Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 437 438 439 440 441 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 559584 раз)
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8760 - 22.09.2018 :: 23:49:06
 
Виктор3992 писал(а) 22.09.2018 :: 23:29:02:
"Примечательно, что в текстах второй половины IX – первой половины X в. не используется термин τὸ μονόξυλον применительно к кораблям росов (руси).

а в распоряжении Щавелева что много текстов 9 начала 10 века где говорится о судах росов? По факту их всего два. Фотий и Лев Мудрый. Или еще есть?

Виктор3992 писал(а) 22.09.2018 :: 23:29:02:
Но,  поскольку  термин  «моноксил»  обозначал  как  минимум
в подавляющем  большинстве  случаев  (исключений  для  средне-византийского времени мы пока не нашли) только славянские суда-«однодревки»,  можно  осторожно  предположить,  что  в  первой половине X в. русь использовала какой-то свой тип гребного судна
(возможно, скандинавский?), и только к середине X века перешла на славянские «однодревки», получаемые от «пактиотов»-славян. 

И какой же свой, скандинавский тип судна использовали русы в первой половине Х века? Получается что в 9 начале Х века русы тянули из Ладоги, где они якобы обитали, свои дракары или что там еще, по мало пригодным для этого рекам к Черному морю (кстати сколько раз и зачем) а потом устали и отказавшись от своей скандинавской традиции стали покупать у славян заготовки и строить суда типичные для славян. Мастера что ли у скандинав-русов перевелись, топор разучились в руках держать? Или из самой Скандинавии умельцы на Русь приезжать перестали? на лицо очевидный регресс в судостроительной традиции, и это при том, что русы в Х веке как раз выходят к морю. Наоборот ожидаемо как раз развитие судостроительной и судоходной традиции, а нет, все наоборот получается. И последнее, как все эти предположения подкрепляются археологией?

Виктор3992 писал(а) 22.09.2018 :: 23:29:02:
У самих русов, раньше были более сложные конструкции (морские традиции Черного моря, к примеру)

Первое, на севере в Ладоге и Новгороде, эти традиции принесенные скандинавами как были так и остались только приняли так сказать местный собирательны колорит, а вот на юге они как то не замечены. Второе, это какие такие Черноморские морские традиции были у русов?

Виктор3992 писал(а) 22.09.2018 :: 23:29:02:
а потом почему-то они перешли на моноксилы или моноксилы в том числе. Или в основе конструкции начала фигурировать моноксила.

А почему они перешли на славянские традиции отказавшись от своих, почему такой очевидный регресс в судоходном деле? Это знаете как называется, не мытьем так катанием но доказать что русы скандинавы и соответственно суда русов должны быть такие же как у скандинавов.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8761 - 22.09.2018 :: 23:54:04
 
Талян писал(а) 22.09.2018 :: 22:50:43:
Вы видите здесь аналогию с днепровским волоком 10 века?

А откуда вы взяли текст?
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8762 - 22.09.2018 :: 23:58:00
 
Roxsalan писал(а) 22.09.2018 :: 23:23:16:
Приведенные вами примеры использования тех или иных терминов греками и римлянами показывают что их использовали также как русское корабль и ладья, т.е. вкладывая в термины самые разные смыслы


Нет, это говорит о том, что латиняне ссылаясь на греческие источники называют корабли росов, navibus - navium
а не monoxylon, почему? Потому что видимо росы в 860г приходили на νήες. А νήες не совсем μονόξυλα или совсем не..


Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8763 - 23.09.2018 :: 00:01:10
 
Roxsalan писал(а) 22.09.2018 :: 23:49:06:
А почему они перешли на славянские традиции отказавшись от своих, почему такой очевидный регресс в судоходном деле? Это знаете как называется, не мытьем так катанием но доказать что русы скандинавы и соответственно суда русов должны быть такие же как у скандинавов


Сканды это версия Щавелева, суть то (для нашего разговора) не в скандах, а в славянских моноксилах и роских акатиях. И Фотиевских νήες
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8764 - 23.09.2018 :: 00:05:02
 
Виктор3992 писал(а) 22.09.2018 :: 23:36:04:
Может быть так и есть, но приведите примеры с четким μονόξυλον

Вы же их сами приводили, это и К.Б. и Пселл, у которых прямое и не завуалированное указание на то что суда делаются из ствола дерева. Иных источников рассказывающих о том как русы делали свои суда нет.
Виктор3992 писал(а) 22.09.2018 :: 23:37:52:
Можете убрать эту строку, а что на счет всего остального?

я уже пояснил,термин акатия, причем, исключительно малая акатия или скифская акатия ( у Льва Диакона)и иже с ним, греки использовали применительно к судам русов исключительно для того что бы читающим эти строки их соплеменникам было более-мене понятно на что похожи русские суда. Точно так же и сейчас мы используем слова которые отражают не дословное значение термина, предмета, явления, а его ближайший аналог или похожесть на что то, что  понятно остальным.  Виктор3992 писал(а) 22.09.2018 :: 23:42:15:
А таких разве много нашли?

Для определенных выводов более чем достаточно. На том же Юго-востоке (Десна -Ока) если не ошибаюсь 17 ть. Плюс Днепр, Дон. Показательно что при огромном хронологическом разбросе от нескольких тыс до н. до 17 века н.э. найденные суда имеют практически одну и туже конструктивную особенность, есть основания говорить о долговременности использования этих судов на данных территориях. Находок указывающих на другие традиции в интересующий нас период, насколько я знаю, нет. Хотя на севере Руси они присутствуют. Безусловно, отсутствие находок не может служить абсолютным доказательством чего либо, вероятность того что строили и наборные суда, но, также вероятно что они если и строились то не входили в число распространенных. На что собственно и указывают все цитируемые мною ранее авторы утверждающие что судостроительные традиции севера и юга коренным образом различались.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8765 - 23.09.2018 :: 00:11:08
 
Roxsalan писал(а) 23.09.2018 :: 00:05:02:
Вы же их сами приводили, это и К.Б. и Пселл, у которых прямое и не завуалированное указание на то что суда делаются из ствола дерева. Иных источников рассказывающих о том как русы делали свои суда нет.


Пселла на греческом не видел, и его большие и малые ладьи. У КБ моноксилы делают, не росы, а славяне,
так что всего два источника по моноксилам росов?
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8766 - 23.09.2018 :: 00:12:49
 
Roxsalan писал(а) 23.09.2018 :: 00:05:02:
Для определенных выводов более чем достаточно. На том же Юго-востоке (Десна -Ока) если не ошибаюсь 17


Ну из этих 17, если одна подойдет под парус и 10-11 век, уже будет хорошо. И то может и нет там таких вообще.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8767 - 23.09.2018 :: 00:15:17
 
Roxsalan писал(а) 23.09.2018 :: 00:05:02:
греки использовали применительно к судам русов исключительно для того что бы читающим эти строки их соплеменникам было более-мене понятно на что похожи русские суда


Так они может и были на них похоже, т.е не моноксилами. Так ведь тоже было бы понятно их современникам., если бы сказали - моноксилы.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8768 - 23.09.2018 :: 00:24:59
 
Roxsalan писал(а) 22.09.2018 :: 23:49:06:
а в распоряжении Щавелева что много текстов 9 начала 10 века где говорится о судах росов? По факту их всего два. Фотий и Лев Мудрый. Или еще есть?

И это не моноксилы.
Хотя я не уточнял, сколько таких источников есть, и сколько раз за это время упоминаются моноксилы вообще, по отношению к любым народам.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8769 - 23.09.2018 :: 00:29:25
 
upasaka писал(а) 22.09.2018 :: 23:54:04:
А откуда вы взяли текст?

У Вас ссылки не было. Посмотрел на вики
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8770 - 23.09.2018 :: 00:36:12
 
Roxsalan писал(а) 22.09.2018 :: 23:29:23:
Вынужден пояснять для греческого флота и в рамках греческого флота. Какое это имеет отношение к флоту русов?

