РОстислав
|
Свеоны . Возможный смысл и происхождение понятия.
В латиноязычных источниках периодически появляется название народа ( народов, социальной группы...), которое вызывает устойчивый интерес у различных исследователей. Данное название имеет несколько схожих вариаций :
Тацит, - «свеоны». (1-2 в.) Иордан, - «светиды» (6 в.) Бертинские анналы, - «свеоны» (9 в.) Адам Бременский, - Sueones, Suevones, Suedi.; Sueonia, Suevonia, Suedia, СведЕния ( 11 в.) Саксон Грамматик, - Suetus "швед", Suetia "Швеция" (12-13 вв.)
Какие есть варианты объяснения смысла данного названия?
1. От «светиды» Иордана : све + тьити (...тью..) = СВОЙ ЧЕЛОВЕК.
Данная этимология вызывает сомнение по трём основаниям :
а) Название народа как «свой» не несет смысловой нагрузки при общении с другими народами, является пустым, бессодержательным названием. ( можно принять название «человек, люди», и такие примеры, если не ошибаюсь, встречаются. Но «СВОЙ человек» - явно кабинетная выдумка). б) В «светидах» частица -ид- есть греческий суффикс, который в огромных количествах известен читателю, и который не нуждается в прицеплении к нему части корня в виде буквы «т». в) Данная версия игнорирует другие вариации общего названия, противоречит им, так как в «свеонах, сведах, светусах...» нет т. н. «второй части слова», в которой можно было бы разглядеть «человека», что опровергает всю вышеупомянутую умозрительную конструкцию.
2. Свионы — от СВИНЬИ.
Ну, это уже последний писк норманизма в лице очередного дарования Хлевова
А.А. Хлевов Предвестники викингов.
Стр.84. " Германские племена имели давние и достаточно сильные тотемистические традиции. Уже на заре их письменной истории мы обнаруживаем зафиксированное античными авторами, быть может, уже не совсем четко осознаваемое самими представителями племени, тотемное начало в наименовании некоторых племенных коллективов. Так, у Тацита находим племена херусков и эбуронов. Они достаточно надежно этимологически выводятся из названий двух видов животных - оленя ("херуц") и вепря ("эбер"). Вероятно, этот ряд может быть продолжен. Так, племя свионов, помещенное Тацитом на севере Европы в Скандинавии скорее всего следует связывать с общедревнегерманским наименованием свиньи – одного из основных жизнеобеспечивающих факторов североевропейской экономики. Сохранившееся позднее, в эпоху Вендель и в начале эпохи викингов, племенное имя "свей" (svear) имеет тот же корень. К этому же понятийному кругу(т.е. к кругу свиней(!) Р.К.) относится и общескандинавское имя Свейн (Свен). Сравним также современное шведское sven – парень."
Хлевов, недолго думая, выбросил из слова «свион» буковку «о» и получил новое слово - «СВИН», от которого и вывел весь германо-скандинавский свинарник! Хлевов совершенно не понимает разницы между кабаном (вепрем), - бойцом, защитником, свирепым и опасным животным и безропотной домашней свиньёй, которую откармливают, чтобы зарезать и съесть.
С другой стороны, всё, что вещают норманисты, есть, по мнению многих модераторов, высокая академическая наука. Поэтому скромно промолчим о свинячьей этимологии свеонов, дабы не впасть в немилость к стражам истинной научности.
Прежде, чем перейти к следующей версии, нужно оговорить следующие моменты :
- желательно найти общее объяснение всем вариациям данного названия;
- необходимо объяснить понятие не только этимологически, но и функционально.
3. Свеоны, светиды, светусы...- от славянского слова «СВЕТ»
К славянскому корню «свет» различные авторы добавляют суффиксы греческие (-ид-) и латинские (-он-); глухая »т» то пропадает, то превращается в звонкую «д» («све(т)оны»-»светиды»; «светиды-светы»- «сведи, Сведия-Сведения»)
Интересна этимология слова «швед» у Фасмера :
Швед швед I I, род. п. -а, народн. шве́ды мн. "финны", петрозав. (Этногр. Обозр. 40, 351), шветы мн. "шведы", ангарск., сиб. (ЖСт., 16, 2, 34). Вероятно, через нем. Schwede "швед". Ср. также др.-русск. Свицкая земля "Швеция" (Катыр.-Ростовск., XVII в.) и свецкие немцы (Р. Джемс, 1619–1620 гг., 3) и ср.-лат. Suetus "швед", Suetia "Швеция" (Саксон Грамм.). Более древним является название свеи (см.). Сюда же шве́дка "брюква", костром., ср. не́мка "брюква", гола́нка – то же. От этого этнонима получено и швед "таракан, который линяет зимой и становится белым", псковск. (Даль). См. Шве́ция. II II "портной", псковск., тверск. Из швец, др.-русск. шьвьць, от шить и вторично сближено со швед I. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973.
Здесь важно :
Сближение «швеТы-швеДы» (взаимный переход «т» и «д»);
Древнерусское понимание Швеции как «СвиЦкой-СвиТСкой» земли (корень «свит»);
Шведов как «свеЦких — свеТСких» немцев (корень «свет»);
Одинаковое звучание понятия в латинском и русском (славянских), т. е. разных языках :
ср.-лат. Suetus "швед", Suetia "Швеция" (Саксон Грамм.) и русское шветы, Свицкая (Свитская) земля, свецкие(светские) немцы;
Интересное русское объяснение понятия «швед» как белого ( = светлого) таракана.
Можно сделать промежуточный вывод :
латинские вариации понятия «свеоны» (свеоны, светиды, светы...) сближаются с русским (славянским) понятием «свет-свит».
Далее.
