Киевскому от него.

...
Поэтому наша мерность, коей случилось занять выдающийся вселенский
престол, и всей силой знающая заботу о том, что должно, и имеющая дать
слово о всем от Бога ей доверенном, сие прошение приняла как
благословное и справедливое, и решило, что достойным будет утвердить
его письменно. И пишет вместе с синодом священных архиерееев и
пречестных во святом Духе возлюбленных ее братий и сослужителей
определяет, да будет святейшая епархия Киева подлежащей святейшему
патриаршему трону великого и богоспасаемого города Московии, то есть
рукополагаться в нем тогда, когда приключится нужда, тому, кого
изберут сей епархии подлежащие боголюбивейшие епископы, почтенейшие
архимандриты, преподобнейшие кафигумены священных и почтенных
монастырей, преподобнейшие иеромонахи, благоговейнейшие иереи,
преподобные монахи и начальники и прочие, по предложению и разрешению
славного великого тамошнего гетмана, согласно возобладавшему в том месте
обычаю, и получать от того так называемое, на пергаменте, деяние, и
знать его как своего старца и предстоящего ему, будучи им
рукоположенным, а не вселенским [патриархом], как выше сказано, по
причине обширности территории, и постоянно случающихся между двумя
царствами войнами, и образом снисходительным это использовать согласно
его древнему обычаю, дано, по икономии, это разрешение.

Когда же будет совершать митрополит Киева в сей общине божественную и
священную и безкровную жертву, то поминает в первых почтеннейшее имя
вселенского патриарха как действительно источника и начала и надлежащего
над всеми [там] общинами и епархиями, а затем московского патриарха как
своего старца, ни в чем ему не противящемуся и не противоречащему
совершенно как благословно и праведно. Помысливший же противно тому, что
написанно, или по как-то по-иному возжелавший неповиновение и
противостояние показать, Господнему повелению противостоит, и от него
возмездие получит, как тот, кто презрел патриархов, кои есть
одушевленные и живые образы Божии". Поэтому для объявления
и удостоверения этого дела написано сие синодальное послание в
священном кодексе нашей Христовой Великой Церкви, и подписанной вручено
блаженейшему патриарху Московии киру Иоакиму в спасительный год 1686
месяц июнь, индикта.
http://rwmiosini.blogspot.com/2018/10/blog-post.html?m=1

Таким образом, своим синодальным решением 1686 г. Константинопольский
патриархат предоставил Московскому патриарху по сути дела единственное
право - право хиротонии (рукоположения, возведения в сан) Киевского
митрополита, по-прежнему избираемого по древнему обычаю, независимо от
Москвы, и то только в исключительных условиях военных действий,
постоянно происходивших между двумя государствами (вероятно, Московией и
Речью Посполитой).
Разбору соборной грамоты посвящено немало работ. Его ключевые выводы
лучше всего сформулированы, очевидно, крупнейшим специалистом по этому
вопросу епископом Григорием (В.М.Лурье, Русское православие между Киевом
и Москвой, 2009):

"Основные тезисы соборной грамоты к московским царям, то есть главного
документа о дальнейшей судьбе Киевской митрополии, сводятся к следующему:
- Мы удовлетворяем просьбу, выраженную в царских грамотах и в прошении
гетмана Запорожского, хотя она и противоречит церковным правилам:
"соизволихом бытии воли вашей, аще и по церковным уставом сие дело
есть возбранено" (с. 178). То есть мы говорим вам "да", но делаем это
лишь в качестве большого одолжения. Дальше будет видно, что это "да"
относится не совсем к тому, о чем просили просители.
- А именно, эта просьба противоречит тем "священным правилам", которые
"повелевают, яко да сохраняются всякия церкви оправданныя,
непоколебимыя и недвижимыя" (с. 178), то есть
границы всех церквей должны, в принципе, сохраняться непоколебимо и
неподвижно в том виде, как они засвидетельствованы.
- Но мы понимаем, что на практике не всегда можно следовать этому
принципу, и что сейчас православная паства Киевской митрополии находится
в трудном положении, когда сама ее вера находится под угрозой. Поэтому мы
одобряем хиротонию от Московского патриарха того кандидата, который был
выбран "общим советом оной епархии" (с. 178-179). Тут отдается
справедливость главному "практическому" аргументу Москвы относительно
опасности унии, но тут же делается акцент на том, что одобряется лишь
хиротония избранного на месте кандидата, а не назначенного Москвой.
Митрополит Гедеон и на самом деле был избран на месте, но грамота, не
упоминавшая в данном случае Гедеона, а излагавшая общие принципы, требовала
сохранения такого порядка и на будущее (что, впрочем, уже пообещали
московские власти в своем сентябрьском 1685 года послании в Киев).
- Рукоположенный в Москве Киевский митрополит подсуден патриарху
Московскому (с. 179). Таким образом, Московский патриархат становится
для Киевского митрополита первичной инстанцией церковного суда.
- Затем было сформулировано важнейшее и абсолютно неприемлемое для
Москвы требование. Ввиду его исключительной важности процитируем его целиком:

