Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 407 408 409 410 411 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 560681 раз)
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8160 - 04.09.2018 :: 15:24:55
 
Талян писал(а) 04.09.2018 :: 00:54:42:
Бесспорно. Интересно на каких судах русы приплыли в Бердаа?

Roxsalan писал(а) 04.09.2018 :: 01:14:23:
Да вероятно таких же, как показывает археология и описывают греки.

Еще до Бердаа, русы грабили побережье Каспия на 500 судах по 100 чел. в каждом.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8161 - 04.09.2018 :: 16:12:16
 
upasaka писал(а) 04.09.2018 :: 15:24:55:
Еще до Бердаа, русы грабили побережье Каспия на 500 судах по 100 чел. в каждом.

И как они тащили эти драккары на Каспий?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8162 - 04.09.2018 :: 16:20:12
 
Roxsalan писал(а) 04.09.2018 :: 16:12:16:
И как они тащили эти драккары на Каспий?

Почему "драккары"?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8163 - 04.09.2018 :: 16:30:18
 
Roxsalan писал(а) 03.09.2018 :: 20:37:54:
Последнее время славянских следов на Дону, включая нижнее Подонье, находят все больше. Поэтому именно Дон и есть Славянская река, а не Волга, где славяне появились и обосновались позже.

Мы, здесь, часто к Бируни обращаемся, а он назвал Волгу "Нахр ас-сакалиба".
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8164 - 04.09.2018 :: 19:02:02
 
Roxsalan писал(а) 04.09.2018 :: 11:52:17:
Путь Балтика-Волга начал функционировать только после 770 года, когда в Ладоге осели славяне выбив из нее скандинавов.

Аргументируйте. Разве скандинавы без славян торговать не могли?
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8165 - 04.09.2018 :: 19:12:41
 
Roxsalan писал(а) 04.09.2018 :: 11:52:17:
Ладья Айфур, экспедиция Лебедева.

Это профанация. Дорог в в то время там не было, тележек на велоколесах тоже, а используя современные материалы можно в таких размерах сделать "челн", который вдвоем на руках  по бездорожью носить можно.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8166 - 04.09.2018 :: 19:16:09
 
Каспийский свод
За последнее время среди некоторых историков, в частности занимающихся Средней Азией, обозначилась тенденция считать, что экономические, культурные и политические связи Восточной Европы IX—X вв. со Средним Востоком, в том числе с Ираном и Средней Азией, осуществлялись главным образом сухопутным, караванным путем.
Эта мысль, по нашему мнению, требует значительного разъяснения. Совершенно очевидно, что такие караванные связи были при Саманидах (X в.). Даже еще раньше, в V в., как отмечал В. В. Бартольд, движение народов с востока на запад способствовало оживлению этих связей . Но эти связи, как правило, носили случайный характер. Бывали периоды — и достаточно длительные,—когда этих связей, очевидно, вообще не было. Путешествие Ибн Фадлана на Поволжье из Средней Азии в 922 г. убедительно свидетельствует об отсутствии каких-либо сухопутных караванных сношений в то время. На выраженное багдадским посольством пожелание отправиться на Поволжье сухопутным путем один из гузских вождей, Тарпан, сказал: «Это нечто такое, чего мы совершенно не видали и о чем не слыхали, и мимо нас [никогда] не проходил посол какого-либо государя с тех пор, как существуем мы и отцы наши»  . Отсутствуют описания маршрутов из Средней Азии в Поволжье и в таких обстоятельных «бедекерах», какими являются арабоязычные сочинения географов IX—X вв.
Мы не хотим сказать, что в литературе вообще нет упоминаний о сухопутной связи в раннее время между Средней Азией и Поволжьем. Такие упоминания имеются
Но все они очень редки, случайны, нуждаются в самом тщательном текстологическом анализе и без такого анализа не могут служить надежной базой для всякого рода обобщений. Более того, даже при более точном и конкретном установлении караванных связей между Средней Азией и Поволжьем в IX—X вв. все же эти связи должны рассматриваться с учетом основных в то время средств сообщения между Восточной Европой и Средней Азией, Ираном и другими странами Среднего Востока. Недооценка значения волжско-каспийской водной магистрали искажает картину реально существовавших в весьма отдаленное от нас время международных связей.
Заходер.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8167 - 04.09.2018 :: 19:36:56
 
upasaka писал(а) 04.09.2018 :: 15:24:55:
Roxsalan писал(а) Сегодня :: 01:14:23:
Да вероятно таких же, как показывает археология и описывают греки.

