Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 
Печать
Славянские средневековые суда (Прочитано 3739 раз)
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3149

СмолГУ
Славянские средневековые суда
15.04.2016 :: 08:41:20
 
Какие суда использовали славяне в разных регионах, в период раннего средневековья? Какие находки в этом плане есть? Сколько написано существенных научных работ в рамках данной тематики?

Тему открыть, побудила заметка «ВКонтакте» следующего содержания:
Создание славянской ладьи

По расчётам археологов, прототип реконструированной ладьи был построен около 977 г. из дерева, выросшего на Рюгене или в Поморье. Использование в конструкции деревянных дюбелей доказывает, что строителями были славяне (так как скандинавы использовали металлические гвозди).

Это практически точная копия древней славянской ладьи, построенной по традиционной технологии немецкими энтузиастами. Весь процесс постройки этой ладьи был подробно задокументирован. Материал для ладьи выбирался как и положено - дубовый киль из цельного дерева и на него навешивали борта из сосновых досок. В процессе создания досок для бортов ладьи стволы деревьев расщепляются на половины с помощью клиньев. Затем половины стволов расщепляются на четверти. И так далее до образования таких клиновидных прото-досок. А затем пара месяцев обтесывания "лишнего" — и вуа-ля! Доски готовы Готовые доски вымачивались в воде. После вымачивания для придания изогнутой формы нагревались над огнем с непрерывным смачиванием водой. Доски набирались на киль и шпангоуты БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ металлических гвоздей, использовались только деревянные дюбели, которые клинились дубовыми гвоздями. Для лучшей водонепроницаемости между досок была законопачена вымоченная в смоле смесь овечьей и собачьей шерсти с человеческими волосами. А потом уже просмаливалась собственно ладья. После этого навешивались Форштевень и ахтерштевень, ставилась съемная мачта с парусом и ладья была готова.
Теперь эта Ладья спущена на воду и плавает там же где и ее прародитель - по рекам Германии и на Балтике.

...  ...  ...  ...

...  ...  ...  ...

...  ...  ... 
Хотелось бы почитать более серьезную публикацию о этих находках.

Наверх
« Последняя редакция: 15.04.2016 :: 09:20:45 от scriptorru »  
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3149

СмолГУ
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #1 - 15.04.2016 :: 09:29:37
 
Раскопанные в конце 60-х корабли, пришлось зарыть обратно в землю, так как не были выделены средства для консервации. Во второй раз их выкопали в 1980 г., для показа на международной конференции. И в этот раз не придумали ничего лучше, чем снова зарыть ценнейшие находки. Неизвестно, сколько бы ещё длились эти странные манипуляции, если бы не произошло объединения Германии. В новом государстве нашлись деньги для адекватного отношения к историческим ценностям и в 1993 ладьи выкапывают в третий раз, с последующей консервацией, а через некоторое время некоторое время создаётся рабочая группа для реконструкции наиболее хорошо сохранившегося корабля. По расчётам археологов, прототип ладьи был простроен около 977 г. из дерева, выросшего на Рюгене или в Поморье; использование деревянных дюбелей доказывает, что строителями были славяне (так как скандинавы использовали металлические гвозди).
Источник: http://rusmnb.ru/index.php?topic=3193.125

Согласно этому материалу, характерной особенностью судов балтийских славян было использование деревянных дюбелей, вместо металлических гвоздей?
Наверх
« Последняя редакция: 15.04.2016 :: 09:34:43 от scriptorru »  

012.jpg (21 KB | 72 )
012.jpg
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3149

СмолГУ
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #2 - 15.04.2016 :: 11:14:29
 
