Богдан М писал(а) 08.10.2015 :: 21:50:51:Если свидетельств того, что кагана в слове меняли на князя, значит вышенаписанное Zverotekhnik писал(а) Вчера :: 02:11:23: Наконец в списках 16 века (не во всех, кстати) "каган" заменяется на "князь", а в списках 17-го в. - на "государь".покане рассматриваем.
Рассматриваем известное:
Из известных 52-х списков "Слова о Законе и Благодати митрополита Илариона" - в 40-ка списках употребляется слово каганоу.
Какой вывод можно сделать?
1Переписывание исходных документов проводилось с большой точностью (для даже такого исключительного слова, нигде больше не встречающегося).
2В 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 вв, во время написания исходного документа и известных списков, а также во время до сегодняшнего дня - не было и нет какой-то мифической комиссии по искоренению из письменных источников Руси слова каган.
Сначала уясните себе пару вещей относительно истории древнерусской литературы и истории бытования СЗБ в культурно-политическом контексте.
Или вкратце:
1. до 15 века большая часть сочинений записывалась на дорогом пергаменте, бумага была дорогой редкостью. В 15 веке широко распространякется бумага, а цена на неё постепенно падает. Соответственно тиражи копий всевозможных сборников подскакивают, причём многие библиотеки заказывают себе именно бумажные книги, как более удобные (компактные) и дешёвые.
2. До 15 века СЗБ бытовало в сборниках "слов" и "поучений" - его вставляли куда придётся, без определённой системы. Например, пергаментный фрагмент 12-13 вв., содержащий старейший список (неполный, естественно), это часть двойного листа из тетради, при этом на крайних сторонах определены фрагменты других "слов" и "поучений" (полностью известных по другим спискам). Но именно в 15 веке СЗБ начинают вставлять в сборники служб и молитв под вполне определённую дату - 15 июля (по старому юлианкому стилю 15 в.) - день памяти Равнапостольного князвя Владимира (Святославича). Именно с развитием культа князя Владимира и связано большое число списков 15-16 вв. В тч в переработанном виде (в виде цитат-толкований). Кстати, широкое распространение получает 2-я редакция, в которой отсуствует прославление Ярослава (для культа Владимира оно было несущественно).
3. В 17 веке культ Владимира заметно ослабевает (ведь новая династия не считала его своим предком), а с ним резко падает и тираж СЗБ (сохранилось чуть более 10).