Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 487 488 489 490 491 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 558739 раз)
Руританин
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 4031

СГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9760 - 09.12.2018 :: 14:07:49
 
Mukaffa писал(а) 09.12.2018 :: 13:59:21:
Сомнительно что готландцы стали бы забираться глубоко на местную территорию. У них просто таких сил не было.


Давайте, все таки, аккуратно говорить "скандинавы". Ну и каких, "таких"? Я полагаю, что группа, сидящая в Ладоге, была просто держателем транзитного места, предоставляла проходящим мимо торговцам и разбойникам речные суда, кров, оставляла у себя суда морчкие. И собирала за это свои проценты. За услуги. А мимо них могли шнырять все, кому не попадя, готландцы, свеи, и иные прочие торгаши.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9761 - 09.12.2018 :: 14:56:24
 
Руританин писал(а) 09.12.2018 :: 14:07:49:
Давайте, все таки, аккуратно говорить "скандинавы". Ну и каких, "таких"?

А к чему обобщение, если можно и о конкретных скандинавах. При датчанах например характер поселения был бы наверняка другой, т.е. в сторону военной составляющей. Аландцы тоже вроде торговцами не прослыли. Так что ...
"Таких" - т.е. довольно внушительных. Местные "туземцы" это всё-таки не индейцы с бусами. Могли навалять вмиг. Что кстати, спустя всего несколько лет и было сделано.  Подмигивание

Руританин писал(а) 09.12.2018 :: 14:07:49:
Я полагаю, что группа, сидящая в Ладоге, была просто держателем транзитного места, предоставляла проходящим мимо торговцам и разбойникам речные суда, кров, оставляла у себя суда морчкие. И собирала за это свои проценты. За услуги. А мимо них могли шнырять все, кому не попадя, готландцы, свеи, и иные прочие торгаши.

В том и дело, что подобный вариант никак не проходит.
Для "держателей" необходим фортпост, также естественно наличие значительной военной силы. А таковых элементов в данном поселении не наблюдается. Это скорее торговая фактория. Археологами вроде общепризнано.
Ну и существование поселения по времени говорит само за себя. Всего десять лет. За это время тут и окрестности то наверное не все исследовали, какой уж тут контроль.
Опять же, Волжский путь только начинал свою работу, маркер - дирхемы. Потому готландцы и попытались там забронировать местечко. Но как видим неудачно.))
Наверх
« Последняя редакция: 09.12.2018 :: 15:03:26 от Mukaffa »  
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9762 - 09.12.2018 :: 16:28:31
 
scriptorru писал(а) 08.12.2018 :: 08:20:22:
Да, я подробно перечислил те части, которые могли быть в городе и так примерно и было. Какой такой полицейский гарнизон из ветеранов? Какой источник имеется в виду?

Прока не готов ответить на этот вопрос, надо смотреть работы историков и источники.

scriptorru писал(а) 08.12.2018 :: 09:04:54:
Ну так он специалист по аланам и затронул тему Маяцкой крепости и т.д. Вы что ж полагаете, что спец такого уровня о существующих концепциях ничего не знает?

Безусловно, знает но выбирает ту, которая его больше устраивает. Хотя, опыт общения с историками и археологами, в том числе и весьма известными и специалистами в своей области, часто показывает что, то, что выходит за сферу их прямых научных интересов им не всегда известно, либо погруженность в проблему весьма поверхностная, на уровне - бабушка сказала. Поэтому всегда цитирую только тех, кто непосредственно в теме. Если по скандам и северо-западу то только тех археологов, которые там капали сами. То же и по Киеву и по СМК.  Глупо обращаться к спецам по Ладоге в вопросах археологии СМК и т.д.
scriptorru писал(а) 08.12.2018 :: 09:04:54:
Вероятно племя о котором пишет ибн Русте жило совсем не на Дону, а на Кавказе ...


И что? То что на Дон аланы пришли с Кавказа никто не отрицает. Проблема только в причинах их миграции. Уже писал существует три версии. 1) - хазароманов. Алан на Дон переселили хазары. Зачем непонятно, если сами же хазароманы признают что салтовские крепости строились не против славян и скандинавов с финнами. Непонятно также зачем надо было хазарам переселять алан на Дон с Кавказа, если реальная угроза для хазар в то время были как раз арабы. Получается что хазары взяли и убрали с арабского пограничья потенциальных союзников в войне с арабами. Поэтому согласно версии 2) аланы бежали на Дон спасаясь от арабов. Третья версия предполагает что на Дон аланы бежали с Кавказа от чумы.  Вероятно могли сработать все перечисленные факторы в разной степени. Но не это главное, что мешает допустить что на Дон перебрались как раз рухс-асы? Кроме того, тот же Березовец считал русов не аланами в чистом виде, а весь конгломерат полиэтничного населения СМК т.е. алан, тюрок, славян, финнов, иных  непонятных иранцев, оставивших кремации в салтовских погребениях. Вероятно именно это и позволило Хордадбеху причислить русов к виду ас-сакалиба. Но как бы там ни было, в пользу донских русов говорят как минимум три фактора - титул хакан, салтовский двузубец в качестве родового знака рюриковичей начиная как минимум с Олега,  и иранские божества в пантеоне руси, при полном отсутствии скандинавских.
scriptorru писал(а) 08.12.2018 :: 09:04:54:
И это если D.hsās - возможно Ruhs-Ās, не могу судить насколько это обоснованно. Даже если так не обязательно эта часть аланов пребывала на среднем Дону. Это всего навсего одно сполошное предположение, которое нечем подкрепить.

