Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 436 437 438 439 440 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 559503 раз)
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8740 - 20.09.2018 :: 23:11:47
 
иван васильевич писал(а) 20.09.2018 :: 20:31:35:
Славинии 21 — рубят в своих горах 22 моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы.

иван васильевич писал(а) 20.09.2018 :: 20:31:35:
отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам, росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их


Если читать в переводе, то там все понятно.
1) Славяне рубят моноксилы
2) Снаряжают их и везут на продажу к росам
3) Росы снимают это снаряжение и покупают только сам каркас моноксила.
4) Росы меняют свое снаряжение, со старых на вновь купленные моноксилы.

иван васильевич писал(а) 20.09.2018 :: 20:31:35:
росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их 23.


А если посмотреть на греческом.
"Ρώς σκαφίδια καί μόνα ταΰτα αγοράζοντες, τα παλαιά αυτών μονόξυλα καταλύοντες, εξ αυτών βάλλουσιν πέλλας καί σκαρμούς εις αυτά καί λοιπάς | χρείας... έξοπλίζουσιν αυτά."

Если в первом случае славяне κατάρτισαντες (снарядив. их)
(κατάρτισαντες - регулировать, настраивать, подгонять, отрегулировать, настроить)

То росы έξοπλίζουσιν - комплектуют
(έξοπλίζουσιν - полностью, вполне, окончательно, целиком, всецело, сплошь)

Отсюда переводчик видимо делает вывод (вполне резонный), что славяне привозят некие долбленки, как заготовки. Но тогда возникает пару вопросов, во-первых что такое заготовка в этом случае, полностью готовое судно, без оснастки? А второе, славяне рубят, точнее долбят моноксилы, привозят их, но снаряжение росы переносят с долбленки, а после этого,  опять, уже или снова на моноксилах идут в Константинополь.
Тогда причем тут σκαφίδια? можно конечно предположить что σκαφίδια это есть моноксила без оснастки.

σκαφίδι - челнок, лодочка
Но если σκαφίδι и ἀκάτια это одно и тоже, а по КБ это моноксил без оснастки, тогда как на этих акатиях могли приходить скифы? Т.е тут мы все таки наверное имеем два разных термина, но по существу обозначающих очень похожие предметы. Либо какое-то специфическое название, а вот в чем его специфика пока не ясно.

Вот что пишет греческая вики:
"В μονόξυλο (этимология: одно + дерево) - это сосуд, который изготавливается из одного ствола дерева.
Некоторые, но не все, πιρόγες (видимо челноки) также относятся к μονόξυλα, потому что они сделаны таким образом, что из одного ствола дерева. Термин используется больше в классических греческих текстах. Термин «μονόξυλο» относится, буквально, к любому сосуду, происходит обработка ствола дерева, но часто распространяется и на συνθετότερα (более сложные) виды мелких судов, которые, иногда, имеют свои собственные, более специфических, названия. Были использованы, помимо перехода, в рыбалке, как и в боевых операциях.
"

Т.е моноксилом называется все то, что сделано из одного ствола дерева. В том числе и более сложные чем просто долбленка судна, со своей спецификой. Все они должны быть относительно не большими.

Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8741 - 20.09.2018 :: 23:22:45
 
Виктор3992 писал(а) 20.09.2018 :: 23:11:47:
Все они должны быть относительно не большими.

Небольшими относительно чего?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8742 - 21.09.2018 :: 13:46:20
 
Талян писал(а) 18.09.2018 :: 00:46:06:
КБ пишет - одни тащат, другие охраняют. В принципе можно наверно и на весь волок доски разложить. Но это уже солидный вес. Что потом с этими досками делать? Бросить жалко. В то время  из бревна диаметром в метр в лучшем случае получалось 8 досок и это была работа не одного дня и не одного человека.

А почему доски? Катки, их сверлили. Ось смазывали салом. Использовали быков, ставили паруса. Тип - "бирема".
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8743 - 21.09.2018 :: 15:56:45
 
Виктор3992 писал(а) 20.09.2018 :: 19:24:41:
По грекам нужно детальней смотреть, в том смысле на упоминания ими о русских плавсредствах

а они много пишут о плавсредствах русов?
Виктор3992 писал(а) 20.09.2018 :: 19:24:41:
разбирать терминологию самих греков все что касается их кораблей и судостроения в целом.

