Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 408 409 410 411 412 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 560598 раз)
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8180 - 04.09.2018 :: 22:08:45
 
Roxsalan писал(а) 04.09.2018 :: 16:12:16:
И как они тащили эти драккары на Каспий?

А зачем тащить? Во Ермак Тимофеевич пришел в Сибирь, срубил струги и пошел сибирское ханство завоевывать. И так казаки поступали вплоть до Амура. Чем древние русы хуже? Суда у них были очевидно практически одинаковые. И Разин наверное так же поступал.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8181 - 04.09.2018 :: 22:21:55
 
Roxsalan писал(а) 04.09.2018 :: 20:41:51:
С чего вы это решили?

Есть такая книжка - Шубин И.А. "Волга и Волжское судоходство"
Да если на карту глянуть то ближе получается и мороки с волоками меньше
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8182 - 04.09.2018 :: 23:00:40
 
upasaka писал(а) 03.09.2018 :: 12:13:54:
Мы же, вроде, пришли к выводу, что народ "ар" и "ИСУ" (не вису). Почему же так на Север тянет?


Незнаю кто куда пришел, я же вроде говорил вам, что для меня это не принципиально.
Вы ису куда помещаете? видимо куда-то северо-восточней Булгара, например Пермь. нет?
Ару и Вису это уже 12 век, упомянуты как народы платящие харадж Булгару.

"А у него [Булгара] есть область, [жители которой] платят харадж, между ними и Булгаром месяц пути, называют ее Вису. И есть другая область, которую называют Ару". "А за Вису на море Мраков есть область, известная под названием Йура". "А дорога к ним (Йурам) по земле, с которой никогда не сходит снег; и люди делают для ног доски и обстругивают их..."

По Бируни народ Ису или страна Ису находится западней на 1 градус Булгара и северней на 6 градусов. Отсюда и Север.

"Крайний пункт, где они сообща [живут] — страна Йура. к ней идут из [страны] Ису в течение двенадцати дней,
а к Ису из Булгара в течение двадцати дней. [Они передвигаются] на деревянных санях, в которые погружают припасы и которые тащат либо сами, либо их собаки, а также на других [скользящих приспособлениях], сделанных из кости, которые они привязывают к ногам и с их помощью покрывают большие расстояния в короткие сроки."

Т.е к Ису и Йурам идут на лыжах, на санях и тд.

И если у Биуни до Ису 20 дней, то у Абу Хамида ал-Гарнати до Вису - месяц пути.
Возможно это один и тот же народ и возможно за прошедшие 100 лет он мог переместиться в более восточную часть,
или Юго-Восточную.

"Жителям Вису и Йура запрещено летом вступать в страну Булгар, потому что когда в эти области вступает кто-нибудь из них,  даже в самую сильную жару, то воздух и вода холодают, как зимой, и у людей гибнут посевы. Это у них проверено. Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наруж"

Голубоглазым блондинам запрещено приходить летом, и это Вису/Ису и Йуры. Северным народам с ними приходит холод.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8183 - 04.09.2018 :: 23:45:35
 
иван васильевич писал(а) 03.09.2018 :: 18:43:20:
Как бы в низ (по течению) хоть по Суре хоть по Оке это не "поднимаются к Булгару". ИМХО. С другой стороны Если вниз - по реке переход 70-75 км - Сура коротка (для20 переходов), а по Оке надо искать русь выше по течению.


"а спускаются по рекам к ним и к их стороне со стороны йаджудж и маджудж и затем поднимаются к Булгару".

Для начала нужно разобраться что значит спускаться/подыматься, а для этого нужно определить где находится сторона йаджудж и маджудж.

"Следует читать в этой части [карты] позади слова «север» — сторона йаджудж и маджудж.
Затем подъем наверх — славяне, и это — доля другой части суши. Затем позади тех в направлении востока — булгары, русы. Затем по проливу — сторона Трапезунда, а сверху реки, идущей рядом — булгары, русы, башджарты, буртасы, хазары, печенеги, булгары еще вторые5, затем страна Сарир, а сверху тех — страна внутренняя и внешняя Арминия. А налево — Азербайджан, Арран, а направо от Арминии — река Тигр.
//КНИГА ПУТЕЙ И СТРАН
http://ruhistor.ru/istochniki_vos_021.html

...
Карта мира из труда Ибн Хаукаля

Ее увеличенная часть
...

Из перевода Бируни
йаджудж и маджудж
...

русы
...

булгары
...

славяне
...

Карта мира Абу Зайд Ахмад ибн Сахл ал-Балхи
около 920-922
...

русский перевод карты (Ибн Хаукаля)
...

http://www.hagahan-lib.ru/library/hazariya-v-krosskulturnom-prostranstve-istoric...
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8184 - 05.09.2018 :: 02:21:28
 
Талян писал(а) 04.09.2018 :: 21:16:10:
На вопросы ответьте, если не сложно.  "Не позднее 750-х гг. в Нижнем Поволховье появляется группа (группы?) выходцев из Скандинавии или с территорий освоенных ими к этому времени". - Кто это был и откуда?

Исходя из набора инструментов в кузне предполагается что это были выходцы с Готланда. Плюс какие то славяне, которые тоже были со скандинавами в Ладоге до того как их изгнали восточные славяне сидевшие на Любшанском городище.

Талян писал(а) 04.09.2018 :: 21:16:10:
"Именно их приход в Поволховье создал необходимые предпосылки функционирования путей через леса и великие водоразделы Русской равнины" Непонятно, что это за предпосылки такие необходимые сложились?