Ну так и ропс-руотси-русь тоже одно сплошное предположение, абсолютно ничем не подкрепленное окромя хотелок норманистов. Хуже того, понимая всю бездоказательность такого построения некоторые товарищи отказываются от финского посредства и пытаются вывести имя русь напрямую из скандинавского ропс, что вообще из области фантастических допущений.

scriptorru писал(а) 08.12.2018 :: 09:04:54:
Мне пришлось потратить время на обоснование тезиса о том, что скандинавам в Западаной Европе угрожала не меньшая, а большая опасность в плане столкновения с лучше вооруженным  противником.

Да с чего вы это решили? Приведите хоть какие то тому обоснования?

scriptorru писал(а) 08.12.2018 :: 09:04:54:
Закономерности работают всегда. В контексте того о чем я говорил. Количество ваших рыцарей будет обусловлено количеством крестьянских хозяйств. Т.д. и т.п.

Еще раз рыцари каким боком к истории В,Е,?

scriptorru писал(а) 08.12.2018 :: 09:04:54:
Начиная со "Стратегикона Маврикия" и заканчивая восточными авторами.

Не находите что со времен Маврикия много воды утекло и те же славяне навели шороха в З.Е.? Относительно восточных авторов, тут надо разбираться о каких конкретно славянах-сакалиба  он говорит и источник его сведений о их вооруженности. Не допускаете мысли что тот же Маврики или иные античные авторы? уже писал, в В.Е. происходит постоянная миграция самых разных масс народа, в том числе и из мест где славяне уже имели свои военные дружины, плюс высоко милитаризированные не славяне. Сообщение Русте о славянах часто экстраполируют на маравов, поскольку полагают что упомянутый им правитель свт-малик, это Святополк моравский. Вы всерьез будете утверждать что в период правления Святополка оружие мораван это только дротики, щиты и копья? Кстати как это согласуется с утверждением того же ибн Русте о том что -   этот славянский  царь "имеет верховых лошадей и не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги"?
У Казанского есть работы посвященные вооружению восточных славян на основании археологии, но увы они мне не доступны.

scriptorru писал(а) 08.12.2018 :: 09:04:54:
В первую очередь речь идет о влиянии на верхушку в рамках складывания дружинной культуры.

И какое влияние норманны оказали на верхушку? Приведите конкретные данные.

scriptorru писал(а) 08.12.2018 :: 09:04:54:
Результат в общем то описан у Льва Диакона.

И что написано у Диакона, конкретно?

scriptorru писал(а) 08.12.2018 :: 09:04:54:
"Подведем итоги. Серьезнейшие изменения в комплексе оборонительного и наступательного вооружения, произошедшие в исторически короткие сроки, способствовали не менее радикальным переменам в тактике, и вызваны были они явным, на наш взгляд, скандинавским влиянием. Однако именно IX в., особенно вторая его половина, и X в. - время, когда закладывались основы древнерусской государственности, формировалась характерная «дружинная» культура и «дружинное» государство. И скандинавы, судя по всему, сыграли в этих процессах значительную роль (см., например: Горский 2004. С. 45-46; Мельникова 1995. С. 45-46). Пришельцы принесли на северо-запад будущей Руси не только новую, более совершенную военную культуру, которую по мере их «растворения» в окружающей славяно-балтско-финской среде усваивает местная военно-политическая верхушка. Формирующаяся новая, полиэтничная «дружинная» элита через посредство норманнов перенимает более сложную политическую культуру, с которой скандинавские «находники» ознакомились во время набегов на Западную Европу. Все это в конечном итоге привело к созданию Древнерусского государства."

