Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 434 435 436 437 438 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 559465 раз)
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8700 - 18.09.2018 :: 00:15:29
 
Талян писал(а) 17.09.2018 :: 23:05:18:
Четвертый раз я с Вами эту тему обсуждать не хочу. Три раза я Ваши доводы выслушал, свои контрдоводы и аргументы привел. Не воспринимаете? Ну значит не судьба.

А что у вас воспринимать кроме мантры что на долбленках по морю не походишь? И какие контр доводы вы привели? Последний раз вы указали страницы из работы Дубровина на которых, якобы, есть ответы на все мои вопросы. Я вам процитировал данную страницу полностью, указал откуда Дубровин почерпнул свои знания и разобрал буквально построчно каждый пункт из работы Загоскина, на которого Дубровин ссылается, цитируя самого Загоскина. Вы можете как-то опровергнуть мои аргументы и выводы по поводу написанного Загоскиным-Дубровиным кроме голословного  утверждения что на подобных судах по морю не походишь?
Талян писал(а) 17.09.2018 :: 22:49:39:
Кое что нашли, но даже Roxsalan их к моноксилам постеснялся относить.

я так понимаю даже тех на кого вы ссылаетесь вы читать или признавать не желаете. Но я упорный. Поэтому снова процитирую  Загоскина

"Константин дает русским судам название  μονόξυλa т.е. «моноксилы» ( в латинском тексте – «monoxyla, sive lintres», что в точном и буквальном смысле соответствует русскому слову – «однодревки».

Т.е. моноксил это и есть однодревка, сколько бы вы тут не притворялись и не переиначивали на свой лад свидетельства греков.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8701 - 18.09.2018 :: 00:46:06
 
Виктор3992 писал(а) 17.09.2018 :: 23:05:21:
Ну вот пока они перекладывают на протяжении 5-6км, волоча тяжеленные "моноксилы" и будет
время напасть.

КБ пишет - одни тащат, другие охраняют. В принципе можно наверно и на весь волок доски разложить. Но это уже солидный вес. Что потом с этими досками делать? Бросить жалко. В то время  из бревна диаметром в метр в лучшем случае получалось 8 досок и это была работа не одного дня и не одного человека.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8702 - 18.09.2018 :: 00:49:17
 
Виктор3992 писал(а) 17.09.2018 :: 23:15:12:
Ну не в чистом виде катамараны, а то что называлось корытней

типа того

Это похоже на паром. Корову на другой берег на лужок перевести, стожок сена. На близкие расстояния по спокойной воде.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8703 - 18.09.2018 :: 01:38:13
 
Виктор3992 писал(а) 17.09.2018 :: 23:05:21:
Если с КБ все ясно, то причем тут чайки казаков не очень. У этой чайки, было какое-то другое название

С КБ тоже все не ясно. Название "моноксил" от выдумал не сам, вполне возможно что он сами суда не видел. Из его рассказа не ясно доходили ли суда по Константинополя. Информатор назвал его не известно на каком языке, не известно что имея ввиду. Переводчик как понял, так и перевел. При обратном переводе на  современный русский получилось похоже на однодеревка. Но на каком языке говорили русы никто не знает, так же как они называли свои суда. Наверно мало кто знает как называли свои долбленки славяне и как будет однодеревка на славянском IX века. С современным терминам "однодеревка" тоже не так все однозначно. Рекомендую посмотреть статью на эту тему в Беловинский Л.В. Российский историко-бытовой словарь. М., 1999.
А казачьи чайки это конец эволюции однодеревок с разведенными и нарощенными бортами. В то время не было конструкторских бюро, отдельно оплачиваемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Мастера работали используя накопленный поколениями опыт, постепенно и очень осторожно его расширяя. Все материальное менялось очень медленно. Чайки в том виде, как их  описал  Боплан не могли появиться вдруг на голом месте. Это очень совершенные суда прошедшие длительный путь эволюции. Их предшественники почти идеально подходили для коммерческих плаваний и Киева в Константинополь описанных КБ. Других вариантов в настоящее время просто нет. По моему все авторы изучавшие этот вопрос и занимавшиеся историей российского судостроения считаю, что моноксилами могли быть предшественники чаек.
Наверх
« Последняя редакция: 18.09.2018 :: 01:50:49 от Талян »  
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8704 - 18.09.2018 :: 01:38:17
 
