scriptorru писал(а) 03.02.2017 :: 21:05:42:Что касается русов (ар-русийа), то они — на острове, окруженном озером10. Остров, на котором они живут, протяженностью три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как она трясется из-за обилия в ней влаги.
Честно говоря надоело мусолить эту тему. Цитирую цитирую арабистов но все без толку. Нет никакого острова Русов. Это вольный перевод, причем сознательно ориентированный на норманизм. Смотрим Коновалову
"Несмотря на давнюю традицию изучения, интерпретация сведений об "острове русов" (и, в частности, о местонахождении этого "острова") до сих пор относится к числу дискуссионных проблем. Характерно, однако, что увеличение количества версий локализации "острова русов" в историографии не сопровождалось поиском новых методических подходов к анализу информации источников.
Практически все исследователи, сформулировавшие те или иные предположения относительно "острова русов", исходили и исходят из твердой уверенности в том, что арабо-персидские авторы, повествуя об "острове русов", описывают некий реальный географический объект в пределах Восточно-Европейской равнины и омывающих ее морей – будь то остров (или группа островов), полуостров (ибо арабское слово джазира допускает и такой перевод), город с подвластной ему округой или область, расположенная в междуречье крупных рек. [/b]Соответственно, одним из основных направлений исследования становится поиск либо такого объекта, который более или менее отвечал бы имеющимся в мусульманских источниках данным о географическом положении и размерах "острова", его населении, климате, полезных ископаемых и т. п., либо "островного" топонима, вроде древнескандинавского наименования Новгорода Hólmgarđr. А поскольку информация об "острове русов" не лишена противоречий, то аргументация в пользу той или иной интерпретации сообщений арабо-персидских авторов неизбежно опирается лишь на отдельные сведения источников, оставляя без внимания прочие.... [b]Чуть ли не единственной конкретной подробностью географического плана, относящейся непосредственно к земле русов, является сам термин "остров", поиски которого стали своего рода навязчивой историографической идеей. Арабское слово джазира употребляется как физико-географический термин в значении "остров", "полуостров", "большой участок суши, окруженный водой" (например, ал-Джазирой называется область в междуречье Тигра и Евфрата). Для наименования водного пространства, окружающего "остров русов", в переводах на русский язык используется слово "море", в то время как арабское бахр имеет и другое значение – "большая река" (Нил, к примеру). В некоторых наших источниках вместо термина бахр стоит бухайра ("озеро"), которое морфологически является уменьшительным от слова бахр. Учитывая весьма широкий смысловой диапазон всех этих терминов, следует признать, что в действительности под привычным словосочетанием "остров русов" мог подразумеваться любой участок суши, омываемый водой, в том числе речной.[/b]... по мере накопления информации о русах в мусульманских странах термин "остров" совершенно перестает употребляться восточными авторами при характеристике Руси. Уже в рассказе о трех "группах" русов (середина X в.), где приводятся первые в арабо-персидской литературе наименования русских городов, о каком-либо "острове" в земле русов ничего не говорится." (Коновалова И. Г. Состав рассказа об "Острове русов" в сочинениях арабо-персидских авторов X-XVI вв.)
"[b]Скорее, рассказ об «острове русов» является результатом литературной обработки всех извест-ных данных о русах, аккумулированных мусульманскими авторами из разных источников на протяжении IX в. На наличие в это время целого ряда источников информации о русах указывает то, что рассказ дошел до нас в виде нескольких версий, отличающихся у разных авторов отдельными деталями. Поэтому данный рассказ следует рассматривать не как сообщение о некоем конкретном острове (или полуострове — арабское слово джазира до-пускает и такой перевод), принадлежавшем русам, а как свод разнообразных известий о русах, не совпадающий с каким-то одним географическим объектом, хотя и включающий в себя сведения географического характера." ( Мельникова Е.А. Древняя Русь в свете зарубежных источников Древняя Русь в свете зарубежных источников.)
Это я еще не касаюсь других нюансов перевода. Поляк показал что у Ибн Русте "остров" не на озере а ОКОЛО него, в переводе польского арабиста Левицкого нет никакой протяженности острова в три дня пути, у него расстояние до "острова" три дня пути
"«Что касается ар-Русийи, она находится на острове, окруженном озером.
Чтобы добраться до острова, нужно пройти расстояние трех дней [пути через] лесистые заросли и чащи." (История татар с древнейших времен. В 7 томах. Т.2 Волжская Булгария и Великая степь. //Казань. Изд-во «РухИЛ». 2006)
Сергей Головин, который сумел получить фотокопию Бертинских анналов и обнародовать ее в сети, обращался к казанским и другим арабистам занимающимся переводами с арабского, но не в рамках истории Руси. Они тоже подтверждают что у Ибн Русте три дня пути это не протяженность "острова", а расстояние до него от какого то не указанного у Ибн Русте объекта.
scriptorru писал(а) 03.02.2017 :: 21:05:42: Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются и забирают их в плен, везут в Хазаран12 и Булкар13 и там продают.