Одна сплошная вода и ничего более. Давайте конкретно, по пунктам  выяснять что именно, по мнению Пенского В.В., скандинавского в дружинной культуре Руси?

scriptorru писал(а) 08.12.2018 :: 09:11:59:
"Становление торговых связей со странами Востока началось в 70—80-е гг. VIII в. и определялось потребностью населения Восточной и Северной Европы в серебряной монете и серебряном сырье для ремесленной деятельности. Первые клады восточных монет появляются практически одновременно на территории Северной Руси и Северной Европы. В районе Старой Ладоги находится одно из трех скоплений ранних монетных кладов — четыре клада VIII—IX вв. Древнейший клад Восточной Европы, обнаруженный в Ладоге, датируется 786 г. и отражает начало регулярного притока куфических монет на континент. Практически одновременно, в 783 г., в Северной Европе «оседает» первый клад восточных монет (Хаммарс, о. Готланд). В древнейшем ярусе построек горизонта ЕЗ Ладоги найден и самый ранний дирхам чеканки 699/700 г., который фиксирует время поступления арабского серебра в пределы Северной Руси — 50—60-е гг. VIII века6. Всего в Ладоге зафиксировано 11 находок ранних умайядских и аббасидских монет 738—788 гг. чеканки."

К этому и подвожу. Но похоже это обсуждать никому не интересно. С момента формирования торгового пути Восток-Запад начинается интенсивный поток серебра на Балтику, начиная с середины 1Х в., а особенно рубежа 1Х-Х вв.  в основном  в Скандинавию. По оценке Г. Лебедева  в этот период доля серебра поступавшего в  Скандинавию составляла от 30% до 40%  найденного на территории Древней Руси. Как это согласуется с сказкой ПВЛ и рассуждениями историков, как норманистов так и антинорманистов о том что рюрикиды начинают строить свое государство, непонятно? Напротив все указывает на то, что сидевшие в Ладоге и Гнездово норманны вели себя как колонисты, качая серебро в метрополию. Иное дело юг, Киев. Там и серебра с гулькин нос и ориентация иная, Византия. В середине Х века ситуация меняется. Потин пишет - "после 965 года мощный приток арабского серебра в Скандинавию неожиданно иссякает".   В самом конце Х века ситуация несколько выравнивается, но количество поступающих в Скандинавию дирхемов уже в разы меньше, а после 1015 года они прекращают поступать совсем. Почему? С учетом археологии вывод напрашивается сам. Окрепший Киев начинает зачищать норманнские фактории либо переподчинять их. В 947 году согласно ПВЛ Ольга идет на Новгород, ставит погосты. В Ладоге и Приильменье примерно в это время пожары, которые Кузьмин как раз и связывает с походом Ольги. Хотя возможно это сделал Игорь, который судя по К.Б. в это время еще был жив. Возможно в это время Игорь и сажает в Новгороде подросшего Святослава, согласно опять же тому же К.Б. Вполне возможно что в походе киевлянам помогали Гнездовцы, конкурировавшие с Ладогой и Киевом. Но после 969 года Святослав, вернувшийся в Киев зачищает и их. После чего приток серебра в Скандинавию прекращается. Севший в Новгороде бастард Владимир после смерти отца дабы получить дружину делает норманнам послабуху, серебро снова потекло в Скандинавию. Закончил с этим после захвата Киева уже Ярослав.

иван васильевич писал(а) 08.12.2018 :: 10:46:12:
Крымские готы?

Здесь есть один любопытный момент, крепость Дори которая столица готов в Крыму с греческого переводится как палка, копье, воинский стан, что невольно наводит на ассоциации с Киевом. Так еж любопытно и то, что польское-лендзянское Пяст тоже - палец, палка, посох. По мне так интересное совпадение.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9763 - 09.12.2018 :: 16:36:51
 
Roxsalan писал(а) 09.12.2018 :: 16:28:31:
К этому и подвожу. Но похоже это обсуждать никому не интересно. С момента формирования торгового пути Восток-Запад начинается интенсивный поток серебра на Балтику, начиная с середины 1Х в., а особенно рубежа 1Х-Х вв.  в основном  в Скандинавию.

Всё обсуждено давно, и не один раз. Здрасте, проснулись..))
Серебро то это кто завозил, смешной человек?
"Склавы", "сембы" и "другие народы Скифии". (Адам Бременский).
А дальше уж "сами, сами", думай головушка, извилины крутись.)) ... или опять помочь?))
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9764 - 09.12.2018 :: 16:44:57
 
scriptorru писал(а) 09.12.2018 :: 12:03:50:
13 Марков А. К. Топография кладов восточных монет (сасанидских и куфических) 1910 с. 62  №13. Практически одновременно, в 783 г., в Северной Европе «оседает» первый клад восточных монет (Хаммарс, о. Готланд). По: Седых В. Н.  Северо запад России и страны Северной Европы в эпоху викингов по археологическим и нумизматическим данным
Однако, в публикации Gotland, home of the Varangians за авторством Tore Gannholm, судя по всему, этот клад имеет другую датировку 804/805. Правда монет на фото только семь, видна одна сасанидская...

