Mukaffa писал(а) 26.01.2017 :: 20:49:57:Поищите о находках мечей на землях балтийских славян в Германии(довоенных времён), музей то ли в Данциге, то ли в Любеке, они там хранились.
В том то и дело, что я уже подбираюсь к этой тематике подробней, помимо Пауля, такое издание заинтересовало -
Кулаков В. Пруссы эпохи викингов. Жизнь и быт общины Каупа, из последнего так сазать, что там у балтов.. Касаемо мечей, одни наконечники ножен, детали перевязей, единично.
Цитата:
Западнобалтский феномен в эпохе викингов (Резюме)
Движение викингов не для всех регионов нашего континента было сотрясением основ общественной жизни. Если в западной части Европы напор дружин викингов/норманнов приводил к кровавым эксцессам при столкновении с раннефеодальными государствами западногерманского мира, то в восточной части Балтийского региона приход северян носил преимущественно мирный характер и обладал чертами культурно-этнической диффузии. Это привело к формированию балтийского варианта движения викингов. Первым фактом реализации балтийского варианта движения викингов было возникновение в сер. VII в. н. э. группы памятников археологии скандинавского облика в окрестностях совр. г. Grobina (Латвия). Археологи считали Grobina первым торгово-ремесленным поселением, возникшим ок. 650 г. под скандинавским влиянием на землях балтов. Затем появилось Truso (Hansdorf/Janow Pomorski) – ок. 700 г., и Kaup – нач. IX в. Правда, настораживало отсутствие этно-культурных маркеров скандинавского присутствия на поселении Grobina. Это скопление памятников археологии, а также Kaup представляются местами долговременно производившихся погребений, которые использовались как западнобалтскими автохтонами, так и скандинавскими пришельцами. Третьим пунктом в ареале западных балтов, содержащим готландские захоронения VIII–IX вв., является грунтовой могильник на ул. Монюшки в г. Elbląg. Ян Жак ещё в 6о-х годах ХХ в. предположил, что преимущественно женские погребения на ул. Монюшки принадлежат останкам жён прусских воинов, привезённым с о. Готланд. Этот же феномен фиксируется в случае с грунтовым могильником Daumen/Tumiany VII–VIII вв. и с синхронными могильниками в Grobina и Elbląg. Именно с такой сакральной по своему смыслу спецификой скопления погребальных памятников со скандинавскими чертами в юго-восточной Балтии связан западнобалтский феномен в эпохе викингов. Торговые эмпории северян возникали здесь не только ввиду удобства водных и сухопутных подходов к поселению или к скрещению торговых путей. Для пришельцев были важны места, исторически связанные с их предками, участки балтской территории, освящённые многовековым присутствием останков их родственников. Полностью соответствующий нормам вика торгово-ремесленное поселение возникло лишь в Truso. В Grobina и на Kaup скандинавам так и не удалось занять в этих поселениях решающие места и их деятельность протекала под строгим контролем местных властных структур.
Именно западнобалтский сакральный феномен стал причиной отсутствия в Grobina и Kaup поселений с чертами, типичными для торгово-ремесленного поселения эпохи викингов. Местные объекты, связанные с торговой и ремесленной деятельностью, имели иные параметры. Торговля руками скандинавских купцов могла вообще осуществляться с судов, дабы нога чужеземца реже ступала на землю балтов.
Источник: указ.соч. см. выше.
Что интересно:
На самом деле можно с уверенностью полагать (находки полевого сезона 2013 г. это подтверждают) об отсутствии на Каупе прусских дружинников в конце эпохи викингов.
В это тревожное время местных торговцев и ремесленников охраняли скандинавские воины, среди которых, судя по материалам нач. X – нач. XI вв. курганного могильника Grosse Kaup, встречались и отдельные западные балты (Кулаков В.И., 2011, с. 90).
Источник: указ. соч.
Ниже сохранившийся инвентарь поврежденного прогребения (другим погребением) IX века, все остальные более поздние Xв. и т.д.