Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 55 56 57 58 59 ... 103
Печать
Аланская гипотеза. (Прочитано 351106 раз)
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1120 - 27.01.2019 :: 14:44:53
 
Roxsalan писал(а) 27.01.2019 :: 11:14:40:
В лекции Кулешов достаточно ясно поясняет что он использует. И почему так считает.

Вот уж интересно, как вы поняли в лекции и что из этого "Кулешов достаточно ясно поясняет что он использует". Что он использует? Что поясняет из *š, да еще  "достаточно ясно"? Вы хоть понимаете о чем идет речь, если используют *š? Здесь же кроме направлений распространения фонем надо использовать или Союз, или Единство - о чем уже давно говорим и чего вы так и не доказали вместе с Клейном.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1121 - 27.01.2019 :: 18:56:25
 
upasaka писал(а) 27.01.2019 :: 12:08:56:
Хорошо. Почему он использует не "*s, а *š"? Вы это увидите в лекции или услышите?

И вижу и слышу. Конкретно на 13 минуте 47 секунде Кулешов говорит: "С" на конце, очень важно, это специфическое осетинское явление, во всех остальных иранских языках здесь было бы "ш". В чем проблема? Что не так? А вообще, даже при "ш" проблем особых нет. В славянских языках "с" и "ш" взаимозаменяемы. Саша - Шура, Рось-Поршане. Да и в ранних южных славянских текстах русь тоже через "ш" пишется. Смотрите например южнорусские жития Ольги : "“Обновисе вь Рушьстеи земли кресть от Ольгы, благоверные кнегиню, матере Святославлю». Кроме того уже приводил пример с Хорсом. Доводилось также читать версию что аланское рухс/рохс в славянском дало русь через тюркское посредство. Тоже вариант. Словом, с учетом всех других факторов, проблема надуманная. И это без учета того что никто вообще не знает на каких диалектах говорили славяне вступавшие в контакт с иранцами и тюрками в том же Подонье.

upasaka писал(а) 27.01.2019 :: 12:08:56:
А его спрашивали, вопросы задавали, но ответ то один -  "я мыслю фонемами"

причем тут фонемы, вы вообще о чем?

upasaka писал(а) 27.01.2019 :: 12:08:56:
Вот тут то "балтийско-славянское" или Союз, или Единство.

какое все это имеет отношение к нашему спору о этимологии руси?

upasaka писал(а) 27.01.2019 :: 12:34:38:
И я "увижу" зачем использовано не "*s, а *š"?

и что вы видите?
upasaka писал(а) 27.01.2019 :: 12:34:38:
Да наплести можно что угодно, что и делает Кулешов.

точно так же как и вы.
upasaka писал(а) 27.01.2019 :: 12:34:38:
Вы же сами в статье читали вопросы к нему, а он не зная ответа повторяет: "я мыслю фонемами".

это имеет какое то отношение к иранской этимологии слова русь?

upasaka писал(а) 27.01.2019 :: 13:03:55:
Сначала с Кулешовым разберитесь, у которого "отсутствие в славянских языках – в первую очередь, в древнерусском – пласта аланских лексических заимствований, относившихся бы ко времени не позднее конца I тыс. н. э. и демонстрировавших бы осетинский фонетический процесс *š > s,

уже отвечал, какие вы ждете лексические заимствования в бесписьменный период?Относительно перехода *š > s уже написал выше.

upasaka писал(а) 27.01.2019 :: 13:03:55:
без учёта которого соответствие ср.-иран. *š : др.-рус. с не может быть признано убедительным (ожидалось бы ш).


это у вас мантра такая?


Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1122 - 27.01.2019 :: 19:10:42
 
Dedal писал(а) 27.01.2019 :: 14:19:18:
А я вам даже скажу в чём разница

страница не открывается,поясните своими словами.
Dedal писал(а) 27.01.2019 :: 14:19:18:
А у русов:
Рогволод и Рогнеда


Рогнеда  и Роговолд не русь, летопись ни разу их так не называет, они не рюриковичи и не с рюриком пришли. это иные варяжские роды. Вы походу даже летописей не читали.
Dedal писал(а) 27.01.2019 :: 14:19:18:
Ярогнѣд/Ярогнеда вместо Рогнеда встречается в ряде списков Ипатьевской
летописи: «В се же лѣ престависѧ Ярогнѣд мти Ярославлѧ (ПСРЛ. Т.II. С. 114).