Тут какая проблема, у Маркова на которого ссылается Янин сделан полный обзор того где на время написания работы найдены дирхемы. Важен контекст находки, сопроводительный инвентарь.  Без этого все рассуждения о том что найденные в Померании или Мекленбурге клады дирхемов связаны со славянами или скандинавами ни о чем. Это как и с кладами дирхемов в В.Е. Сам клад если в нем нет специфических деталей никак не указывает на то, кто его зарывал. Но при этом многие норманисты едва ли не 100% кладов дирхемов в В.Е. связывают с норманнами, что абсолютно недоказуемо, что и признают те же Щавелев и Фетисов.

Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9765 - 09.12.2018 :: 16:54:02
 
Roxsalan писал(а) 09.12.2018 :: 16:44:57:
Тут какая проблема, у Маркова на которого ссылается Янин сделан полный обзор того где на время написания работы найдены дирхемы. Важен контекст находки, сопроводительный инвентарь.  Без этого все рассуждения о том что найденные в Померании или Мекленбурге клады дирхемов связаны со славянами или скандинавами ни о чем. Это как и с кладами дирхемов в В.Е. Сам клад если в нем нет специфических деталей никак не указывает на то, кто его зарывал.

Да "Проблема" лишь в вашей голове!))))

scriptorru и не считает, что клады на южнобалтийском побережье принадлежат скандинавам.
Он говорит лишь об ОДНОВРЕМЕННОСТИ появления дирхемовых кладов Готланда и земель вендов. ...
Вот о чём вы дискутируете?!
Сами не знаете?  Плачущий
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9766 - 09.12.2018 :: 17:00:33
 
Roxsalan писал(а) 09.12.2018 :: 16:28:31:
scriptorru писал(а) Вчера :: 09:04:54:
Мне пришлось потратить время на обоснование тезиса о том, что скандинавам в Западаной Европе угрожала не меньшая, а большая опасность в плане столкновения с лучше вооруженнымпротивником.

Да с чего вы это решили? Приведите хоть какие то тому обоснования?


Я не настроен на долгие литературные упражнения и в общем- то, что я написал будет понятно и очевидно любому знакомому с темой на уровне даже небольшой стопки книг. Или вы готовы показать, что славяне и финно-угры лесов Восточной Европы, более серьезный противник чем франки?
Roxsalan писал(а) 09.12.2018 :: 16:28:31:
Еще раз рыцари каким боком к истории В,Е,?


В рамках сравнения, где скандинавским пиратам угрожала большая военная опасность в Западной или Восточниой Европе. Если честно я уже устал дублировать одни и те же мысли. Будьте внимательнее, что ли ...
Roxsalan писал(а) 09.12.2018 :: 16:28:31:
Одна сплошная вода и ничего более.

Это вывод статьи профессора Пенского, в статье естественно содержится обоснование таких выводов. Прочитайте ее.
У него кстати недавно вышла книга очередная - В.В. Пенской Военное дело Московского государства. От Василия Тёмного до Михаила Романова. Вт пол XV - нач XVII в Я уже приоберел ...

Roxsalan писал(а) 09.12.2018 :: 16:28:31:
И что написано у Диакона, конкретно?

Достаточно много, я уже массу цитат здесь приводил.

Roxsalan писал(а) 09.12.2018 :: 16:28:31:
Не находите что со времен Маврикия много воды утекло

Речь не только о том что написано в Страт. М., но и у восточных авторов. "Воды" в плане каких-то измений со времен Маврикия, утекло мало. Кстати, кроме Пенского есть еще статья Нефёдкина, там свои "загоны" у него ...


Наверх
 

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9767 - 09.12.2018 :: 17:07:20
 
Mukaffa писал(а) 09.12.2018 :: 16:54:02:
scriptorru и не считает, что клады на южнобалтийском побережье принадлежат скандинавам.


Да, я тут далек от каких-то обобщений, на данный момент..
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9768 - 09.12.2018 :: 17:11:00
 
scriptorru писал(а) 09.12.2018 :: 17:07:20:
Да, я тут далек от каких-то обощений, на данный момент..

Ну так я собственно об этом.
Оппонент не понял о чём ваш пост, и нагородил собственных фантазий, ... впрочем как обычно.
Наверх
 
Руританин
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 4031

СГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9769 - 10.12.2018 :: 00:25:48
 
Mukaffa писал(а) 09.12.2018 :: 14:56:24:
А к чему обобщение, если можно и о конкретных скандинавах.


К тому, что о них как конкретных говорить никак нельзя
Mukaffa писал(а) 09.12.2018 :: 14:56:24:
При датчанах например характер поселения был бы наверняка другой, т.е. в сторону военной составляющей.


Посмотрите Хедебю.
Mukaffa писал(а) 09.12.2018 :: 14:56:24:
Аландцы тоже вроде торговцами не прослыли.


В смысле? где у них крепости этого времени?
Mukaffa писал(а) 09.12.2018 :: 14:56:24:
Так что ...


Так что ничего, треп пустой
Mukaffa писал(а) 09.12.2018 :: 14:56:24:
В том и дело, что подобный вариант никак не проходит.