Roxsalan писал(а) 17.09.2018 :: 23:35:28:
Надо бы определиться что вообще везли русы в Византию. От этого тоже зависит грузоподьемность судов. Груз ведь может быть объемным но легким и наоборот, занимать мало места но быть тяжелым. ну как с люминием и чугунием. Что могли предложить русы грекам кроме меха и рабов? На вскидку мед, воск, что еще? Вряд ли они в Х веке везли грекам баржами хлеб, самим бы вдоволь его в то время наестся. С мехом более менее понятно. С воском и медом, нет. Ибо вызывает сомнение что этот товар греки не могли получить в достатке с куда более близких территорий, что не могло не сказываться на цене продукта. В том смысле что стоило тащить воск и мед из руси если его грекам можно было дешевле купить ближе. С рабами тоже не все понятно. Оно конечное об этом написано много. рабы были ходовым товаром. С другой стороны, возникает вопрос разве ближе не было территорий способных поставлять рабов? Опять же сколько рабов могли привезти русы за одну навигацию? Раб тоже товар специфический.Помимо того что его нужно охранять его нужно еще и кормить. И опять же одно дело когда рабов гонять пехом связанных и совсем другое когда везут на непонятно какой посудине по реке или морю, где надо гребсти веслами или управлять парусом. Возникает вопрос, рабы гребли вместе с их хозяевами или им не доверяли это дело, что бы веслом по голове не получить, на лодке что на реке что на море шибко не повоюешь, потонуть можно. Поэтому треба выяснять сколько надо иметь на судне охранников и гребцов что бы рабы не подняли бунт на корабле и не перебили охрану, если рабы крепкие мужики а тем более бывшие воины?


Воск должен был быть ходовым товаром ибо это свечи и не только, в Раффельштеттенском таможенном уставе упоминается, как один из видов товара привозящего ругами.
"... с каждого вьюка воска платят две меры стоимостью в один скот каждая...
если же пожелают продать рабов или лошадей, то за каждую рабыню платят по одному тремиссу (1.5 гр золота),
столько же за жеребца, за раба — одну сайгу (4.5гр золота), столько же за кобылу
"

В ПВЛ: "Си же Ольга приде къ Киеву, и, якоже рькохом, и присла к ней цесарь грѣцкый, глаголя, я
ко Много дарихъ тя. Ты же глагола ми, яко «аще възвращюся в Русь, многы дары послю ти: челядь, и воскъ и скору,
и воя многы в помощь
"

Тут прямо указывается что грекам был обещан воск.
Пусть даже с учетом того, что этот текст может быть второй половины 11го века, начало 12го.
Но видимо, воск мог вывозиться и ранее.

Однако Византия могла конечно же получать и с других мест и воск и мед, а с Кавказа еще и нефть.

По поводу рабов, в выше приведенном отрывке раб (мужчина) стоит дороже рабыни. Т.е с этой точки зрения
его вести выгодней, но его нужно охранять более серьезней, а это затраты и в этом плане разница по стоимости
могла нивелироваться. Хотя тот же раб мог и гребсти и тащить груз что тоже выгодно. Вообщем тут надо разбираться отдельно.