И что, имена да и просто слова  в разных славянских диалектах и не так коверкают. Назаренко вот пишет что скандинавское Ингвар в славянских языках дало бы Ягер если следовать нормам филологов. Но не дало. А может и дало, если вспомнить что Игорь в просторечье Егор/Ягорий. Так что фантазировать на этот счет можно бесконечно.
Dedal писал(а) 27.01.2019 :: 14:19:18:
Ярог, Рарог - западнославянский аналог иранского сокола

К Рюрику это каким боком? Кроме ваших фантазий?
Dedal писал(а) 27.01.2019 :: 14:19:18:
А "Рогволод" - западнославянское "Роговлад", семейство Роговладов  имело на своём гербе изображение рогов. Но рогов не барана, а тура.


Это откуда, кто видел герб Роговолда. Сказки Шахерезады продолжаются?

Dedal писал(а) 27.01.2019 :: 14:19:18:
То есть, если в отношении "двузубца"  видеть аналогию с ираном: сокол - рарог - варагн
Но эта аналогия не полная. Так как иранцы почитали барана, а русы - тура.
Проще говоря, иранцы поклонялись созвездию овна, русы - созвездию тельца.


Ясно, сказки продолжаются.

Dedal писал(а) 27.01.2019 :: 14:34:03:
А "русины" у вас тоже от "рокс"?

Не..., от ругинов
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1123 - 27.01.2019 :: 21:23:38
 
Roxsalan писал(а) 27.01.2019 :: 18:56:25:
Что не так?

Где
upasaka писал(а) 24.01.2019 :: 22:53:18:
только иранская версия рухс/росх может противостоять норманнской ибо с лингвистической токи зрения также безупречна, Среднеперсидские языки с упором на аланский как раз и дали бы из рухс/рохс - русь/рось."

Ибо, "однако только одна из них исторически подтверждаема и верна" - 14.20.
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1124 - 27.01.2019 :: 22:02:37
 
Roxsalan писал(а) 27.01.2019 :: 19:10:42:
А "русины" у вас тоже от "рокс"?

Не..., от ругинов


Это кто же так извернулся? Смайл
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1125 - 27.01.2019 :: 22:08:49
 
upasaka писал(а) 27.01.2019 :: 21:23:38:
только иранская версия рухс/росх может противостоять норманнской ибо с лингвистической токи зрения также безупречна, Среднеперсидские языки с упором на аланский как раз и дали бы из рухс/рохс - русь/рось."

Ибо, "однако только одна из них исторически подтверждаема и верна" - 14.20.


Опять выведение из одного источника, тогда чем эта теория отличается от норманизма?!
Единственное её спасение в том, что был союз "русы-аланы" (роксоланы), который просуществовал намного дольше чем "русский каганат".
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1126 - 27.01.2019 :: 22:39:43
 
upasaka писал(а) 27.01.2019 :: 21:23:38:
Ибо, "однако только одна из них исторически подтверждаема и верна" - 14.20.

Это личные трудности Кулешова.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1127 - 27.01.2019 :: 22:41:43
 
Dedal писал(а) 27.01.2019 :: 22:08:49:
Опять выведение из одного источника, тогда чем эта теория отличается от норманизма?!

эта версия рассматривает все аспекты происхождения руси а не только норманнский.
Dedal писал(а) 27.01.2019 :: 22:08:49:
Единственное её спасение в том, что был союз "русы-аланы" (роксоланы), который просуществовал намного дольше чем "русский каганат".

не было никаких русов-аланов, были светлые. блистательные, сияющие аланы.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1128 - 28.01.2019 :: 20:00:24
 
Roxsalan писал(а) 27.01.2019 :: 22:39:43:
upasaka писал(а) Вчера :: 21:40:38:
Ибо, "однако только одна из них исторически подтверждаема и верна" - 14.20.

Это личные трудности Кулешова.