Я уже который раз тут обращаюсь ко всем, пусть мне кто нибудь расскажет как русы на кораблях, которые лодки долбленки, ловят славян по лесам и везут в Булгар и Хазаран? И почему они потом перестали это делать? По факту та же Коновалова пишет
"Как было уже отмечено, основными центрами получения информации о русах на Востоке и Западе мусульманского мира во второй половине IX – начале X в. были не сами русские земли, а Булгар, Итиль, Багдад, каспийские, причерноморские и средиземноморские города, причем
во все эти пункты (за исключением Багдада) русы прибывали по воде, создавая у местных жителей стойкое впечатление о том, что способ передвижения на кораблях является единственно возможным в той стране, откуда приезжали русы" (Коновалова И. Г. Состав рассказа об "Острове русов" в сочинениях арабо-персидских авторов X-XVI вв.)
scriptorru писал(а) 03.02.2017 :: 21:05:42:У них нет пашен, а живут они лишь тем, что привозят из земли славян.
Сельское хозяйство на территории СМК имело место быть, но воинская элита им ессно не занималась. К тому же ориентированно сел. хозяйство СМК было в основном на животноводство. Поэтому специалисты по СМК считают что зерновые в основном поставлялись из славянских земель.
scriptorru писал(а) 03.02.2017 :: 21:05:42:Когда у них рождается сын, то он (рус. — Т. К.) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ним и говорит: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом».
Кстати, мне бы хотелось увидеть примеры оной практики у скандинавов. О том что культ меча у иранцев имеет многовековую историю думаю писать не надо. Как и о культе оружия в целом на том же Кавказе и гендерной составляющей этого культа.
scriptorru писал(а) 03.02.2017 :: 21:05:42:Нет у них ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие — торговля соболями, белками и прочей пушниной, которую они продают желающим. Получают они плату деньгами и завязывают их в свои пояса. Они опрятны в одежде, мужчины их носят золотые браслеты. С рабами обращаются хорошо,..."
А дальше Ибн Русте пишет:
"
У них много городов, и живут они привольно. Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто бывает у них, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. Если же кто обидит или притеснит чужеземца, то помогают и защищают его."
У скандинавов много было городов в то время? По городам (городищам СМК) смотрим Колоду.
"Исходя из пространственного, природно-климатического и геополитического положения лесостепные салтовские городища на С. Донце выполняли различные функции. Среди них, безотносительно к конкретному памятнику, выделяются следующие:
1) центры хозяйственных (прежде всего – сельскохозяйственных) микрорегионов, 2) центры торговли, 3) военные форпосты на границе и на торговых путях (в том числе переправах и бродах), 4) административные центры, посещаемые тудуном (правителем территории) для осуществления распоряжений центральной власти, 5) место временного пребывания военных гарнизонов и военных отрядов, идущих на славянские земли за сбором дани, 6) место аккумулирования и временного хранения этой дани и необходимого для войск продовольственного запаса, и т.д.». (Колода В.В. Проблема градообразования в раннесредневековых контактных зонах (на примере лесостепного региона Севереского Донца.)
На ряде салтовских городищ имелись пристани. Теперь по торговле.
"
Рассмотрение особенностей денежного обращения IX в. в Восточной Европе будет неполным, если оставить в стороне еще одну группу монет, особенно заметную в кладах второго периода.
Речь идет о местных подражаниях дирхему. Изготовление собственной монеты, хотя бы в виде подражаний типу ввозимых монет, свидетельствует о достижении местным обществом значительного развития внутреннего товарно-денежного обращения. В данном случае подражания до некоторой степени восполняют ту нехватку ввозимой монеты, которая проявилась с начала второй четверти IX в., и их изготовление за счет хотя бы более непригодной для обращения части монет и лома можно связывать с ростом потребности обращения в монете...Основную роль в доказательствах Р. Р. Фасмера сыграли топографические наблюдения. Он указывал, что клады, содержащие подражательные монеты, концентрируются исключительно на территории б. Казанской губ.; по его словам, там нет «ни одного клада … о котором можно было бы с полной уверенностью сказать, что в нем не заключалось между прочими монетами и варварских дирхемов»[213]. Этот вывод сделан Р. Р. Фасмером на основании анализа кладов X в. и вполне правилен для этого времени.
Но имеется ряд кладов с имитациями более раннего времени. К их числу относится, прежде всего, Девицкий клад 838 г., состоящий из 323 монет, около четвертой части которых составляют подражания аббасидским дирхемам[214]; затем Завалишинский клад 810 г., две монеты в котором (из 52) были подражаниями[215], Хитровский клад 873 г., содержавший какое-то количество неподсчитанных подражаний[216], Погребновский клад 876 г. с двумя подражаниями (на 216 рассмотренных монет клада)[217], Пейпусский клад 862 г., в котором было обнаружено два подражания аббасидским дирхемам[218]...
Топографические данные об имитациях, относящихся к IX в., позволяют предполагать место их чеканки где-то на территории современных Воронежской, Харьковской, Белгородской или Курской областей. Это предположение переходит в уверенность, если обратиться и к более поздним материалам. К X в. относится обнаруженный близ Харькова большой Безлюдовский клад, состоящий исключительно из подражаний куфическим монетам[219], и Березовский клад Курской обл., в котором наряду с подлинными восточными монетами насчитывается несколько сотен подражаний. Названная территория археологически отождествляется с областью распространения так называемой салтово-маяцкой культуры, связанной экономическими узами со славянским населением Восточной Европы." (Янин Валентин Денежно-весовые системы домонгольской Руси и очерки истории денежной системы средневекового Новгорода)