Вопрос о необходимости реформирования экономики, довольно сложен в понимании, и, зачастую, чрезмерно политизирован.
Но попробую показать, зачем нужна была экономическая реформа Горбачева. Естественно, что далеко не один Горбачев занимался реформой, но начал, как я уже писал, Андропов.
Судя по воспоминаниям одного из тех, кто конкретно занимался экономическими проблемами во времена лидерства в Партии Горабчева, т. Рыжкова, начало этой реформе положил Андропов.
Вот как описывает это Рыжков в своей книге.
«Но вот в 1983 году новый Генеральный секретарь ЦК Ю. В. Андропов всенародно поставил задачу: разобраться, в каком же обществе мы живем? Вопрос этот был крайне серьезным – необходимо было заново определить сущность созданного в стране строя и его место в истории человечества. В связи с этим Ю. Андропов поручил члену Политбюро М. Горбачеву, кандидату в члены Политбюро В. Долгих и Секретарю ЦК по экономике Н. Рыжкову тщательно изучить сложившееся в экономике положение и подготовить предложения по ее реформированию. Наши наработки по этому вопросу выполнялись с привлечением огромнейшего числа ученых, специалистов и производственников на протяжении двух лет и легли в основу апрельского (1985 года) доклада Горбачева на Пленуме ЦК КПСС. А далее в течение всей второй половины 80‑х годов в Правительстве СССР шла постоянная и напряженная работа по выработке конкретных путей и методов реформирования экономики.»
В другой книге, Рыжков опять же вспоминает Андропова, как инициатора экономических реформ
«Вспомним далекий ноябрь 82-го, когда, тоже на Пленуме, выступил вновь избранный Генеральный секретарь Коммунистической партии Ю. В. Андропов с докладом, гладко сочиненным для Брежнева, который тот «озвучить» уже не успел…….
….. Ситуация в стране к этому моменту была более чем сложной и в экономическом, и в морально-политическом отношениях. Не хочу претендовать на сомнительную роль самого умного, но тогда, на ноябрьском Пленуме, слушая привычные фразы словотворчества, все же легко ловил в докладе Андропова чрезвычайно близкие мне мысли. О необходимости ускорить работу по совершенствованию всей сферы руководства экономикой — управления, планирования, хозяйственного механизма; об увеличении самостоятельности промышленных предприятий, колхозов, совхозов; о решительности в борьбе с повальными нарушениями дисциплины.»
1982 год. И сложная, «более чем» ситуация в экономике.
Случайно ли это? Или может, эта сложность тесно связана с личностью Брежнева? Как я понимаю и не случайно и не определено личностью генсека. Это системный сбой в экономике СССР.
Эти проблемы были известны еще во времена Косыгина, и эти проблемы вызвали желание реформировать экономику и реформы начались и дали положительные результаты. Однако были свернуты. Как я понимаю, по политическим причинам. Эти реформы ныне называют «реформами Косыгина». Но не о них речь.
Андропов, как я понимаю, был инициатором того, что в ЦК был создан «экономический отдел»
Как пишет Рыжков в своих мемуарах
«И ЦК, и Совмин раздирала ведомственность. Каждый отдел тащил одеяло на себя, в свой отраслевой огород, ибо сводного отдела ЦК, который формировал бы экономическую политику в целом, не было. Поскольку на руководящую роль партии тогда еще никто не посягал, то Андропов закономерно видел главный командный экономический пункт именно на партийной вышке. Да и я тогда другого себе не представлял.»
В этих мемуарах, Рыжков, за исключением даты, повторяет то, что писал ранее
«
В начале декабря 1982 года Андропов пригласил к себе меня и Горбачева. Тот был уже тогда членом Политбюро и одновременно Секретарем ЦК, вел сельское хозяйство.
— Внимательно перечитайте материалы Пленума, — сказал Андропов, — и определите круг проблем, по которым придется работать. Проблемы на сегодня, на завтра, на перспективу. Привлекайте кого сочтете нужным. И не теряйте времени, его у нас совсем нет. Михаил Сергеевич, не замыкайтесь только на сельском хозяйстве, поактивней подключайтесь к вопросам общей экономики. И работайте вместе!
Приказ получен: работать вместе. Приказы здесь обсуждению не подлежали. Так в конце 82-го нас и свела судьба в лице Андропова. Впереди лежал общий путь длиной в семь лет.»
Тут надо сказать, что уже при Андропове, понимая сложности в экономике, Партия начала предпринимать определенные шаги по устранению этих еще не кризисных, но уже очевидных негативных явлений.
Тот, кто постарше, помнит, как при Андропове «закручивали гайки» с дисциплиной. Это было не просто так, а выполнение постановления Партии и правительства.
http://docs.cntd.ru/document/901838872Но это, касается работников. Что же до предприятий, то для них решили повторить, в какой-то мере, Косыгинский вариант реформ
http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_11653.htmОсторожно расширяя права предприятий и одновременно усиливая их ответственность за конечный результат.
Возникает закономерный вопрос. Ну а если экономика СССР была развита на довольно высоком уровне, то зачем все эти реформы?
Здесь все не так уж и сложно.
1 Начали падать темпы производства. На фоне и так не высокого уровня производительности труда. Причем из года в год, медленно, но уверенно.
2 Страна все больше и больше начинала зависеть от экспорта углеводородного сырья, не только со странами СЭФ, но и с развитыми странами капиталистического лагеря, в условиях отставания от них в области научно-технического прогесса
3 Продовольственные проблемы.
4 Товарный дефицит, как количественно, так и качественно
5 Раздутая доля ВПК в экономике, в следствии двух причин.
а) гонка вооружений
б) слишком затратная (экстенсивная) экономика
6 Начали падать доходы на душу населения
Все это потом назовут «застоем», но не важно, как называть, важно как из этого, предкризисного состояния выйти. Вот этот выход и должно было определить наше партийное руководство.