Сразу отмечу, в данной фразе речь идет о славянах, их приходе в Приильменье. Предпосылки самые простые, сначала сформировалась торговая сеть на территории В.Е. с приходом восточных славян на Балтику, в Ладогу сеть Восток-Балтика замкнулась. Чтобы не быть голословным приведу цитату

"  Таким образом, начальный этап формирования пути «из варяг в греки» следует относить ко 2-й пол. VIII – 1-й пол. IX вв. и рассматривать его в первую очередь в контексте этнокультурных и социально-экономических процессов, происходивших внутри славянского мира Восточной Европы, а не славяно-скандинавских отношений. Скандинавы (точнее, надэтничная военно-торговая «корпорация», в которой они играли главную роль) подключились к процессу становления меридианального пути и активизировали его позднее, когда он зашел достаточно далеко, чтобы стать необратимым." (Нефёдов В. С. К предыстории пути «из варяг в греки» (ок. 750 – 850 гг.)

Талян писал(а) 04.09.2018 :: 21:26:43:
И какое это имеет отношение к судам которые плавали по нашим рекам в IX-XI веках?


Самое прямое.

Талян писал(а) 04.09.2018 :: 21:26:43:
На водоразделе между Ловатью и Двиной. Подозреваю вообще никаких дорог не было. Тропы между деревнями.

Подозревать можно все что угодно. Вы докажите это. На скидку, вот что пишет Нефедов:
"В конце IX - начале X вв. в Верхнем Поднепровье начала формироваться археологически фиксируемая инфраструктура транзитных военно-торговых коммуникаций, которые входили в систему «волокового» участка пути «из варяг в греки». Несомненно, эта сеть коммуникаций складывалась на основе внутренних путей сообщения, существовавших в VIII-IX веках.... о наличии дороги, подходившей к Гнёздову с северо-востока, свидетельствует скопление памятников конца I тыс. в верховьях р. Дубровенки, включая археологический комплекс Новосёлки и клад у д. Дубровенки (954-961 гг.)." (В.С. Нефедов. Смоленское Поднепровье и Подвинье в период формирования древнерусского государства по археологическим
данным)

Талян писал(а) 04.09.2018 :: 21:26:43:
Я разве сказал, что колес не было? Не было велосипедных колес, со спицами и подшипниками качения. На приведенном Вами фото по асфальтированному шоссе, на легкой тележке с  велосипедными колесами везут легонькую лодочку. То моему это настоящая профанация.

Где вы на фото велосипедные колеса увидели?

Талян писал(а) 04.09.2018 :: 21:41:28:
Да мало ли кто, что где де пишет. Что такое "суда построенные на основе простых однодревок" по Сорокину? Если  долбленка с нарощенными  бортами, то "Чайка" полностью этому соответствует. И нет противоречий с  источниками.

С таким подходом "мало ли кто что пишет" я могу и к вам обратиться. Я вам привел работу специалистов, в ней приведены фото и описания найденных судов. А так же сделаны выводы о том, что на юге суда с нарощенными бортами не зафиксированы. Оспорьте эти выводы. Шпангоуты на Руси появляются в Х веке, русь по воде походы совершает с середины 1Х века. Смоьрим что пишет Сорокин, если вас не устраивают процитированные мною авторы

"Сравнение судостроительной традиции Северо-Западной Руси с южнорусской свидетельствуют об определенных различиях в них. Судя по археологическим, письменным и изобразительным материалам,на юге Руси в средневековье были широко распространены обычные - не расширенные однодревки, которые так же могли иметь дополнительные борта из досок. Вероятно,именно они и составляли основную часть флотов русских князей, совершавших в IX - XI в.в. походы на Византию. Помимо судов на однодревной основе в них входили.и дощатые суда с клинкерной обшивкой скандинавского типа, которые, однако, не нашли на юге Руси такого распространения, как на Севере." (Водные пути и судостроение на северо-западе Руси в средневековье)

Талян писал(а) 04.09.2018 :: 21:41:28:
Если он имеет в виду челнок вырубленный из одного ствола, то тогда не понятно как на таких посудинах плавали по Черному морю, как бились с византийским флотом. Как армию перевозили?

Плавали каботажно, о чем прямо свидетельствует Багрянородный, который дважды в своем сочинении подчеркивает что русы свои суда переносили на плечах. Вы казачью чайку много на плечах потаскаете? С флотом так и бились, проигрывая все морские сражения. О чем пишет те же греки, читайте. Ну и ... какую армию? В нападении 860 года участвовало 200 ладей, по греческим источникам. 200 судов по 15-16 человек и даже по 10 это 2-3.5 тыс. чел. Вы наберите такую армию в 860 году. Читайте работы по численности армий, гарнизонов в то время.

Талян писал(а) 04.09.2018 :: 22:01:45:
Суда построенные на  основе долбленной колоды из цельного дерева (трубы) с нарощенными досчатыми бортами известны на Руси по крайней мере с Х века, практически не меняясь в конструкции.


Ключевое слово, с Х века.
Талян писал(а) 04.09.2018 :: 22:01:45:
По чему нет археологических свидетельств? Не знаю. Может все ранние экземпляры использовались для погребальных костров?


Ну так почитайте археологов относительно погребальных костров с ладейными заклепками, коими наращивались борта, выясните их размеры, туже Стальсберг, например, Каинова, Нефедова.

Талян писал(а) 04.09.2018 :: 22:01:45:
В пятидесятые годы в Ростове Великом нашли два парных дубовых шпангоута. Сейчас они в Эрмитаже. Дотировали как конец X, начало XI веков. По размерам, если это половинки мидельшпангоута, то судно имело длину около 17 метров, ширину - около  4,5 метров. Вот такие пироги.

Ок смотрим по этим шпангоутам.

