Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 432 433 434 435 436 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 559728 раз)
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8660 - 16.09.2018 :: 20:08:45
 
Roxsalan писал(а) 16.09.2018 :: 18:59:54:
приведите еще, я тоже тут по сто раз одно и тоже повторяю. лень, укажите страницу, номер строки.

У меня графический файл цитировать сложно. Прочитайте стр. 11. целиком и на стр. 12 пункт 3.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8661 - 17.09.2018 :: 09:36:53
 
Талян писал(а) 16.09.2018 :: 19:34:11:
но те реконструкции, которые подтверждают верные теории, удаются.


Чтобы реконструкция удалась, нужно чтобы природные условия были схожи, схож уровень рек, отсуствовали ГЭС, присуствоала схожая инфраструктура. Меня пока никто не убедил, что те кто способен был дойти до Гренландии, окажутся неспособными пройти по рекам Восточной Европы. Хотя в зимнем варианте что то есть.

Roxsalan писал(а) 16.09.2018 :: 19:04:22:
действительно не видите разницы? вы полагаете что верхом на верблюде по пустыне одно и тоже что на лодке по рекам В.Е. с преодолением волоков, болот, порогов?


А вы полагаете, что 1400 км, по 24 км в день - легкая прогулка под палящим солнцем? Степень трудности вполне схожа. Мы ведь не знаем, как перетаскивали суда на волоках, может тоже с использованием тягловых животных.
Наверх
« Последняя редакция: 17.09.2018 :: 09:42:01 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8662 - 17.09.2018 :: 09:52:15
 
Что касается численности посольств в конкретных цифрах:
The gift-bearing delegations from Central Asian kingdoms varied in size. On some occasions delegations were a thousand strong: the king of Khotan, for example, headed a single group of 1714 people. 26 More typical was a delegation from Sogdiana, in 52 bce , that included two envoys, ten aristocrats, and an unspecifi ed number of other followers, who led nine horses, thirty-one donkeys, twenty-fi ve camels, and a cow. 27

В некоторых случаях делегации составляли тысячу человек: правитель Хотана, например, возглавлял одну группу из 1714 человек. Более типичной была делегация из Согдианы в 52 г. до н.э., в которую вошли 2 посла, 10 вельмож и неуказанное количество других сопровождающих, которые взяли с собой 9 лошадей, 31 осла, 25 верблюдов и корову. 27

По: Valerie Hansen The Silk Road: A New History 2012 P.16-17

Ослов даже больше чем верблюдов) Шокирующие данные Смайл
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8663 - 17.09.2018 :: 12:40:39
 
Талян писал(а) 16.09.2018 :: 19:38:11:
Погуглите на фразу "ХОДИЛИ МЫ ПОХОДАМИ…". И насчет днепровских порогов - это, после постройки Днепрогэса, уже история

я достаточно хорошо знаю работу Звягина, книга у меня есть в том числе и в бумажном варианте.
Талян писал(а) 16.09.2018 :: 19:40:28:
Не с дуба. А находят исключительно дубовые, да и то в большинстве относительно молодые.

на чем основаны ваши выводы что не из дуба,потому что находят как раз то дубовые? да и не молодые. От нескольких тысячелетий до н.э. так и более поздних периодов. Последняя дубовая лодка долбленка найденная возле Хортицы относительно недавно изначально датировалась временем Святослава или более поздним периодом. Но анализ древесины показал - 5 век. н.э. Так что временной разброс большой. Я понимаю что сохранность дуба лучше, но и древние были не дураки что бы делать хрупкие суда.
Талян писал(а) 16.09.2018 :: 19:44:05:
Покататься по морю на долбленке в хорошую погоду можно, но К.Б. ведь не про это пишет


Именно об этом он и пишет:

"Так как устье этой реки является, как сказано, заливом и простирается вплоть до моря,  а в море лежит остров Св. Эферий, оттуда они отправляются к реке Днестр и, найдя там убежище, вновь там отдыхают[55]. Когда же наступит благоприятная погода, отчалив, они приходят в реку, называемую Аспрос[56], и, подобным же образом отдохнувши и там, снова отправляются в путь и приходят в Селину, в так называемый рукав реки Дунай."