Мех, видимо обязательный и безусловный товар который входил в номенклатуру продаваемых товаров ромейцам русами.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8705 - 18.09.2018 :: 01:44:01
 
Талян писал(а) 18.09.2018 :: 01:38:13:
С КБ тоже все не ясно. Название "моноксил" от выдумал не сам, вполне возможно что он сами суда не видел. Из его рассказа не ясно доходили ли суда по Константинополя. Информатор назвал его не известно на каком языке, не известно что имея ввиду. Переводчик как понял, так и перевел. При обратном переводе насовременный русский получилось похоже на однодеревка. Но на каком языке говорили русы никто не знает, так же как они называли свои суда. Наверно мало кто знает как называли свои долбленки славяне и как будет однодеревка на славянском IX века. С современным терминам "однодеревка" тоже не так все однозначно. Рекомендую посмотреть статью на эту тему в Беловинский Л.В. Российский историко-бытовой словарь. М., 1999.


Как я вижу,  тут есть неразрешимое противоречие, греческий термин моноксил и практическая невозможность плавания на этом моноксиле по морю, с грузом, большие расстояния и т/д. Если это принять, то нужно смотреть в сторону технической оснастки такого моноксила с тем, чтобы он получил таки возможность пройти 700 км вдоль берега Черного моря, либо, в сторону греческого термина.

По поводу остнастки, если это сделать не реально, в том плане что при подобных манипуляциях получается уже никакой не моноксил, а грубо говоря чайка. Значит нужно искать чем еще могла располагать Киевская Русь на 10-11 век из плавсредств. По морю, по рекам, помимо моноксила.

Ну а если же все таки такая оснастка возможна, то можно предположить что так и делали.
И тем самым будет моноксил в двух вариантах, речной и морской. "Катамаран" может быть одним из таких компромиссов, но я на нем не настаиваю. 
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8706 - 18.09.2018 :: 01:47:19
 
Полинезийский катамаран
...
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8707 - 18.09.2018 :: 02:21:30
 
Виктор3992 писал(а) 18.09.2018 :: 01:44:01:
Как я вижу,  тут есть неразрешимое противоречие, греческий термин моноксил

Это действительно греческий термин, в каком значении  он употреблялся мы не знаем. Повторяю все авторы занимавшиеся историей российского судостроения допускают, что под термином "моноксил" скрывается прототип чайки.
Однодеревка это понятие тоже достаточно широкое. Оно может относиться как к челноку, который весь сделан из одного ствола, так и к кораблю у которого из одного ствола сделан киль. Я не зря рекомендовал Вам обратиться к словарю Беловинского Л.В. Российский историко-бытовой словарь. М., 1999. Приведенному им толкованию термина "однодеревка" полностью соответствует чайка.
Виктор3992 писал(а) 18.09.2018 :: 01:44:01:
По морю, по рекам, помимо моноксила.
можно и так, но что делать с трактатом КБ?
Виктор3992 писал(а) 18.09.2018 :: 01:44:01:
"Катамаран" может быть одним из таких компромиссов, но я на нем не настаиваю. 
  Вот что не вяжется с термином моноксил так это катамаран. И такое необычное судно византийцы бы обязательно отметили.  И надо отметить,  что катамараном как морским судном европейцы впервые столкнулись в Полинезии. 
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8708 - 18.09.2018 :: 02:33:48
 
Талян писал(а) 18.09.2018 :: 02:21:30:
Это действительно греческий термин, в каком значениион употреблялся мы не знаем.

Что значит мы не знаем, неужели этот термин употреблялся только по отношению к плавсредствам Руси?
Талян писал(а) 18.09.2018 :: 02:21:30:
Я не зря рекомендовал Вам обратиться к словарю Беловинского Л.В. Российский историко-бытовой словарь. М., 1999

Посмотрю.
Талян писал(а) 18.09.2018 :: 02:21:30:
Вот что не вяжется с термином моноксил так это катамаран. И такое необычное судно византийцы бы обязательно отметили.И надо отметить,что катамараном как морским судном европейцы впервые столкнулись в Полинезии.