«Следует заметить, что Никифор уже видит необходимость пояснять для своего читателя термин моноксила — «ладья» (акатиа), широко и свободно использовавшийся авторами VI - VII вв  Вероятно, славянские набеги с моря на моноксила во второй половине VIII в. стали редкими и ко времени жизни Никифора уже были забыты.  Термин моноксила возродится как расхожий в сочинениях византийских авторов во второй половине IX - X в. в связи с набегами на побережье (и столицу) империи древних русов и варягов. Однако моноксилы этого времени будут уже существенно отличаться от ранних славянских моноксилов».
Литаврин.
Осталось только понять – как это «существенно» отличаться?
Пишут, что от прошлого моноксила остался только остов, так называемая «труба».
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8771 - 23.09.2018 :: 00:37:42
 
Талян писал(а) 23.09.2018 :: 00:29:25:
У Вас ссылки не было. Посмотрел на вики

Дука. Византийские истории. А вики много пишут...
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8772 - 23.09.2018 :: 00:47:47
 
upasaka писал(а) 23.09.2018 :: 00:37:42:
Дука. Византийские истории. А вики много пишут...

Много это точно. Зато всегда под рукой. Сейчас посмотрю, что найду
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8773 - 23.09.2018 :: 01:08:33
 
Виктор3992 писал(а) 22.09.2018 :: 23:58:00:
Нет, это говорит о том, что латиняне ссылаясь на греческие источники называют корабли росов, navibus - navium
а не monoxylon, почему? Потому что видимо росы в 860г приходили на νήες. А νήες не совсем μονόξυλα или совсем не..

вы слишком зациклились на терминах. называли исходя из своих представлений, аналогий, знаний в морской терминологии. приведу простой пример, хотя и далекий от данной темы,но весьма показательный. По условиям мирного договора между римлянами и сарматами- языгами в 175 году суда  (πλοίοις) языгов не должны были занимать острова на Дунае. Зосима называет суда сарматов в 322 году  перевозившие языгов через Дунай πλοΐа, но у него это слово синонимично и νήες и σκαφη. Т.е. как пишет Нефедкин (Военное дело сарматов и аланов. Война на воде. С. 101) "у Зосима нет четко установленной терминологии, видимо в своем словоупотреблении он сильно зависел от источника". Тоже самое и у Аммиана Марцеллина, относительно которого Нефедкин пишет; "Он сначала именует суда сарматов-лимигантов общим словом "navigia", затем они же оказываются лодками, и, наконец автор отмечает, что враги были введены в заблуждение римлянами, плывущими на их судах, поскольку они узнали свои "национальные лембы и знакомые весла". Таким образом речь идет о lembi - небольших быстроходных гребных судах, удобных для речного плавания".    Подводя итог Нефедкин пишет: " Очевидно, дунайские сарматы использовали небольшие речные судна, заимствованные ими у местного населения, самым простым видом которых была выдолбленная однодеревка".
Вероятно тоже самое можно сказать и о русах. Греки для описания судов русов использовали самые разные термины исходя из своей осведомленности и познаний в морской терминологии.
Кстати, вот картинка из 7 века, булгары на лодке, изображение на костяном изделии найдено в Болгарии.

...
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8774 - 23.09.2018 :: 01:18:43
 
Талян писал(а) 23.09.2018 :: 00:47:47:
upasaka писал(а) Сегодня :: 00:37:42:
Дука. Византийские истории. А вики много пишут...

Много это точно. Зато всегда под рукой. Сейчас посмотрю, что найду

Корабли на катки и покатили под парусом. Это плагиат. Списал в ПВЛ с Олеговых кораблей. А вообще это сказка
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8775 - 23.09.2018 :: 01:57:13
 
Виктор3992 писал(а) 23.09.2018 :: 00:01:10:
суть то (для нашего разговора) не в скандах, а в славянских моноксилах и роских акатиях. И Фотиевских νήες

уже объяснил на примере сарматов.