Реконструкция древнерусской ладьи.
Сорокин П.Е. Путешествие на ладье «Славия» вокруг Ладожского озера
Древняя Русь возникла и развивалась на водных путях, связывавших Северную и Западную Европу с Византией и с Арабским Востоком. Реки были главными артериями, связывавшими отдельные города и земли Руси на протяжении столетий, вплоть до XVIII века. По ним перевозились грузы, совершались военные походы, торговые и дипломатические поездки. Поэтому огромное значение в жизни средневековой Руси и в ее связях с другими государствами играли суда – ладьи.
Реконструкция древнерусской ладьи представляет определенную сложность, так как ни одной цельной находки этого судна пока еще не известно. Выполненная в 2001–2002 гг. гипотетическая реконструкция древнерусской ладьи была основана на археологических, изобразительных и этнографических материалах. Археологические находки – части и детали средневековых судов из Старой Ладоги, Новгорода и Пскова, содержат подробную информацию по средневековой судостроительной технологии. Изображения средневековых ладей имеются на древнерусских иконах, фресках и книжных миниатюрах (Сорокин 1997). До недавнего времени в Южном Приладожье сохранялась «Ладожская ладья» – судно, использовавшееся для плавания по Ладожскому озеру и сохранившее в своей конструкции многие средневековые элементы судостроения.
Обобщение всех этих материалов и использование практического опыта в строительстве деревянных судов позволило создать научную реконструкцию древнерусской ладьи. ...
Статья полностью:http://spbae.ru/slavia_2002.htm
Фото ниже: 1.Ладья «Славия»; 2.Экспедиция «Древности Ладоги». Места проведения исследовательских работ:1. Крепость в устье р.Бурной; 2. Гавань о. Коневец; 3. Варашев камень; 4. Устье р.Воронежки.;3.Ладья «Славия» у острова Мантинсаари;4.Ладья «Славия» в устье реки Воронежки.
Наверх
« Последняя редакция: 15.04.2016 :: 11:24:14 от scriptorru »  

001.JPG (48 KB | 68 )
001.JPG
002.JPG (107 KB | 70 )
002.JPG
003.JPG (42 KB | 85 )
003.JPG
004.JPG (33 KB | 67 )
004.JPG
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3149

СмолГУ
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #3 - 15.04.2016 :: 11:41:26
 
Ю. Б. Журавлева, А. А. Чубур
Средневековое судостроение в Юго-Восточной Руси (бассейны Десны и Оки) по археологическим источникам (Часть I)http://behistory.ru/article/58/
Средневековое судостроение в Юго-Восточной Руси (бассейны Десны и Оки) по археологическим источникам (окончание)http://behistory.ru/article/59/

Ниже таблица из статьи: Рис. 1 Челны-однодеревки юго-востока Руси (бассейны Десны и Оки). 1 - Черниговский, 2 - Вщижский, 3 - Хотяновский, 4 - Алексинский, 5 - Серпуховской, 6 - Черниговский, 7 - Окский 1-й, 8 - Окский 2-й, 9 - Сеймский 2-й.
Наверх
 

001_001.jpg (41 KB | 81 )
001_001.jpg
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3149

СмолГУ
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #4 - 15.04.2016 :: 12:03:40
 
А. В. Лукошков. Флот Древней Руси в плаваниях на Константинополь: находки и реконструкции
Статья:http://admw.ru/books/Trudy-Pervoy-Mezhdunarodnoy-konferentsii_Nachala-Russkogo-m...
Ниже ряд иллюстраций из статьи.
Наверх
 

001_001.png (356 KB | 77 )
001_001.png
002_001.png (151 KB | 66 )
002_001.png
003_001.png (124 KB | 67 )
003_001.png
004_001.png (249 KB | 79 )
004_001.png
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3149

СмолГУ
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #5 - 16.04.2016 :: 10:21:46
 
Несколько более упорядоченный материал о славянских ладьях X века, обнаруженных на о. Рюген у Ральсвика.
http://zema.su/blog/v-1967-godu-v-g-ralsvik-na-ostrove-ryugen-v-germanii-byla-na...
Ниже, фото из указанного источника в двух файлах. Для удобного просмотра.
Наверх
« Последняя редакция: 16.04.2016 :: 10:39:47 от scriptorru »  

______01.jpg (1986 KB | 94 )
______01.jpg
______02.jpg (1287 KB | 80 )
______02.jpg
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3149

СмолГУ
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #6 - 16.04.2016 :: 16:45:03
 