При отсутствии сколько-нибудь вразумительного объяснения в германских языках понятия « свет» и производных от него « швед, Швеция», - богатство смыслов данного слова в славянских языках – это и собственно « свет», и « мир (белый свет)», и « люди»; производные понятия « светить», « свеча», « светать» , « светлый», « белый ( см. пример выше )», мужские и женские имена... :
свет
Ближайшая этимология: род. п. -а, укр. свiт, род. п. -у, блр. свет, др.-русск. свkтъ, ст.-слав. свkтъ fоj, fљggoj, a„иn (Остром., Клоц., Супр.), болг. свет(ъґт) (Младенов 577), сербохорв. све?т, сви?jет, словен. sve?t "мир, люди", чеш. sve№t "мир", слвц. svet, польск. sґwiat, в.-луж., н.-луж. swe№t, полаб. sjot "свет, день".
Дальнейшая этимология: Праслав. *sve№tъ связано чередованием гласных со ст.-слав. *свьтkти с„ "светиться", свитати. Родственно др.-инд. c§vЊtaґs "светлый, белый", авест. sраЊtа -- то же, лит. «vie~sti, «vie~‰iа "светить", «vei~sti, «vei‰iu° "чистить, наводить лоск", «vite†ґti "блестеть, мерцать", «vi°tras "наждак", др.-инд. c§vitraґs "белый", др.-перс. spi±ra -- то же, лат. vitrum "стекло", д.-в.-н. hwi^Ѕ "белый" (Мейе, Eґt. 177; Траутман, ВSW 310 и сл.; М.--Э. 3, 1165; Уленбек, Aind. Wb. 323; Торп 118; Вальде 845). Связь слов *sve№tъ и *kve№tъ (см. цвет) недостоверна, вопреки Вайану (RES, 13, 110 и сл). Отсюда светиґть, свечуґ, укр. свiтиґти, свiчуґ, блр. свецiґць, др.-русск., ст.-слав. свkтити ¤ptein, fa…nein (Остром., Супр.), болг. свеґтя, словен. svetiґti, чеш. sviґtiti, слвц. sviеtit', польск. sґwiecicґ, в.-луж. swe№cґicґ, н.-луж. swe№sґisґ. Ср. лит. «vaityґti, «vaitau~ "светить", др.-инд. 3 л. ед. ч. аор. ac§vѓit "заблестел" (Траутман, там же; Эндзелин, СБЭ 194). От слова свет происходит -е- в светаґть, -аґю, первонач. др.-русск., ст.-слав. свитати, сербохорв. сви?тати -- то же, словен. sviґtati sе, чеш. sviґtati "светать", польск. sґwitacґ, в.-луж. switacґ, н.-луж. switasґ.
Слово:свеґтлый,
Ближайшая этимология: -ая, -ое; светлоґ, нареч., укр. свiґтлий, блр. свеґтлы, др.-русск., ст.-слав. свkтЮлъ lamprТj (Остром., Супр.), болг. свеґтъл, -а, сербохорв. сви?jетао, свиjе°тла, свиjе°тло "блестящий", словен. sve•tЌl, sve•tla°, чеш. sve№tlyґ, слвц. svetlyґ, польск. sґwiatљy -- то же, sґwiatљo "свет", в.-луж., н.-луж. swe№tљy, полаб. sґwґotљe.
Дальнейшая этимология: Праслав. *sve№tьlъ от *sve№tъ (см. Свет)
Здесь важно :
взаимный переход «свет-свит», что аналогично приизводному «свеоны-свионы», «свеар-свиар»;
Аналогии шведскому самоназванию «свеар-свиар» (-р- в слове) в славянских языках :
русское «сверкать», также словен. sviґtati sе, чеш. sviґtati "светать", польск. sґwitacґ, в.-луж. switacґ, н.-луж. Switasґ и др. (см. выше)
Вывод :
Вариации «свеоны-светиды-светусы...» и самоназвание шведов «свеар» имеют прямое объяснение в славянских языках как производные от понятия «свет», - при отсутствии какого-либо разумного толкования в германских (скандинавских) языках.
Что же означает имя свЕтичи, свЕти ( в латинской передаче – Sueones-све(т)оны, Suetus- Suedi)?
В статьях « Заметки о руси и варягах», "Варяги» и комментариям к ней и я объяснил понятие « варяги» как производное от главного бога славян,отца богов – СвАрога. Собственное имя, в частности, своего главного бога, - славяне по вполне понятным причинам врагам-германцам не называли, заменяя его именами описательными. Одно из таких имен – бог Све(н)тови(т)д на Рюгене-Руяне в храме Аркона, которому поклонялась вся славянская Балтика и отделения-храмы которого были в конкретных племенах прибалтийских славян.
Для славян : бог СвАрог и Варяги - его служители, жрецы-воины, светлые князья; Для злейших врагов-германцев, латынян : бог Световид и Светичи ( СвЕти ).
Таково, на мой взгляд, разумное и логичное объяснение как этимологии, так и значения понятия « свеоны» и производных понятий.
Таким образом, Све(т)оны, СвЕты-С(ш)вЕди – это ВНЕШНЕЕ самоназвание варягов – представителей славян в балтийском регионе; самоназвание, сначала немного искаженное латинскими источниками, а затем ( после ухода варягов-руси во II половине IX – X вв. в Приильменье, к призвавшим их братьям-словенам,выходцам с южной Балтики ) сохранённое местными скандинавскими аборигенами и давшее название будущим шведам и будущей Швеции. (Схожие примеры — Таврия, Скифия у греков)
Общий вывод : понятия « свеоны, Свеония», будущие шведы и Швеция, - выводятся из славянских языков и объясняются историей и верованиями прибалтийских славян.
|