Еще до Бердаа, русы грабили побережье Каспия на 500 судах по 100 чел. в каждом.

Есть описания казацкой чайки оставленное французский инженер Гийом Боплан: Казаки строят челны́ длиною в 60, шириною от 10 до 12, а глубиною в 12 футов. Челны́ сии без киля, дно их состоит из выдолбленного бревна ивового или липового, длиною около 45 футов; оно обшивается с боков на 12 футов в вышину досками, которые имеют длину от 10 до 12, а в ширину 1 фут и приколачиваются одна к другой так точно, как при постройке речных судов…Челны́ казацкие, имея с каждой стороны по 10–15 вёсел, плывут на греблях скорее турецких галер…
Вместимость 50-100 человек. Челны на которых Стенька Разин ходил за зипунами имели точно такую конструкцию, но были в среднем немного крупнее.
Фактически это моноксил, не ограниченный в габаритах и массе необходимостью проходить днепровские пороги. Думаю, что близкие суда использовались на Волге в 10 веке.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8168 - 04.09.2018 :: 19:54:02
 
upasaka писал(а) 04.09.2018 :: 16:20:12:
Почему "драккары"?

Назовите по другому. Не принципиально, суть в размере судна.
upasaka писал(а) 04.09.2018 :: 16:30:18:
Мы, здесь, часто к Бируни обращаемся, а он назвал Волгу "Нахр ас-сакалиба".

Уже разбирали, термин ас-сакалиба достаточно размыт. У вас есть основания утверждать что во времена Бируни Волга была славянской рекой?

upasaka писал(а) 04.09.2018 :: 19:16:09:
Недооценка значения волжско-каспийской водной магистрали искажает картину реально существовавших в весьма отдаленное от нас время международных связей

Переоценка значения волжско-каспийской водной магистрали тоже  не менее сильно искажает картину.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8169 - 04.09.2018 :: 20:05:21
 
Roxsalan писал(а) 03.09.2018 :: 23:42:08:
В общем и с Волгой не все так однозначно.

Волго-Балтийский путь в то время шел через Белозеро. Там происходила перевалка грузов с волжских судов на суда идущие к Балтийскому морю.
Так, что Бернс кий порог оставался в стороне.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8170 - 04.09.2018 :: 20:12:44
 
Roxsalan писал(а) 04.09.2018 :: 19:54:02:
Назовите по другому. Не принципиально, суть в размере судна.

А чем Вам размер не нравится?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8171 - 04.09.2018 :: 20:40:35
 
Талян писал(а) 04.09.2018 :: 19:02:02:
Аргументируйте. Разве скандинавы без славян торговать не могли?

Этому нет подтверждения с позиции археологии.

