Татьяна Муратова
Частый гость
Вне Форума
Сообщений: 123
Город Северобайкальск, Бурятия
Пол:
ИПИ Иркутск
|
Митрополит Антоний высказал отношение церкви к Пушкину в своем "Слове пред панихидой о Пушкине", сказанном в Казанском Университете 26 мая 1899 года.
Несколько слов из его речи:
...Если мы кого горячо любим все вместе, всем народом, то для объяснения этого нужно искать причин внутренних, нравственных. Спросим же мы свое русское сердце, что оно чувствует при чтении бессмертных творений нашего поэта? Думаю, что с нами согласятся все, если мы скажем, что стих Пушкина заставляет сердце наше расширяться, сладостно трепетать и воспроизводить в нашей памяти и в нашем чувстве все доброе, все возвышенное, когда-либо пережитое нами.Бывает так, что в минуты душевного утомления и апатии какой-нибудь отрывок из Пушкина вдруг поднимает в нашей душе самые сложные, самые возвышенные волнения... В статье "Пушкин как нравственная личность и православный христианин" митрополит Антоний затрагивает вопрос главного греха в христианстве - гордыни и задает вопрос: "...почему же Пушкин, столь правильно уразумевший правослано-народное мировоззрение, не мог не поддаться влиянию гнусного европейского предрассудка, унаследованного нашим обществом, еще от эпохи рыцарей, и окончил свою жизнь на дуэли, сподобившийся, впрочем, по особой милости Божией, предсмертного покаяния и Св. Таинства причащения. Предрассудок этот, узаконенный и Европой, и русским дворянством, а затем и всей интеллигенцией, - гордыня, та самая гордыня, которую он, согласно Христову закону, изображает, как одного из двух бесов, соблазнявших его еще юную душу. Не так думал кончить свою жизнь наш поэт, судя по одному из лучших его стихотворений:
Монастырь на Казбеке. Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами. Далекий, вожделенный брег Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью. В соседство Бога скрыться мне!...
Такой исход был бы последовательным завершением его жизни, постепенно отрешавшейся от тех заблуждений, которые начертал на его лике "художник-варвар кистью сонной"...*
* "Митрополит Антоний о Пушкине", Студия "ТРИТЭ" творческо-производственное объединение Никиты Михалкова, "Российский Архив", Москва, 1991 год. Митрополит Антоний - ( в миру - Алексей Павлович Храповицкий) (1863 -1936) - знаменитый первоиерарх Русской Православной Церкви, В России был в служении Русской Православной Церкви (1885- 1918), являлся главою Русской Зарубежной Церкви вплоть до окончания своего земного пути (1921 - 1936).
Его размышления продолжает Алесандр Мень:
"Восхождение – такова история человечества. Вы легко мне возразите: а сколько было ступеней, ведущих вниз? Да, конечно, конечно, - на первый взгляд, ступеней, ведущих вниз, больше; людей, которые падали и катились вниз, в бездну, больше. Но для нас важно, что человек все-таки поднимался на эти надоблачные вершины. И тем и велик, человек, что способен был подняться туда, как говорил Пушкин, «в соседство Бога», в горы умственных и духовных созерцаний. Человек имеет две родины, два отечества: одно отечество – это наша земля и та точка земли, где ты родился и вырос. А второе отечество – это тот сокровенный мир Духа, который око не может видеть и ухо не может услышать, но которому мы принадлежим по природе своей. Мы – дети земли и в то же время гости в этом мире. Человек в своих религиозных исканиях бесконечно больше осуществляет свою высшую природу, чем когда он воюет, пашет, сеет, строит. И термиты строят, и муравьи сеют (есть у них такие виды), и обезьяны воюют по-своему, правда, не так ожесточенно, как люди. Но никто из живых существ, кроме человека, никогда не задумывался над смыслом бытия, никогда не поднимался выше природных, физических потребностей. Ни одно живое существо, кроме человека, не способно пойти на риск и даже на смертельный риск во имя истины, во имя того, что нельзя взять в руки. И тысячи мучеников всех времен и народов являют собой уникальный феномен в истории всей нашей Солнечной системы. …Человек имеет право не доверять мирозданию, человек имеет право чувствовать себя в чужом и враждебном мире. Когда писатели говорят, что мир абсурден, то есть бессмыслен, они это знают только потому, что в человеке заложено противоположное понятие – понятие смысла. Тот, кто не знает, что такое смысл, не чувствует, никогда не поймет, что такое абсурд; он никогда не возмутится против абсурда, никогда не восстанет против него: он будет в нем жить, как рыба в воде. И именно то, что человек восстает против абсурда, против бессмыслицы бытия, и говорит в пользу того, что этот смысл существует. …Древнее библейское провозвестие говорит нам о том, что мы можем сделать внутренний переворот и сказать бытию «да», довериться тому, что кажется страшным и грозным. И тогда через хаос, через абсурдность, через чудовищность жизни, как солнце через тучи, глянет око Божие – Бога, который имеет личность, отображенную в каждой человеческой личности. И контакт с ним возможен – как союз между подобными существами. Весь фокус человечества – это удивительная его аналогия с Тем, Кто создал мир. И уже сегодня Царство Божие тайно является среди людей. Когда вы творите доброе, когда вы любите, когда вы созерцаете красоту, когда вы чувствуете полноту жизни – Царство Божие уже коснулось вас. Оно не только в далеком будущем, оно не только в футурологическом созерцании, оно существует здесь и теперь. Так учит нас Иисус Христос. Царство придет, но оно уже пришло. Суд над миром будет, но он уже начался. «Ныне суд миру сему», - говорит Христос. А суд заключается в том, - сказал Христос, - что «Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму». Этот суд начался во время Его проповеди в Иерусалиме, на Голгофе, в Римской империи, в средневековой Европе и России – и сегодня, в XX веке, и в XXV веке, и во всей истории человечества суд будет продолжаться. Это христианская история, в которой мир идет рядом с Сыном Человеческим. И если мы снова зададим себе вопрос: в чем же заключается сущность христианства, мы должны будем ответить: это – Богочеловечество, соединение ограниченного и временного человеческого духа с бесконечным Божественным; это – освящение плоти. Ибо с того момента, когда Сын Человеческий принял наши немощи и наши болезни, наши радости и наши страдания, наше созидание, нашу любовь, наш труд, принял нашу судьбу человеческую, - с тех пор природа, мир, все, в чем Он находился, в чем Он родился как человек и Богочеловек, не отброшено, не унижено, а возведено на новую ступень, освящено. Христианство есть освящение мира, победа над злом, над тьмой. Она началась в ночь Воскресения, и она продолжается, пока стоит мир".
Александр Мень Лекция прочитана в Московском Доме техники на Волхонке накануне гибели 8 сентября 1990 года. Мировая духовная культура Храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. Москва 2002
Александр Мень - Протоирей Русской Православной Церкви.
|