Хорватское судно. Несколько изображений из документального фильма "Короли Хорватии". Согласно тому, что говорится в фильме, хранится в археологическом музее города Нин, и относится к первым образцам судов, которыми пользовались хорваты. Судно демонстрируют, в рамках рассказа о событиях 9 века. К сожалению, конкретно, о датировке этих находок речь не идет, а жаль... Пробовал искать информацию в сети, по этим судам, но пока безрезультатно.
Наверх
« Последняя редакция: 16.04.2016 :: 16:56:48 от scriptorru »  

h001.jpg (29 KB | 64 )
h001.jpg
h002.jpg (38 KB | 60 )
h002.jpg
h003.jpg (36 KB | 59 )
h003.jpg
h004.jpg (30 KB | 54 )
h004.jpg
h005.jpg (28 KB | 53 )
h005.jpg
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3149

СмолГУ
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #7 - 17.04.2016 :: 07:05:56
 
Касаемо Древней Руси, кроме работы Сорокина "Водные пути и судостроение на северо-западе Руси в средневековье" 1997г, существует еще работа:
Дубровин Г.Е., Окороков А.В., Старков В.Ф., Черносвитов П.Ю. История северорусского судостроения СПб, Алетейя, 2001 г

Монография посвящена истории формирования и развития судостроения в Северной Руси и на Русском Севере. Судостроение рассматривается как одна из главнейших частей системы жизнеобеспечения социумов, живущих при больших акваториях — побережья морей, крупныхозер и развитых речных систем. При этом подразумевается, что система жизнеобеспечения в значительной степени зависит от степени освоенности населяемой акватории. В монографии рассматривается значительный объем археологического и этнографического материалапо судостроению древнего Новгорода, Старой Ладоги, Беломорья, Приладожья, Мангазеи и Шпицбергена в хронологическом диапазоне со средневековья до этнографической современности. Показываются истоки сложения традиционного северорусского судостроения и пути его трансформации в зависимости от условий эксплуатации судов, сложившихся в разных районах Севера по мере его освоения русскими людьми. Прослеживаются `генетические линии` развития исходной традиции, заимствования из практики судостроения других северныхнародов, адаптации типов судов к местным условиям судовождения и судоходным задачам. На обширном эмпирическом материале показывается, что судостроение в целом является частью гибкой адаптивной системы `культура` и обладает всеми главными чертами последней. Книга рассчитана на специалистов по изучению истории Русского Севера и всех, кто интересуется данной проблематикой.
Ознакомиться можно: http://svitoc.ru/topic/416-g-e-dubrovin-a-v-okorokov-v-f-starkov-p-yu-chernosvit...
Наверх
« Последняя редакция: 17.04.2016 :: 08:58:46 от scriptorru »  

suda.jpg (99 KB | 61 )
suda.jpg
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3149

СмолГУ
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #8 - 17.04.2016 :: 18:44:01
 
Нашел такую информацию. "При раскопках в Волине, Щецине и Колобжеге обнаружен ряд деталей судов, склепанных железными заклепками.  На таких кораблях можно было безопасно пускаться в плавание по открытому
морю. Из сообщений Адама Бременского следует, что купцы, приходившие по суше в Старогард, находили в этом славянском порту корабли, на которых они могли перевезти свои товары на другой берег Балтийского моря...57"
57 J. Canaparius, указ. соч., гл. 27, 28, — «MPH», I, стр. 180; W. Kowalenko, Starosłowiańskie gordy portowe, стр. 387; W. Filipowiak, Wolin, стр. 54 и сл.
Источник: Слаский К. Экономические отношения западных славян со Скандинавией и другими Прибалтийскими землями в VI-XI веках Скандинавский сборник, вып. 6, Таллин, 1963
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4949
Пол: male
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #9 - 17.04.2016 :: 18:59:39
 
scriptorru писал(а) 17.04.2016 :: 18:44:01:
Нашел такую информацию. "При раскопках в Волине, Щецине и Колобжеге обнаружен ряд деталей судов, склепанных железными заклепками.  На таких кораблях можно было безопасно пускаться в плавание по открытому
морю. Из сообщений Адама Бременского следует, что купцы, приходившие по суше в Старогард, находили в этом славянском порту корабли, на которых они могли перевезти свои товары на другой берег Балтийского моря...