"В 1955 г. во время раскопок Н.Н. Воронина в Митрополичьем саду Ростовского кремля были найдены два парных дубовых шпангоута, явно предназначавшихся для корпуса крупной ладьи. В настоящее время они хранятся в Государственном Эрмитаже. Автор раскопок датировал находку X в. При сопоставлении с данными раскопок в Ростове последних лет это определение можно уточнить: судя по стратиграфии, встреченным предметам и керамике, отложения, в которых найдены шпангоуты, относились к рубежу Х - ХI столетий - времени Ярослава Мудрого. Для Ростова - это период начала интенсивного развития города, связанный с появлением различного рода новаций в жизни горожан. Шпангоуты представляют собой два выгнутых, суживающихся кверху дубовых бруса прямоугольного сечения, длиной 2,51 - 2,52 м и толщиной в нижней части 0,16 и 0,13 м с вырубками для крепления по меньшей мере 6 рядов обшивки с внешней стороны. Сохранность дерева не очень хорошая, особенно в верхней, частично деформированной части. Усыханием дерева, видимо, объясняется неравная толщина шпангоутов при одинаковой длине и симметричности вырубок для обшивки. Не исключено, что по той же причине изгиб верхней части шпангоутов может не соответствовать первоначальному. Найденные детали принадлежали судну с наборным корпусом. Реконструкция его поперечного сечения при наиболее вероятном способе соединения шпангоутов с килевым брусом показывает, что ширина ладьи могла достигать 4,35 м при высоте борта 1,3 - 1,6 м. Если это мидель-шпангоутов (серединный), то, учитывая пропорции судов того времени, длина ладьи могла достигать 18 м, если же шпангоуты других рядов, то размеры были еще больше. В другом, первоначальном варианте реконструкции Н.Н. Воронина, ширина судна равнялась 3,35 м при высоте борта 1,7 м. Ширина килевого бруса в месте соединения со шпангоутами составляет 0,32 м. Полученные результаты сопоставимы с данными о размерах средневековых судов IХ - ХI вв. Способ обшивки бортов - внакрой (в клинкер) также обычен для своего времени. Для Руси Х - ХI столетий суда с наборным корпусом не характерны. Упоминаемые Константином Багрянородным "моноксилы" - однодеревки славян, использовавшиеся для плавания по Днепру и Черному морю, набойни, насады, струги, челны - суда иной, более простой конструкции, восходящие к архаичной долбленке. Археологические материалы подтверждают существование тех же долбленок и, не позднее XII в. - довольно крупных плоскодонных судов.
Поиск аналогов уводит на Балтику, где в эпоху викингов строились разнообразные по назначению и размерам военные и торговые корабли (драккары, кнорры) с наборными корпусами, в которых использовались шпангоуты сходней конструкции. Судостроение этого и последующего времени хорошо известно по находкам затонувших и использованных при погребении знатных людей кораблей IХ - ХIII вв. в Норвегии, Швеции, Дании, Польше, Германии. Нет уверенности в том, что ладья была построена именно в Ростове: для озера суда такого класса не нужны, а создание большого корабля для далекого плавания при отсутствии кораблестроительных традиций кажется сомнительным. Более вероятно, что ладья принадлежала иноземным гостям ("заморская ладья" "Русской Правды"). Известность Ростова подтверждает его упоминание в числе немногих русских городов в раннесредневековых скандинавских источниках. Широкие торговые связи края, по археологическим данным, сложились еще в IX в., в эпоху мери. Впоследствии попавшее в Ростов судно было разобрано: шпангоуты найдены на территории городской усадьбы в отдалении от озера." (А.Е. Леонтьев
Ладейные шпангоуты X в. из Ростова)

И так смотрим что получается: а) шпангоуты датируются рубежом Х-Х1 века; б) судно построено в нетипичной для Руси традиции; в) предположительно не на месте,  а прибыло прямиком с Балтики. И здесь возникает вопрос, прибыло каким макаром, как волоки и пороги преодолевало, если источники показывают что суда подобного класса даже в Ганзейское время не преодолевали Волховские пороги, в Ладоге товар грузили на плоскодонки гораздо меньшего размера и доставлялся в Новгород. Если судно строили на месте, для чего и почему позже не строили? В связи с этим возникает вопрос, а было ли судно и нет ли основания предполагать что в  Ростов за какой то нуждой попали лишь шпангоуты?  Других деталей судна не найдено, да и эти найдены далеко от озера.

Талян писал(а) 04.09.2018 :: 22:01:45:
Для пущей убедительности  сошлюсь на статью А. В. Лукошков. "Флот Древней Руси в плаваниях на Константинополь: находки и реконструкции"

У Лукошкова своих фантазий хватает, впрочем давайте и его процитируем

"Сегодня уже нет сомнения, что древние росы плавали в Константинополь на относительно небольших, плоскодонных быстроходных судах. В подтверждение мы можем сослаться на свидетельства древних авторов... " скифы применяют легкие, малые и быстрые корабли. Ведь они добираются до Черного моря, спускаясь по рекам, поэтому не могут пользоваться слишком большими судами".... Позднее, в 949 г., епископ Кремоны Лиудпранд, бывавший с дипломатическими миссиями в Константинополе, также подчеркнул эту особенность древних русских судов при описании неудачного похода князя Игоря Святославовича на Царьград в 941 г.... "однако корабли Руси, будучи небольшими, отошли на мелководье, что не могли сделать греческие хеландии из-за своей глубокой осадки".... Известен только один тип славянских судов, который соответствует таким требованиям, поскольку создавался он именно для обеспечения перевозок по трассам, включающим мелководные реки и волоки между ними. Это «струги», которые как тип судна впервые упомянуты в «Правде Ярославичей», составленной около 1068 г. ".

Перечислив все эти данные и указав что суда русов явно не скандинавские, Лукошков начинает фантазировать на тему того что подобными стругами пользовались на Руси от сотворения мира. Причем ссылается на источники 16-17  века и археологические находки надежно датируемые по находкам в Новгороде 1000 годом н.э. Причем из описания следует что

"Из-за плохой сохранности ученым удалось реконструировать лишь один корпус, который имел длину 6,75 м при ширине 0,9 м и высоте бортов 0,55 м. Толщина стенок бортов составляла всего 11—14 мм, а толщина днища — 20 мм10. Останки еще одного струга, датированные 1090—1110 гг., были найдены в 1992 г. Его длина предположительно достигала 8 м, а ширина корпуса — 1,2 м. При этом толщина стенок корпуса составляла те же 20 мм в днищевой части, уменьшаясь в верхней части борта до 8 мм. Но, главное, — струг имел ошивные доски, шириной 175 мм и толщиной всего 13 мм. Такие же ошивные доски толщиной 11—13 мм были найдены и в слоях XIII—XIV вв."