разбирать можно и нужно все, да только поможет ли это? не зная названий судов русов греки, скорее всего, называли их  используя свою собственную терминологию, исходя из своей собственной классификации судов. Но и тут не факт что долбленка-моноксил русов по своим ттд  в точности соответствовала той же греческой акатии. Т.е. называя суда русов акатиями греки указывали лишь на то, что эти суда, по своим размерам или тактико-техническим данным, были близки акатии, но не факт что полностью соответствовали им. У римлян, например, греческим акатиям соответствовали  актуарии, легкие быстроходные беспалубные суда, приводимые в движение веслами или парусом, которые римляне использовали  как вспомогательное - дозорные, посыльные, транспортные, разведывательные. Моноксилы-акатии русов вероятно были того же класса.

Виктор3992 писал(а) 20.09.2018 :: 19:24:41:
Здесь схожая ситуация, долбленки могут быть разные.

Они и были разные. С расширенными и не расширенными бортами. Но принцип изготовления был одним, лодку изготавливали из целого ствола дерева тем или иным способом обрабатывая его.

Виктор3992 писал(а) 20.09.2018 :: 19:24:41:
Можем этот ствол дуба не делить на части, и тогда у нас получится одна большая моноксила с достаточно высокими бортами. Такие моноксилы будут использоваться для походов как по рекам, так и по морю. Но опять таки, мы специально не стали делить ствол дерева на части чтобы получить большую вместимость судна, это и есть наши наращенные борта.

Все верно, такие долбленки делали в позднем средневековье. Но у нас нет археологических свидетельств тому что их делали в 9-10 веке. В этом вся проблема. Т.е. мы может только предполагать что суда большей грузоподъемности в рассматриваемый период делали.  Но доказать это пока не можем.

Виктор3992 писал(а) 20.09.2018 :: 19:24:41:
В итоге, в обоих случаях у нас получились две долбленки, формально, но по сути это ведь разный тип судна, для разных целей и т/д. И как мы их назовем? одним термином или все таки имея ввиду конструктивные различия, цели эксплуатации этих "лодок" и т/д., должны будем и называть их по разному?

Исходя их того что русские источники знают разные названия судов, вероятно исходя их их класса (хотя не факт могли быть и деалектические особенности, когда судно одного и того же класса в разных регионах называлось по разному) так и было. С другой стороны слово моноксил и акатия могли быть эквивалентом русскому корабль и ладья, т.е. просто обозначать плавсредство независимо от его класса.

Виктор3992 писал(а) 20.09.2018 :: 19:24:41:
Вщижский челн с шпангоутами, но если я правильно понял без наращивания бортов.... Находка ладьи-однодревки на Десне, большая, 17й век, без шпангоутов,  без наращивания бортов. (архаичность устройства)   


Про то и речь. Если суда подобного класса вмещавшие в себя до 16 чел и способные, как убеждают исследователи , ходить и по реке и по морю, делали и 13 и 17 веке то есть все основания утверждать что моноксилы русов Х века тоже были примерно такого же класса.
Виктор3992 писал(а) 20.09.2018 :: 19:37:05:
Ну с Новгорода особого смысла тащить их конечно не было, но как влияние одной судостроительной традиции на другую должно было иметь свое место. И не только север-юг, но и на самом юге должны быть какие-то влияния.

Влияние было, но незначительное, о чем пишут многие исследователи вопроса. Вот например что писал Сорокин

"Сравнение судостроительной традиции Северо-Западной Руси с южнорусской свидетельствуют об определенных различиях в них. Судя по археологическим, письменным и изобразительным материалам,на юге Руси в средневековье были широко распространены обычные - не расширенные однодревки, которые так же могли иметь дополнительные борта из досок. Вероятно,именно они и составляли основную часть флотов русских князей, совершавших в IX - XI в.в. походы на Византию. Помимо судов на однодревной основе в них входили.и дощатые суда с клинкерной обшивкой скандинавского типа, которые, однако, не нашли на юге Руси такого распространения, как на Севере." (Сорокин, Петр Егорович Водные пути и судостроение на северо-западе Руси в средневековье)

Виктор3992 писал(а) 20.09.2018 :: 19:37:05:
Та же Византия, Крымское судостроительство, арабы.