Как видим русы идут по морю от реки к реке и исключительно по хорошей погоде, которую ждут на берегу.

Очередной раз убеждаюсь что в К.Б. читать не желаете или читаете как вам хочется.

Талян писал(а) 16.09.2018 :: 19:46:54:
Это по Вашему конкретный вопрос?

это конкретный сарказм.
Талян писал(а) 16.09.2018 :: 19:48:50:
Вы опять землю с небом перепутали. Речь идет о волоке между Ловатью и Двиной.

Я ничего не перепутал. Я вам просто привел конкретный пример когда у реконструкторов во время преодоления порога был сломан киль что привело к сворачиванию экспедиции до следующего года. Выводы делайте сами.

Талян писал(а) 16.09.2018 :: 19:48:50:
И почему Вы думаете, что зимой перетаскивали суда?

Да не важно что. Хотя слова Сорокина автора идеи, это как бы подразумевают

«Опыт показывает, что для северной части древнего пути из варяг в греки подходили только очень лёгкие суда. При этом участки в верховьях Ловати и Каспли могли быть пройдены только весной после снежных зим и за короткий период времени. И даже тогда путешественники должны были справиться с очень сильным течением и множеством порогов на реке Ловать.
Фактическое месторасположение северной части древнего водного пути не ясно. Возможно, что этот участок пути использовался в зимнее время. При помощи лошадей, по льду можно было покрыть большие расстояния за достаточно короткое время. Южная часть пути не вызывает никаких сомнений. Днепр между Смоленском и Чёрным морем был и остаётся огромной, широкой рекой».

Талян писал(а) 16.09.2018 :: 19:48:50:
Проще перевезти на санях товар, и целесообразно его везти сразу до Днепра.

Не спорю проще. И русы видимо это и делали, тот же К.Б. пишет

"Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуется "кружением", а именно - в Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севериев и прочих славян, которые являются пактиотами росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы, они оснащают [их] и отправляются в Романию"

Т.е. в течении зимы русы собирали дань, оброк, налоги с подданных и свозили все это в  Киев чтобы весной идти торговать к грекам. Но мы то не про товар спорим, а о судах. А о судах К.Б. пишет:

"[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являютсяодни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын
Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски", из Телиуцы, Чернигоги" и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас. Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии - рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову."

Т.е суда, таки,  идут весной по воде, а не зимой по льду. Но Сорокин и иже с ним говорит, что это если не невозможно верховьях Днепра, то весьма и весьма проблематично, даже для того судна, которое тащили Лебедев и К. В этом то вся проблема.
Талян писал(а) 16.09.2018 :: 19:48:50:
Если по этому участку пути из "варяг в греки" был постоянный грузопоток, то была и  инфраструктура которая его обслуживала.


Вот и изучите вопрос какой был грузопоток, когда заработал путь из варяг в греки, какая была инфраструктура. А так , рассуждать,  что дело раз плюнуть, была инфраструктура, были суда из фанеры и пластика, простите, большого ума не надо.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8664 - 17.09.2018 :: 14:55:56
 
Талян писал(а) 16.09.2018 :: 20:08:45:
У меня графический файл цитировать сложно. Прочитайте стр. 11. целиком и на стр. 12 пункт 3.

Ок. Не поленился перепечатал, так как у меня тоже текст не копируется. Не печатал только номера ссылок на которые Дубровин опирается. Приводу текст, нужное в нем выделил:

«исследователь, четко разделяя южнорусскую (киевскую) и северорусскую (новгородскую) традиции, пытается реконструировать хотя бы в самом общем виде некоторые, известные из летописей и других документов, типы судов…. Так, для Днепровской Руси он рассматривает такие местные плавсредства , как корабль, ладью, насад, струг, дощаник, а также суда иностранного происхождения: скедию, кубару,сандалец, галеру. Выводы следующие.
1.      Корабль – термин, не имеющий характер определенного видового наименования. Этим словом выражалось понятие судна вообще и оно имело общее нарицательное значение.
2.      Ладья – такой же общий судовой термин, как и корабль. Применялся к судам и речным и морским.
3.      Насад – довольно вместительное судно. Впервые упоминаемое под 1015 г. (но скорее можно говорить о бытовании этого термина с 1 четв. Х11 в.). «Насад» и «набойная лодка» - термин для одного и того же типа судна.
4.      Струг – по «Русской правде» судно среднее между набойной ладьей и челном. Этот струг не имел ничего общего со стругами конца XVII в. с грузоподьемностью до 1000 ласт.
5.      Челн – легкая лодка.
6.      Дащаник – судно величины более произвольной по сравнению с однодревками и лодками набойными. Впоследствии, вероятно, получили преимущественное применение для морских плаваний. В этом-то обстоятельстве, возможно, и кроется различие ладьи морской и набойной в «Русской правде».
Н.П.  Загоскин прослеживает следующую эволюционную цепочку в развитии древнерусского судостроения: корабль архаический (кора, прутья, кожа) – лодка однодревка (размеры ограничены величиной бревна) – лодка набойная (с нашитыми на однодревную основу бортами, но с ограниченными размерами) – лодка дощатая (судно целиком сшитое из досок с более свободными размерами). Из рассмотрения южнорусского судостроения делаются следующие общие выводы.
1. Для Приднепровской Руси география обусловила суда минимальной осадки с небольшим объемом и весом, легкость, но с удовлетворительной  грузоподъемностью и дешевые, т.к. иногда их приходилось бросать, прибегая к гужевой перевозке грузов.
2.  Не располагая в Х-Х11 веке приморскими портами русы не могли развить морского судостроения и в их морских предприятиях им приходилось довольствоваться теми же, лишь в известной степени приспособленными для морского плавания, судами которые были типичны и для днепровского речного флота, хотя для этой цели и выбирались, конечное, ладьи наиболее надежные и значительные по размерам. Морская тактика требовала флота если и многочисленного, то, вместе с тем , не громоздкого, легкого и подвижного, способного, смотря по обстоятельствам, идти на веслах, так и под парусом.
3. Отмечаются следующие конструктивные особенности судов Днепровского бассейна:
-- для строительства «моноксил» использовались липа, осина, оскорь
--- судостроение 1Х-Х1 вв. также как и в XVI-XVII вв., производилось исключительно с помощью дерева и, вообще, растительных материалов, без употребления железа;
--- суда, которым приходилось преодолевать речные волоки, снабжались специальными техническими приспособлениями (катками, полозами)
--- экипаж судов составлял 20-60 человек

А теперь давайте разбирать текст.

1. Данный текст есть сокращенный пересказ Дубровиным
книги Загоскина Н.П. "Русские водные пути и судовое дело в до -Петровской России". Книга выпущена в 1910 году в Казани. Кстати, вы сами Загоскина читали?

2. Теперь будем разбирать уже собственно текст самого Загоскина, его аргументы и факты. То что он четко различал северную и южную судостроительные традиции и то что по его мнению суда днепровской Руси должны были быть легкими небольшими и способными вмещать в себя достаточный груз традиции оставим в стороне, это отмечают все, кто пишет о судостроительстве на Руси отмечают. Так сказать шаблон. Перейдем к конкретике. А именно словам - для строительства «моноксил» использовались липа, осина, оскорь. На чем основано данное утверждение Загоскина? А ни на чем, исключительно на житейском опыте. На странице 371 Загоскин пишет:

«Сооружение такой ладьи требовало, прежде всего, выбора подходящего древесного ствола – преимущественно осиновго или оскореваго (как наиболее легких древесных пород); для судов более солидной конструкции останавливались на столах дубовых».

Т.е. предположение о том что суда делались из осины и т.д. сделано чисто эмпирическим путем, дерево легкое. Кстати, как видим Загоскин упоминает и дуб, о котором, цитируя его, не упоминает Дубровин. Да кстати, сразу что бы потом не возвращаться, Загоскин пишет

"Константин дает русским судам название  μονόξυλa т.е. «моноксилы» ( в латинском тексте – «monoxyla, sive lintres», что в точном и буквальном смысле соответствует русскому слову – «однодревки»

Это так, что бы потом не возвращаться к тому, что К.Б. имел ввиду в своем трактате. Но продолжим читать Загоскина. Далее в тексте он сетует что ныне в России уже не сыскать деревьев большого обхвата из которых можно было бы сделать вместительны моноксил, но раньше, во времена оны, такие росли. Вспоминает он и гигантский дуб на Хортице. В общем одна сплошная лирика. Вспоминает и свидетельство венецианского путешественника 15 века Барборо который писал:

" о липах выдолбленные стволы которых служили корпусами для лодок, поднимавших 8-10 человек со с таким же количеством коней при них". 