Какое все это имеет отношение к 1Х-Х веку, особенно при учете того, что как я уже цитировал выше специалисты указывают что судостроительная традиция юга и севера различалась? Ссылки на строительные традиции казаков вообще каким боком к руси 1Х-Х века? Но главное не только это Лукошков пишет:

"Ведь изготовление струга с нашивами требовало наличия не только струговой трубы, длинномерных досок, штевней, перешв, щегол и райн, но и снабжения мастеров другими расходными и комплектующими материалами. В первую очередь, это смола. В 1656 г. 1000 пудов (16 т) смолы пришлось везти на Касплю из Нижнего Новгорода через Москву и Смоленск. Также была необходима пакля для конопатки, кованые гвозди для крепления наиболее важных узлов, скобы и планки для ластовых уплотнений швов, вица для крепления нашивин, канаты и веревки (ужи) для фиксации мачт, управления реями и спуска якоря, а также сами якоря — скорее всего, это были четырех- или пятилапые «котвы». Вполне возможно, что в комплектацию древних стругов входил и «луб» — тонкая дранка, которая использовалась для покрытия корпуса сверху от дождя и брызг. Для стругов XVII в. это бьшо обязательно. В любом случае, ясно, что, помимо основных деталей корпуса, оснащение струга-моноксила требовало доставки множества других грузов. Причем, учитывая низкую плотность населения и низкую производительность работ, сбор этих материалов и комплектующих должен был производиться с очень больших территорий и занимал длительное время. Кроме того, для строительства судов нужно было иметь довольно большой контингент мастеров разных специальностей. Так, для изготовления 200 стругов в 1656 г. потребовалось привезти на реку Касплю 180 плотников с Оки, 1000 рабочих из Новгородской чети и 50 кузнецов из Москвы. Таким образом, подготовка и торгового каравана на Царьград и, тем более, военного похода были длительным процессом, занимавшим 50—60 дней и требовавшим наличия механизма управления и координации на довольно больших пространствах. Очевидно, что каждое плавание и поход планировались и готовились заранее, и не исключено, что уже в IX—X вв. существовала особая группа профессионалов, которые обеспечивали весь комплекс мероприятий по подготовке и проведению плавания."

Вот теперь вы за Лукошкова давайте рассказывайте откуда русы в 1Х-Х веке, особенно в в 1Х, в 860 и 863 году везли доски паклю, смолу,канаты, иные грузы для строительства своих стругов, откуда везли мастеровых, неужели тоже из Москвы и Новгородской чети?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8185 - 05.09.2018 :: 02:33:15
 
Талян писал(а) 04.09.2018 :: 22:01:45:
Для пущей убедительности  сошлюсь на статью А. В. Лукошков. "Флот Древней Руси в плаваниях на Константинополь: находки и реконструкции

Сразу весь ответ не поместился поэтому продолжаю. Смотрим снова Лукошкова

"не менее 60 человек искусных... во всех ремеслах трудятся около одного челна и отделывают оный через 15 дней, так что [...] от 5 до 6 тысяч добрых [...] казаков [...] в две или три недели изготовляют около 80 или 100 лодок.. Близкие цифры известны и по источникам, касающимся строительства стругов на реке Каспле весной 1656 г. для похода на Ригу. Тогда за месяц — с 12 марта по 15 апреля — было полностью изготовлено и спущено в Западную Двину 120 стругов, а еще 80 — «обложено», но ждали подвоза смолы для окончательной отделки."

Вот и расскажите мне где в 1Х веке брали столько мастеровых способных к судостроительству чтобы построить  200 ладей для похода на Константинополь? Или 500 ладей вместимостью в 100 человек каждая для похода на Каспий. За одно расскажите где же это была такая государственная структура, или по Лукошкову, "группа профессионалов" в 860 году, да и позже,  которая обладала навыками а главное способами; "управления и координации на довольно больших пространствах", заранее планировала и готовила "плавание и поход" и " обеспечивали весь комплекс мероприятий по подготовке и проведению плавания"?.

Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8186 - 05.09.2018 :: 02:52:48
 
Талян писал(а) 04.09.2018 :: 22:08:45:
А зачем тащить? Во Ермак Тимофеевич пришел в Сибирь, срубил струги и пошел сибирское ханство завоевывать. И так казаки поступали вплоть до Амура. Чем древние русы хуже? Суда у них были очевидно практически одинаковые. И Разин наверное так же поступал.

Ну так расскажите где строили если не тащили, как писал Багрягородный? Укажите место, где рос лес для строительства судов для похода на Черное и Каспийское море, если по Лукошкову даже  в "1646 г. казачий круг писал: «...надобно нам морских стругов... [для похода] ста [...] с три или четыре и мера тем стругам — длина у трубы девять сажен или полудевяти...», и царь отправлял на Дон казакам; "с Воронежа 30 стругов морских да 50 труб струговых выделанных, а на ошивку тем стругам 200 досок липовых по 9 и по 8 сажен, да на щоглы (мачты. — А. П.), да на райны (реи. — А. П.) 200 дерев"

При этом, когда будете рассказывать, не забывайте слова Багрянородного написанные им между 948-052 годом

" Но и против удаленных от их пределов врагов[6] росы вообще отправляться не могут, если не находятся в мире
с пачинакитами, так как пачинакиты имеют возможность - в то время когда росы удалятся от своих [семей], - напав, все у них уничтожить и разорить....  Эта переправа имеет ширину ипподрома[48], а длину, с низа до того [места], где высовываются подводные скалы[49], - насколько пролетит стрела пустившего ее отсюда дотуда. Ввиду чего к этому месту спускаются пачинакиты и воюют против росов[50].... Пока они не минуют реку Селина, рядом с ними следуют пачинакиты. И если
море, как это часто бывает, выбросит моноксил на сушу, то все [прочие] причаливают, чтобы вместе противостоять пачинакитам."