Пусть так. Но возможно есть какие-то иные способы придать моноксилу устойчивость в море, так чтобы это можно было сделать относительно быстро и просто. Или вы считаете это невозможно?
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8709 - 18.09.2018 :: 02:58:50
 
Виктор3992 писал(а) 18.09.2018 :: 02:33:48:
Что значит мы не знаем, неужели этот термин употреблялся только по отношению к плавсредствам Руси?

Наверное такВиктор3992 писал(а) 18.09.2018 :: 02:33:48:
Пусть так. Но возможно есть какие-то иные способы придать моноксилу устойчивость в море, так чтобы это можно было сделать относительно быстро и просто. Или вы считаете это невозможно?

Сначала надо договориться что мы понимаем под термином моноксил. Те моноксилы о которых пишет КБ обладали достаточной остойчивостью и запасом плавучести для плавания из устья Днепра в Константинополь в летнее время
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8710 - 18.09.2018 :: 07:06:06
 
Талян писал(а) 18.09.2018 :: 02:58:50:
Что значит мы не знаем, неужели этот термин употреблялся только по отношению к плавсредствам Руси?

Наверное так

Словарь дает следующие, на латыне

Graece Μονόζυλον, apud Plin. l. 6. c. 23. Regio autem, ex qua piper monoxylis lintribus Becaren convehunt,
vocatur Cottonara; ubi τὸ lintribus ex glossemate in textum receptum esse, sentit Stewech. super Vegetium l. 3. c. 7.
Navigii genus est, ex uno ligno excavatum, unde nomen.
Α῎δρυον Cypriis apud Hesychium, Α῍δρυα, πλοῖα μονόξυλα, Κύπριοι, a voce δρῦς, quercus. Cuiusmodi navium usus hodieque
frequens Leucadis Insul. incolis, aliisque populis vicinis: longitudine 15. vel. 20.
pedum, sesquipedis latitudinem et altitudinem habent, et usui sunt non nisi in locis littori proximis,
atque ubi mare non multum profunditatis habet. Remis aguntur, velisque etiam nonnumquam; uti haec
Monoxyla describit Cl. Sponius Itinerar. Graeciae Part. 1. p. 142

Тут сложно понять о чем идет речь, но вот эта фраза...
Α῍δρυα, πλοῖα μονόξυλα, Κύπριοι, a voce δρῦς

Α῍δρυα - не ясно, возможно связано с выдобленым деревом, может быть дубом?  ссылка на словарь https://translate.academic.ru/%ce%b1%ce%b4%cf%81%cf%85%ce%b1/xx/en/
πλοῖα - лодка, корабль
μονόξυλα - моноксил
δρῦς - дуб

Полная фраза - <αδρυα>· πλοῖα μονόξυλα. Κύπριοι. λέγονται δὲ καὶ οἱ ἐν τῷ
Взято отсюда - (Словарь Гесихия Александрийского 5в.) https://el.wikisource.org/wiki/%CE%93%CE%BB%CF%8E%CF%83%CF%83%CE%B1%CE%B9/%CE%91


Так или иначе речь идет о каких то лодках моноксил у киприотов, киприоты, которые со всех сторон
окружены морем. Возможно, если хорошо поискать найдутся еще моноксилы помимо Руси.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8711 - 18.09.2018 :: 07:12:29
 
Талян писал(а) 18.09.2018 :: 02:58:50:
Сначала надо договориться что мы понимаем под термином моноксил. Те моноксилы о которых пишет КБ обладали достаточной остойчивостью и запасом плавучести для плавания из устья Днепра в Константинополь в летнее время


У КБ славяне рубят в горах моноксилы -
αυτών κόπτουσι τά μονόξυλα έν τω του χειμώνος (их-эти долбят μονόξυλα зимой)

κόπτουσι - ударять, бить

Потом в переводе - "Росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы,
переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство...
"

На греческом - Οι δε 'Ρώς σκαφίδια καί μόνα ταΰτα αγοράζοντες, τα παλαιά αυτών μονόξυλα
καταλύοντες, εξ αυτών βάλλουσιν πέλλας καί σκαρμούς εις αυτά καί
14ΓΡ λοιπάς | χρείας * * * έξοπλίζουσιν αυτά.