И это все его аргументы по поводу древесины используемой для долбленок. Далее следует описание изготовление долбленок или "труб" основанное на опыте современных Загоскину волжан и северян.  причем описывается изготовление долбленок рассчитанных на доростку бортов и имеющих шпангоуты. Суда русов 1Х-Х вв., века по Загоскину, естественно были с нарощенными ботами. Описывает Загоскин и способы доставки судов по суху, на катках или колесах, приводя в пример как в 1392 году из Рязани на Дон на колесах три стуга и один насад. На основании этого ссылаясь на Аристова он делает выводы что " если в XIV в. возили струги да насады то и Олег мог поставить свои лодки на колеса и ехать". Логика конечное железная, если в середине ХХ века стали в космос летать, то и в середине XIX в. это тоже могли делать. Хотя конечное суда возили и катали это факт и в более ранние века чем жил Олег, но тем не менее отсыл к тому что если что-то делали позже то значит это делали и раньше не корректен. Теперь по вместимости кораблей, откуда Загоскин взял что суда русов были вместимостью в 20-60 чел.  Да все от туда же из источников и эмпирических рассуждений. Смотрим его аргуенты:

"«Лодьи, в которых а 882 г. прибыл Олег к Киеву, были настолько поместительны, что , по летописному преданию, Олег, устраивая киевским князьям ловушку мог скрыть в них свою дружину"

Ну просто шикарный аргумент. Остальные не лучше. Среди них свидетельство Масуди о том что суда русов шедшие в 912 году на Каспий вмещали в себя по 100 чел. Напомню, таких  судов по Масуди  было аж 500. Далее, вспоминает Загоскин поход Олега 907 года в котором согласно ПВЛ участвовало 2000 судов вместимостью в 40 чел. каждое. Рассказ Багрянородного о том что в в походе византийцев на Италию в 935 году принимало участие 7 русских судов на которых плыло 415 русов. На основании этого Загоскин делает выводы что вместительность судов была в 60 чел. участие русов в византийских походах отдельная тема, вообще непонятно на основании чего делаются выводы что русы приходили на своих судах. Ф. Успенский пишет например

"В сочинениях Константина Порфирородного, который знал об Руси не понаслышке, ибо он принимал у себя княгиню Ольгу и интересовался особенностями русского быта, встречаются разнообразные сведения о Руси X в. Так, из его сочинений узнаем, что Русь играла довольно важную роль в византийской морской службе: в критском походе 902 г. участвовала русская эскадра с 700 человек экипажа: в итальянском походе 936 г. упоминается 415 русских; в другом критском походе 949 г. участвовало 9 русских судов и на них было экипажа 629 человек."

В критском походе не участвовала русская эскадра с 700 чел экипажа, русы плыли на греческих судах на это прямо указывают сами греческие источники. По походам 935 и 949 года пока сказать не могу надо искать источники. Но есть все основания полагать что как и в  911 году русы снова воспользовались греческим флотом.
Впрочем по 949 году нашел.

"В состав флотилии, назначенной для военных действий на Крите, вошли следующия суда из императорскаго флота. Семь памфил, 33 хеландии-усии и 20 дромонов, имевших по две усии; всего 80 судов. На судах императорскаго флота перевозились участвовавшие в походе иностранные отряды – 629 русских, 368 тульмацев и 700 военнопленных 881. Русские и тульмаци являлись в войске в качестве наемных союзников; появление же военнопленных в действующей армии совершенно соответствовало византийскому обычаю зачислять их в различныя части войска" (ВАСИЛЬЕВ А. А.
ВИЗАНТИЯ И АРАБЫ)

Т.е. нет никаких русских судов. В итоге  выкладки Загоскина и иже с ним не обоснованы.  Впрочем, дальше Загоскин пишет;

"норма экипажа в 20-60 человек была, по видимому, обычною для южно-славянских кораблей вообще"

Данные выводы он делает опираясь на все того же К.Б, его главу о хорватах, которую мы с вами уже обсуждали  и в которой говорится что

"крещеная Хорватия выставляет конницу до 6000 воинов, пешее войско - до ста тысяч, длинных судов - до 80, а кондур - до 100. Длинные суда имеют по 40,
кондуры - по 20 мужей [команды], малые же кондуры - по 10 мужей[15]."