А до печенегов в степи ошивались булгары, хазары, венгры. Так где струги то росы для похода на Каспий строили? Как волок волго-донской преодолевали? Или не преодолевали? За Ермаком стояло государство спонсировавшие его поход. Ну и смотрим поход Разина на Каспий.

"В марте 1667 года из приказа Казанского дворца астраханским властям было отправлено извещение о том, что на Дону в Паншине городке и Качалинском городке собралось большое количество казаков — более 2000. Они намеревались с боем захватить в Царицыне струги и спуститься вниз по Волге для начала разбоев...  7 мая 1667 года у Камышинской переволоки отряд Степана Разина переправился с Дона на Волгу. В одном урочище казаки остановили богатый караван из множества насадов, лодий и павозков. Среди их трофеев оказался и насад патриарха московского и всея Руси Иосафа. Все имущество, захваченное на этих судах, атаман приказал перегрузить на свои струги."

Достаточно?









Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8187 - 05.09.2018 :: 02:53:37
 
Талян писал(а) 04.09.2018 :: 22:21:55:
Есть такая книжка - Шубин И.А. "Волга и Волжское судоходство"
Да если на карту глянуть то ближе получается и мороки с волоками меньше

Вы не на карту смотрите а на работы археологов и историков.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8188 - 05.09.2018 :: 04:00:05
 
Roxsalan писал(а) 05.09.2018 :: 02:21:28:
Исходя из набора инструментов в кузне предполагается что это были выходцы с Готланда.

Если такой подход применить к Бирке и определять национальность жителей по находкам может оказаться что там скандинавов вообще не было.Roxsalan писал(а) 05.09.2018 :: 02:21:28:
Скандинавы (точнее, надэтничная военно-торговая «корпорация», в которой они играли главную роль)

Что это такое? Где такая "корпорация" упоминается? Какие следы она оставила, да еще в 750-850 годах? Это яркий пример того,
что Вы называете "бла, бла, бла"
Roxsalan писал(а) 05.09.2018 :: 02:21:28:
Самое прямое.

То есть Вы утверждаете, что "из  варяг в греки" ходили суда наборной конструкции скандинавского типа? А все цитированные Вами авторитеты утверждают обратное. Где правда?
Roxsalan писал(а) 05.09.2018 :: 02:21:28:
Ключевое слово, с Х века.
Да. О тогда них писал Константин Багрянородный. А фактически они появились гораздо раньше.Roxsalan писал(а) 05.09.2018 :: 02:21:28:
Ну так почитайте археологов относительно погребальных костров с ладейными заклепками, коими наращивались борта, выясните их размеры, туже Стальсберг, например, Каинова, Нефедова.

Причем здесь заклепки? На славянских судах  борта к набору пришивались органическим материалом. Roxsalan писал(а) 05.09.2018 :: 02:21:28:
И так смотрим что получается: а) шпангоуты датируются рубежом Х-Х1 века; б) судно построено в нетипичной для Руси традиции; в) предположительно не на месте,  а прибыло прямиком с Балтики. И здесь возникает вопрос, прибыло каким макаром, как волоки и пороги преодолевало, если источники показывают что суда подобного класса даже в Ганзейское время не преодолевали Волховские пороги, в Ладоге товар грузили на плоскодонки гораздо меньшего размера и доставлялся в Новгород. Если судно строили на месте, для чего и почему позже не строили? В связи с этим возникает вопрос, а было ли судно и нет ли основания предполагать что в  Ростов за какой то нуждой попали лишь шпангоуты?  Других деталей судна не найдено, да и эти найдены далеко от озера.

Леонтьев не верно трактует находку. Это вновь изготовленные части шпангоутов, никогда не стоящие но судне. В них нет отверстий под заклепки, нагели и т.д. Конструкция их не подходит к скандинавской системе обшивки. У скандинавов верхний пояс обшивки накрывал нижний. Найденный шпангоут предусматривает что нижний пояс покрывает верхний. Аналоги были в Германии в 15-16 веках. По моему этот пример хорошо иллюстрирует что реально знают цитированные Вами авторы о судостроении Древней Руси. Мягко говоря не все.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8189 - 05.09.2018 :: 04:02:40
 
Roxsalan писал(а) 05.09.2018 :: 02:21:28:
Вот теперь вы за Лукошкова давайте рассказывайте откуда русы в 1Х-Х веке, особенно в в 1Х, в 860 и 863 году везли доски паклю, смолу,канаты, иные грузы для строительства своих стругов, откуда везли мастеровых, неужели тоже из Москвы и Новгородской чети?

Думаю у них  были другие центры судостроения. У КБ их описал.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8190 - 05.09.2018 :: 04:05:52
 
Roxsalan писал(а) 05.09.2018 :: 02:52:48:
"В марте 1667 года из приказа Казанского дворца астраханским властям было отправлено извещение о том, что на Дону в Паншине городке и Качалинском городке собралось большое количество казаков — более 2000. Они намеревались с боем захватить в Царицыне струги и спуститься вниз по Волге для начала разбоев...  7 мая 1667 года у Камышинской переволоки отряд Степана Разина переправился с Дона на Волгу. В одном урочище казаки остановили богатый караван из множества насадов, лодий и павозков. Среди их трофеев оказался и насад патриарха московского и всея Руси Иосафа. Все имущество, захваченное на этих судах, атаман приказал перегрузить на свои струги."

Достаточно?


Между реалиями 860 года и 1667 есть небольшая разница. НЕ находите?
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8191 - 05.09.2018 :: 04:08:35
 
Roxsalan писал(а) 05.09.2018 :: 02:53:37:
Вы не на карту смотрите а на работы археологов и историков.

