Roxsalan
|
Обсуждение все дальше и дальше уходит в сторону от заявленной темы. Поэтому, если у кого-то еще есть желание обсуждать то, о чем предлагалось в самом начале, попробую еще раз ввести дискуссию в конструктивное русло. Но прежде, скорее всего, в несколько приемов (все сразу не поместиться) прикреплю цитаты из относительно свежих работ археологов, что бы потом можно было оглядываться на них. А дальше, как и предложил Alrudun, можно обсуждать письменные источники, начав, скажем, с Бертинских анналов и дальше к походу руси 860 года к свидетельствам арабов. И так цитаты.
Т.А. Пушкина Раннегородские могильники Древней Руси IX–XI вв. (несколько общих наблюдений)
«Среди 262 городов, впервые названных летописью при описании событий IX–XIII вв., к раннему периоду истории древнерусского города, т. е. к протогородскому (IX–X вв.) и частично раннегородскому (середина X–XI в.), можно отнести около 30 (Древняя Русь, 1985, с. 58, табл. 6). Из них примерно половина имеет археологические напластования, относящиеся к этому времени… Киев: «Анализ скандинавских древностей, происходящих с территории Киева, позволил разделить их на две различные по своему происхождению группы, датированные Ф.А. Андрощуком второй четвертью и второй половиной X в. При всей условности хронологии этих групп важно отметить, что первая группа (более ранняя) представлена находками с территории и I, и II могильника, вторая (более поздняя) — только с территории Верхнего Киева. Причем, по мнению автора, вторая группа находок связана с тем населением, которое стало составной частью киевской элиты более позднего времени (Андрощук, 2004, с. 46–47)…. Суммируя весь зложенный выше материал, можно заключить, что I и II могильники, намеченные еще М.К. Каргером, состояли каждый из нескольких небольших кладбищ или курганных групп. Внутри I могильника известные к настоящему времени погребения можно условно разделить на три топографические группы, расположенные на территории: «города Владимира» (рис. 1, 1), в средней и южной части «города Ярослава» (рис. 1, 2), в «городе Изяслава» (рис. 1, 3). Во всех трех группах исследованы погребения по обряду кремации и ингумации, совершенные в узких могильных ямах и камерах. Большинство погребений в камерах сосредоточено в пределах «города Владимира», особенно на участке усадьбы Десятинной церкви. Можно предполагать, что условно намеченные курганные группы не сливались в одно сплошное «курганное поле», а основная часть погребений I могильника принадлежит населению, обитавшему на территории Старокиевской горы. Структура II могильника менее понятна, но и здесь можно предполагать существование нескольких курганных групп, в которых открыты погребения, близкие по характеру I могильнику. Поскольку II могильник находится на значительном удалении от Старокиевской горы, то ему может соответствовать какое-то относительно самостоятельное поселение. Таким образом, разные виды обряда представлены в материалах обоих могильников и их частей; незначительное количество погребений содержит предметы вооружения, погребальные комплексы скандинавского характера представлены в материалах обоих могильников. Время существования могильников — X — начало XI в.; основная часть курганов на Старокиевской горе постепенно уничтожается с 80-х гг. X по середину XI в. в связи с расширением городской территории….» Чернигов: «Рассмотренные материалы раскопанных черниговских курганов позволяют считать, что среди них нет погребений, совершенных ранее X в. Обряд трупосожжения на месте возведения насыпей, трупоположения в подкурганных могильных ямах и погребения в камерах (человек и верховой конь) представлен в двух курганных группах, обряд сожжения — в трех (Черная могила и две группы за границами Предградья); трупоположения в узких могильных ямах, которые можно датировать никак не ранее конца X–XI в., известны как на территории города, так и в группах за ее пределами. Однако в пределах известных нам границ городской территории X–XI вв. погребения в камерах пока не обнаружены. Строго говоря, к некрополю раннего Чернигова можно с уверенностью относить только Черную могилу, легендарный курган княжны Чорны, остатки трупосожжений у стен Спасского собора и, вероятно, погребения в камерах Болдинской группы. Все другие описанные выше курганные группы находятся на некотором отдалении от детинца (около 0,5–1 км) и в основном могут рассматриваться как кладбища более позднего периода…. Ладога: «Небольшое по своим размерам поселение, расположенное на берегах р. Ладожки, правого притока Волхова, является одним из хорошо изученных раннегородских центров Руси…. Таким образом, на территории Старой Ладоги и в непосредственной близости от границ распространения ее раннесредневекового культурного слоя существовало не менее шести кладбищ в виде курганных групп и грунтовых могильников, содержавших погребения IX–XI вв. и расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. Незначительной площади раннего города вполне соответствует скромный масштаб некрополя: достоверно известны не более 50 раскопанных погребений. Погребения совершены по обряду сожжения на стороне и на месте, по обряду трупоположения в могильных ямах и камере. Как полагают, наиболее ранним является Никольский могильник с погребениями по обряду трупосожжения на стороне, который может принадлежать группе населения, обитавшего на территории расположенного рядом с ним Земляного городища во второй половине VIII–IX вв. (Кузьмин, Волковицкий, 2001, с. 47). Вероятно, населению, освоившему левый берег р. Ладожки и обитавшему здесь в IX–X вв. (раскопы на Варяжской улице), может соответствовать гипотетический курганный (Алексеевский) и часть грунтового могильника вблизи стен Успенского монастыря. Несомненный скандинавский характер погребений урочища Плакун связывает с ним часть населения скандинавского происхождения, проживавшего на противоположном берегу Волхова по обеим сторонам Ладожки — во всяком случае, до сих пор вблизи курганов урочища следы синхронного поселения не обнаружены… Как отметили С.Л. Кузьмин и А.И. Волковицкий, некрополь Ладоги IX–X вв. состоял из разнотипных и разрозненных погребальных памятников, в том числе курганных могильников, которые не образовывали сплошного пояса вокруг поселения, что и отличает в первую очередь Ладогу от таких раннегородских центров, как Гнёздово и Бирка (Кузьмин, Волковицкий, 2001, с. 50). Можно к этому добавить, что для некрополя Ладоги не характерны и предметы вооружения в составе погребального инвентаря.»…. Смоленск/Гнёздово: «Вопрос о времени существования Гнёздовского некрополя и поселения остается дискуссионным в какой-то мере и сейчас. Поэтому представляется более удобным рассматривать материалы в рамках предложенных Ю.Э. Жарновым условных периодов: раннее Гнёздово (конец IX — первая половина X в.) и позднее Гнёздово (середина X — начало XI в.) (Жарнов, 1992, с. 18). Процессы роста могильника и поселения взаимосвязаны. Абсолютное большинство исследованных курганов, представленных во всех курганных группах, было возведено в период позднего Гнёздова. Около середины X в. появляются погребения в Центральной курганной группе, хотя продолжается возведение курганов и в Лесной группе. Первые курганы расположенных к западу от Центрального поселения Днепровской, Ольшанской и Правобережной Ольшанской групп были сооружены не ранее середины X в. (Каменецкая, 1977, с. 18; Жарнов, 1992, с. 19). Наиболее ранние погребения с ингумациями совершены не ранее середины, а скорее всего, в третьей четверти X в., наиболее поздние — на рубеже X–XI вв. Рассматривая Гнёздово в качестве торгововоенного центра, В.А. Булкин считал возможным говорить о становлении здесь дружинной организации, обособлении кладбищ, в том числе «аристократических» (Булкин, 1973а, с. 16). Сложный характер социального состава гнёздовского населения подчеркивал Ю.Э. Жарнов, который видел в нем не менее двух социальных групп («знать» и «рядовое население»), в которых скандинавы являлись органичной частью, не доминируя ни в одной из них. При этом автор рассматривал обряд погребения в камерах в качестве обряда, характерного для преуспевающих варягов (воинов и купцов) и их семей (Жарнов, 1992, с. 21–22). Мне представляется (вслед за Жарновым) более правильным говорить о двух социальных группах, не пытаясь определить профессиональную принадлежность погребенных (дружинники, купцы, ремесленники и т. д.). Можно отметить, что погребения обеих социальных групп, так же, как и «скандинавские» или «нескандинавские» захоронения, встречены в каждой из исследованных частей некрополя.»…. Псков: «Таким образом, населению раннесредневекового Пскова принадлежали несколько курганных могильников, самые ранние погребения которых датируются X в. Эти погребения составляют большую часть первого могильника, расположенного в Среднем городе. Погребальный обряд могильника представлен в первую очередь трупосожжением и несколькими случаями трупоположения. К погребениям в камере пока можно отнести только три — все мужские. Вероятно, наиболее поздние погребения этого кладбища можно датировать рубежом X–XI вв. Второй могильник характеризуется погребениями в камерах. Он представляется пока более однородным и богатым, а хронологически более компактным — едва ли время его существования выйдет за рамки последней четверти X — самого начала XI в. Совершенно очевидно, что погребенные под курганами этих двух кладбищ были жителями ближайших частей города…. Среди трупоположений выделяются погребения в подкурганных ямах в камерах разной конструкции, особенно хорошо представленные в материалах Киева, Пскова и Гнёздова. Статусность обряда погребения в камерах особенно хорошо подтверждается рядом находок в Киеве, Пскове и Смоленске/Гнёздово богатых женских погребений с набором импорта и скандинавских украшений, наиболее вероятная дата которых — последняя четверть X в»…. Погребения, соответствующие раннему периоду развития центров (IX в.), зафиксированного древнерусской летописью, достоверно зафиксированы только для Старой Ладоги.»
Н. А. Макаров «Исторические свидетельства и археологические реалии: в поисках соответствий».
«Ни на Севере, ни на Юге мы не видим археологических памятников этого времени, которые могли бы выступать как места сосредоточения значительной военной силы, как административные центры, располагавшие ресурсами для организации грандиозных походов на Византию. Скромные размеры поселений, бедный набор оружия, отсутствие погребений военизированной знати заставляют усомниться в том, что «нашествие руси» на византийские владения в 860 г., очевидцем которого был патриарх Фотий, действительно являло собой военную акцию, угрожавшую существованию Царьграда… лишь в единичных точках археология фиксирует раннегородские поселения первой половины IX в., их число остаётся сравнительно небольшим и во второй половине столетия».
Я.Г.РИЕР. Аграрный мир Восточной и Центральной Европы в средние века (по археологическим данным). «в южнорусских землях... "демографический взрыв" пришелся на ХI-ХII вв., в остальных восточнославянских землях - на ХII-ХIII вв., куда уходило и избыточное крестьянское население из Среднего Поднепровья… Плотность населения была невелика, хозяйственные ареалы селений, очевидно, значительными, ограниченными естественными условиями. Близлежащие поселения, вероятно, составляли единую общественно-территориальную структуру, а между такими малыми гнездами оставались большие незаселенные пространства. С Х в. процесс расселения постепенно набирает динамизм».
Остальные цитаты прикреплю чуть позже.
|