upasaka писал(а) 26.12.2015 :: 22:55:04:Ну, так... первое что вспомнил поход на Крит - 700 русов.
600 с чем то в другом походе. Бухгалтера византийские отличные.
давайте конкретные цитаты а не то что вспомнили.
upasaka писал(а) 26.12.2015 :: 22:52:47:Писал о захвате судов на Каспии. Ходили днем и ночью.
тоже самое конкретные цитаты.
upasaka писал(а) 26.12.2015 :: 22:56:10:Этот кб надоел уже. Да и только письма его достоверны, а остальное спорно.
а что еще есть кроме него с описанием передвижения русов по морю?
upasaka писал(а) 26.12.2015 :: 22:57:00:Не хочу!
ваше право. но тогда дискуссия становится беспредметной.
upasaka писал(а) 26.12.2015 :: 23:00:15:Только заметил..., а что Меоты еще были, когда русы в Испанию бегали?
были народы унаследовавшие им. так для общей информации
"Анонимный автор V в. говорит о керкетах, то есть черкесах, как о народе «весьма опытном в мореходстве», а по словам Ник. Дамасского, у них же, «если кто, управляя лодкой, ошибается, то все подходят один за другим и плюют на него». Характерно, что, как явствует, в частности, из указа 575 г., изданного по поводу восшествия на престол византийского императора Тиберия, вассальная Лазика, а, следовательно, и ее составная часть — Абхазия, уже в VI в, несли по отношению к Византийской империи морскую повинность в натуре под названием «та плоима». Она состояла в поставке судов, предметов оснастки и морского снаряжения по индиктам, и при вступлении нового императора на престол на нее распространялись обычные льготы. Ю. Кулаковский по этому поводу пишет «Мореходство, как главное занятие туземного населения, определило и форму обложения». Позднее абхазские владетели «по традиции» корабельный лес отправляли в Турцию. Лодки «камары» А. Н. Тарасов в своей исторической повести «Тимур на Кавказе», в основу которой, по словам автора, положена обнаруженная им рукопись «История происшествий на Кавказе в 1395 году, рассказанная очевидцем Франческо Аларо, Генуя. 1409 год», говоря о нападении пиратов «камаритов», пишет: «Камаритами греки называли черкесских и абхазских пиратов; они на своих лодках, «камарах»,
выжженных из стволов гигантских буков, которые прятали в рощах при устьях рек, внезапно нападали на купеческие суда, особенно в штилевую погоду». Грецизировашшй термин «камарит»,- писал Н. Я. Марр, — название племени, населявшего в исторические времена Абхазию, севернее Сухуми.... Говоря о необычайной стойкости некоторых черт быта, в частности, мореходства, описанного Страбоном и без существенных изменений дожившего до XIX в., А. Н. Генко пишет: «При этом не пришлось бы даже менять номенклатуры: термин «камара», служивший древним керкетам и геииохам для означения их военных лодок, сохранился, судя по некоторым указаниям в литературе, до новейших времен».... (Этнографический очерк: мореходство абхазов и адыгов)
"Эффективность морского флота аборигенов Северо-Западного Кавказа позволявшая конкурировать с мощными флотилиями народов и государств, имевших развитые мореходные традиции (греков, римлян, генуэзцев, османов) должна иметь своё объяснение. Видимо, такая ситуация, была следствием складывания совокупности нескольких факторов. Прежде чем их обозначить, необходимо коснуться технических и мореходных качеств черкесских галер, которые, судя по источникам, не претерпели серьёзных изменений с античной эпохи. Описание их оставили многие авторы.
Фредерик Дюбуа де Монпере, совершивший в 1833 г. путешествие на русском военном корабле вдоль всего Черноморского побережья Кавказа, говоря о морском разбое местных народов, отмечал, что «этот последний способ остался всё тем же, каким был во времена Страбона, хотя с тех пор скоро уже минет девятнадцать веков. Я заметил только одно изменение: их галеры большего размера и вмещают обычно больше людей; в них можно насчитать до 60-70 человек. (Эти галеры называются по-черкески «каф», или «куафа», а также «камара», по-абхазски «акба»…). Они идут только на веслах, скользя вдоль берега»8, 159-160. Это узкие ладьи с килем, длиною в 50 футов (около 15,5 метров – А.М.). Во времена Страбона они поднимали 25–30 человек, теперь же в них помещается 40–60 человек, из которых две трети гребут. Не имея мачт, эти низкие галеры ускользают от взоров вдоль берега; если пиратов преследуют слишком близко, их галеры так легки, что команда может вытащить их на берег и даже спрятать их в лесу»8, 183. Судна черкесов были плоскодонными, легко построенными и узкими, каждое управлялось от 18 до 24 гребцами, и они … двигали суда с большой скоростью. Недалеко от штурвала была разновидность палубы, на которой сидело 3 или 4 человека; нос лодки был украшен грубо вырезанной фигурой, представляющей, возможно, голову оленя, козла или барана: самое вероятно, последнее»... (Традиции пиратства у черкесов с античных времен по новое время)
Так что и учиться и разжиться кораблями в причерноморье было где и у кого и без норманнов.