А чем еще Вы можете объяснить существование Белозерского княжества? Да еще с  9 века?
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8192 - 05.09.2018 :: 04:14:05
 
Roxsalan писал(а) 05.09.2018 :: 02:33:15:
Вот и расскажите мне где в 1Х веке брали столько мастеровых способных к судостроительству чтобы построить  200 ладей для похода на Константинополь? Или 500 ладей вместимостью в 100 человек каждая для похода на Каспий. За одно расскажите где же это была такая государственная структура, или по Лукошкову, "группа профессионалов" в 860 году, да и позже,  которая обладала навыками а главное способами; "управления и координации на довольно больших пространствах", заранее планировала и готовила "плавание и поход" и " обеспечивали весь комплекс мероприятий по подготовке и проведению плавания"?.

А Вы серьезно считаете, что у Древнерусского государства возможности были меньшими, чем у толпы маргиналов в Запорожской сечи?
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8193 - 05.09.2018 :: 04:27:48
 
Roxsalan писал(а) 05.09.2018 :: 02:21:28:
о наличии дороги, подходившей к Гнёздову с северо-востока,

Где находится  Гнездово и где Ловать. И мне советуете на карту не смотреть.Roxsalan писал(а) 05.09.2018 :: 02:21:28:
Плавали каботажно, о чем прямо свидетельствует Багрянородный, который дважды в своем сочинении подчеркивает что русы свои суда переносили на плечах. Вы казачью чайку много на плечах потаскаете? С флотом так и бились, проигрывая все морские сражения. О чем пишет те же греки, читайте. Ну и ... какую армию? В нападении 860 года участвовало 200 ладей, по греческим источникам. 200 судов по 15-16 человек и даже по 10 это 2-3.5 тыс. чел. Вы наберите такую армию в 860 году. Читайте работы по численности армий, гарнизонов в то время.

От устья Днепра до Босфора вдоль берега больше 700 км на плоскодонных долбленках, даже очень больших, не доплыть. Ни каких шансов. Греки побеждали с помощью греческого огня. Другого в источниках нет. На Бердаа ходили 3 тысячи русов. На Константинополь 4, так по крайней мере Толочко утверждает.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8194 - 05.09.2018 :: 05:54:09
 
Талян писал(а) 05.09.2018 :: 04:08:35:
А чем еще Вы можете объяснить существование Белозерского княжества? Да еще с  9 века?

Археологи нашли Белозеро?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8195 - 05.09.2018 :: 06:04:48
 
Roxsalan писал(а) 04.09.2018 :: 19:54:02:
Назовите по другому. Не принципиально, суть в размере судна.

Названия нет, есть количество чел.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8196 - 05.09.2018 :: 11:40:20
 
Roxsalan писал(а) 04.09.2018 :: 19:54:02:
Уже разбирали, термин ас-сакалиба достаточно размыт. У вас есть основания утверждать что во времена Бируни Волга была славянской рекой?

По араб. источ. - это Волга.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8197 - 05.09.2018 :: 12:21:04
 
Талян писал(а) 05.09.2018 :: 04:00:05:
Если такой подход применить к Бирке и определять национальность жителей по находкам может оказаться что там скандинавов вообще не было

Ну почитайте археологов по Ладоге, там все объяснено. А так получается, я этого не читал, но то что они пишут фигня, я лучше знаю.

Талян писал(а) 05.09.2018 :: 04:00:05:
Что это такое? Где такая "корпорация" упоминается? Какие следы она оставила, да еще в 750-850 годах? Это яркий пример того,что Вы называете "бла, бла, бла"

Бла бла бла пока у вас получается. Спор шел о начале функционирования торговых путей. Я вам привел  мнение археологов. Причем тут торговая корпорация, это все мишура, автор норманист так считает, при этом, что главное, признает что сначала торговые пути были отлажены на территории В.Е. включая территории проживания славян. И лишь потом, после выхода славян к Балтике, в эту торговлю вклинились скандинавы.  Что и требовалось доказать.
Талян писал(а) 05.09.2018 :: 04:00:05:
То есть Вы утверждаете, что "из  варяг в греки" ходили суда наборной конструкции скандинавского типа? А все цитированные Вами авторитеты утверждают обратное. Где правда?


В вине. Если серьезно, путь из варяг в греки как и путь из Ладоги на Волгу состоял из разных участков пути, где использовались присущие обитавшим там народам судостроительные  традиции. На северном отрезке использовали суда, в скандинавской, финской и славянской традиции, типа такого, что было реконструировано Сорокиным, на южном отрезке использовали суда построенные в иной славянской традиции. Об этом пишут все перечисленные мною авторы. Откровенно говоря я не понимаю как вы их читаете.
Талян писал(а) 05.09.2018 :: 04:00:05:
Да. О тогда них писал Константин Багрянородный. А фактически они появились гораздо раньше


Доказательства приведите что появились раньше?

Талян писал(а) 05.09.2018 :: 04:00:05:
Причем здесь заклепки? На славянских судах  борта к набору пришивались органическим материалом.

Это где вы такое вычитали? Источник, цитаты.