Но Загоскин процитировав К.Б. делает выводы что суда русов таки вмещали в себя 60 чел. Чего уж там мелочится, правда. Это у хорватов 0т 10 ти до 40 ка на длинных судах, русы же круче были у моря жили им по рангу суда в 60 чел. положены. Следующий и последний аргумент в пользу того что суда русов вмещали в себя 60 чел все те же запорожские казаки и сведения о них 16-17 века. Т.е. опять та же логика если в 16-17 веке суда подобного типа строили то и в 10 веке тоже. Вот и вся система аргументации сторонников крупнотонажных судов у русов. По факту же, на археологическом материале это вы подтвердить не можете. На последок процитирую еще немного Загоскина. Об осаде солуни южными славянами в 7 веке.

« В правление блаженной памяти епископа Iоанна, - разсказывается здесь, - случилось, что славянский народ возстал в неизмеримом числе, как то: дреговичи, сагодиты, белезиты, веуниты, березиты и другие, которые в первый  раз(?) приготовили тогда из одного дерева вооруженные суда и опустошали всю Фессалию и лежавшие около нея и Греции острова»

Тоже самое мы видим и в Х в.

"Славинии - рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы." (Багрянородный)

И в Х1 в.

"варвары снарядили против него войско; избрав морской путь, они нарубили где-то в глубине своей страны лес, вытесали челны, маленькие и покрупнее, и постепенно, проделав все в тайне, собрали большой флот и готовы были двинуться на Михаила" (Михаил Пселл о походе руси в 1043 году)
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8665 - 17.09.2018 :: 15:12:43
 
scriptorru писал(а) 17.09.2018 :: 09:36:53:
А вы полагаете, что 1400 км, по 24 км в день - легкая прогулка под палящим солнцем? Степень трудности вполне схожа.

В чем схожа в том что надо волоки и пороги преодолевать?
scriptorru писал(а) 17.09.2018 :: 09:36:53:
Мы ведь не знаем, как перетаскивали суда на волоках, может тоже с использованием тягловых животных.

Ну как не знаем, К.Б. это более чем подробно описывает. Кстати, встречный вопрос, тягловых животных рус до порогов тоже с собой везли? А потом куда дели?
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8666 - 17.09.2018 :: 15:18:00
 
Roxsalan писал(а) 17.09.2018 :: 15:12:43:
Ну как не знаем, К.Б. это более чем подробно описывает.


КБ детально описывает как устроены волоки? Не отказался бы нечто такое почитать. А тогда уже и выводы делать.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8667 - 17.09.2018 :: 15:19:25
 
Roxsalan писал(а) 17.09.2018 :: 15:12:43:
В чем схожа в том что надо волоки и пороги преодолевать?


В каком то смысле да, грунт разный бывает. Плюс температура. В книге сказано что путешественники были весьма измотаны.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8668 - 17.09.2018 :: 16:37:44
 
scriptorru писал(а) 17.09.2018 :: 15:18:00:
КБ детально описывает как устроены волоки? Не отказался бы нечто такое почитать. А тогда уже и выводы делать.

Читайте:

"Итак, у этого порога все причаливают к земле носами вперед, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-за
пачина китов. А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах, проводят рабов в цепях по суше на протяжении шести миль, пока не минуют порог. [b]Затем также одни волоком, другие на плечах, переправив свои моноксилы по ею сторону порога[/b], столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают."

6 византийских миль это 9 км. Вполне приличный волок.  Покажите мне где тут про тягловых животных?

scriptorru писал(а) 17.09.2018 :: 15:19:25:
В каком то смысле да, грунт разный бывает. Плюс температура.