в более поздний период возможно.


Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8744 - 21.09.2018 :: 22:51:15
 
upasaka писал(а) 21.09.2018 :: 13:46:20:
А почему доски? Катки, их сверлили. Ось смазывали салом. Использовали быков, ставили паруса. Тип - "бирема".

Катки катились по доскам, так гораздо эффективнее чем по земле.  А оси зачем?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8745 - 22.09.2018 :: 17:43:20
 
Талян писал(а) 21.09.2018 :: 22:51:15:
Катки катились по доскам, так гораздо эффективнее чем по земле

В источниках такого нет.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8746 - 22.09.2018 :: 19:45:32
 
upasaka писал(а) 22.09.2018 :: 17:43:20:
В источниках такого нет.

В источниках много чего нет. Например про оси катков, про сало, быков и паруса.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8747 - 22.09.2018 :: 21:27:34
 
Талян писал(а) 22.09.2018 :: 19:45:32:
В источниках много чего нет. Например про оси катков, про сало, быков и паруса.

Я никогда не настаиваю - нет, так нет, но хоть посмотрите как Мухамед Константинополь брал.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8748 - 22.09.2018 :: 21:36:28
 
Roxsalan писал(а) 21.09.2018 :: 15:56:45:
слово моноксил и акатия могли быть эквивалентом русскому корабль и ладья, т.е. просто обозначать плавсредство независимо от его класса.

Никифор (8-9 век) уже вынужден пояснять, что такое ладья, акатия, моноксила, а понятия эти употреблялись авторами 6-7 веков. Что же взять от Константина - моноксилы были уже другие.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8749 - 22.09.2018 :: 21:58:06
 
Roxsalan писал(а) 21.09.2018 :: 15:56:45:
разбирать можно и нужно все, да только поможет ли это? не зная названий судов русов греки, скорее всего, называли ихиспользуя свою собственную терминологию, исходя из своей собственной классификации судов. Но и тут не факт что долбленка-моноксил русов по своим ттдв точности соответствовала той же греческой акатии. Т.е. называя суда русов акатиями греки указывали лишь на то, что эти суда, по своим размерам или тактико-техническим данным, были близки акатии, но не факт что полностью соответствовали им. У римлян, например, греческим акатиям соответствовалиактуарии, легкие быстроходные беспалубные суда, приводимые в движение веслами или парусом, которые римляне использоваликак вспомогательное - дозорные, посыльные, транспортные, разведывательные. Моноксилы-акатии русов вероятно были того же класса.


И все таки пока не ясно σκαφίδι = ἀκάτια или нет...
В переводах и толкования слова ἀκάτια, ακάτιος есть упоминание о парусе, как будто бы это не просто маленкая лодка, а лодка с парусом. Щавелев в своей работе - "Известие о «северных скифах» («росах») в разделе «Ναυμαχικά» трактата «Τακτικά» византийского императора Льва VI Мудрого"
Дает такое пояснение - термин ὁ ἀκατός μικρός,  то  есть  «маленькая “малая  галера”» — akation/akatos

Но слово σκαφίδι переводится несколько по иному, да тоже маленькая лодка, но без паруса, а в словаре И.Х Дворецкого даже стоит такой перевод

σκαφοειδής - ладьобразный
σκάφος,  εος - корабельный  кузов, полость, корпус корабля
σκάφίς,  ίδος -   3)  чаша, таз, миска 4)  челнок, лодка

Правда в этом словаре представлена "лексика  важнейших представителей  древнегреческой  литературы  за  период с Xв. до н.э. по IIв. н. э." И в конце второго тома где "ВАЖНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ СЛОЖНЫХ СЛОВ, НАИБОЛЕЕ ОТКЛОНЯЮЩИЕСЯ ОТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ФОРМЫ"

указано -σκαφης — σκάπτω (копать, зарывать, разрывать и тд)

Т.е у нас имеется.