"В Древней Руси много погребений эпохи викингов с заклепками от лодок. Больше всего их в Гнёздове... Часто нелегко понять, есть ли в погребении ладья, особенно в кремациях, где дерево не сохранилось и железные заклепки лежат в беспорядке (кроме того, надо отличать ладейные заклепки от других). В
несожженных погребениях заклепки чаще всего лежат в нетронутом виде, и удается проследить отпечаток ладьи в грунте... Погребения с заклепками найдены в четырех местах: в юго-восточном Приладожье, в Плакуне под Старой Ладогой, в Гнёздове и в Большом Тимереве Я, конечно, не могу гарантировать, что список полон... Судя по находкам в тех местах, куда можно добраться прямо с
Ладожского озера, ладьи были длиной от 6 до 12 метров. Несожженная лодка из Усть-Рыбежны особенно важна, так как заклепки найдены в относительно нетронутом положении, и по ним можно заключить, что судно было около 9, 9 метров длины (несожженная находка из
сопковидной насыпи близ Плакуна не дает информацию о судне, так как заклепки разбросаны). Маленькие лодки из погребений у Плакуна могут быть отнесены к типу тех лодок, которые один из исследователей называл "велосипедом побережья" (т. е. лодка, в которой плавали у поселения, через реку, фиорд, залив и т. д., без судовой команды)... Ян Билль исследовал заклепки из № 6, 8, 9, 11 (см. табл. ) [ср.: 7, с. 168, курган13]. Он заключил, что эти заклепки по типу ближе к балтийским и славянским, так как стержни заклепок - четырехугольные в сечении, не круглые как в скандинавском судостроении [10, с. 60] (см. фото). Если
Билль прав, то плакунские ладьи построены в Восточной Европе; следовательно, скандинавы не принесли свои лодки через Балтийское море.... В Гнёздове перед нами другая картина. Там кострища имеют диаметр 9-
33 м, т. е. на них предположительно сожжены ладьи такой же длины (хотя нельзя заключить без оговорок, что длина ладьи соответствует диаметру или длине кострища, но можно предполагать, что гнёздовские
суда имеют большую длину, чем плакунские). Если они легкой конструкции, их можно волочить через или мимо порогов и через волоки. Однако они могли быть построены в Гнёздове (во всяком случае, находки № 17 и 18), так как заклепки из этих погребений, по Я.
Биллю, такие же, как плакунские, и, следовательно ближе к балтийской и славянской, нежели скандинавской традиции
." (Анне Стальсберг О СКАНДИНАВСКИХ ПОГРЕБЕНИЯХ С ЛОДКАМИ ЭПОХИ
ВИКИНГОВ НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ)
Талян писал(а) 05.09.2018 :: 04:00:05:
Леонтьев не верно трактует находку. Это вновь изготовленные части шпангоутов, никогда не стоящие но судне. В них нет отверстий под заклепки, нагели и т.д. Конструкция их не подходит к скандинавской системе обшивки. У скандинавов верхний пояс обшивки накрывал нижний. Найденный шпангоут предусматривает что нижний пояс покрывает верхний. Аналоги были в Германии в 15-16 веках. По моему этот пример хорошо иллюстрирует что реально знают цитированные Вами авторы о судостроении Древней Руси. Мягко говоря не все.


Приведите источник относительно ростовских шпангоутов на который опираетесь вы?

Талян писал(а) 05.09.2018 :: 04:02:40:
Думаю у них  были другие центры судостроения. У КБ их описал.

И где эти центры были по вашему? Это первое. Второе я вам К.Б. цитировал у него русы носят свои ладьи на плечах.

Талян писал(а) 05.09.2018 :: 04:05:52:
Между реалиями 860 года и 1667 есть небольшая разница. НЕ находите?

Именно на это я вам постоянно и указываю. Или вы полагаете что в 860 году русы были более крутыми и сноровистыми судостроителями нежели русские и казаки в 1667 году? Наверное и технологии были тогда не в пример лучше чем в 17 веке?

Талян писал(а) 05.09.2018 :: 04:08:35:
А чем еще Вы можете объяснить существование Белозерского княжества? Да еще с  9 века?

Да не было такого княжества в 9 веке.

"Результаты многолетних раскопок Белоозера, завершённых в 1965 г., Л. А. Голубева подвела в монографии, вышедшей через 8 лет. Анализируя объёмные материалы, полученные в ходе работ, исследовательница убедительно показала, что древнейшие городские напластования связаны с наиболее возвышенной частью правого берега Шексны. При этом, по мнению Л. А. Голубевой, раннее поселение тяготело к р. Васильевке, а не к Шексне, от которой посёлок был отделён полосой леса шириной в 40–50 м (Голубева, 1973, с. 81). Рассматривая в монографии вопрос о начальной дате этого поселения, определённой в ряде предшествующих публикаций серединой X в. (Голубева, 1965), исследовательница постаралась показать, что оно возникает несколько раньше – в первой половине X столетия (Голубева, 1973, с. 81)...  Не углубляясь в детальный анализ остальных категорий находок, который уже публиковался (Захаров, 2004, с. 65–68), отмечу, что в древнейших слоях Белоозера нет материалов, надёжно датируемых первой половиной X в. ... Рассматривая проблему начальной даты Белоозера, нельзя обойти вниманием и вопросы хронологии городского некрополя.... Любопытен вещевой комплекс, обнаруженный в этом своеобразном сооружении. Скандинавская овальная фибула и наконечник ремня, возможно,  связанный своим происхождением со Скандинавией, соседствуют здесь с подковообразной фибулой с многогранными головками, пряжкой, отлитой по наборной восковой модели, шумящей подвеской сощитком из трёх волют и обломком втульчатого височного кольца или гривны. Но в хронологическом плане  полученный набор достаточно компактен и надёжно датируется второй половиной – концом X в. (Макаров, Захаров, Бужилова, 2001, с. 83, 303–304).... Следовательно, анализ всего комплекса древнейших находок, происходящих с территории города
и из его некрополя, убеждает в том, что начало развития Белоозера относится к середине X в. При более осторожном подходе время возникновения города можно определять в рамках второй трети X в., но никаких реальных данных для удревнения этого события и отнесения его не только к 862 году, но даже к
началу X в. в нашем распоряжении нет
." (С. Д. Захаров. Белоозеро. Русь в 1Х-Х веках: Археологическая панорама)

Талян писал(а) 05.09.2018 :: 04:14:05:
А Вы серьезно считаете, что у Древнерусского государства возможности были меньшими, чем у толпы маргиналов в Запорожской сечи?

Вы сначала найдите это Древнерусское государство в 860 году, очертите его границы, тогда и порассуждаем о его возможностях.