"Итак, и в Ладоге, и в Эстонии, и в Финляндии встречаются скандинавские и камские вещи. Свидетельствуют ли их находки о том, что скандинавы могли здесь войти в прямой контакт с пермяками?
Возможно другое решение: прикамские вещи в Северо-Восточной Прибалтике свидетельствуют о контактах не с Прикамьем, а с Поволжьем, поскольку вещи из среднего и верхнего Поволжья, например характерные шумящие подвески также попадают в Финляндию (Мейнандер 1979, 38, 39; Иванов 1998,100). Если такое предположение верно, то контакты по направлению Кама-Волга-Волхов-Балтика осуществлялись в VII в. в виде цепочки контактов между соседними народами, когда крайние звенья — свей и пермяки могли и не подозревать о существовании друг друга. Этим в частности и обьясняется тот факт, что женские неволинские пояса в Северо-Западной России и в Финляндии попадают в инвентарь мужских погребений (Волковицкий 1995, 11; Иванов 1998, 99): их владельцы скорее всего не были осведомлены о «женском» характере этого элемента костюма3, а они могли бы получить такую информацию от купцов (Крыласова, Белавин 2001,92)4. Непонятно, однако, почему в таком случае в результате моногоступенчатых обменных операций камские вещи попадали в Северо-Восточную Прибалтику, а прибалтийские на Каму - нет. Контакт явно был односторонним (Мейнандер 1979, 38). Сложно здесь видеть и деятельность средневолжских купцов, осуществлявших, по мнению К. Мейнандера, с одной стороны, контакт с Прикамьем, а с другой - с Прибалтикой (Мейнандер 1979,38,39). На сегодняшний день нет никаких оснований говорить о существовании в среде волжских финнов VII—VIII вв. группы профессиональных торговцев.
Но в любом случае рассмотренные вещи датируются в целом не ранее VII в., и поэтому они не могут свидетельствовать о каких-либо контактах Скандинавии с лесной зоной России V - раннего VI вв. Напомним, что наиболее ранним свидетельством проникновения скандинавов в лесную зону, к востоку от Финского залива является погребение в Риеккала-Нукутталахти (Кочкуркина 1981, п° 14), в северной части Ладожского озера, содержавшее среднешведские по происхождению аграфы-«пуговицы» первого звериного стиля, датированные ранним VI в. (о них подробно см. Quast 2004)." (Казанский М. М. Курганы старой Уппсалы и восточный путь)

"Не позднее 750-х гг. в Нижнем Поволховье появляется группа (группы?) выходцев из Скандинавии или с территорий освоенных ими к этому времени. Следует отметить, что зафиксированный в основании культурного слоя Земляного городища поселок норманнов мог быть не единственным. О характере этой колонии трудно судить однозначно, но важно ее появление до эпохи викингов и до начала устойчивого функционирования военно-торговых путей с Балтики на Арабский Восток.... Где-то на рубеже 760-770-х гг. на Земляном городище фиксируется резкая смена населения. Пришельцев, сменивших скандинавских колонистов, можно уверенно связать с выходцами из более южных районов лесной зоны Восточной Европы. Соответственно ладожские материалы диагностируют верхнюю дату проникновения на Северо-Запад групп исторического славянства - словен. Именно их приход в Поволховье создал необходимые предпосылки функционирования путей через леса и великие водоразделы Русской равнины" (Кузьмин С. Л. Рождение Северо-Западной Руси: демогенез и культурогенез)

"Поселение на Земляном городище возникает как колония скандинавов, достигших восточных пределов Балтики до начала эпохи викингов и окончательного сложения путей из Северной Европы на Арабский Восток (I ярус). В середине или 2 половине 760-х годов жизнь колонии обрывается, и поселение занимает группа выходцев из более южных районов Восточной Европы, которых вполне уверенно можно отождествить с продвинувшимися на север славянами (II ярус). Именно это движение "замкнуло" сеть восточноевропейских коммуникаций и стало одной из предпосылок становления путей с Балтики на Восток. Материалы III яруса, наряду с данными нумизматики, показывают, что интенсивное движение товаров и ценностей по ним началось на рубеже VIII-IX вв. (780-е-800-е гг.). Только с этого момента "заработало" удачное географическое положение Ладоги как уникального пункта на стыке морского и континентального пространства." (Кузьмин С. Л. ЛАДОГА В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (СЕРЕДИНА VIII -НАЧАЛО XII ВВ.).)

Достаточно или еще цитаты привести?

Талян писал(а) 04.09.2018 :: 19:12:41:
Это профанация.

Что вы имеете виду? Смотрим Сорокина

"Выполненная в 2001–2002 гг. гипотетическая реконструкция древнерусской ладьи была основана на археологических, изобразительных и этнографических материалах. Археологические находки – части и детали средневековых судов из Старой Ладоги, Новгорода и Пскова, содержат подробную информацию по средневековой судостроительной технологии." (Сорокин П.Е. Путешествие на ладье «Славия» вокруг Ладожского озера.)