Где тут слово долбленки честно говоря я не увидел, интересное слово - σκαφίδια имеет ли оно отношение к Русам или к их моноксилам не ясно.
----------------
Но допустим у нас есть - μονόξυλος.

В словаре (A Patristic Greek Lexion) стоит перевод - made from a solid trunk (изготовлен из цельного ствола)
[ΕΤΥΜΟΛ. < μον(ο)-* + -ξυλος (< ξύλον)] (одно - дерево)

ξύλον - Etymology with Lithuanian šùlas (“post, pole, stave”), Russian шу́ло (šúlo, “garden-pole”), Serbo-Croatian šȗlj (“block”), in which case it is from a Proto-Indo-European *kseulo-. Compare also Old High German sūl (“style, pole”), Gothic 𐍃𐌰𐌿𐌻𐍃 (sauls, “pillar”).

(греч. μονόξυλον) водоходное судно выдолбленное из одного дерева, челнок, комяга.

Шуло - шу́ло "заборный столб", зап., шу́ла, смол. (Даль), укр. шу́ла, блр. шу́ла, сербохорв. шу̑љ м., шу́љак "колода", словен. šȗlj м., šȗljǝk "отпиленный ствол дерева, бревно". Считают родственным лит. šùlas "столб, косяк", др.-прусск. sulis "стойка", греч. ξύλον "дерево, брус, палка, скамья, стол", возм., также д.-в.-н. sûl "столб", гот. sauls "колонна, столб"; см. Перссон 382 и сл.; Гофман, Gr. Wb. 222; Цупица, ВВ 25, 93; Торп 446; Траутман, Арr. Sprd

Комяга — камяга лодка, бочка или кадка, вытесанные из одного дерева , укр. комяга баржа, челн , блр. камяга, камья корыто , смол. (Добровольский), польск. komiega, komięga лодка, струг . Возм., заимств. из нидерл. kommeken, vasculum, alveolus, catillus

Вывод - судно выдолбленное из одного дерева, похоже именно это и имеется ввиду под греческим термином μονόξυλος, которым пользуется КБ.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8712 - 18.09.2018 :: 07:25:46
 
Еще по поводу моноксил, правда гораздо старших 5 тыс лет, до н.э.

Коротко предыстория, нашли древний моноксил, постарались его воссоздать (инструментом тех времен), и испытали.

(перевод Яндекс)
"В том же году группа провела кампанию на каноэ в различных местах на северном побережье Средиземного моря. Различные экипажи от 8 до 10 гребцов плюс рулевой на рулевом весле ставят около 500 миль под киль лодки в различных условиях. С центром тяжести лодки ниже ватерлинии экипаж обнаружил, что устойчивость очень хорошая, даже в 2-метровых волнах (хотя в этих условиях был необходим залог). Течение не сильно повлияло на лодку, но встречные ветры сильно помешали прогрессу. (Они гребли в условиях до 7-9 Бофорта.) Средняя скорость при любых условиях составляла 4 км / ч. Груз более 100 кг. обсидиана (ранний товар), плюс вода и пшеница в мешках не перегружали лодку. С общей загрузкой почти тонны (груз плюс экипаж) гребцы чувствовали, что гораздо более тяжелые грузы были бы как осуществимыми, так и безопасными."

"По словам Тичи, " место, вероятно, без преднеолитической оккупации, может быть колонизировано группой из 40 человек с необходимым минимальным количеством домашних животных и сельскохозяйственных культур в общей сложности 15-18 тонн нагрузки (sic). Груз будет перевозиться на 10-15 лодках, каждая из которых займет от одной до двух тонн."

Полный текст - http://indigenousboats.blogspot.com/2011/06/seagoing-capabilities-of-monohull.ht...
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8713 - 18.09.2018 :: 07:34:47
 
Талян писал(а) 17.09.2018 :: 22:00:19:
Драккары на слуху. Но кнорр для волоков тоже не подходит.