scriptorru,
а как насчёт такой информации(причём неоднократно цитируемой):

"Ибо жители Бирки часто подвергаются нападениям пиратов, которых там великое множество. ...
В это место, поскольку оно является наиболее безопасным в приморских районах Швеции, имеют обыкновение регулярно съезжаться по различным торговым надобностям все
суда
данов или норманнов, а также
славян
и
самбов
; бывают там и другие народы Скифии."
(Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви)


Т.е. вы её попросту забыли?
Печально. Нерешительный
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3149

СмолГУ
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #10 - 17.04.2016 :: 19:07:30
 
Mukaffa писал(а) 17.04.2016 :: 18:59:39:
Т.е. вы её попросту забыли?
Печально.

Это скорее, не то, что я забыл, а то немногое, что вы помните\знаете. Помню я сию цитату, но деталей к пониманию устройства кораблей балтийских славян она не добавляет.
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4949
Пол: male
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #11 - 17.04.2016 :: 19:18:13
 
scriptorru писал(а) 17.04.2016 :: 19:07:30:
Это скорее, не то, что я забыл, а то немногое, что вы помните\знаете.

Скромненько так.)))


scriptorru писал(а) 17.04.2016 :: 19:07:30:
Помню я сию цитату, но деталей к пониманию устройства кораблей балтийских славян она не добавляет.

А причём тут детали устройства кораблей балтийских славян?
Какая разница какие там были детали, ежели эти корабли ходили к шведскому берегу торговать в Бирке.
Кстати, не забывайте что и у "сембов" тоже имелись подобные морские суда.
Так по Адаму Бременскому.))
Да,  - "бывают там и другие народы Скифии".
Так что не было это никакой проблемой - плавание по Балтийскому морю, ни для славян, ни для балтов, ни для "других народов Скифии", как вы тут зачем то постоянно фантазируете, непонятно на чём даже основываясь.
Ну мечтайте дальше, что ещё тут можно добавить.))
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3149

СмолГУ
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #12 - 17.04.2016 :: 19:28:55
 
Mukaffa писал(а) 17.04.2016 :: 19:18:13:
как вы тут зачем то постоянно фантазируете, непонятно на чём даже основываясь.

Я думал, вы в тему позитив некий можете привнести, а вам все фантазии какие-то мерещатся.
Mukaffa писал(а) 17.04.2016 :: 19:18:13:
Какая разница какие там были детали, ежели эти корабли ходили к шведскому берегу торговать в Бирке.

Вы на название темы посмотрите, даже не знаю, что еще добавить.
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4949
Пол: male
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #13 - 17.04.2016 :: 19:50:45
 
scriptorru писал(а) 17.04.2016 :: 19:28:55:
Я думал, вы в тему позитив некий можете привнести, а вам все фантазии какие-то мерещатся.

Я не про эту ветку, ... и всё вы прекрасно поняли, мистер scriptorru.


scriptorru писал(а) 17.04.2016 :: 19:28:55:
Вы на название темы посмотрите, даже не знаю, что еще добавить.

Да по делу, желательно добавлять.
В подобной по эпохе теме, в соседнем разделе, вы сетовали, что мол типа где это известно о морских кораблях балтийских славян по Балтике снующих.
Теперь ваше любопытство удовлетворено? Больше оный вопрос тревожить не будет?
Если так, то тут всё к месту, и для других читателей тоже информация.
Наверх
« Последняя редакция: 17.04.2016 :: 20:18:51 от Mukaffa »  
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3149

СмолГУ
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #14 - 21.04.2016 :: 17:18:22
 