То же самое и по Айфуру

"«В 1994 г. по историческому водному пути из Центральной Швеции в Северо-Западную Русь проходила научно-исследовательская экспедиция на судне "Айфур" Это судно, представляющее собой собирательную реконструкцию, основанную па материалах более раннего шведского проекта "Крампмакен" (1979 – 1980 гг.), судовых находок из могильника Вальсгерде, изображениях судов на рунических камнях, было построено на Готланде в 1991 – 1992 гг. группой энтузиастов, объединённых в ассоциацию. Размеры его составляют – 9 м в длину и 2,2 в ширину. Для его изготовления использовались различные материалы: сосновые доски обшивки были соединены в клинкер медными заклёпками; шпангоуты были изготовлены из ели, а руль и судовые блоки из дуба. В движение судно приводится с помощью прямоугольного паруса площадью 20 кв. м и восемью гребными вёслами, расположенными по четыре с каждого борта."

Талян писал(а) 04.09.2018 :: 19:12:41:
Дорог в в то время там не было

Там это где? Это первое. Второе, с чего вы решили что дорог не было? Шоссейных безусловно. Именно по этому исследователи и сомневаются в том что описанный в ПВЛ маршрут был функционален, особенно на ранней стадии становления торговых путей. Поэтому и про зиму заговорили.

Талян писал(а) 04.09.2018 :: 19:12:41:
тележек на велоколесах тоже

Тот же вопрос, с чего вы решили что тележек на колесах в то время не было? Колесо задолго до викингов придумали. На телегах моноксилы еще авары к Черному морю доставляли. Так что излишне драматизировать и утрировать не надо.

Талян писал(а) 04.09.2018 :: 19:12:41:
а используя современные материалы можно в таких размерах сделать "челн", который вдвоем на руках  по бездорожью носить можно.

В том то и дело что использовали не современные материалы. А на руках русы свои "ладьи"и во времена оны носили.

"[Знай], что и у царственного сего града[7] ромеев, если росы не находятся в мире с пачинакитами, они появиться не могут, ни ради войны, ни ради торговли, ибо, когда
росы с ладьями приходят к речным порогам[8] и не могут миновать их иначе, чем вытащив свои ладьи из реки и переправив, неся на плечах, нападают тогда на них люди этого народа пачинакитов и легко - не могут же росы двум трудам противостоять[9] - побеждают и устраивают резню. " ( Константин Багрянородный. Об управлении империей гл. 2 "О пачнакитах и росах")

"Итак, у этого порога все причаливают к земле носами вперед, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-за
пачина китов[36]. А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах[37], проводят рабов[38] в цепях по суше на протяжении шести миль[39], пока не минуют
порог. Затем также одни волоком, другие на плечах, переправив свои моноксилы по ею сторону порога, столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают." ( Константин Багрянородный. Об управлении империей гл.9 " О РОСАХ, ОТПРАВЛЯЮЩИХСЯ С МОНОКСИЛАМИ[2] ИЗ РОСИИ[3] В
КОНСТАНТИНОПОЛЬ)

Талян писал(а) 04.09.2018 :: 19:36:56:
Есть описания казацкой чайки оставленное французский инженер Гийом Боплан:


Какое имеют отношение казачьи чайки 17 века к судам росов !Х-Х века?  Вы невнимательно читали приведенные мною  цитаты из работы посвященной судостроительным традициям юго-востока Руси. А там ведь четко и ясно написано

"Что касается набойных лодей и насадов (судов с более высокими бортами, наращенными несколькими досками – в первом случае внакрой, во втором – вгладь) традиционно считавшихся преемницами долбленого челна [28, 29], археологических свидетельств их широкого применения в юго-восточной Руси пока нет. Считалось, что нарастить борта челна обшивкой позволили шпангоуты, появившиеся на Руси с X в....  П.Е. Сорокин справедливо констатирует различия в археологических материалах и в судовой терминологии в различных частях древнерусской территории, ставя, таким образом, под сомнение существование в ее пределах единой судостроительной традиции. По его мнению основным типом судов на юге, использовавшимся как для речного, так и для морского плавания, были суда, построенные на основе простых однодеревок. На севере же использовались дощатые клинкерные суда, однодеревки с расширенными бортами, комбинированные суда, а также технологии сшивания конструкций обшивки и конопатки, не характерные для юга Руси."
Талян писал(а) 04.09.2018 :: 19:36:56:
Думаю, что близкие суда использовались на Волге в 10 веке.