На деле для боевых кораблей применяют термин - лангскип (длинный корабль). Кнорр в более позднее время означал тип надежных морских торговых судов. Лангскип не годился для дальних переходов, для них использовали кнорр. При этом Сойер пишет, что в эпоху викингов термин кнорр имел более широкое значение и обозначал не только торговые суда. Кроме того у скандинавов были естественно и небольшие суда для рек и озёр, это как бы понятно ... Относительно кораблей существует целый набор терминов, не всегда ясно что за этим стоит.
Наверх
« Последняя редакция: 18.09.2018 :: 07:49:15 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8714 - 18.09.2018 :: 08:10:45
 
Виктор3992 писал(а) 18.09.2018 :: 07:06:06:
Возможно, если хорошо поискать найдутся еще моноксилы помимо Руси.


Я уже приводил тут хорватское судно из документального фильма "Короли Хорватии" Позиционировалось как IX века. Публикацию, правда, искал на тему, но не нашёл. На таких, они якобы, пиратствовали в прибрежных водах.
Наверх
« Последняя редакция: 18.09.2018 :: 10:44:44 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8715 - 18.09.2018 :: 10:58:01
 
Виктор3992 писал(а) 18.09.2018 :: 01:38:17:
Воск должен был быть ходовым товаром ибо это свечи и не только, в Раффельштеттенском таможенном уставе упоминается, как один из видов товара привозящего ругами.....   Тут прямо указывается что грекам был обещан воск.   

Я и не спорю. Поэтому воск, на ряду с медом, назвал в числе товара возможного для экспорта из Руси. Тот же Святослав говорил матери:

«Не любо мне в Киеве быть, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

Просто, если воск в Византию поступал и из других районов то возникает вопрос о себестоимости товара идущего из Руси, а отсюда вытекает вопрос был ли воск основным товаром или так сказать попутным.  Но в любом случае воск везли. Отсюда вопрос сколько воска в тоннах или килограммах можно было везти на том или ином виде судна. То же и с медом и мехами. Вероятно именно этими натур продуктами и рабами ассортимент русских купцов и ограничивался. Хотя можно предположить что везли еще ткани из льна, вроде как пользовавшиеся некоторым спросом, и "рыбий зуб"  с севера. Вред ли с Руси везли ювелирку, керамику и оружие. Вот из этого ассортимента и надо исходить разбирая грузоподьемность судов.
Виктор3992 писал(а) 18.09.2018 :: 01:38:17:
По поводу рабов, в выше приведенном отрывке раб (мужчина) стоит дороже рабыни. Т.е с этой точки зрения
его вести выгодней, но его нужно охранять более серьезней, а это затраты и в этом плане разница по стоимости могла нивелироваться. Хотя тот же раб мог и гребсти и тащить груз что тоже выгодно. Вообщем тут надо разбираться отдельно.

надо бы посмотреть цены на рабов и рабынь у арабов для сравнения. В целом же вы абсолютно правильно подметили, теоретически мужчина раб мог и гребсти и тащить суда на волоках. Но тут возникают дополнительные вопросы. О которых вы упомянули. К.Б. кстати указывает что рабы не тащили суда их по волоку под охраной через волок перевели. Хотя в других случаях могло быть и иначе. Единственно, насколько необходимо и возможно было, подготовленного к продаже раба использовать на тяжелых работах в пути? Насколько он будет иметь товарный вид в конце путешествия.

Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8716 - 18.09.2018 :: 11:10:18
 
Roxsalan писал(а) 18.09.2018 :: 10:58:01:
Насколько он будет иметь товарный вид в конце путешествия.

Использование рабов для работ в пути могло быть и гарантией, что они, уставшие, не сбегут. Работорговля, думается и была основной доходной частью. Хотя меха тоже имели значение ...