σκαφίδι
μονόξυλα
ἀκάτια
πλοΐον
Ρῶς καράβια
καματερά καράβια (Херсонское транспортное судно Петроны)

Но сюда можно добавить и еще парочку.

У Фотия корабли руси названы νήες
Если мы посмотрим классификацию греческих гребных судов, от простых к сложным, то увидим

Μονόξυλο, Τριακόντορος, Πεντηκόντορος, Εκατόντορος, Διήρης, Τριήρης, Πολυήρεις...

Вот эти вот буквы - νήε, ιήρ, υήρε, как мне кажется могут говорить о более сложной конструкции чем моноксила.
В словаре Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon, есть такое пояснение

νῆες μακραί - ships of war, built long and taper for speed
(военные корабли, построенные длинные и сужающиеся для скорости)

Если посмотреть на Διήρης или Τριήρης, то они соответствуют этому описанию.

Или (там же)

νῆες στρογγύλαι - round-built merchant-ships (круглые торговые суда)

Само слово νήες, дает ссылку на ναῦς что означает по древнегреческий корабль.
От индоевропейского naûs

From Proto-Indo-European *néh₂us, cognate with Ancient Greek ναῦς (naûs, “ship”), Persian ناو‎ (nâv), and Sanskrit नावा (nāvā, “ship”).

Отсюда же латинские navi
navis longa — военный флот
nāvis birēmis

«Хроника венетов» Иоанна Диакона (991-1008г)

"Ео  tempore  Normanorum  gentes  cum  trecentis  sexaginta  navibus Constantinopolitanam"
В это время племена норманов с тремястами  шестьюдесятью кораблями.

В хронике венетов дожа Андрея Дандоло  (1310 —1354)
"Normanni praeda in Aquitania et caeteris Galliarum regionibus facta  satiati, classem trecentiarum  sexaginta navium Constantinopolim"


А в записках готского топарха (10-11 век)

В сюжете о переправе через Днепр говорится - "ac velut super oneraria navi vehebantur"
На греческом - "του πλοίου οι εν αύτω"

На этих πλοίου находилось три человека, некоторые из этих πλοίου были раздавлены льдом при переправе.
Но здесь немного не понятно, в греческом варианте сказано что это "жалкие челноки". Хотя в латинской версии сказано - "ac velut super oneraria navi vehebantu" т.е какое то грузовое судно.
У КБ херсонские транспортные суда Петроны обозначены как - καματερά καράβια.

В Брюссельской хронике (в той части где о росах)

стоит - "ήλθον 'Ρώς συν ναυσι διακοσίαις, οί δια πρεσβειών" (пришли росы с двумястами кораблями)
Ну и т/д..

Вобщем можно дополнить,

σκαφίδι
μονόξυλα
ἀκάτια
πλοΐον -  τροχαντήρ πλίου
Ρῶς καράβια
νήες - ναῦς - ναυσι
navibus - navium - navi

Что-то мне подсказывает что тут речь идет все таки о разных типах плавсредств, а не только о долбленках и моноксилах.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8750 - 22.09.2018 :: 22:25:10
 
Талян писал(а) 20.09.2018 :: 23:22:45:
Небольшими относительно чего?


Может относительно этого Πλοίο
...

Шутка  Подмигивание, вот тут сами выберите что может соответствовать большему чем моноксила.
https://el.wikipedia.org/wiki/%CE%9C%CE%BF%CE%BD%CF%8C%CE%BE%CF%85%CE%BB%CE%BF
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8751 - 22.09.2018 :: 22:33:26
 
Виктор3992 писал(а) 22.09.2018 :: 22:25:10:
Может относительно этого Πλοίο

Относительно этого - согласен
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8752 - 22.09.2018 :: 22:50:43
 
upasaka писал(а) 22.09.2018 :: 21:27:34:
Я никогда не настаиваю - нет, так нет, но хоть посмотрите как Мухамед Константинополь брал.