Вы можете думать все что угодно, вы обоснуйте свои думы аргументами и фактами. Не в обиду.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8172 - 04.09.2018 :: 20:41:51
 
Талян писал(а) 04.09.2018 :: 20:05:21:
Волго-Балтийский путь в то время шел через Белозеро.

С чего вы это решили?
Талян писал(а) 04.09.2018 :: 20:12:44:
А чем Вам размер не нравится?

Уже написал чем.
Наверх
 
НВД
++
Вне Форума



Сообщений: 6017
Ялта

СПИ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8173 - 04.09.2018 :: 20:42:32
 
Roxsalan писал(а) 04.09.2018 :: 19:54:02:
Переоценка значения волжско-каспийской водной магистрали тоже  не менее сильно искажает картину.


Для арабов Волжско-Каспийский путь  был основным в той местности. И в те годы.
Наверх
 

Украина это польское название Южной России.
НВД
++
Вне Форума



Сообщений: 6017
Ялта

СПИ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8174 - 04.09.2018 :: 20:43:01
 
А уж для персов...
Наверх
 

Украина это польское название Южной России.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8175 - 04.09.2018 :: 20:51:16
 
НВД писал(а) 04.09.2018 :: 20:42:32:
Для арабов Волжско-Каспийский путь  был основным в той местности. И в те годы.

Не спорю. До Булгара они шли, в том числе и по воде. Ибн Фадлан тому свидетель. Единственный вопрос, с какого времени и шли только арабы? Самое ранее упоминание о Булгаре как городе 920 год, примерно этим же временем его датируют и археологи. До конца !Х основная водная магистраль Дон.

Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8176 - 04.09.2018 :: 21:16:10
 
Roxsalan писал(а) 04.09.2018 :: 20:40:35:
Достаточно или еще цитаты привести?

На вопросы ответьте, если не сложно.  "Не позднее 750-х гг. в Нижнем Поволховье появляется группа (группы?) выходцев из Скандинавии или с территорий освоенных ими к этому времени". - Кто это был и откуда?
"Именно их приход в Поволховье создал необходимые предпосылки функционирования путей через леса и великие водоразделы Русской равнины" Непонятно, что это за предпосылки такие необходимые сложились?
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8177 - 04.09.2018 :: 21:26:43
 
Roxsalan писал(а) 04.09.2018 :: 20:40:35:
«В 1994 г. по историческому водному пути из Центральной Швеции в Северо-Западную Русь проходила научно-исследовательская экспедиция на судне "Айфур" Это судно, представляющее собой собирательную реконструкцию, основанную па материалах более раннего шведского проекта "Крампмакен" (1979 – 1980 гг.), судовых находок из могильника Вальсгерде, изображениях судов на рунических камнях, было построено на Готланде в 1991 – 1992 гг. группой энтузиастов, объединённых в ассоциацию. Размеры его составляют – 9 м в длину и 2,2 в ширину. Для его изготовления использовались различные материалы: сосновые доски обшивки были соединены в клинкер медными заклёпками; шпангоуты были изготовлены из ели, а руль и судовые блоки из дуба. В движение судно приводится с помощью прямоугольного паруса площадью 20 кв. м и восемью гребными вёслами, расположенными по четыре с каждого борта."

И какое это имеет отношение к судам которые плавали по нашим рекам в IX-XI веках?Roxsalan писал(а) 04.09.2018 :: 20:40:35:
Там это где? Это первое. Второе, с чего вы решили что дорог не было? Шоссейных безусловно. Именно по этому исследователи и сомневаются в том что описанный в ПВЛ маршрут был функционален, особенно на ранней стадии становления торговых путей. Поэтому и про зиму заговорили.