Грунт тут причем? Вы разницу между экспедицией на животных и на кораблях действительно не понимаете?

scriptorru писал(а) 17.09.2018 :: 15:19:25:
В книге сказано что путешественники были весьма измотаны.

Rune Edberg тоже пишет ссылаясь на реконструкторов ходивших по русским рекам:

"Другими словами, неудивительно, что экипаж обнаружил, что корабль был слишком тяжелым, чтобы грести в сильном противотоке, и совершенно невозможно перемещаться по стране только с мышечной силой"

Судно на котором они гребли было 8 м.  длиной и 800 кг весом. Кстати если я правильно понял то что дал яндекс переводчик на больших расстояниях по суше судно тащили не на катках а грузили на телеги. 

Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8669 - 17.09.2018 :: 19:05:03
 
Roxsalan писал(а) 17.09.2018 :: 16:37:44:
"Итак, у этого порога все причаливают к земле носами вперед, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-за
пачина китов. А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах, проводят рабов в цепях по суше на протяжении шести миль, пока не минуют порог. Затем также одни волоком, другие на плечах, переправив свои моноксилы по ею сторону порога, столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают."


Так нет детального описания, волоком это как? И кто? Расстояние, кстати небольшое в общем-то. Меня интересует чисто техническое достаточно детальное описание, как транспортировка волоком осуществлялась. Его здесь нет.
Кто суда тащил, как? Какую роль в этом играли рабы? Здесь одни общие фразы. Какие-то легкие лодки вероятно несли на плечах, те что тяжелее волоком тащили.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8670 - 17.09.2018 :: 19:05:54
 
Roxsalan писал(а) 17.09.2018 :: 16:37:44:
Грунт тут причем? Вы разницу между экспедицией на животных и на кораблях действительно не понимаете?


Я не любитель толочь воду в ступе. Действительно, причем грунт? При том что при плохом грунте скорость снижалась, дополнительные затруднения и т.д.
Имхо, я даже представил себе фантастическую и изнурительную дискуссию на тему "Могли ли скандинавы при тех технологиях доплыть до Гренландии или Исландии?" Думаю, что если бы это точно не было известно, нашлись бы те, кто это отрицал ...)
Наверх
« Последняя редакция: 17.09.2018 :: 19:11:11 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8671 - 17.09.2018 :: 20:05:10
 
scriptorru писал(а) 17.09.2018 :: 19:05:03:
Так нет детального описания, волоком это как?

а какое детальное описание вам нужно, сколько народа запрягалось или какие катки делали? волком это вероятно так

...

или так

...

scriptorru писал(а) 17.09.2018 :: 19:05:03:
Расстояние, кстати небольшое в общем-то.

какое есть, да и разница в чем?

scriptorru писал(а) 17.09.2018 :: 19:05:03:
Меня интересует чисто техническое достаточно детальное описание, как транспортировка волоком осуществлялась. Его здесь нет.

потому что оно либо не интересовало К.Б. либо было в то время общепринятым и примитивным типа изображенного на первом рисунке.  Перетаскивание судов по суше осуществлялось и в самой Византии, так что тут К.Б. удивить нечем было. Способ зависел от длины волока, рельефа местности, наличия инфраструктуры в том числе леса для катков.

scriptorru писал(а) 17.09.2018 :: 19:05:03:
Какую роль в этом играли рабы?

Сугубо на мой взгляд никакую. Арабы пишут что русы обращаются с рабами хорошо, но не в этом дело, раб это товар который должно довести до места продажи в хорошем состоянии, в противном случае не продашь. Зависит  еще и от того кого везли - взрослых: крепких мужиков или  женщин или детей: мальчиков или девочек.

scriptorru писал(а) 17.09.2018 :: 19:05:03:
Какие-то легкие лодки вероятно несли на плечах, те что тяжелее волоком тащили.

Все верно. Так и было. А как тащили, уже не суть важно. Важен только максимальный вес судна доступного для транспортировки волоком в той или иной местности и заложенная экспедицией скорость передвижения. Тяжелые суда не только тяжело тащить, но они и быстрее выходят из строя при транспортировке волоком ввиду своего веса. Не важно тащат их по земле или на катках, все имеет свой запас прочности. Поэтому уже в близкое к нам время на волго-донском волоке большие торговые суда часто разбирали, на волоке работали специальные артели. Процесс получался достаточно длительным. Погуглите описание перетягивания судов с Волги на Дон.
scriptorru писал(а) 17.09.2018 :: 19:05:54:
Я не любитель толочь воду в ступе. Действительно, причем грунт? При том что при плохом грунте скорость снижалась, дополнительные затруднения и т.д.