А вот это как раз не его трудности, а ваши измышления, способ уйти от собственных заявлений. Читаем это:
"Roxsalan писал(а) 21.01.2019 :: 00:16:43:
Кстати тут уже приводилась ссылка лекцию на Вяч. Кулешова по поводу этимологии русь. Так вот в ней этот поборник единственно верной скандинаво-финнской этимологии признает что как раз только иранская версия рухс/росх может противостоять норманнской ибо с лингвистической токи зрения также безупречна, Среднеперсидские языки с упором на аланский как раз и дали бы из рухс/рохс - русь/рось.

А что мы слышим в лекции Кулешова:
"однако только одна из них исторически подтверждаема и верна" - 14.20.
И причем здесь ваше - "Это личные трудности Кулешова".
У Трубачева так же этимологический вывод верен и вам предлагал Аникина. Сколько раз писано - "Во времени и пространстве".
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1129 - 28.01.2019 :: 20:23:04
 
upasaka писал(а) 28.01.2019 :: 20:00:24:
А вот это как раз не его трудности, а ваши измышления, способ уйти от собственных заявлений.

все трудности похоже только в вашей голове.

upasaka писал(а) 28.01.2019 :: 20:00:24:
А что мы слышим в лекции Кулешова:
"однако только одна из них исторически подтверждаема и верна" - 14.20.

И что? Он считает что верна и подтверждается только норманнская  этимология. Это его личные трудности восприятия. Другие считают иначе. Но это никак не отменяет его выводы о том что и "норманская" и "иранская" этимология лингвистически безупречны.

upasaka писал(а) 28.01.2019 :: 20:00:24:
У Трубачева так же этимологический вывод верен и вам предлагал Аникина. Сколько раз писано - "Во времени и пространстве".

это вообще о чем, вы, сами с собой разговариваете?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1130 - 28.01.2019 :: 22:45:38
 
Roxsalan писал(а) 28.01.2019 :: 20:23:04:
И что? Он считает что верна и подтверждается только норманнская  этимология. Это его личные трудности восприятия. Другие считают иначе. Но это никак не отменяет его выводы о том что и "норманская" и "иранская" этимология лингвистически безупречны.

Вы пользуетесь ЕГО этимологией (иранской) и считаете, что имеете право критиковать Кулешова, за то что он выбрал норманскую?
Не уверен, что вы поймете такое простое в этимологии понятие, как динамическое, в движении. Сколько раз вам писано - во времени и пространстве. Вот "важнейшее слово нашего языка" (Трубачев):
"...наше  внимание  ­  в связи  с вопросом  о  реконструкции  древней  формы  имени  Русь  ­  привлекает  одно  расхожее мнение,  продиктованное,  так  сказать,  "лучшими  побуждения­ми",  а  именно:  наше  Русь  не  может  быть  из  финского  Ruotsi, иначе  у нас  было  бы  *Руць.  Это,  конечно,  не  так;"
И после объяснений, Трубачев приходит к закономерному заключению:
"  ...встреча  прадревнерусского  *Rutsb  и  празападнофинского  *rötsi  вполне  возможна  и  во  времени,  и  в  про­странстве.  Только  у этой  встречи  совсем другой  смысл,  а  глав­ное  ­  совсем  иное  направление,  чем  то,  которое  принимают вот  уже  много  лет.  С юга  на  север  шла  и распространялась  эта
форма".
Имеем три варианта "важнейшего слова" - скандинавскую, иранскую и индоарийскую. И все они верны, если словами Кулешова - "хорошие". Но "во времени и пространстве" Кулешов выбирает скандинавскую, потому что она "верна исторически", а "иранскую" разбивает, когда рассматривает ее в движении, во времени и пространстве, когда Кулешов применяет переход "речь (по «правилу ruki») должна идти не о *s, а о , т.е. встреча прибалтийскофинского, где "сатемизация" *s.
Так что Кулешов иранской версии сделал "кердык".
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1131 - 28.01.2019 :: 22:58:38
 
Roxsalan писал(а) 28.01.2019 :: 20:23:04:
upasaka писал(а) Сегодня :: 20:17:24:
У Трубачева так же этимологический вывод верен и вам предлагал Аникина. Сколько раз писано - "Во времени и пространстве".

это вообще о чем, вы, сами с собой разговариваете?