На водоразделе между Ловатью и Двиной. Подозреваю вообще никаких дорог не было. Тропы между деревнями.Roxsalan писал(а) 04.09.2018 :: 20:40:35:
Тот же вопрос, с чего вы решили что тележек на колесах в то время не было? Колесо задолго до викингов придумали. На телегах моноксилы еще авары к Черному морю доставляли. Так что излишне драматизировать и утрировать не надо.

Я разве сказал, что колес не было? Не было велосипедных колес, со спицами и подшипниками качения. На приведенном Вами фото по асфальтированному шоссе, на легкой тележке с  велосипедными колесами везут легонькую лодочку. То моему это настоящая профанация.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8178 - 04.09.2018 :: 21:41:28
 
Roxsalan писал(а) 04.09.2018 :: 20:40:35:
Какое имеют отношение казачьи чайки 17 века к судам росов !Х-Х века?  Вы невнимательно читали приведенные мною  цитаты из работы посвященной судостроительным традициям юго-востока Руси. А там ведь четко и ясно написано

"Что касается набойных лодей и насадов (судов с более высокими бортами, наращенными несколькими досками – в первом случае внакрой, во втором – вгладь) традиционно считавшихся преемницами долбленого челна [28, 29], археологических свидетельств их широкого применения в юго-восточной Руси пока нет. Считалось, что нарастить борта челна обшивкой позволили шпангоуты, появившиеся на Руси с X в....  П.Е. Сорокин справедливо констатирует различия в археологических материалах и в судовой терминологии в различных частях древнерусской территории, ставя, таким образом, под сомнение существование в ее пределах единой судостроительной традиции. По его мнению основным типом судов на юге, использовавшимся как для речного, так и для морского плавания, были суда, построенные на основе простых однодеревок. На севере же использовались дощатые клинкерные суда, однодеревки с расширенными бортами, комбинированные суда, а также технологии сшивания конструкций обшивки и конопатки, не характерные для юга Руси."

Да мало ли кто, что где де пишет. Что такое "суда построенные на основе простых однодревок" по Сорокину? Если  долбленка с нарощенными  бортами, то "Чайка" полностью этому соответствует. И нет противоречий с  источниками. Если он имеет в виду челнок вырубленный из одного ствола, то тогда не понятно как на таких посудинах плавали по Черному морю, как бились с византийским флотом. Как армию перевозили?
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8179 - 04.09.2018 :: 22:01:45
 
Roxsalan писал(а) 04.09.2018 :: 20:40:35:
Вы можете думать все что угодно, вы обоснуйте свои думы аргументами и фактами. Не в обиду.

Да какие обиды. Суда построенные на  основе долбленной колоды из цельного дерева (трубы) с нарощенными досчатыми бортами известны на Руси по крайней мере с Х века, практически не меняясь в конструкции. Строились и использовались вплоть до XX века.   Есть этому факту масса летописных и других свидетельств. Истоки такого долголетия - простота и быстрота изготовления, относительная дешевизна, неприхотливость в эксплуатации, а главное соответствие условиям плавания по небольшим равнинным рекам. По чему нет археологических свидетельств? Не знаю. Может все ранние экземпляры использовались для погребальных костров?
В пятидесятые годы в Ростове Великом нашли два парных дубовых шпангоута. Сейчас они в Эрмитаже. Дотировали как конец X, начало XI веков. По размерам, если это половинки мидельшпангоута, то судно имело длину около 17 метров, ширину - около  4,5 метров. Вот такие пироги.
Для пущей убедительности  сошлюсь на статью А. В. Лукошков. "Флот Древней Руси в плаваниях на Константинополь: находки и реконструкции"
Наверх
« Последняя редакция: 04.09.2018 :: 23:18:34 от Талян »  
Страниц: 1 ... 407 408 409 410 411 ... 977
Печать