Виктор3992 писал(а) 23.09.2018 :: 00:11:08:
Пселла на греческом не видел, и его большие и малые ладьи.

В доступных мне переводах Пселла, не ладьи а челны

"избрав морской путь, они нарубили где-то в глубине своей страны лес, вытесали челны, маленькие и покрупнее" (пер. Я. Н. Любарского)
Текст воспроизведен по изданию: Михаил Пселл. Хронография. М. Наука. 1978)

Виктор3992 писал(а) 23.09.2018 :: 00:11:08:
У КБ моноксилы делают, не росы, а славяне,
так что всего два источника по моноксилам росов?

ну так в Х1 веке это уже все  русы.

Виктор3992 писал(а) 23.09.2018 :: 00:12:49:
Ну из этих 17, если одна подойдет под парус и 10-11 век, уже будет хорошо. И то может и нет там таких вообще.

Специалисты считают что есть, тоже самое и на Днепре, уже цитировал Дкбровина. И это хоть что то, а вот с наборными судами или долбленками с дошитыми бортами и того нет.
Виктор3992 писал(а) 23.09.2018 :: 00:15:17:
Так они может и были на них похоже, т.е не моноксилами. Так ведь тоже было бы понятно их современникам., если бы сказали - моноксилы.


Я уже цитировал Зогскина который пишет что моноксил буквально переводится как однодревка.

"Константин дает русским судам название  μονόξυλa т.е. «моноксилы» ( в латинском тексте – «monoxyla, sive lintres», что в точном и буквальном смысле соответствует русскому слову – «однодревки». ( Загоскин Н.П. "Русские водные пути и судовое дело в до -Петровской России". )

Все это в точности соответствует и тому что найдено и тому, что описывают и К.Б. и Пселл.

Виктор3992 писал(а) 23.09.2018 :: 00:15:17:
Так они может и были на них похоже, т.е не моноксилами. Так ведь тоже было бы понятно их современникам., если бы сказали - моноксилы.

Снова отсылаю и к Зосиме и к Марцеллину с сарматами. Назвали как Бог на душу положит, ибо суда варваров ни есть суда греков или римлян.

Виктор3992 писал(а) 23.09.2018 :: 00:24:59:
Хотя я не уточнял, сколько таких источников есть, и сколько раз за это время упоминаются моноксилы вообще, по отношению к любым народам.

По руси до К.Б. только эти два источника Фотий и Лев. По остальным народам. Синкелл описывая осаду Константинополя аварами и славянами в 626 году пишет, что хаган «заполнил моноксилы славянами и другими свирепыми племенами, которые он привел [с собой]. Доведя число находившихся там варваров в тяжёлом вооружении до огромного множества, он приказал им налечь на весла и с громким криком двинуться против города»
А это о том же но уже от  Патриарха Никифора:

" И так как множество славян следовало вместе с аварами и действовало в союзе с ними, они дали им знак, чтобы, как только они заметят факелы, зажженные на передней стене Влах#рн, именуемой птерон [крылом], они сразу же подошли туда на лодках-однодеревках, чтобы вплавь пробраться, взволновать город, и чтобы авары могли смело броситься со стен внутрь города."

А это грузинские источники Х1 века

"Наконец, приступили враги к тому, чтобы привести в исполнение то, что решили на общем совете, а именно напасть на город с двух сторон. Со стороны суши они поставили стенобитную машину, а море наполнили несчетным числом лодок — “моноксило”, во множестве приготовленных скифами.... Хаган-скиф наполнил свои лодки — моноксилы воинами, сам тоже взял множество воинов и, вооружившись, атаковал город со стороны суши, желая разрушить укрепления города стенобитными машинами, поставленными против городских стен." (Осада Константинополя скифами, кои суть русские, и поход императора Ираклия в Персию.)