Я вам несколько раз предлагал - посмотрите Аникина и почему с ним согласен Кулешов, но "вы, сами с собой разговариваете?" Смотрим Аникина:
"Связь "Русь" и прибалтийско-финского ротси не оспаривается, но утверждается заимствование из русского в прибалтийско-финские, что представляется очень спорной". С чем и соглашается Кулешов. Не с Юга на Север движение, а с Севера к финнам. Иранцам с их "свет" - ничего не светит у Аникина.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1132 - 28.01.2019 :: 23:01:08
 
Roxsalan писал(а) 28.01.2019 :: 20:23:04:
Другие считают иначе.

А вы приведите иранскую этимологию, но в движении. Кто это "другие"?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1133 - 28.01.2019 :: 23:05:44
 
Roxsalan писал(а) 28.01.2019 :: 20:23:04:
все трудности похоже только в вашей голове.

У меня трудностей нет, я же не заявляю "как раз только иранская версия рухс/росх может противостоять норманнской ибо с лингвистической токи зрения также безупречна" ссылаясь на Кулешова, когда он об этом ТАК сказать не мог. Привел его слова: ""однако только одна из них исторически подтверждаема и верна" - 14.20."
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1134 - 28.01.2019 :: 23:11:38
 
Roxsalan писал(а) 28.01.2019 :: 20:23:04:
Но это никак не отменяет его выводы о том что и "норманская" и "иранская" этимология лингвистически безупречны.

К этому добавлю - и индоарийская. Все они одинаковы (хороши), но в статике. А вот в движении, в выборе направления, верна и достоверна исторически только одна.
Интересно и еще одно - сторонникам БАЛТИЙСКИХ славян у Кулешова хода нет. И это закономерно, зачем плодить сущности?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1135 - 29.01.2019 :: 01:02:11
 
upasaka писал(а) 28.01.2019 :: 22:45:38:
Вы пользуетесь ЕГО этимологией (иранской) и считаете, что имеете право критиковать Кулешова, за то что он выбрал норманскую?

Я его не критикую. Я говорю лишь что это его личное дело что ему выбирать.

upasaka писал(а) 28.01.2019 :: 22:45:38:
Не уверен, что вы поймете такое простое в этимологии понятие, как динамическое, в движении. Сколько раз вам писано - во времени и пространстве. Вот "важнейшее слово нашего языка" (Трубачев):

очередные мантры. Все там нормально с временем и пространством. вы просто этого не хотите понять.
upasaka писал(а) 28.01.2019 :: 22:45:38:
И после объяснений, Трубачев приходит к закономерному заключению

Ну да к закономерному:

" Эта аналогия нам потребовалась, чтобы прийти к закономерному заключению о том, что и в имени Русь был когда-то смычный согласный перед -с-, в противном случае оно не уцелело бы, и страна и народ назывались бы *Рушь (из *Рух-ь). Значит, Русь получилось из древнего *Rutsь (дальнейшая его предыстория на Юге уже дана у нас выше)."

Я вам приводил южнославянские формы где как раз и есть Рушь (Обновисе вь Рушьстеи земли кресть)

Так что все эти лингвистические построения, реконструкции, не более чем предположения. Ибо никто не знает состояние языка в дописьменный период.

upasaka писал(а) 28.01.2019 :: 22:45:38:
  ...встреча  прадревнерусского  *Rutsb  и  празападнофинского  *rötsi  вполне  возможна  и  во  времени,  и  в  про­странстве.  Только  у этой  встречи  совсем другой  смысл,  а  глав­ное  ­  совсем  иное  направление,  чем  то,  которое  принимают вот  уже  много  лет.  С юга  на  север  шла  и распространялась  эта форма".

Да все возможно во времени и пространстве. И среднеиранское (аланское) рухс/рохс в славянской огласовке  тоже могло встретиться с руотси. И мест для такой встречи более чем достаточно, та же СМК. О встрече южного русь и северного руотси со ссылкой на Брима писал тот же Горский

"кажется наиболее вероятным предложенное в начале ХХ в. (В. А. Бримом ) допущение контаминации двух сходных названий — скандинавского, служившего одним из обозначений варяжских дружин, и южного, которое служило одним из названий территории или/и населения Среднего Поднепровья. Сходство терминов привело к их актуализации и слиянию, способствуя восприятию северными пришельцами земли на юге Восточной Европы как своей, а местным населением — дружинников норманнского происхождения как отчасти «своих»" (А.А. Горский «Русь. От славянского расселения до Московского царства». Москва 2004 г.)