В Вашей голове, естественно, не проходит.
А навалять могли, а могли и получить. То и другое было впоследствии сделано. Вначале наваляли, а потом по сопатке схлопотали.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9770 - 10.12.2018 :: 00:26:20
 
scriptorru писал(а) 09.12.2018 :: 17:00:33:
Или вы готовы показать, что славяне и финно-угры лесов Восточной Европы, более серьезный противник чем франки?

Вы пытаетесь сравнить несравнимое. Это первое. Второе, подобные вопросы это, фактически, демагогия. Третье, вы сами приводили примеры из саг, в которых говориться о том, как финны заманив скандинавские отряды в лес спокойно отстреливали их, так что только немногие норманны могли вернуться к своим кораблям и уйти морем. Тем кого финны перебилим не  надо объяснять кто более серьезный противник, финны или франки. Четвертое, не надо сравнивать  боестолкновения армий той или иной степени регулярности и партизанскую войну. А именно партизанская война характерна для населения В.Е. за исключением степняков, да и тут надо поглядеть. Пятое, вы реально не видите разницы между проникновением на крупнотонажных  и, следовательно,  вместительных судах, с моря в глубь территории по крупным рекам и проникновение в глубь территории на лодках, в условиях преодоления порогов и волоков. При этом следует учесть что пространства которые норманнам приходилось преодолевать в той же Франции несоизмеримы с пространствами, которые вынуждены были преодолевать норманны   В.Е. Как вероятно несоизмерима и численность скандинавов ходивших в Средиземку и Францию и ходивших на Русь. В шестых, славяне и финны были не единственными насельниками В,Е. Седьмое, считать что славяне, финны и иные насельники  В.Е. были хуже вооружены и имели плохое представление о военном деле, это не уважать историю. Миграция достаточно милитаризированного населения  с Дуная и Причерноморье в лесную зону В.Е. вплоть до Ладоги с эпохи переселения народов подтверждается археологией. Так что в В.Е. в эпоху викингов тоже жили не пацифисты. Можно привести и седьмое и восьмое и девятое. Но и того что привел достаточно.

scriptorru писал(а) 09.12.2018 :: 17:00:33:
В рамках сравнения, где скандинавским пиратам угрожала большая военная опасность в Западной или Восточной Европе. Если честно я уже устал дублировать одни и те же мысли. Будьте внимательнее, что ли .

Я тоже устал уж дублировать одни и те же мысли, но вы также их игнорируете, уповая на военных историков которые вообще не касаются вопросов военных реалий В.Е. 1Х-Х века.

scriptorru писал(а) 09.12.2018 :: 17:00:33:
Это вывод статьи профессора Пенского

И что что профессора? Фоменко вон целый академик, а как к нему относятся, да и господа норманисты ни во что не ставят тоже профессора А.Г. Кузьмина. А от имени док. ист. наук Е.С. Галкиной норманистов так и вообще кандратий хватает.  Так что титулы это вообще ни о чем. Давайте о фактах рассуждать. Приводите факты, обсудим, я таковых в работе Пенского не увидел, вообще. Напротив, авторы на которых он ссылается в работе утверждают иное. Так Пенской утверждает что у славян были только охотничьи луки, хотя упомянутые им же Кирпичников и Медведев писали о том что сложносоставной лук был известен даже на северо-западе славянского ареала, имеется ввиду Новгород, не говоря уже за юг. Тоже самое пишет и Казанский , на которого ссылается Пенской.

"О наличии у славян сложносоставного лука
свидетельствует и роговая накладка, найденная
на поселении Хитцы (Левобережная Украина),
в раннепеньковском жилище VI, на северной
границе пеньковской культуры (рис. 1.20)... Напомним, что, помимо трехлопастных стрел и накладкок на лук,
на славянских памятниках встречаются типичные, в первую очередь для кочевников, подпружные костяные пряжки (Селиште, ВолошскоеСурская Забора, Климентовичи: Kazanski 1999:204, здесь рис. 1.21-23) 33 и «азиатские», по терминологииВ. Менгина (Menghin 1995-1995), железные перекрестья клинкового оружия (Велики Будки-Губское: Kazanski 1999: 204, здесь –
рис.1.24). Стоит отметить и малое использование антами и склавинами шпор, в то время как они представлены в славянских древностях колочинской культуры (Kazanski 1999: 204, 205). Шпоры являются чисто европейским изобретением, характерным в первую очередь для галлов и германцев, они никогда не употреблялись
кочевниками. Славяне – самый восточный из
народов, имеющих шпоры еще с римского времени, пусть и в небольшом количестве (Kazanski 1994; Казанский 1997: 264-266). Однако в целом раннеславянская конница по экипировкенапоминала скорее азиатскую, чем европейскую. Отметим также, что большая часть находок трехлопастных стрел, костяных подпружных пряжек, а также «азиатская» гарда происходят из лесостепной полосы (16 пунктов находок из 24: рис.3),
там, где контакт кочевников со склавинами и
антами был наиболее реален." (М.М. Казанский
О РАННЕСЛАВЯНСКОЙ КОННИЦЕ)