А это уже из Чудес Св. Дмитрия Солунского   об осаде славянами Фессалии в конце 6 начале 7 века

"И вот, как сказано, в епископство благочестивой памяти Иоанна 71 случилось, что поднялся народ славян, бесчисленное множество, состоявшее из дрогувитов 72, сагудатов 73, велегезитов 74, ваюнитов 75, верзитов 76 и других народов. Прежде всего они решили изготовить суда, выдолбленные из одного дерева 77, и, вооружившись [а] море, опустошить всю Фессалию и острова вокруг нее и [127] Эллады еще и Кикладские острова, и всю Ахайю, Эпир и большую [часть] Иллирика и часть Асии 78, сделать безлюдными, как сказано, множество городов и провинций."

В греческом тексте: " ex enoV xulou gluptaV nhaV, ek monodendrwngluptaV, monoxulwn "

(Запись греческим алфавитом почему то не вставляется)
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8776 - 23.09.2018 :: 01:59:34
 
upasaka писал(а) 23.09.2018 :: 00:36:12:
Литаврин.
Осталось только понять – как это «существенно» отличаться?
Пишут, что от прошлого моноксила остался только остов, так называемая «труба».

Дайте ссылку пожайлусто
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8777 - 23.09.2018 :: 02:04:51
 
upasaka писал(а) 23.09.2018 :: 00:36:12:
Термин моноксила возродится как расхожий в сочинениях византийских авторов во второй половине IX - X в. в связи с набегами на побережье (и столицу) империи древних русов и варягов. Однако моноксилы этого времени будут уже существенно отличаться от ранних славянских моноксилов».
Литаврин. Осталось только понять – как это «существенно» отличаться?

На чем основаны утверждения Литаврина и иже с ним о том что моноксилы 7 века отличались от моноксил 10 века? Подозреваю что исключительно на его хотелках и сообщение ПВЛ о том что корабли Олега вмещали в себя 40 чел. Уже писал ссылаясь на Загоскина что все эти предположения строятся исключительно на ПВЛ и греческих источниках согласно которых русы участвовали в походах византйицев, причем, обычно историки пишут что русы были на воих кораблях на основании чего и делается подсчет экипажа. Но на поверку оказывается что и в 911 и в 949 году русы плыли на греческих а не на своих кораблях, что сводит на нет все басни про корабли русов вместимостью в 40 и более человек.  Археология же показывает что на протяжении тысячелетий с д.н. и вплоть до 15-16 века моноксилы не претерпевали значительных изменений.  О чем я тут уже битый день пишу.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8778 - 23.09.2018 :: 02:49:13
 
Roxsalan писал(а) 23.09.2018 :: 01:08:33:
По условиям мирного договора между римлянами и сарматами- языгами в 175 году суда(πλοίοις) языгов не должны были занимать острова на Дунае. Зосима называет суда сарматов в 322 годуперевозившие языгов через Дунай πλοΐа, но у него это слово синонимично и νήες и σκαφη. Т.е. как пишет Нефедкин (Военное дело сарматов и аланов. Война на воде. С. 101) "у Зосима нет четко установленной терминологии, видимо в своем словоупотреблении он сильно зависел от источника". Тоже самое и у Аммиана Марцеллина, относительно которого Нефедкин пишет; "Он сначала именует суда сарматов-лимигантов общим словом "navigia", затем они же оказываются лодками, и, наконец автор отмечает, что враги были введены в заблуждение римлянами, плывущими на их судах, поскольку они узнали свои "национальные лембы и знакомые весла". Таким образом речь идет о lembi - небольших быстроходных гребных судах, удобных для речного плавания".


С этим трудом я не знаком, и перепроверять его на греческом скорей всего не буду. Но могу заметить пару моментов. Во первых можно предполагать что Фотий лично видел нашествие росов, и он четко (в его понимании) обозначил на чем плыли  варвары махая мечами. И это не моноксил. Конечно его нельзя заподозрить в искушенности знания морской терминологии.

