scriptorru писал(а) 26.12.2015 :: 21:26:55:Корабли были разными от малых, до больших.
И что с того? Цитирую.
"Судостроительная традиция древне-русского Северо-Запада. На основании комплексного изучения различных видов источников можно констатировать существование на Северо-Западе Руси в средневековье трех основных типов судов, выделяемых по определенным конструктивно-технологическим признакам. Это: дощатые суда с обшивкой в клинкер, паромообразные плавсредства с плоским дном и прямыми бортами с обтвкой встык, а так же однодревки и суда,созданные на их основе. Размеры всех этих судовых типов могли подвергаться значительным вариациям в зависимости от назначения того или иного конкретного судна, однако, конструктивные детали оставались, по преимуществу, неизменными, определяясь традиционным набором использовавыихся при строительстве материалов и применявшихся технологических операций. Не следует, однако, исключать к существования в средневековье плавсредств, которые объединяли в своей конструкции признаки различных судовых типов. Суда первого типа, к деталям которых относятся железные заклепки и фрагменты досок обшивки с заклепками, судя по всему, были связаны, первоначально, со скандинавской судостроительной традицией, к ним наиболее прилетам такие наименования из письменных источников, как корабль, шнек, скейд, кнорр, а для позднего времени, после изменения способа соединения досок обшивки,-карбас, сойма, коч. Появление паромообразных плавсредств, частями которых являются бортовые, днищевые и переходные доски обшивки с нагельными отверстиями, штевни, шпангоуты-кокоры и планки, у славян восходит, вероятно, еще ко времени их пребывания в Подунавье, что подтверждается как бытованием этого типа судов в Центральной Европе, так и общераспространенностью слова паром в славянских языках.Помимо упомянутого термина, с этим типом соотносятся учан и павозок. Происхождение традиции изготовления однодревок с расширенными в результате термической обработки бортами, характерными деталями которых были дугообразные шпангоуты и банки, напротив, не было связано со славянами, поскольку она получила известность преимущественно у северной части восточных славян, другие же славянские народы использовали обычные однодревки. Широкое распространение ее на Евразийском Севере, в архаичном варианте у финского населения и в модифицированном, известном с "первых веков нашей эры, у скандинавов, дает основания связывать эту технологию с обозначенным регионом. К типу судов с однодревной основой,наверняка,относятся различные виды лодей, челн, а так же, вероятно, насад и ушкуй.... Признавая возможность существенного скандинавского влияния на развитие местного судостроения - особенно морского, следует отметить и самобытные черти, восходящие,вероятно,к судостроительной технологии, принесенной словенами новгородскими с их прародины,и с традициями автохтонного финского населения. Иностранными терминами в древнерусских письменных источниках, почти во всех случаях, называются иноземные суда, все судовые типы,употреблявшиеся на Северо-Западе Руси, так же как их части и детали, за редким исключением, носили местные - русские названия. Все это свидетельствует о том, что судостроительная традиция древнерусского Северо-Запада развивалась на собственной основе, заимствуя у соседних народов определенные конструктивные элементы и технология и адаптируя их к местным условиям....
Сравнение судостроительной традиции Северо-Западной Руси с южнорусской свидетельствуют об определенных различиях в них. Судя по археологическим, письменным и изобразительным материалам,
на юге Руси в средневековье были широко распространены обычные - не расширенные однодревки, которые так же могли иметь дополнительные борта из досок. Вероятно,именно они и составляли основную часть флотов русских князей, совершавших в IX - XI в.в. походы на Византию. Помимо судов на однодревной основе в них входили.и дощатые суда с клинкерной обшивкой скандинавского типа, которые, однако, не нашли на юге Руси такого распространения, как на Севере.... Природные условия Северо-Западной Руси - мелководные и порожистые участки на реках, богатство лесными ресурсами способствовали преимущественному распространению здесь судов, построенных на одно-древной основе, и плоскодонных плавсредств, которые с одной стороны были способны без особого труда преодолевать препятствия на водных путях, а с другой не требовали значительных временных затрат на та изготовление. На протяжение средневековья прослеживается отчетливая тенденция постепенного освоения побережий внутренних водных путей, происходившего в тесной взаимосвязи с.формированием и эволюцией системы их навигационного обслуживания. В результате этого передовые центры базирования русских судов перемещаются из глубинных районов региона ближе к его морскому побережью..." (П.Е. Сорокин Водные пути и судостроение на северо-западе Руси в средневековье)
Ситуацию по югу я уже цитировал.