"Однако для того, чтобы сохранялась там (в митрополии) честь
Вселенского престола, и чтобы не было пренебрежения и значительного
нарушения в относящихся к нему (церковных) правилах, мы повелели, чтобы
в митрополии сей тот, кто будет в то время митрополитом, возносил за
священными литургиями на месте патриаршего имени сначала имя патриарха
Вселенского, а потом, в соответствии с правилами, патриарха Московского.
Последнее по причине хиротонии, которую он получает от (патриарха)
Московского, и поэтому должен, согласно правилам, поминать его, а первое
- ради памяти древних привилегий Вселенского престола".

Это же требование сформулировано с немного другим обоснованием в
остальных документах...
Но и без всякого дальнейшего анализа очевидно, что речь о переуступке
Киевской митрополии не шла: Константинополь лишь
согласился делегировать Москве какую-то часть собственных прав, так и
не отступаясь от юрисдикции над Киевом".
В соборной грамоте гетману Самойловичу от 9 мая 1686 г. патриарх
Дионисий "предлагает при любой нужде обращаться в Константинополь, чем
ненавязчиво, но отчетливо подчеркивает сохранение собственной юрисдикции
над Киевом: "И если когда-либо случится у вас нужда в Великой Церкви
Христовой ("Великая Церковь" - одно из официальных наименований
Константинопольского патриархата), не смущаясь, обратитесь к ее
материнской утробе, и получите несомненное разрешение ваших вопросов, и
ответы, и предписания". Эта фраза в общем контексте переписки читается
как прозрачный намек на сохранение юрисдикции Константинополя над Киевом,
а не как простое следствие первенства чести Константинопольского престола".
В майской 1686 г. грамоте патриарха Дионисия московским царям "особый
акцент делается на подробностях процедуры избрания кандидата на Киевскую
митрополию (с. 174-175). Этим дается понять, что назначение кандидата из
Москвы категорически неприемлемо. Обоснование необходимости поминать
вначале Константинопольского патриарха тут дано с наибольшей
подробностью: "...потому что от него все благое во все пределы вселенной
подается, и он является источником всего, и, действуя в порядке
снисхождения, по вышеназванным причинам (имеется в виду необходимость
дать пастыря украинской пастве), он передает престолу патриарха
Московского подчинение сего (то есть митрополита Киевского)". Вот тут
уже сказано без всяких экивоков, что подчинение Московскому патриарху
Киевского митрополита становится возможным лишь в более общих рамках
подчинения этого митрополита патриарху Константинопольскому".

"Теперь можно в самом общем виде подытожить суть официальных документов,
выданных в Константинополе:
- Киевская митрополия остается в составе Константинопольского патриархата.
- Поставление митрополита Гедеона в Москве было незаконным и может быть
принято только по икономии, то есть как нарушение, допускаемое в
качестве выбора наименьшего зла.
- На будущее митрополиты Киевские могут поставляться в Москве и относиться
к Московскому патриарху как к первичной инстанции церковного суда.
- В процесс выбора кандидата на Киевскую митрополию церковные и светские
власти Москвы не имеют права вмешиваться.
- В качестве видимого символа сохранения юрисдикции Константинополя над
Киевом в митрополии обязательно должно сохраниться поминовение
Константинопольского патриарха на первом месте, перед патриархом Московским.
- Московский патриарх имеет власть над митрополитом Киевским лишь в
пределах тех полномочий, которые делегированы ему патриархом
Константинопольским (об этом особенно ясно сказано в послании патриарха
Дионисия царям при объяснении смысла богослужебного поминовения
патриарха Константинопольского).
- Само собой разумеется, что все права Московского патриархата на
Киевскую митрополию возникают лишь на основании Соборного решения 1686
года. Тем самым никакая мысль о якобы исконных, с 1593 года, правах
Москвы на Киевскую митрополию не допускается.
Другими словами, согласно грамотам 1686 года, Московский патриарх
назначается только представителем или наместником Вселенского патриарха
в Киевской митрополии. При этом границы Константинопольского патриархата
остаются совершенно неизменными, а Киевская митрополия лишь только
временно передается в юрисдикцию Московского патриарха ввиду особых и
исключительных обстоятельств".
Наверх
 
Беляков
ReadOnly
+++
Вне Форума



Сообщений: 184
Пол: male

МИЭМ
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #93 - 20.10.2018 :: 00:00:22
 
"Таким образом, якобы имевшее место в 1686 году переподчинение Киевской
митрополии Московскому патриарху является историческим мифом.
Константинопольский собор 1686 года и патриарх Иерусалимский Досифей
отказались признать законным вторжение [Московского] патриарха Иоакима в
украинские дела и согласились лишь передать Московскому патриарху права
наместника, или экзарха Вселенского престола".