Талян писал(а) 05.09.2018 :: 04:27:48:
Где находится  Гнездово и где Ловать. И мне советуете на карту не смотреть

Я вам указал, не сильно погружаясь в поиски, наличие древней дороги идущей к Гнездово с северо-востока. Значит дороги в то время были. По Ловати надо смотреть.

Талян писал(а) 05.09.2018 :: 04:27:48:
От устья Днепра до Босфора вдоль берега больше 700 км на плоскодонных долбленках, даже очень больших, не доплыть. Ни каких шансов.

Это вы русам и Багрянородному расскажите. Или таки полагаете что суда русов были большие? Как их тогда на плечах через пороги переносили?

Талян писал(а) 05.09.2018 :: 04:27:48:
Греки побеждали с помощью греческого огня. Другого в источниках нет.

Не всегда помогал только огонь. По факту это случилось только в в первой фазе похода Игоря в 941 году. После того как остатки роского флота ушли к малазийским берегам в рассказах о сражении с ними греческого флота про греческий огонь больше не вспоминают. И опять же источники показывают что корабли росов были не большие

" Однако корабли руси, будучи небольшими, отошли на мелководье, чего не могли сделать греческие хеландии из-за своей глубокой осадки." ( Лиутпранд Кремонский)

Та же ситуация и в Х1 веке. Конкретно в 1043 году

"варвары снарядили против него войско; избрав морской путь, они нарубили где-то в глубине своей страны лес, вытесали челны, маленькие и покрупнее, и постепенно, проделав все в тайне, собрали большой флот и готовы были двинуться на Михаила.... XCIV. Так построились противники, но ни те, ни другие боя не начинали, и обе стороны стояли без движения сомкнутым строем. Прошла уже большая часть дня, когда царь, подав сигнал, приказал двум нашим крупным судам потихоньку продвигаться к варварским челнам; те легко и стройно поплыли вперед, копейщики и камнеметы подняли на их палубах боевой крик, метатели огня заняли свои места и приготовились действовать. Но в это время множество варварских челнов, отделившись от остального флота, быстрым ходом устремилось к нашим судам, Затем варвары разделились, окружили со всех сторон каждую из триер и начали снизу пиками дырявить ромейские корабли; наши в это время сверху забрасывали их камнями и копьями. Когда же во врага полетел и огонь, который жег глаза, одни варвару бросились в море, чтобы плыть к своим, другие совсем отчаялись и не могли придумать, как спастись.217 XCV. В этот момент последовал второй сигнал, и в море вышло множество триер, а вместе с ними и другие суда, одни позади, другие рядом. Тут уже наши приободрились, а враги в ужасе застыли на месте. Когда триеры пересекли море и оказались у самых челнов, варварский строй рассыпался, цепь разорвалась, некоторые корабли дерзнули остаться на месте, но большая часть их обратилась в бегство. Тут вдруг солнце притянуло к себе снизу туман и, когда горизонт очистился, переместило воздух, который возбудил сильный восточный ветер, взбороздил волнами море и погнал водяные валы на варваров. Одни корабли вздыбившиеся волны накрыли сразу, другие же долго еще волокли по морю и потом бросили на скалы и на крутой берег; за некоторыми из них пустились в погоню наши триеры, одни челны они пустили под воду вместе с командой, а другие воины с триер продырявили и полузатопленными доставили к ближайшему берегу. И устроили тогда варварам истинное кровопускание, казалось, будто излившийся из рек поток крови окрасил море" (Михаил Пселл Хронография)

И здесь как видим, суда русов небольшие челны, не способные, в отличии от кораблей греков, противостоять буре.

Талян писал(а) 05.09.2018 :: 04:27:48:
На Бердаа ходили 3 тысячи русов. На Константинополь 4, так по крайней мере Толочко утверждает.

Утверждать можно что угодно, доказательства где? Где столько народа набрали для похода?

Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8198 - 05.09.2018 :: 12:30:35
 
upasaka писал(а) 05.09.2018 :: 06:04:48:
Названия нет, есть количество чел.

Ну и где строили эти суда вместительностью в 100 человек, как волоки на них преодолевали?
upasaka писал(а) 05.09.2018 :: 11:40:20:
По араб. источ. - это Волга.

Не во всех. У Хордадбеха река славян это Танаис, т.е. Дон. Это первое, второе у Фадлана царь булгар это и царь ас-сакалиба. Булгары славяне? Если нет, покажите иных славян на Волге в это время археологически? Итиль река славян у арабов потому что там живут ас сакалиба, к которым они относили и булгар и иные светлокожие народы В.Е., что не делает Волгу в 1Х-Х1 вв. рекой славян. Не было их там еще в это время, разве что ее верховьев. Но называть по народу в незначительных количествах обитавшему в верховьях Волги всю остальную реку, заселенную иными народами слишком самонадеянно.
Наверх
 
Amaro Shakur
ReadOnly
++
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 19403
Беларусь
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8199 - 05.09.2018 :: 12:31:38
 
За одно расскажите где же это была такая государственная структура, или по Лукошкову, "группа профессионалов" в 860 году, да и позже, которая обладала навыками а главное способами; "управления и координации на довольно больших пространствах", заранее планировала и готовила "плавание и поход" и " обеспечивали весь комплекс мероприятий по подготовке и проведению плавания"?. Цитата:
За одно расскажите где же это была такая государственная структура, или по Лукошкову, "группа профессионалов" в 860 году, да и позже, которая обладала навыками а главное способами; "управления и координации на довольно больших пространствах", заранее планировала и готовила "плавание и поход" и " обеспечивали весь комплекс мероприятий по подготовке и проведению плавания"?.


Может и чингисхана не было? Ну там проблемы с группами профессионалов и т.д.
Наверх
« Последняя редакция: 05.09.2018 :: 12:40:57 от Amaro Shakur »  

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Страниц: 1 ... 408 409 410 411 412 ... 977
Печать