Да причем тут грунт и скорость. Мы не о том говорим, не о времени преодоления волоков и порогов, а о размерах судов. Вы реально не видите разницы между преодолением пустыни караваном из вьючных животных и В.Е. рек на судне с преодолением волоков и порогов? Если не видите, тогда совсем печалька получается.

scriptorru писал(а) 17.09.2018 :: 19:05:54:
Имхо, я даже представил себе фантастическую и изнурительную дискуссию на тему "Могли ли скандинавы при тех технологиях доплыть до Гренландии или Исландии?"

Сканды и до Америки доплывали и что? Речь не о возможности доплыть по морю куда либо, а о том на чем плыть и как это на чем плыть тащить по суше. Вы тоже не видите разницы между плаванием в Гренландию и плаванием в Константинополь по рекам В.Е.?

scriptorru писал(а) 17.09.2018 :: 19:05:54:
Думаю, что если бы это точно не было известно, нашлись бы те, кто это отрицал ...)

может и нашлись бы, отрицают же что земля круглая. Но мы то не о том спорим. Мы спорим не о том могли или не могли русы добраться до Константинополя по рекам и морю, мы спорим о том на чем они плыли и как. В этом вся проблема.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8672 - 17.09.2018 :: 20:06:07
 
scriptorru писал(а) 17.09.2018 :: 09:36:53:
Чтобы реконструкция удалась, нужно чтобы природные условия были схожи, схож уровень рек, отсуствовали ГЭС, присуствоала схожая инфраструктура.

Конечно условия должны быть максимально близкими. В упорстве и настойчивости викингов сомнений нет, но одно дело доплыть на драккаре до Гренландии, (что конечно очень не просто) и совсем другое протащить его через многокилометровый волок. Так же надо представлять чем закончится такая попытка для драккара.
Наверх
« Последняя редакция: 17.09.2018 :: 20:12:23 от Талян »  
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8673 - 17.09.2018 :: 20:26:25
 
Roxsalan писал(а) 17.09.2018 :: 14:55:56:
Ок. Не поленился перепечатал, так как у меня тоже текст не копируется. Не печатал только номера ссылок на которые Дубровин опирается. Приводу текст, нужное в нем выделил:

Это все разговоры не о чем, которые заходят на четвертый круг. Вы понимаете, что среди находок долбленок даже XVIII века нет ничего что хотя бы отдалено напоминало судно способное пройти по морю 700 км, да еще под парусом и с грузом. Нет  и упоминания о таких долбленках в источниках, даже относящихся к более позднему времени.
Есть только голословное утверждение археологов, которые почему то решили что долбленки могли плавать по морю. Но и из них ни один не поставил знак равенства между долбленкой и моноксилом.
Надо учитывать, что речь идет не о разовом переходе, который вдруг при исключительно благоприятных обстоятельствах оказался удачным. Русы проделывали это систематически годами.
Если признать правдой, что Русы ежегодно отправляли торговый караван в Константинополь по Днепру  и Черному морю на судах, то этими судами могли быть только суда с нарощенными бортами. Другой более достоверной альтернативы просто нет.
Поэтому все цитированные Вами авторитеты предполагают, что моноксилы это долбленки с нарощенными бортами, развитием которых в результате эволюции стали казачьи чайки.
Наверх
« Последняя редакция: 17.09.2018 :: 21:26:23 от Талян »  
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8674 - 17.09.2018 :: 20:34:49
 
Roxsalan писал(а) 17.09.2018 :: 14:55:56:
"Константин дает русским судам названиеμονόξυλa т.е. «моноксилы» ( в латинском тексте – «monoxyla, sive lintres», что в точном и буквальном смысле соответствует русскому слову – «однодревки»