А вот что пишет в работе "Ламеллярный шлем эпохи переселения народов из Курской области" О.А. Радюш

"Появление такой уникальной находки в Курске только на первый взгляд удивительно. Несмотря на обилие кладов «антского» времени, изученность материальной культуры этого периода далека от желаемого. Поселения, исследованные в 1950-1980-х гг. давали крайне немногочисленные находки бытовых предметов, оружия, снаряжения. Погребальный обряд колочинской культуры, памятники которой занимают западную часть территории Курской области (Терпиловский, 2004. Рис.93), имеет свою специфику и, как и большинство раннеславянских культур, он малоинвентарный. Исследование колочинской культуры полевыми методами в последние десятилетия практически остановилось, сосредоточившись в основном на отдельных кладах. Итогом этого стало сложившееся представление о слабости вооружения славян, что являлось фактическим следованием известному сообщению Прокопия Кессарийского, относящегося к началу VI века о славянах воевавших в одних портах с большими деревянными щитами и дротиками (Прокопий Кессарийский. Войны VII (Ш), 14). Некоторые отечественные авторы, основываясь на слабой источниковой базе археологических находок, поддерживают это мнение византийского автора (Шувалов, 2004. С.262). Однако в последнее время становятся все чаще известными «случайные», а в большинстве случаев грабительские по сути своей находки в зоне распространения памятников колочинской культуры, которые явно меняют представление о «медвежьих» углах Восточной Европы. Так, в Брянской, Курской и Сумской областях стали известны, но пока достоверно не подтверждены находки позолоченных деталей шлемов типа «шпангенхельм», деталей роскошных уздечных наборов, датирующихся концом V — началом VI века, что позволяет их относить по территориально-хронологическому принципу также к колочинской культуре. Горизонт интернациональной воинской культуры в верховьях Днепра периода V-VII вв. находится в состоянии выявления, но уже заметно, что престижная дружинная мода была распространена достаточно широко, находки фиксируются на территориях Верхнего Поднепровья и Поочья (Ахмедов, Казанский, 2004). М.М. Казанский предполагает серьёзные изменения в структуре славянского войска, происходящие в первой половине VI века, связанные с началом походов на Балканы, после чего к концу столетия в его составе вполне могли появится тяжеловооруженные воины (Казанский, 2011. С.49), с чем в целом можно согласиться... Во всяком случае, на основании немногочисленных археологических источников, известных к настоящему времени и разбросанных на гигантской территории Поднепровья, вряд ли стоит так однозначно низко характеризовать уровень развития военного дела у населения раннеславянских культур раннего средневековья."

Тоже самое по факту пишет и Нефедкин.
Так что не все так однозначно, как это видится некоторым норманнофильствующим историкам, вроде Пенскова. И опять же нет никаких оснований в условиях постоянной миграции в В.Е. воинских масс как с Дуная так и с Причерноморья и степи считать что воинская культура и искусство восточных славян не эволюционировала? Или вы всерьез полагаете что войско Святослава построившее якобы стену щитов сплошь состояло из норманнов? Да и много ума надо чтобы закрыть себя щитами? Тем паче что щиты, в том числе и тяжелые, были известны славянам с античных времен.

scriptorru писал(а) 09.12.2018 :: 17:00:33:
У него кстати недавно вышла книга очередная - В.В. Пенской Военное дело Московского государства. От Василия Тёмного до Михаила Романова. Вт пол XV - нач XVII в Я уже приоберел .


Какое это имеет отношение к 1Х-Х веку?

scriptorru писал(а) 09.12.2018 :: 17:00:33:
Достаточно много, я уже массу цитат здесь приводил.

Не, так не пойдет, давайте обсуждать конкретику. А не общие фразы.

scriptorru писал(а) 09.12.2018 :: 17:00:33:
Речь не только о том что написано в Страт. М., но и у восточных авторов.

Относительно восточных авторов я уже процитировал Русте. Как его рассказ о том что у славян из вооружения только дротики согласуется с наличием у них прекрасных и дорогих кольчуг? Ну и у мораван на вооружении тоже только дротики были?

scriptorru писал(а) 09.12.2018 :: 17:00:33:
"Воды" в плане каких-то измений со времен Маврикия, утекло мало.

Разве?

scriptorru писал(а) 09.12.2018 :: 17:00:33:
Кстати, кроме Пенского есть еще статья Нефёдкина, там свои "загоны" у него ...

И что пишет Нефедкин, разве не это?

