Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Берендеи — кто такие? (Прочитано 917 раз)
Pioner
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 623

УГАТУ
Берендеи — кто такие?
09.06.2020 :: 13:42:10
 
  Беренде́и, берендичи, берендии (др.русск. береньдѣи, береньдичи, точная этимология не установлена[1]), также встречается название берладники или "кольчужники" от тюркского слова "берен" -"кольчуга". Вики
По Фасмеру
— тюрк. кочевое племя в Южн. Руси, в 1097 г. заключившее союз с печенегами, в 1105 г. побежденное половцами и исчезнувшее в XIII в. (Маркварт, Kumanen 28), др.-русск. см. образ, береньдичи. Это название еще не получило надежной этимологии. Ср. тюрк. bajindir "племя гузов" (Хоутсма, WZKM 2, 224). Совершенно неверно видит в берендеях сарматское племя и сравнивает с греч. Τισσαφέρνης (др.-ир. см. образ) и см. образ (о котором см. Юсти) Соболевский (РФВ 64, 149). Тюрк. происхождение этого племени несомненно, и попытки объяснения из иранского мало что дают.
Большей частью берендеи – это обиженные печенегами, а позднее половцами, мелкие кочевые роды тюркского происхождения, которые не выдерживали стычек в Диком поле и становились данниками русских князей или шли к ним на службу. Таких вот кочевников, которые переметнулись к Руси, печенеги и половцы прозвали «береуди», то есть «отдавшие, продавшие себя». http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/319-kazaki/page-23#entry168980
  Известны с  XI в. в составе чёрных клобуков. Название в летописях исчезает к XIII в.
  Вместе с ними в составе чёрных клобуков упоминаются торки, печенеги, ковуи, каепичи и турпеи.
  Понятия ковуи, каепичи и турпеи, принимаемые за этнонимы – ошибки чтения текстов летописей, что доказывается в работе:  А.Л. Никитин «Ковуи, Каепичи и Турпеи (О некоторых "тюркских этнонимах" Ипатьевской летописи)». Это же пишет о ковуях Олжас Сулейменов  в» Аз и Я».
  То́рки (огузы, гузы, узы) — одно из тюркских племён. Печенеги— союз тюрк. племен. Широко описаны в литературе.
  У Плетневой в работе «Половцы» в одном абзаце о чёрных клобуках упоминаются торки, печенеги и берендеи.
  «Итак, судя по первым  летописным упоминаниям, основным    этническим    компонентом    кочевых   федератов были торки, обитавшие на всем русском пограничье   (на правом   и   левом   берегах  Днепра). С 1080 до  1146 г.— года первого упоминания поросского кочевого союза черных   клобуков — о   торках   говорится   в   восьми   записях Ипатьевской летописи.  О печенегах, которые связываются летописцем только с Поросьем,  упомянуто в семи записях. Третьим компонентом, о котором сказано в той же летописи всего 4 раза,  были берендеи. Следует сказать, что о происхождении торков и печенегов летописец дает довольно подробную справку, о берендеях же до 1097 г., когда о них только вскользь наряду с двумя другими этносами   упоминается   в   летописи,   он   не   писал   ничего. Откуда появляются они в Поросье почти одновременно с печенегами и торками? Поскольку в летописи сохранился рассказ об ослеплении князя  Василька, главную роль в котором играл торчин по имени Береньдя, («овчарь Святополков» -ПВЛ) ученые неоднократно, ссылаясь на это, приходили к выводу, что берендеи были торческим родом (куренем). Это вполне возможно, так как в числе гузских родов арабские источники называли и род баяндур. Правда,  по другим восточным известиям, баяндур был  кипчакским родом. Как бы там ни   было,   но берендеи распространились по Руси очень широко.   Помимо   Поросья,   они заселяли даже один из районов   во   Владимиро-Суздальской земле, о чем свидетельствуют   сохранившиеся   топонимические   наименования: Берендеева слобода, станция Берендеево, Берендеево болото.   Очевидно,    попали   они   сюда   в   период войн Юрия   Долгорукого и  Андрея Боголюбского  за   стол   в Киеве, т. е. уже значительно позже первых десятилетий пребывания их на землях, предоставленных им русскими князьями.» Далее по летописям показывается, что берндеи и торки были данниками (вассалами) русских князей. Но летописи писались под контролем русских князей(царей), но и в них есть другие сведения. Например:
«В 1162 году власть киевского князя Ростислава испытывает покушение со стороны сильного союзника Мстислава Волынского. Ростислава не поддерживают и киевское боярство, и гвардия — чёрные клобуки.»
  «Киевляне и Черные клобуки не любили Ростислава потому, что он опирался на половцев.
  Когда киевляне приглашают на престол очередного князя, они посылают ему сказать традиционную формулу «хочет тебя вся русская земля и все чёрные клобуки», т.е. все население Киева и войско.»
   «Берендеи— кочевники (тюркские) предавшиеся Руси, надо полагать, печенеги и половцы прозвали «берiyдi, т.е. предавшиеся, отдавшие себя. В русских летописях — берендеи. (Берiндi — в ассимиляции — берендi. I —в русском произношении — и, совпало с окончанием множественного числа. В таких случаях, в единственном числе появлялся рефлекс «й». Сравните: зодчи — зодчий, казначи— казначей. Такого происхождения «й» в окончаниях польских фамилий: Успенски —Успенский и т,д.). Берендеи отличались от обычных наемников жестокостью по отношению к своим степным соплеменникам.
  …В 1155 году берендеи, состоящие на службе у Юрия Долгорукого, захватили в плен много половцев. Уцелевшие сбегали в степь за «помочью», подошли к Киеву и просили Юрия, чтобы он приказал наемникам вернуть пленных. Долгорукий только руками развел, ибо берендеи отказались: «Мы умираем за русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь». Они отстояли свое право федератов на военную добычу и право изгоев на месть.»
  Олжас Сулейменов — Аз и Я.
  Н. В. Беленов считает, что берендеи или Берендичи – это половецкие роды.
  «Черные клобуки» в Волжской Булгарии. http://sociosphera.com/publication/conference/2012/146/chernye_klobuki_v_volzhsk...
Рассмотрим формулу приглашения на престол очередного князя «хочет тебя вся русская земля и все чёрные клобуки» и сравним с другим приглашением: мифического Рюрика мифическим Великим Новгородом - "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". В последнем приглашении никакой логики- земля (страна) не могла быть обильной , если нет правил- порядка. Княжить  в те времена, означало исполнять функции военного предводителя, третейского судьи. А владеть собой приглашать, слишком. Продавали себя по нужде в рабство, бывало. Но идти добровольно в рабство при обильной земле…, ну такое может только в страшном сне присниться. В первом же случае приглашала «вся русская земля и все чёрные клобуки». Но кто ее произносил, не князь же. И чёрные клобуки разве не входили вассалами в русскую землю? («…черные клобуки уже явно выступают в качестве вассалов Изяслава…» Плетнева,  там же). В формуле выступают как равные, возможно звучала даже первоначально как «все чёрные клобуки и вся русская земля».
  В вышеприведенной фразе о Береньдя, пропущены два слова «овчарь Святополков», ПВЛ написано: «И приступил торчин, по имени Берендий, овчарь Святополков, держа нож,…» «овчарь» в ПВЛ более не встречается. Данный «овчарь» не стыкуется с понятием берендеи как гвардии и клобуки.
  Берендий - овчарь Святополка Изяславича. Торчин по национальности. В.Н. Татищев называет его Бердием и считает, что он был евнухом Святополка. http://enc-dic.com/history/Berendi-5060.html
  И историки делали вывод, «что берендеи были торческим родом (куренем)». А эти два слова опровергают их вывод. Берендеи могли быть прослойкой или торческим родом (куренем), но происходили не от «овчарь». Имя же Берендий могло существовать, но далее также не встречается.
   