Тут как мне видится нужно детальней разбирать, что именно греки подразумевали под моноксилами, в том плане по отношению к каким еще народам, а точнее к их плавсредствам упоминается этот термин. Как бы понятно что слово моно означает один, одно. Но может ли это "одно" иметь наращенные борта не ясно.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8675 - 17.09.2018 :: 20:36:58
 
Roxsalan писал(а) 17.09.2018 :: 20:05:10:
а какое детальное описание вам нужно, сколько народа запрягалось или какие катки делали? волком это вероятно так


Первый рис. это с карты Олуса Магнуса 16 век, зима.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8676 - 17.09.2018 :: 20:49:09
 
Roxsalan писал(а) 17.09.2018 :: 16:37:44:
"Итак, у этого порога все причаливают к земле носами вперед, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-запачина китов. А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах, проводят рабов в цепях по суше на протяжении шести миль, пока не минуют порог. Затем также одни волоком, другие на плечах, переправив свои моноксилы по ею сторону порога, столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают."


Т.е если и есть какая-то инфраструктура для волока, то она находится под постоянной угрозой нападения печенегов.
Ну и количество вышедших на берег, груз + рабы в цепях тоже впечатляют. Помимо груза который на продажу, должен быть груз который покушать - попить в дороге. Я не знаю что они пили в дроге, может из рек черпали. Но и в этом случае лучше далеко не отходить от берега.

"И снова они переоснащают свои моноксилы всем тем нужным, чего им недостает: парусами, мачтами, 
кормилами, которые они доставили [с собой]...."

"И если море, как это часто бывает, выбросит моноксил на сушу, то все [прочие] причаливают, чтобы вместе
противостоять пачинакитам..."

Похоже ни гребля, ни парусы не гарантировали от выброса одной из таких моноксил на берег.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8677 - 17.09.2018 :: 20:52:22
 
Видимо что-то вроде этого (реконструкция моноксила)

...
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8678 - 17.09.2018 :: 21:05:59
 
Талян писал(а) 17.09.2018 :: 20:06:07:
но одно дело доплыть на драккаре до Гренландии, (что конечно очень не просто) и совсем другое протащить его через многокилометровый волок. Так же надо представлять чем закончится такая попытка для драккара.


Вообще, набор судов разных типов у скандинавов достаточно богат. Из всего богатства почему-то всплывает только "драккар". Проблемой волоков я никогда не занимался специально, но удивляет, что по случаю я никогда не натыкался на какие-то подробные описания того, как это всё работает. Боюсь общих фраз тут мало и нужны предметные знания, чтобы делать какие-то выводы. Вот что, к примеру, можно у Джонса прочитать:

"Что касается Хедебю, Годфред сумел использовать выгодное местоположение города в полной мере. Как сообщают нам «Annales Regni Francorum», в 808 г., разрушив Рёрик, датский конунг прибыл со своим войском в гавань Слиесторп - ту самую, где он четырьмя годами раньше петушился перед Карлом. Там он повелел построить вал на северном берегу Эйдера, вдоль всей датской границы «от западного океана до восточного залива (Балтийское море)>> и оставить в нем только одни ворота, чтобы пропускать всадников и повозки. Так было начато строительство Даневирке, системы земляных укреплений на Ютландском перешейке. Подобный шаг вкупе с тем, что Годфред всемерно способствовал росту и процветанию Хедебю, позволяют говорить о нем как об одном из самых дальновидных датских конунгов эпохи викингов, человеке прозорливом и властном. Решительными действиями и хитроумными политическими маневрами он достиг своей цели: теперь торговые люди вместо долгого плавания вдоль негостеприимных западных берегов Ютландии, по проливу Скагеррак, могли пройти тринадцать километров волоком и сразу попасть в Малый или Большой Бельт и Балтийское море, и волок этот пролегал по датской территории."
Источник: Джонс Г. Викинги 2007 с.92
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8679 - 17.09.2018 :: 21:32:40
 
Виктор3992 писал(а) 17.09.2018 :: 20:52:22:
Видимо что-то вроде этого (реконструкция моноксила)

Если Вы считаете, что на "этом" можно ходить торговать за почти 1500 км из них 700 по морю то мне возразить нечего.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 432 433 434 435 436 ... 977
Печать