"22 апреля турецкие отряды через Галатский холм сумели сушей протащить в обход преграждавшей залив цепи свои военные корабли, использовав для этого специальные повозки и деревянные рельсы наподобие трамвайных. Турецкая артиллерия в это время вела отвлекающий огонь по цепи у Золотого Рога. Собранные повозки с литыми колёсами были спущены на воду, подведены под корпуса турецких судов, а затем при помощи быков вытащены на берег вместе с судами. В повозки запрягли быков, которые проволокли суда по деревянным рельсам мимо квартала Пера из Босфора через холмы к северному берегу Золотого Рога. В результате этой выдающейся инженерной операции турки сумели переправить в залив около 70 судов." Вы видите здесь аналогию с днепровским волоком 10 века?
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8753 - 22.09.2018 :: 23:14:09
 
Шутка  Подмигивание, вот тут сами выберите что может соответствовать большему чем моноксила.
https://el.wikipedia.org/wiki/Μονόξυλο
[/quote]

лучше тут
//Банников А.В., Морозов М.А. - История военного флота Рима и Византии - 2014
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8754 - 22.09.2018 :: 23:23:16
 
Виктор3992 писал(а) 22.09.2018 :: 21:58:06:
И все таки пока не ясно σκαφίδι = ἀκάτια или нет...
В переводах и толкования слова ἀκάτια, ακάτιος есть упоминание о парусе, как будто бы это не просто маленкая лодка, а лодка с парусом.

Мне кажется вы усложняете и без того имеющуюся проблему. Приведенные вами примеры использования тех или иных терминов греками и римлянами показывают что их использовали также как русское корабль и ладья, т.е. вкладывая в термины самые разные смыслы. В зависимости от времени написания источника и степени осведомленности в морском деле автора источника. Муссирование греческих слов нам абсолютно ничего не дает кроме порождения дополнительных сущностей и упражнений в софистике. То что моноксил это однодревка специалистами в том числе и по греческому языку написано более чем достаточно. Относительно акатий.... Повторюсь, с большей степенью вероятности что греческие авторы  называли акатиями русские суда только по аналогии, вероятно, другого слова, для объяснения читателям что из себя представляли суда русов они придумать не могли. Для нас важны только следующие принципиальные моменты: а) суда русов делались из ствола дерева, а не были полностью наборными, об этом пишет подавляющее большинство греческих авторов, вплоть до Х1 века; б) суда русов были не большие, настолько не большие, что какую то их часть и вероятно значительную,  русы могли переносить на плечах; в) археология в полной мере подтверждает предыдущие два пункта, найденные суда, речь идет о юге, были сделаны из цельного ствола дерева, они были не наборными, и возможность наращивать на них борта не предусматривалась. вместительность судов была вполне сопоставима с малыми судами тех же хорватов от 10 до 20 чел. Допускается установка на этих судах паруса и возможность хождения о морю. Все остальное, как то существование судов большей грузоподьемности расходится с греческими источниками, а существование у русов судов с  наборными корпусами допустимо, но на данном этапе недоказуемо. Все остальное это уже, простите, чистой воды софистика и переливание из пустого в порожнее.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8755 - 22.09.2018 :: 23:29:02
 
Roxsalan писал(а) 21.09.2018 :: 15:56:45:
в более поздний период возможно.

Щавелев в своей работе (выше упомянутой) делает другой вывод,

"Примечательно, что в текстах второй половины IX – первой
половины X в. не используется термин τὸ μονόξυλον применитель-
но к кораблям росов (руси). Этот термин появляется только в сере-
дине X в. в трактате De Administrando Imperio императора Константина VII Багрянородного,
причем для обозначения плавательных средств славян, которые они продают росам (руси).
Возможно, термин  τὸ  μονόξυλον  в трактате Константина    Багрянородного  —
дань книжной традиции 46 . А военно-практическими терминами как
раз были ὁ ἀκατός и τὸ καράβιον. В пользу такого варианта говорит
несколько  тавтологичное  сочетание  τὸ  μονόξυλον  ἀκάτιον  в  «Бре-
виарии» патриарха Никифора при описании атаки аваров на Кон-
стантинополь в 626 г., в которой участвовали славяне 47