Вывод 1. Берендеи (тюркский народ, род, прослойка)  входили в знать и были войском-гвардией того времени.
  Берендеев почему-то выделили из тюрков, и упоминают наравне с печенегами и торками. Печенеги сами смесь разных торкских(тюркских) родов и племен и отдельно употребляются из-за численности и значения в истории. Берендеи же могли удостоиться такой чести только из-за  знатности куреня(рода) или значительной роли, которую играли в древней Руси. Знатность проявилась бы в правителях, чего историей особо не отмечено. А роли более значительные тогда были у приглашающих на княжение. Бывало князья «правили» всего по несколько месяцев, следующий появлялся еще через месяцы. Кто же правил в их отсутствии, в том числе во время их походов, также многомесячных. Нанятые князья оставляли заместителя, но он уже таких прав не имел. Военоначальники и гвардия также уходили в поход. Среди знатных были купцы со своими дружинами, но они часто и подолгу в поездках были. Остаются на месте предводители племен, родов, но много времени проводили на своих территориях. В центре же постоянно были ремесленники, купцы-оптовики и …откупщики-налоговики. Кузнецы да шорники вряд ли управляли, они были население как и крестьяне, пастухи, «овчарь» и другой простой люд.
  Откупщики-налоговики регулировали поступление дани, перераспределение её, обмен на другие товары или деньги, зачастую они же и были купцами-оптовиками. Реально они и управляли, так как в их руках были финансовые потоки и своя сильная дружина. Не зря монголы, оставляя местных князей, обязательно назначали своих баскаков. Которые функцию по сбору дани передавали купцам- откупщикам (бесерменам), а среди них, кроме татар,  было немало и  хорезмийцев и евреев.
  Функции по сбору пошлин  в  XII  веке  в  Киеве осуществлял отдельный человек и назывался  осьмеником   Должиков
  Откупщики-налоговики и были одними из старших бояр или подчинялись старшему боярину- ныне премьер, в боярских государствах городов-княжеств Русь. Вот он и был реальным правителем. Князья и цари много от них «пострадали», поэтому Петр и драл боярам бороды, мстил за прошлые унижения.
  Как их называли их в те времена точно неизвестно. Купцы соблюдали золотое правило всех финансистов- деньги любят тишину, оставляя пиар князьям-царям да церкви.