В свете анализа как имеющихся текстов (двух соборных грамот 1686 г.,
сопроводительных посланий Константинопольского патриарха Дионисия IV,
других документов) неопровержимо следует, что никакой передачи
канонической территории Киевской митрополии Московскому патриархату в
1686 году с юридической точки зрения не было.
Поэтому высказанное в предыдущем посте авторское мнение
"Синодальное письмо Константинопольского патриархата 1686
года передавало Московскому патриарху... контроль над территорией всей
Киевской митрополии" оказалось более близким к желаемой интерпретации
решения 1686 г. со стороны Московского патриархата, нежели
соответствующим содержанию оригинального текста Синодального письма
Константинопольского патриархата.
Отсутствие юридической передачи канонической территории Киевской
митрополии Москве в 1686 г. позволило Константинопольскому патриархату в
1924 г. признать на части исторической территории Киевской митрополии
создание автокефальной Польской православной церкви, а в 1942-44 г. -
осуществить временное восстановление автокефальной Белорусской
православной церкви (формально провозглашенной еще в 1923 г.).
Таким образом, Заявление Синода РПЦ от 15 октября 2018 г. в части утверждений
о якобы передаче Константинопольским патриархатом Киевской митрополии и ее
канонической территории Московскому патриархату подтверждения в
документах 1686 г. не находит.

Андрей Илларионов

Livejournal
Наверх
 
Zealot
Координатор
Представитель администрации форума
*****
Вне Форума


Никто кроме нас.

Сообщений: 48300
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #94 - 20.10.2018 :: 00:46:39
 
А просто ссылку оставить не?..
Наверх
 

Пугать меня вздумали? Да у меня банов больше, чем Вы в жизни видели воробьёв. (с) НВД
Zealot
Координатор
Представитель администрации форума
*****
Вне Форума


Никто кроме нас.

Сообщений: 48300
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #95 - 20.10.2018 :: 00:51:07
 
voevodacastle писал(а) 19.10.2018 :: 19:25:05:
Иерархи демонстрируют пастве свою богобоязненность, смирение и уважение к чувствам верующих, никак не могут разрулить, кто из них православный папа.


Я помню как то раз на меня наехало быдло в автобусе. Давненько, двадцать пять кило назад.

Сначала я пропустил кучу ударов, но как бы выносливость позволила оклематься. Интеллигентность не позволила превентивно пресечь, увы.

Ну и потом я уже просто наехавшего добивал, сидя сверху. Кровища, все дела.

И тут я слышу сбоку плаксивый женский голос - вот, опять пьяные дерутся.

Ну не уподобляйтесь уже, а.
Наверх
 

Пугать меня вздумали? Да у меня банов больше, чем Вы в жизни видели воробьёв. (с) НВД
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #96 - 20.10.2018 :: 06:16:41
 
Беляков писал(а) 20.10.2018 :: 00:00:22:
Андрей Илларионов


О, известный историк церкви. Да и знаток всего остального.
Наверх
 
voevodacastle
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2268
wish you were here
Пол: male

Alma Mater
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #97 - 20.10.2018 :: 07:20:23
 
Zealot писал(а) 20.10.2018 :: 00:51:07:
Ну не уподобляйтесь уже, а.

И не думаю. Какому патриарху подчинятся - по моему скромному атеистическому убеждению, должна решать паства. Но ее мнение как раз не интересно никому. Ни с той, ни с другой стороны.
Наверх
 
Юстиниан
Координатор
*****
Вне Форума


Историк

Сообщений: 5169
Украина
Пол: male

ХНУ, ХНПУ
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #98 - 21.10.2018 :: 15:57:29
 
Ubivec писал(а) 19.10.2018 :: 08:48:21:
Церкви музейного значения передают как мобилки трехкопеечные.

Это государственная собственность. Так было и раньше.
Наверх
 
Ubivec
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 14023
Re: Русско-византийский раскол в православии
Ответ #99 - 21.10.2018 :: 19:05:22
 
Цитата:
Это государственная собственность. Так было и раньше.

Так это музейный объект. В нем тупо нельзя проводить богослужения, фрески испортят.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 3 4 5 6 7 ... 26
Печать