Но,  поскольку  термин  «моноксил»  обозначал  как  минимум
в подавляющем  большинстве  случаев  (исключений  для  средне-
византийского времени мы пока не нашли) только славянские су-
да-«однодревки
»,  можно  осторожно  предположить,  что  в  первой
половине X в. русь использовала какой-то свой тип гребного судна
(возможно, скандинавский? Смайл ), и только к середине X века перешла
на славянские «однодревки»
, получаемые от «пактиотов»-славян. 
Если  не  считать  «антикварных»  известий  V–VII  вв.,  «моно-
ксилы»  упоминаются  в  византийских  источниках  только  после
трактата  De  administrando  imperio во  второй  половине  X–XI  в.
(прежде  всего,  в  описании  войн  Святослава).  Патриарх  Фотий  и
авторы его круга термин «моноксил» не используют, хотя корабли
росов  (названные  общими  словами  τὸ  πλοῖα  и  ἡ  ναῦς)  —  важная
деталь их повествований  о нашествии на Константинополь в 860
году"
----------
Сюда можно добавить сообщение Пселла

"Зная, что вторгаться к нам нужно  через  море,  они  нарубили  в  верховьях
деревьев,  выдолбили  малые и большие  ладьи  и, втайне понемногу  до­статочно  подготовившись, 
хотели с большим флотом отплыть против Михаила"

Владимир "собрав толпу, как  гово­рят, 
около  100  тысяч человек  и  посадив  их  в  туземные  суда,  называемые однодревками,
двинулся против столицы"

Как будто бы, моноксилы это не совсем роские плавсредства, а заимствуемые у славян.
У самих русов, раньше были более сложные конструкции (морские традиции Черного моря, к примеру), а потом почему-то они перешли на моноксилы или моноксилы в том числе. Или в основе конструкции начала фигурировать моноксила. Как, что - не ясно.

пс. Текст Пселла на греческом не видел.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8756 - 22.09.2018 :: 23:29:23
 
upasaka писал(а) 22.09.2018 :: 21:36:28:
Никифор (8-9 век) уже вынужден пояснять, что такое ладья, акатия, моноксила, а понятия эти употреблялись авторами 6-7 веков. Что же взять от Константина - моноксилы были уже другие.

Вынужден пояснять для греческого флота и в рамках греческого флота. Какое это имеет отношение к флоту русов? Если с моноксилами понятно, это судно изготовленное из ствола дерева, что применительно к судам русов греки постоянно подчеркивают, то акатиями суда русов греки могли называть потому что не нашли другого термина для обозначения плавсредств русов. Это как с пресловутыми скандинавскими дракарами. При наличии у норманнов самых разных плавсредств именно дракар обычно приводится в качеств эталона или термина нарицательного, дабы всем все было понятно.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8757 - 22.09.2018 :: 23:36:04
 
Roxsalan писал(а) 22.09.2018 :: 23:23:16:
а) суда русов делались из ствола дерева, а не были полностью наборными, об этом пишет подавляющее большинство греческих авторов


Может быть так и есть, но приведите примеры с четким μονόξυλον
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8758 - 22.09.2018 :: 23:37:52
 
Roxsalan писал(а) 22.09.2018 :: 23:29:23:
Никифор (8-9 век) уже вынужден пояснять, что такое ладья, акатия, моноксила, а понятия эти употреблялись авторами 6-7 веков. Что же взять от Константина - моноксилы были уже другие.

Вынужден пояснять для греческого флота и в рамках греческого флота. Какое это имеет отношение к флоту русов?



Можете убрать эту строку, а что на счет всего остального?
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8759 - 22.09.2018 :: 23:42:15
 
Roxsalan писал(а) 22.09.2018 :: 23:23:16:
археология в полной мере подтверждает предыдущие два пункта, найденные суда, речь идет о юге


Roxsalan писал(а) 22.09.2018 :: 23:23:16:
Допускается установка на этих судах паруса и возможность хождения о морю


А таких разве много нашли?
Наверх
 
Страниц: 1 ... 436 437 438 439 440 ... 977
Печать