И мысль эта вполне логична.
upasaka писал(а) 28.01.2019 :: 22:45:38:
Имеем три варианта "важнейшего слова" - скандинавскую, иранскую и индоарийскую. И все они верны, если словами Кулешова - "хорошие".


Не считает Кулешов индоиранскую версию хорошей.Нет такого у него.  Он только аланскую считает равной финской.

upasaka писал(а) 28.01.2019 :: 22:45:38:
Но "во времени и пространстве" Кулешов выбирает скандинавскую, потому что она "верна исторически", а "иранскую" разбивает, когда рассматривает ее в движении, во времени и пространстве

Это его личные трудности. Он так считает, и имеет право. Доказательств он тому не приводит. С аланской во времени и пространстве все абсолютно нормально, контакты алан, тюрок и славян вещь не оспоримая, причем контакты эти произошли раньше чем славяне на севере столкнулись со скандинавами. Среднее Поднепровье (Левобережье) и Подонье уже в антское время это солянка из славян, тюрок и иранцев. Тех же волынцевцев достаточное количество историков считают помесью славян-тюрок и иранцев.

upasaka писал(а) 28.01.2019 :: 22:45:38:
Так что Кулешов иранской версии сделал "кердык".

где он сделал ей кердык, приведите цитату?

upasaka писал(а) 28.01.2019 :: 22:45:38:
Кулешов применяет переход "речь (по «правилу ruki») должна идти не о *s, а о *š, т.е. встреча прибалтийскофинского, где "сатемизация" *s.

да о каком правиле ruki вы говорите, если Кулешов прямо и недвусмысленно говорит о специфической осетинской, то есть аланской С там, где в остальных случаях иранских языков должно быть Ш
upasaka писал(а) 28.01.2019 :: 22:58:38:
Я вам несколько раз предлагал - посмотрите Аникина и почему с ним согласен Кулешов


Приведите ссылку  откуда вы взяли цитату. Я не могу ее найти в сети. А потом продолжим разбирать теперь уже Аникина. То что вы у него выдираете требует проверки. В той единственной работе Аникина что я нашел, он повторяет набившую оскомину байку:

"К ряду подобных этнических названий относится и этноним русь, ставший позднее названием государства восточных славян. Данный этноним, согласно
наиболее рациональной и соответствующей фактам этимологии2 , заимствован от прибалтийских финнов, из источника, связанного с современным финским Ruotsi
‘Швеция’, ruotsalainen ‘швед’, эст. Rootsi ‘Швеция’, также в карельском и т.д. Исходное прибалтийско-финское слово реконструируется в виде *rootsi или *ruotsi
‘скандинав, швед’, которое, в свою очередь, выводится из скандинавских языков – предположительно как название ‘гребцов, мореходов’. Германский корень (тот
же, что в нем. Ruder ‘весло’ и проч.) засвидетельствован надежно и сомнений не вызывает. Важно подчеркнуть, что из п.-фин. *rootsi происходят также древненецкое *луотса ‘русский’ и коми роч ‘русский’" (А.Е. Аникин
Институт филологии СО РАН, Новосибирск
Три пути русских за Урал: свидетельства языка)

такое чувство что эти люди даже не читают того что пишут другие лингвисты, специалисты вроде Назаренко и Шрамма, которые отрицают связь руости с гребцами и веслами. так что жду что еще там Аникин написал. Кстати, а что же вы Трубачева не до конца цитируете. А ведь он пишет:

"Впрочем, последний автор мудро заключает, что «все дело можно было бы окончательно решить, если бы можно было знать точно, как понимать слово «русский» в половине IX века»198. В таком случае уместно было бы развить дальше робкую мысль о том, что в Житии Стефана Сурожского идет речь о крещении некоего «русского князя» в Крыму уже в конце VIII века199, которого, разумеется, нет нужды поспешно зачислять в славяне или русские. Вообще, если вдуматься, у нас в сущности нет сколько-нибудь веских доводов, которые склоняли бы нас принять ответственное заключение, что в Херсонесе наличествовали к моменту приезда туда Константина Философа славянорусские жители. С другой стороны, нам все же известно наличие в Крыму кирилломефодиевских и более ранних времен народности с именем Рос, в чем нас убеждают, разыскания наших древников (историков, археологов), кратко упоминаемые у нас выше. Ситуация, когда в том же Крыму имеется этнос под названием Рос/Рус, а славянской Руси практически еще нет, не должна нас шокировать; речь идет о вполне жизненной, переходной ситуации.... Наше вышеназванное прочтение *Тауро-руси есть не более как экспликация местного этнического имени, которое по-гречески могло звучать как *Ταυρο-ρως. Реальность подобного наименования мог бы подтвердить пример Ταυ̃ροι καί ‘Ρω̃σοι, что-то вроде «тавры-росы», обозначение племени, жившего к северу от дунайского устья, близ Ахиллова Бега (то есть Тендровской косы), согласно комментариям Евстафия к Дионисию207. Комментарии написаны довольно поздно (XII век), но восходят к реалиям гораздо более раннего времени. Выше мы уже касались вопроса о названии тавров и Таврики, пришлого из Греции, ср. греч. ταυ̃ρος «бык»208.... мы знаем, субстратные языки Северного Причерноморья были монофтонгизирующими языками (местный иранский и индоарийский). Так что, если иметь в виду местную туземную форму занимающего нас этнонима, ею могла реально быть *tur-ros- или *tur-rus-, форма гибридная, при условии слишком очевидных греческих импульсов, многократно указанных выше (для первого компонента). Второй компонент, как мы знаем, местный, исконный, его семантическая понятность сохранялась, видимо, долго («белый»). Мне кажется, одним из последних отголосков полнозначного лексического значения корня *ros/*rus- «белый», в том числе в составе сложения *tur-rus- «Тур светлый», [b]прозвучало имя тюркского племенного вождя Τούρξανος, где-то в северокавказских или донских, приазовских степях принимавшего[/b], согласно Менандру Протектору, византийское посольство. Слишком явно здесь наличие греческого ξανός «светлый, светловолосый», калькирующего *tur-rus- как Τουρ-ξανος. Итак, кирилломефодиевское Тоурси может отражать дославянское название северопричерноморского народа *tur-rus-."

Возвращаясь к началу цитаты где Трубачев пишет о наличии в Крыму не славянской народности рос. Здесь трубачев имеет ввиду работы Талиса, который как раз то и писал что

"Резюмируя сказанное, приходим к выводу, что топонимы с корнем «рос-», как в восточной, так и в западной части Крыма, обнаруживаются на территории, где со второй половины первого тысячелетия н. э. массовый археологический материал удостоверяет существование населения, близкого населению Подонья и Приазовья. Никакого другого этнически определенного материала раннесредневековые поселения степной и предгорной Таврики не содержат. Этим самым вопрос об этнической принадлежности топонимов с корнем «рос-» решается вполне однозначно... Таким образом, крымские топонимы с корнем «рос-» и археологический материал из раннесредневековых поселений Таврики подтверждают концепцию Д. Т. Березовца о полной или частичной идентификации носителей салтовской культуры с русами у арабских географов." ( Д. Л. Талис Топонимы Крыма с корнем «рос». Античная древность и средние века, вып. 10. 1973. )