"Помимо мехов, главным товаром русов были рабы —«челядь». «Восточные писатели X века в живой картине рисуют нам русского купца, торгующего челядью на Волге, —писал В. О. Ключевский, —выгрузившись, он расставлял на волжских базарах, в городах Булгаре и Итиле свои скамьи, лавки, на которых рассаживал живой товар —рабынь. С этим же товаром являлся он и в Константинополь...»140 В роли работорговцев выступали, в первую очередь, князья и их дружинники141. Летопись сохранила упоминание о трех селах Владимира, в которых содержалось восемьсот наложниц князя142; по-видимому, в данном случае речь идет не столько о наложницах, сколько о запасах предназначенного для продажи «живого товара»143. В те времена рабыня стоила 5 «гривен кун»144; «кунами» и «ногатами» тогда называли арабские дирхемы или заменявшие их «меховые деньги», шкурки куниц145. Мусульманские купцы в Булгаре и Итиле платили за рабынь и меха дирхемами, и дирхемы были самой распространенной монетой, как на Руси, так и в Скандинавии. 20 дирхемов-ногат составляли «гривну кун»146; таким образом, рабыня в Киеве стоила 100 дирхемов, в то время как в Багдаде «красивая белая рабыня, совершенно ничему не обученная», стоила 15 тысяч дирхемов147. Эти цифры помогают понять суть русско-варяжской торговли: она приносила такие прибыли и имела такой размах, что Скандинавия и Русь были заполнены арабской монетой; от этого времени осталось более полутора тысяч кладов, причем лишь один клад, найденный в районе Мурома, содержал 42 килограмма серебра148. Отток серебра с Ближнего Востока на Русь был настолько велик, что в XI веке на Ближнем Востоке появилась острая нехватка серебряных дирхемов —специалисты считают, что это было следствием огромных масштабов работорговли149."
По: Нефёдов С. А. История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты 2010 с.107


"В Константинополе платили за рабов по большей части шелками, «паволоками», по две паволоки за челядина153; одна паволока стоила от 10 до 50 номисм. В переводе на арабские деньги раб стоил 320-1600 дирхемов; рабыни (судя по величине таможенных пошлин) стоили в 4 раза дороже154. По некоторым оценкам, количество рабов, ежегодно продаваемых в арабские страны и в Византию, исчислялось десятками тысяч, не случайно слово «славянин» приобрело в европейских языках значение «раб»155." Там же; с.108
Наверх
« Последняя редакция: 18.09.2018 :: 11:29:24 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8717 - 18.09.2018 :: 11:17:35
 
Виктор3992 писал(а) 18.09.2018 :: 01:44:01:
Как я вижу,  тут есть неразрешимое противоречие, греческий термин моноксил и практическая невозможность плавания на этом моноксиле по морю, с грузом, большие расстояния и т/д. Если это принять, то нужно смотреть в сторону технической оснастки такого моноксила с тем, чтобы он получил таки возможность пройти 700 км вдоль берега Черного моря, либо, в сторону греческого термина.

Невозможность плавать на моноксиле по морю отстаивает Талян. Я уже приводил точку зрения авторов работ по истории русской судостроительной традиции. Видимо вы это не пропустили, поэтому повторюсь

"«Остатки еще двух однодеревных судов были обнаружены во время подводных исследований у о-ва Хортица на Днепре. Первое их них (датируется по С14   1395-1475 гг.), изготовленное из ствола дерева  ок. 1 м, имело длину 5.2 м, ширину 0.6 м и высоту бортов  ок. 0.5 м. Это типичное небольшое речное славянское судно, управляемое с помощью гребков. От другого судна (дата по С14   956-1036 гг.) сохранилась нижняя часть, сделанная из дубового ствола. Длина судна 11 м, ширина 0.65 м. Оно имело мощный нос и толстые борта, а его внутренняя часть была разделена перегородками на четыре отсека. Борта ладьи, возможно, довешивались досками. Оснащенное мачтой и парусом, оно могло вмещать 15 человек и было пригодно для плавания не только по реке, но и по морю (?)» (Дубровин Г. Е.  Водный и сухопутный транспорт средневекового Новгорода X-XVвв.: по археологическим данным. С 27)

Аналогичное судно правда 13 века было найдено и на Десне.