Происхождение слова «берендей»
Есть версия, что Берендеи это "кольчужники" от тюркского слова "берен" -"кольчуга".
  Но куда делось –де-, если –й- окончание
  Еспи "кольчужники", забудем про «лишнюю букву д, даже типа рыцари, то кто же были остальные клобуки- гвардия. Еще одна гвардия?
  Версия Сулейменова «берiyдi, т.е. предавшиеся, отдавшие себя. Дедовщиной отдает. А таких сведений о той гвардии нет.
Из современного татарского
  берендей=бер+енде, окончание отбрасываем.
  А.  Есть бир енде – дай же или бир+енде – отдай же, команда налоговика
  Б. беренче ..числ. 1. первый 2. в знач. nрил. самый лучший, высокого качества;
  беренчел -первичный
  беренчелке -сущ. первенство
  Бер- один
  инде частuца 1. уже, уж, же 2. ну уж 3. нареч. теперь, сейчас; инде кайтырга ярый, теперь можно возвращаться
  димче сущ. 1. советчик;
   
  Ганиев. Татаро-русский словарь
  Получается: береньдичи от беренче(тат) –первые, лучшие, главные
  или
  береньдичи – беренчел+ димче = первичный советчик– главный советник.
   Привлекая древнетюркский словарь, получим
  BER + ENDAM (andam)= дань + орган = Сборщик дани и главный советник. беренда
А берендеи - это дружина беренды, сейчас бы так назвали налоговый спецназ.
Наверх
 
Pioner
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 623

УГАТУ
Re: Берендеи — кто такие?
Ответ #1 - 09.06.2020 :: 14:14:00
 
   Ал-Идриси название "черных болгар" не употребляет, а употребляет термин н.бариййа применительно к территории. Версию значения этого термина как берендеев дает А. Мартынюк. Одним из аргументов является, « Народ  ан-н.бариййа  живет  в долинах  рек,  впадающих  в „Русскую  реку”».
Алексей Мартынюк (Минск) Народ ан-н.бариййа у ал-Идриси: прямое прочтение источника// COLLOQUIA RUSSICA Серия I том 7, с. 115
   Северский Донец, вдоль которой размещались караболгар, примечателен тем, что в нижнем течении располагались половцы, куманы, а в верхнем течении – северяне, «славянское» племя. Такое расположение напоминает описание карты Ал-Идриси:
47. Область, населенная народом н.бариййа, показана на прямоугольной карте ал-Идриси, на стыке 5-6-й секций VII климата [MA, Bd. VI, Taf. 65-66]. В нижнем течении «Русской реки» располагалась, судя по надписи на карте, Кумания, а в верховьях реки находилась страна, названная по имени живущего там народа, — Н.бариййа.
Ал-Идриси "Нузхат ал-муштак" ан-н.бариййа, прим. 47

Ал-Идриси название "черных болгар" не употребляет, а «Русская река» напоминает  Северский Донец. Название «Русская» перекликается с «Джагфар Тарихы», где при описании болгар для некоторой его части используется термин «урус».

Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать