upasaka писал(а) 21.09.2015 :: 16:09:42:Вы знаете, что такое ТРОХАНТИР русов при атаке 860 года?
Ну что ж, рассмотрим мореходство русов. Без этого про троханир не поговорить. Слепо верящие в ПВЛ историки считают, что корабли русов были аки дракары викингов и вмещали в себя по 40 человек. И мало кто задумывается, а как эти ладьи русы тащили через днепровские пороги. Не иначе старика Хотабыча приглашали. Вместе с тем греки как один твердят что у русов не было больших кораблей и все свои походы они совершали на монокслилах. Константин Багрянородный даже очень подробно описывает это процесс. Как славяне рубят для долбленок лес, делают из него моноксилы, сплавляют к Киеву, как потом русы обустраивают моноксилы и тихой сапой вдоль берега плывут до Константинополя заходя в русла рек где их поджидают и грабят печенеги. Причем описывает это он в середине Х века. Тоже самое писал и Лев VI (886-912) в Тактике Льва:
"малые же или большие дромоны по качеству вражеского народа снаряжать надо. Ибо не есть одно и то же снаряжение кораблей сарацинов или [снаряжение] так называемых росов северных скифов. Ибо если сарацины кумварии используют большие и медленные, скифы же
акатии малые, и легкие, и быстрые: поскольку через реки в Евксинское море попадают, они не могут большие суда иметь".
Тоже писал и Лиутпранд Кремонский описывая поход Игоря
"корабли руссов
из-за своего малого размера плавают и на мелководье"
И как ни странно тоже самое пишут специалисты по русскому судоходству. Отмечая что
"Исключительное преобладание однодеревных конструкций во многом определил характер гидросети Русской равнины: мелководность притоков, многоводье озер, пороги (они имеются даже на притоке Десны – Судости, не говоря уже о таких исполинских водных артериях, как Днепр), частые волоки на порогах и водоразделах.
Пороги и волоки не позволяли древним корабелам ощутимо увеличить размеры судов. Частые сплав по течению и принцип использования судов в течение одной навигации, а порой и на один рейс также наложили свой отпечаток на конструкцию корпуса….
Что касается набойных лодей и насадов (судов с более высокими бортами, наращенными несколькими досками – в первом случае внакрой, во втором – вгладь) традиционно считавшихся преемницами долбленого челна [28, 29], археологических свидетельств их широкого применения в юго-восточной Руси пока нет. Считалось, что нарастить борта челна обшивкой позволили шпангоуты, появившиеся на Руси с X в. « (Ю.Б. Журавлева, А.А. Чубур (Брянск) Средневековое судостроение в Юго-Восточной Руси (бассейны Десны и Оки) по археологическим источникам)
«Сравнение судостроительной традиции Северо-Западной Руси с южнорусской свидетельствуют об определенных различиях в них. Судя по археологическим, письменным и изобразительным материалам, на юге Руси в средневековье были широко распространены обычные - не расширенные однодревки, которые так же могли иметь дополнительные борта из досок. Вероятно,именно они и составляли основную часть флотов русских князей, совершавших в IX - XI в.в. походы на Византию. Помимо судов на однодревной основе в них входили.и дощатые суда с клинкерной обшивкой скандинавского типа, которые, однако, не нашли на юге Руси такого распространения, как на Севере." (Сорокин П.Е. Водные пути и судостроение на северо-западе Руси в средневековье)
"Уже в самых ранних сообщениях о военных действиях славян на территории Византии упоминается использование в них судов. При этом прослеживается и определенная система их строительства - славянские племена постоянно располагали определенным количеством плавсредств,
преимущественно однодревок, а в период военных действий производилось их массовое строительство для выполнения конкретных задач.
Легкие славянские челны, вмещавшие около 20 человек, постоянно упоминаются византийскими авторами во время войн на Балканах.... Малая осадка и прочность корпуса однодревок позволяла широко использовать их на внутренних путях. Суда, плававшие по морю, должны были быть достаточно легки, маневренны и иметь мелкую осадку для успешного преодоления порогов и мелководий на реках, поэтому первоначально морские суда представляли собой модификацию речных, производившуюся по мере надобности - при выходе в море." (П.Е. Сорокин. О некоторых тактических приемах борьбы на воде в древней Руси)
" русы на своих парусно-весельных долбленках, всегда бескилевых, ходили хотя и на большие расстояния, из Киева по Днепру в море, но только каботажным плаванием - вдоль берега. Мало того, что бескилевые долбленки не приспособлены для плавания в открытом море, у русов не было еще ни навигационных приборов, ни опыта и умения держать курс без береговых, сухопутных ориентиров. Поэтому они плавали в пределах видимости берега, вдоль него.» (Г. АНОХИН ТАЙНЫЕ МАРШРУТЫ РУСОВ)
В полной мере это подтверждается и данными археологии. Самые крупные из найденных на Десне моноксилов имели в длину около 14 м., в ширину 1м. Вместимость до 16 чел и некоторое количество груза. Датируются эти суда 13 и 17 вв. На Днепре ситуация еще хуже, самый крупный моноксил предположительно времен Святослава имел в длину 8 м в ширину 1м, экипаж 6-8 чел. По поводу челна украинские историки пишут следующее
""МОНОКСИЛ-ГИГАНТ. Долбленка (или моноксил) была поднята не так давно. Она пролежала минимум пять веков, а может, и все десять. Дело в том, что такими судами пользовались как казаки, так и наши предки еще при Киевской Руси. Точно историки смогут сказать только после радиоуглеродного анализа. 8-метровая лодка-долбленка пролежала в воде не меньше пяти веков.
Долбленки и раньше находили, но не такие габаритные. Оптимальный размер моноксилов для Днепра - четыре метра, а тут практически все восемь! Весельное судно. Возраст - устанавливается. Но не меньше 500 лет".
""Возле острова Хортица со дна Днепра подняли древнюю лодку. Как рассказал генеральный директор Национального заповедника "Хортица" Максим Остапенко, древнее судно обнаружено под слоем ила в русле старого Днепра. "По конструкции мы предполагаем, что эта очень древняя лодка - она может быть или времен раннего казачества, но очень в
ероятно что судно более древнее и относится к временам Киевской Руси" - сообщил Остапенко. Также он отметил, что по одной из версий,
именно с подобных легких и маневренных суден-однодревок состояла часть флота киевского князя Святослава, погибшего возле Хортицы 1040 лет назад - в 992 году в бою с половцами.
"Большими княжескими лодиями подняться вверх по течению через запорожские пороги было очень сложно. Поэтому флотилия Святослава состояла из таких суден тоже" - подчеркнул Остапенко. "
Так что вряд ли на судах русов могли стоять лебедки-троханиры. Высказываются правда предположения что русы моноксилы драли за основу и уже в низовьях Днепра доращивали на них борта. Теоретически такое возможно, но тогда возникают другие вопросы. Как потом они подымали эти суда и нагребленое или купленное выше порогов, если их на порогах постоянно поджидали кочевники. Второй вопрос, где брали людей для строительства судов да и для набегов, если население таких крупных городищ как Гнездово в середине Х века имевшего площадь 35 га не превышало 1000 чел, а гарнизон 50-60 чел. В 860 году Гнездово еще не было, а на месте Киева располагались три деревеньки самая большая площадью 2 га. Есть и другой момент. . Известно, что для строительства 200 стругов ( т.е. столько же что было у русов в 860 году) участвовавших в рижском походе 1656 года, на Касплю, где формировалась флотилия, по указу царя Алексея Михайловича было привезено «
180 плотников с Оки, 1000 рабочих из Новгородской чети и 50 кузнецов из Москвы». Этими силами «
За месяц… было полностью изготовлено и спущено в Западную Двину 120 стругов, а еще 80 — «обложено», но ждали подвоза смолы для окончательной отделки». Вместимость описываемых судов была 50 чел. Было ли у Аскольда и Дира под рукой в 860 году в Киеве и округе столько специалистов-судостроителей, как у московского царя? Сомнительно.