Тоже самое по сути повторяет и Трубачев

"Парадоксальность ситуации довершает то обстоятельство, что в ономастике (топонимии, этнонимии) Приазовья и Крыма испокон веков наличествуют названия с корнем Рос-. Мы не раз еще будем возвращаться к ним. Научная литература не обошла их своим вниманием, напротив, удачно уловила в них «демотическую топонимику, скрытую от нас отсутствием источников»24, хронологическую связь этой номенклатуры с однородным этносом, заселявшим во второй половине I тысячелетия н. э. не только Крым, но и Подонье, и Приазовье.... В общем, мы согласны принять, имея в виду сами первоначала, этот несколько оголенный и противоречиво звучащий тезис исследователя: «в I тысячелетии н. э. росы жили в Крыму, но в это время славянской Руси в Крыму не было»26. Надо отдать должное этому достаточно вдумчивому исследователю, ибо он допускает все же проникновение сюда (в ареал культуры, именуемой салтовской) также иных, в том числе славянских, этнических групп, не оставивших археологических следов... Салтовская культура, распространившаяся сюда с аланизированного Предкавказья, наслоилась на местных славян, чьи типичные жилища-полуземлянки обнаруживают в долине Оскола с VI-гo века и даже уже с V-гo века, считая возможным говорить о распространении здесь «культуры оскольско-пеньковского облика», причем второй, пеньковский компонент ее как бы паспортизует связь с правобережноднепровским славянством и древний приход оттуда. И хотя здесь была уже зона хазарского влияния, население всегда оставалось разноплеменным конгломератом из славян, иранцев-алан и тюрок. Есть вероятие, что именно здесь начал шириться этноним Рус, Русь, почему говорят о Донской Руси. Донская Русь, ее положение по отношению собственно Хазарии, с одной стороны, и Киевской Руси, с другой, сохраняет в себе еще много нерасшифрованного. В силу этих и других причин внимание научной истории как бы соскальзывает с этого промежуточного, малоизвестного объекта, сосредоточиваясь на изучении двух главных субъектов древней восточноевропейской истории — Киевской Руси и Хазарского каганата.... Весь драматизм и даже трагизм, заключенный в нескольких словах о том, что Донская Русь ушла в прошлое и была позабыта, едва став даже понятием истории, а в лингвистике и вовсе не поспев отпечататься, может быть несколько смягчен одной немалой оговоркой. Потому что, если выяснится, что как раз на этих путях мы обрели свое имя Русь, размер абсолютных потерь несказанно умалится ввиду сохранения главного наследия...Наш острый интерес вызывает упомянутая проблема ранних датировок имени Русь. Дело в том, что его датировка имеет неуклонную тенденцию к удревнению именно на Юге. Обычно «первое не вызывающее сомнений упоминание» связывают с IX веком, указывая прежде всего дошедшее до нас коротенькое сочинение анонимного Баварского географа132. Возьмем тот факт, что в этом достаточно своеобразном «Описании городов по северному берегу Дуная»133 четко названы Ruzzi, собственно, латинский плюраль «русы», причем названы в недвусмысленном контексте, по соседству с хазарами (Caziri), что как бы возвращает нас в Приазовье и Подонье, туда, где, по Идриси (XII век), была какая-то особая «Русь-тюрк», скорее всего, полиэтничная и генетически не славянская, но с перспективой постепенной славянизации, усвоения собственно славянской Русью "

Думаю достаточно. Так что, как бы Трубачев не притягивал к руси арийские корни от иранцев-салтовцев ему уйти не удалось. Так что все нормально и со временем и с пространством и с лингвистикой тоже.

upasaka писал(а) 28.01.2019 :: 22:58:38:
Иранцам с их "свет" - ничего не светит у Аникина.


да и Бог с ним, ему и с гребцами руотси тоже ничего не светит.

upasaka писал(а) 28.01.2019 :: 23:01:08:
А вы приведите иранскую этимологию


Элементрано, СМК это полиэтнос где сформировалось имя Русь, которое после гибели Русского каганата ушло на Днепр.

upasaka писал(а) 28.01.2019 :: 23:05:44:
У меня трудностей нет, я же не заявляю "как раз только иранская версия рухс/росх может противостоять норманнской ибо с лингвистической токи зрения также безупречна" ссылаясь на Кулешова, когда он об этом ТАК сказать не мог.


ну как не мог, я вам указал слова Кулешова, поминутно. Смотрим с 10.41

"Здесь, я привел только две точки зрения потому что все остальные ошибочны, они так или иначе не учитывают фонетическую специфику, которую надо учитывать. А вот две укладываются хорошо......   Эти две этимологии являются хорошими. В том смысле что оба этих варианта  лингвистически совершенно прозрачны, достоверны и не опровержимы.  "

То что Кулешов выбирает руотси это его личные трудности, он так считает. Но повторяю, по его мнению лингвистически оба варианта ruotsi и roxs/ruxs равноценны или равнозначны.

upasaka писал(а) 28.01.2019 :: 23:05:44:
Привел его слова: ""однако только одна из них исторически подтверждаема и верна"


устал повторять, это его личная точка зрения.
upasaka писал(а) 28.01.2019 :: 23:11:38:
К этому добавлю - и индоарийская.