"Таким образом, славянское войско состояло из пехоты; воины-всадники были немногочисленны и являлись скорее всего пехотинцами, ездящими верхом.... Насколько был велик щит у славян, из данных описаний все-таки неясно.Поскольку в первом случае Лев сравнил славянский щит со щитом византийского пехотинца, современного ему, постольку мы можем, хотя бы относительно, судить об их размерах... Следовательно, речь идет об обычном большом овальном щите позднеримско-византийского типа. Маврикий также скорее всего сопоставляет щит славян со щитом византийского пехотинца, размер которого он, впрочем, не описывает25. Щит же славян, как мы понимаем смысл сделанного Маврикием сопоставления, был еще больше. Вероятно, не случайно Лев заимствовал описание вооружения славян из "Стратегикона": возможно, их основное оружие изменилось с VI до конца IX в. незначительно, или по крайней мере так полагал автор. Во всяком случае большой щит продолжал существовать у восточных славян еще в X в. Рассказывая о войне Святослава на Дунае, Лев Диакон упоминает щиты русов, которые достигали ступней (971 г.)26." ( Α.Κ· Нефёдкин
ТАКТИКА СЛАВЯН В VI в. (ПО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ
РАННЕВИЗАНТИЙСКИХ АВТОРОВ))

Норманны у  Нефедкина в контексте Диакона, где? Кстати у норманнов в Х веке щиты какие были? Но вернемся к Нефедкину

"Источники, как упоминалось, не дают прямого ответа на вопрос о боевом порядке и "элементарной" тактике славян. Исследователи предположительно
реконструируют боевой порядок следующим образом: при сближении с врагом славяне поднимали крик и переходили на бег; затем, метнув копья, они шли врукопашную...  Славяне предпочитали сражаться в лесистой или пересеченной местности, а не на открытом поле. Это объяснялось, с одной стороны, их традиционными способами ведения войны в природных условиях, соответствующих их родине (следствием этого у них были неразвиты оружие ближнего боя и доспехи), а с другой - боязнью византийской регулярной армии93
. В полевом бою, установив линию из больших щитов, они старались нанести врагу максимальный урон своими дротиками. Возможно, с этим древнеславянским построением генетически был связан строй из
"стены щитов" эпохи князя Святослава94
, когда уменьшилась роль метательного боя и последовало увеличение плотности построения воинов. Тактика славян была выработана в межплеменных столкновениях и давала надежду на успех при одинаковом способе ведения боя обеими сторонами95."

Так что у славян в тактике от норманнов?


Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9771 - 10.12.2018 :: 12:54:10
 
Руританин писал(а) 10.12.2018 :: 00:25:48:
К тому, что о них как конкретных говорить никак нельзя

Претензии к археологам.

Руританин писал(а) 10.12.2018 :: 00:25:48:
Посмотрите Хедебю.

Хедюбю - город, а не маленькое поселение, типа усадьбы, как его охарактеризовал Кузьмин.
Кстати в Хедебю международной торговлей занимались именно славяне. Выходцы из ободритского Рёрика. Вы не в курсе разве? Смайл

Руританин писал(а) 10.12.2018 :: 00:25:48:
В смысле? где у них крепости этого времени?

Причём тут крепости?
Поселение торговое, аландцы не торговцы, значит поселение не аландское.
Ну и в чём непонятки?))

Руританин писал(а) 10.12.2018 :: 00:25:48:
В Вашей голове, естественно, не проходит.
А навалять могли, а могли и получить. То и другое было впоследствии сделано. Вначале наваляли, а потом по сопатке схлопотали.

Не в моей голове тогда уж, а в головах археологов.
Это торговое поселение.
ТОРГОВОЕ.
Торговцы никому валять никогда не жаждут, ибо это прямые убытки и даже потеря самой жизни. Это не их природа.
Там даже схватки то никакой не было, следов не обнаружено во всяком случае.
Пришли ильменские словени, скрутили как баранов и увели в рабство, вот и всё. Все скандинавские мечты о "навалянии" на этом закончились. Хотя были ли они? Это пока что лишь ваши личные фантазии.
Ещё раз:
ЭТО ПОСЕЛЕНИЕ ТОРГОВОЕ. Там даже вроде никаких ограждений то не найдено. Хотя бы примитивных каких-нибудь.
Что вы тут пытаетесь навыдумывать совершенно непонятно.
Наверх
« Последняя редакция: 10.12.2018 :: 13:02:00 от Mukaffa »  
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9772 - 10.12.2018 :: 13:54:51
 
Еще две ссылки на относительно новые (август) лекции по археологии Гнездово, в которых приводятся аргументы в пользу того, что во второй половине Х века в Гнездово произошла зачистка местной элиты.