Виктор3992 писал(а) 18.09.2018 :: 01:44:01:
По поводу остнастки, если это сделать не реально, в том плане что при подобных манипуляциях получается уже никакой не моноксил, а грубо говоря чайка. Значит нужно искать чем еще могла располагать Киевская Русь на 10-11 век из плавсредств. По морю, по рекам, помимо моноксила.

Дело не в нереальности, дорастить борта позволяли шпангоуты, которые по оценке археологов появились на руси в Х-Х1 в. Такие суда в том числе и на основе долбленки фиксируются на северо-западе. На юге пока такие суда не найдены. То что найдено наростку бортов не предполагает, хотя историки допускают такую возможность, но всегда оговариваясь, что ВОЗМОЖНО борта доращивались. В этом вся проблема, это позволяет историкам русского флота говорить что судостроительные традиции юга и севера различались. Тезис не найдено не значит не было не особо катит, ибо по странной случайности на юге находят суда только одного типа, что указывает на определенную тенденцию.

Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8718 - 18.09.2018 :: 11:29:01
 
scriptorru писал(а) 18.09.2018 :: 08:10:45:
Я уже приводил тут хорватское судно из документального фильма "Короли Хорватии" Позиционировалось как IX века. Публикацию, правда, искал на тему, но не нашёл. На таких, они якобы, пиратствовали в прибрежных водах.

уже приводил цитату из К.Б. которого видимо никто не хочет читать. Повторюсь

"крещеная Хорватия выставляет конницу до 6000 воинов, пешее войско - до ста тысяч, длинных судов - до 80, а кондур - до 100. Длинные суда имеют по 40,
кондуры - по 20 мужей [команды], малые же кондуры - по 10 мужей
[15]."

Т.е. у хорватов как видим имелись так называемые длинные суда в которые вмещалось 40 чел и кондуры по 29 чел и малые кондуры по 10 чел. Едва ли суда русов судя по описанию греков, соответствовали длинным судам хорватов, это скорее аналог упомянутых вами же длинных судов скандинавов.

"На деле для боевых кораблей применяют термин - лангскип (длинный корабль). " (scriptorru Ответ #8713 - Сегодня :: 07:34:47)

А вот кондуры особенно малые скорее всего русским судам и соответствовали. Что такое кондура  обычная и малая так и не выяснил. Гугл и яндекс не помог.

scriptorru писал(а) 18.09.2018 :: 11:10:18:
Использование рабов для работ в пути могло быть и гарантией, что они, уставшие, не сбегут.

шаткий вывод. раб мог и увечье получить в пути от тяжелой работы, заболеть, а это потеря прибыли. К.Б. пишет что рабов на волоке переводили в цепях. Т.е. он не участвовали в перетаскивании кораблей.

scriptorru писал(а) 18.09.2018 :: 11:10:18:
Работорговля, думается и была основной доходной частью.

скорее всего. здесь бы и посчитать сколько и на чем могли увезти.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8719 - 18.09.2018 :: 11:33:07
 
Roxsalan писал(а) 18.09.2018 :: 11:29:01:
А вот кондуры особенно малые скорее всего русским судам и соответствовали.

Бессмысленно рассуждать о длинных кораблях применительно к рекам Восточной Европы. Это по сути суда завоевания господства на море. Большой экипаж обеспечивал победу над малым. Речные суда - другая совершенно тема.

Roxsalan писал(а) 18.09.2018 :: 11:29:01:
кондуры - по 20 мужей [команды], малые же кондуры - по 10 мужей


Что-то такое подходит...
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Страниц: 1 ... 434 435 436 437 438 ... 977
Печать