Кулешов ее отрицает, по лингвистическим соображениям. Я по историческим, индоариев в нужное нам время и Причерноморье и тем более на Дону уже не было, нив  каком виде. А вот аланы были и в Крыму и в Причерноморье и на Дону, причем в Крыму топонимы с корнем рос, и это признает Трубачев накладываются как раз на поселения салтовцев.

upasaka писал(а) 28.01.2019 :: 23:11:38:
Интересно и еще одно - сторонникам БАЛТИЙСКИХ славян у Кулешова хода нет. И это закономерно, зачем плодить сущности?

Потому что нет никакой балтийской руси. никто о ней не знает.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1136 - 29.01.2019 :: 08:15:05
 
Roxsalan писал(а) 29.01.2019 :: 01:02:11:
Не считает Кулешов индоиранскую версию хорошей.Нет такого у него.  Он только аланскую считает равной финской.

"Хорошие" норманская и иранская в статике. См. его плакаты - 5. Прабалтийско-финская и среднеиранская.
Дело в другом, где вы нашли у Кулешова:
Roxsalan писал(а) 21.01.2019 :: 00:16:43:
Кстати тут уже приводилась ссылка лекцию на Вяч. Кулешова по поводу этимологии русь. Так вот в ней этот поборник единственно верной скандинаво-финнской этимологии признает что как раз только иранская версия рухс/росх может противостоять норманнской ибо с лингвистической токи зрения также безупречна, Среднеперсидские языки с упором на аланский как раз и дали бы из рухс/рохс - русь/рось.

В статике, без соприкосновения с другими этносами "они хорошие", но где у Кулешова "может противостоять"? Это ваша придумка.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1137 - 29.01.2019 :: 08:44:39
 
Roxsalan писал(а) 29.01.2019 :: 01:02:11:
Кулешов ее отрицает, по лингвистическим соображениям.

Где отрицает? В "Оценке достоверности этимологий слова русь" он написал:
"реконструкцию  *r(а)uks-i-  нужно  признать  недостоверной  не  потому,  что  индоарийского  субстрата  в  восточной  европе  не  зафиксировано  (или  же  попытки о. а. трубачёва проследить его – неубедительны), а потому, что (1) речь (по «правилу ruki») должна идти не о *s, а о *š;"
Сколько можно уже вам повторять такое простое - по закону Педерсона, если употреблено "не о *s, а о *š;" то речь идет о движении лексем, фонем, слов и соприкосновение этносов (союз или единство), но не в статике. Сколько можно об этом? Это же очень просто - Кулешов вводит промежуточный этап перехода s > š  > x, который действует в "сатемной" языковой общности.
Трубачев приводит "важное слово" с статике - s > x, без š, но объясняет движение с юга на север.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1138 - 29.01.2019 :: 08:49:16
 
Roxsalan писал(а) 29.01.2019 :: 01:02:11:
Кулешов ее отрицает, по лингвистическим соображениям. Я по историческим

По лингвистическим, я уже в десятый раз вам объясняю и показываю.
Ваше
Roxsalan писал(а) 29.01.2019 :: 01:02:11:
Я по историческим

Здесь необходимо уточнить - Кулешов тоже, вместе с Аникиным несогласны исторически - с направление и временем.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1139 - 29.01.2019 :: 08:52:13
 
Roxsalan писал(а) 29.01.2019 :: 01:02:11:
индоариев в нужное нам время и Причерноморье и тем более на Дону уже не было, нив  каком виде. А вот аланы были и в Крыму и в Причерноморье и на Дону, причем в Крыму топонимы с корнем рос, и это признает Трубачев накладываются как раз на поселения салтовцев.

Что накладывается на поселения салтывцев? Это культура СМК наложилась на индоарийскую.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 55 56 57 58 59 ... 103
Печать