Гнёздовский археологический комплекс (рассказывает Вероника Мурашова)
https://www.youtube.com/watch?v=AuFmNjYot7M

Гнёздово: археологические новости (рассказывает Василий Новиков)
https://www.youtube.com/watch?v=wpDUA2AZ7j4
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9773 - 10.12.2018 :: 14:23:17
 
Roxsalan писал(а) 10.12.2018 :: 13:54:51:
Гнёздовский археологический комплекс (рассказывает Вероника Мурашова)
https://www.youtube.com/watch?v=AuFmNjYot7M

Мурашова напрочь лишена способности к каким-либо вменяемым обобщениям. Это мрак какой-то.
Пусть копает, собирает данные, публикует их, и молчит, ...  молчит, молчит, и ещё раз молчит.  Злой
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9774 - 10.12.2018 :: 17:25:45
 
Уже было обращено внимание на:
Roxsalan писал(а) 26.11.2018 :: 19:05:04:
Мурашева пытается увязать эти спилы и начало Гнездово с Великой Моравией, точнее с выходцами оттуда, что само по себе уже о  многом говорит.

Roxsalan писал(а) 26.11.2018 :: 20:18:28:
Мурашева говорит буквально следующее: " я пыталась представить как с территории погибшей от ударов венгров Великой Моравии великоморавцы прослышали про большой город Гнездово на среднем Днепре и двинулись туда с остатками своей недобитой дружины с чадами и домочадцами и шли туда полвека. наличие ранней даты начала конца 8 -9 века прекрасно объясняет и эти ранние материалы".

Т.е. как бы допускается переселение какой то части мораван в Гнездово. Об этом кстати в свое время писал и Каинов, также допуская что часть мораван после разгрома Моравии ушла в Гнездово. В пользу этого говорит и два других факта, наличие моравских имен в договоре Игоря с греками и наличие срубных погребений аналогичных древнерусским в Великой Моравии.

Если письменность продукт христианства, то ранее Киева лет на 100. Или работы Ширинского.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9775 - 10.12.2018 :: 17:45:15
 
upasaka писал(а) 10.12.2018 :: 17:25:45:
Если письменность продукт христианства, то ранее Киева лет на 100.

Ннда, ... загадка Эйнтхауза.
Даже я не врубился.))
А можно как-то попроще выразиться, попонятнее! ....  Круглые глаза
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9776 - 10.12.2018 :: 17:48:55
 
upasaka писал(а) 10.12.2018 :: 17:25:45:
Мурашева говорит буквально следующее: " я пыталась представить как с территории погибшей от ударов венгров Великой Моравии великоморавцы прослышали про большой город Гнездово на среднем Днепре и двинулись туда с остатками своей недобитой дружины с чадами и домочадцами и шли туда полвека. наличие ранней даты начала конца 8 -9 века прекрасно объясняет и эти ранние материалы".

Только вот "большим городом", по словам самой же Мурашовой, Гнездово становится в 10-ом веке, во второй половине даже. Она уже об этом и забыла наверное.)))
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9777 - 10.12.2018 :: 17:53:31
 
Какими годами кстати датируются "моравские" следы в Гнездово?
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9778 - 10.12.2018 :: 18:15:52
 
upasaka писал(а) 10.12.2018 :: 17:25:45:
Если письменность продукт христианства, то ранее Киева лет на 100.

Если бы моравы пришли в Гнездово в 9 веке, то там бы наверняка была бы обнаружена эта письменность. На камне хотя бы.. Да и в летописи отразилось бы по-любому как-то наверняка.

Да и вообще, венгры пришли на средний Дунай в конце 9 века. Какое нафиг "наличие ранней даты"?!
Цитата:
"наличие ранней даты начала конца 8 -9 века прекрасно объясняет и эти ранние материалы".

Мурашова такую уж околесицу лепит, что просто диву даёшься.  Ужас

Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9779 - 10.12.2018 :: 18:18:46
 
Mukaffa писал(а) 10.12.2018 :: 17:48:55:
upasaka писал(а) 10.12.2018 :: 17:25:45:
Мурашева говорит буквально следующее: " я пыталась представить как с территории погибшей от ударов венгров Великой Моравии великоморавцы прослышали про большой город Гнездово на среднем Днепре и двинулись туда с остатками своей недобитой дружины с чадами и домочадцами и шли туда полвека. наличие ранней даты начала конца 8 -9 века прекрасно объясняет и эти ранние материалы".

Только вот "большим городом", по словам самой же Мурашовой, Гнездово становится в 10-ом веке, во второй половине даже. Она уже об этом и забыла наверное.)))

Как по мне, о большом городе и пути в полвека она говорит с сарказмом, подчеркивая временной разрыв между разгромом Моравии и основанием "гнездова" (как там оно называлось?), Но если удастся доказать " наличие ранней даты начала конца 8 -9 века" в "гнездово"  тогда можно объяснить и появление там мораван и даже считать их основателями (одними из основателей) поселения. И шли они туда не пятьдесят лет, а сколько там дневных переходов от Моравии до Днепра?
Наверх
 
Страниц: 1 ... 487 488 489 490 491 ... 977
Печать