Нашел работу, где описываются суда из Ральсвика.
В ходе раскопок (1966-1968 и 1980гг), было обнаружено четыре судна. Датируются 9\10 в. Одно судно имело длину порядка 13-14 метров, ширину - 3,40 м, другое в длину - 9,50 м, ширину - 2,50 м. Ладьи вмещали 8 или 10 гребцов. Могли передвигаться либо на веслах, либо под парусом.
Источник: Herrmann J. Die Slawen in Deutschland 1985 стр. 148-149
Наверх
« Последняя редакция: 21.04.2016 :: 17:27:51 от scriptorru »  

s001.png (63 KB | 63 )
s001.png
shark1962
Новичок
*
Вне Форума



Сообщений: 9
низовья Волги
Пол: male

Астраханский госуниверситет
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #15 - 14.01.2017 :: 17:42:08
 
Здравствуйте уважаемые коллеги! Занимаюсь историческим судомоделированием. Заинтересовала ваша страница. Сейчас со школьниками работаем над макетом судна - бусы. Нет ли у Вас информации о рисунках или описаниях ганзейских и новгородских бус. Или подскажите направление поисков. Будем признательны за любую информацию.
Наверх
 

Спасибо за внимание
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3149

СмолГУ
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #16 - 15.01.2017 :: 07:28:24
 
shark1962 писал(а) 14.01.2017 :: 17:42:08:
Нет ли у Вас информации о рисунках или описаниях ганзейских и новгородских бус. Или подскажите направление поисков.

По Новгороду смотрите издания указанные в посте #7. По ганзейской тематике нужно немецкие издания смотреть. По коггам информации не так уж мало.. Чтобы от общей тематики не сильно отходить -

Реконструкция когга Kollerup, построенный в 1150 г., в 1200 г. затонул у северных берегов Ютландии . В
таких "ореховых скорлупках" ранние ганзейские торговые агенты плавали под парусом к Неве. См. рисунок ниже
Из издания: Gisela Graichen Rolf Hammel-Kiesow  Die Deutsche Hanse Eine heimliche Supermacht 2013
Наверх
« Последняя редакция: 15.01.2017 :: 07:38:23 от scriptorru »  

_____1200____.png (103 KB | 42 )
_____1200____.png
Evgen11
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 7360
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #17 - 15.01.2017 :: 12:57:09
 
scriptorru писал(а) 15.01.2017 :: 07:28:24:
По коггам информации не так уж мало..


А по Бусам почти нет.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3149

СмолГУ
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #18 - 15.01.2017 :: 14:40:42
 
Evgen11 писал(а) 15.01.2017 :: 12:57:09:
А по Бусам почти нет.

Вчера прочел эту заметку
Русский бус (буса) Каспийского моря
Ссылка: http://astrakhan-musei.ru/t_menu/t_menu/category/258
...
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 10516
Пол: male
Re: Славянские средневековые суда
Ответ #19 - 15.01.2017 :: 18:37:33
 
scriptorru писал(а) 15.01.2017 :: 14:40:42:
Русский бус (буса) Каспийского моря


Осталось выяснить насколько рисунок соответствует действительности.


Николаас Витсен
Старинное и современное судостроение и судовождение (1690)

На пятой гравюре показаны два корабля, они носят название Boes [буса], служат на Каспийском море. Первый используется купцами между Персией и Астраханью: он разделен поперек на отсеки, которые по отдельности фрахтовались купцами. Сообразно с количеством груза купец снимал больше или меньше отсеков, а сам располагался наверху на своих товарах. Чем меньше отсеков имело судно, тем меньше люков было на его круглой кровле. Водоизмещение такого корабля 30 или 40 ластов. На гравюре видны двое, один на носу, другой на корме, вдыхающие табак из рога сквозь воду в манере русских солдат. Дым, втянутый в грудь, настолько ошеломляет мозг, что можно упасть замертво, но они получают удовольствие. Парус можно распустить на две части. Вторая буса служит для перевозки зерна и другого продовольствия из Астрахани в Terk [Терек?], она не разделена поперек, как первая. На корме, на кнехте стоит надстройка.
http://www.solovki.info/?action=archive&id=377
Наверх
 
Страниц: 1 2 
Печать