Но в дальнейшем, Никита Пафлогонянин (885-950г) сообщает о том же нашествии русов в «Житие патриарха Игнатия» с такой деталью:
"В гневе захватывали все, что ни находили, и схватив там двадцать два благороднейших жителя, на одной корме корабля всех перерубили секирами" - τροχαντήρ πλίου
На борту "моноксилы" производят казни.

Предыдущие авторы могли не разбираться в морской терминологии, то в этом плане искушенным должен был быть источник Льва Мудрого, который составлял в его тактике раздел Ναυμαχικά. (Морской  глоссарий) И там акатия, но опять таки, есть ли там моноксилы вообще?, незнаю. Но акатия росов это не моноксил, поскольку для долбленки есть (должен быть) свой термин, понятный для современников которые обращаются к морскому глоссарию.

По поводу самого Зосима это интересно, пусть даже далеко от 9-10 века, но действительно он собрал три термина, πλοΐа, νήες, σκαφη который может означать как корабль так и лодку.
И который это и обозначал у греков.

Конечно надо смотреть на кого он опирался описывая все эти переправы, но это интересно с той точки зрения посмотреть какие это были суда. Какие суда могли и использовались на Дунае, кем и когда.
Например на колонне Трояна есть такие изображения (в честь победы Траяна над даками 113г н.э)

...

...
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8779 - 23.09.2018 :: 02:53:26
 
Roxsalan писал(а) 23.09.2018 :: 01:57:13:
По руси до К.Б. только эти два источника Фотий и Лев. По остальным народам. Синкелл описывая осаду Константинополя аварами и славянами в 626 году пишет, что хаган «заполнил моноксилы славянами и другими свирепыми племенами, которые он привел [с собой]. Доведя число находившихся там варваров в тяжёлом вооружении до огромного множества, он приказал им налечь на весла и с громким криком двинуться против города»
А это о том же но уже отПатриарха Никифора:

" И так как множество славян следовало вместе с аварами и действовало в союзе с ними, они дали им знак, чтобы, как только они заметят факелы, зажженные на передней стене Влах#рн, именуемой птерон [крылом], они сразу же подошли туда на лодках-однодеревках, чтобы вплавь пробраться, взволновать город, и чтобы авары могли смело броситься со стен внутрь города."

А это грузинские источники Х1 века

"Наконец, приступили враги к тому, чтобы привести в исполнение то, что решили на общем совете, а именно напасть на город с двух сторон. Со стороны суши они поставили стенобитную машину, а море наполнили несчетным числом лодок — “моноксило”, во множестве приготовленных скифами.... Хаган-скиф наполнил свои лодки — моноксилы воинами, сам тоже взял множество воинов и, вооружившись, атаковал город со стороны суши, желая разрушить укрепления города стенобитными машинами, поставленными против городских стен." (Осада Константинополя скифами, кои суть русские, и поход императора Ираклия в Персию.)

А это уже из Чудес Св. Дмитрия Солунского об осаде славянами Фессалии в конце 6 начале 7 века

"И вот, как сказано, в епископство благочестивой памяти Иоанна 71 случилось, что поднялся народ славян, бесчисленное множество, состоявшее из дрогувитов 72, сагудатов 73, велегезитов 74, ваюнитов 75, верзитов 76 и других народов. Прежде всего они решили изготовить суда, выдолбленные из одного дерева 77, и, вооружившись [а] море, опустошить всю Фессалию и острова вокруг нее и [127] Эллады еще и Кикладские острова, и всю Ахайю, Эпир и большую [часть] Иллирика и часть Асии 78, сделать безлюдными, как сказано, множество городов и провинций."

В греческом тексте: " ex enoV xulou gluptaV nhaV, ek monodendrwngluptaV, monoxulwn "

Все это укладывается в выше сказанное - "антикварные" известия  V–VII вв, о моноксилах славян.
Но это естественно не отменяет их ценность.

Наверх
 
Страниц: 1 ... 437 438 439 440 441 ... 977
Печать