Кассий
+
Вне Форума
Сообщений: 1833
Пол:
|
Re: История Украины
Ответ #177 - 20.11.2016 :: 00:20:58
"Хотя нынешний польский король Сигизмунд III прилагал равные усилия к примирению схизматиков с Римской церковью и [к] обращению лютеран и кальвинистов, однако он собрал не столь обильные плоды своих усилий.
Народ, большей частью простонародье, не имеющее права занимать должности и получать староства, не искусился их притягательной силой, чтобы путем отречения от веры заслужить королевскую милость. Нельзя было также применить против них более строгие меры, т. к., кроме гарантированной королем под присягой свободы совести, препятствием является казачество ‒ народ воинственный и смелый, который стоит на страже веры иногда с просьбой на устах, иногда с угрозой, а всегда с оружием [в] руках.
Что из этих угроз может когда-нибудь возникнуть, тот не додумается, кто не знает, что их 60 000 чел., кто не представляет себе их об раза ведения войны, состоящего в том, что они быстро собираются и рассеиваются, с тем чтобы жечь, грабить и резать жителей, чем в течение нескольких часов они наносят огромный ущерб, тем более в такой открытой стране, не имеющей крепостей, как Польша.
Из сказанного уже можно сделать вывод, что количество схизматиков в Польше весьма значительно и, вероятно, превышает число лютеран и кальвинистов. Живут они на Волыни, Подолии, Украине, но основным их гнездом является Русь, которая делится на три части: Червоная Русь с городами Львовом, Перемышлем, к которой принадлежит и Волынь; Белая Русь, протянувшаяся от Риги, столицы Лифляндии, до московской границы, включая Полоцк, Оршу, Витебск, Могилев; Черная Русь, находящаяся между Литвой и Волынью, до Киева с городами Пинском, Новогрудком и Овручем" (Из донесения папского нунция в Польше Торреса о борьбе народных масс против унии и состоянии униатской церкви в Белоруссии и на Украине (1622 г.) // Белоруссия в эпоху феодализма: Сб. док. и мат. в 3 т.: Т. 1 / Редкол.: А.И. Азаров, А.М. Карпачёв, Е.И. Карнейчик. Минск, 1959. С. 389‒390).
|