Талян писал(а) 04.09.2018 :: 19:02:02:Аргументируйте. Разве скандинавы без славян торговать не могли?
Этому нет подтверждения с позиции археологии.
"Итак, и в Ладоге, и в Эстонии, и в Финляндии встречаются скандинавские и камские вещи. Свидетельствуют ли их находки о том, что скандинавы могли здесь войти в прямой контакт с пермяками?
Возможно другое решение: прикамские вещи в Северо-Восточной Прибалтике свидетельствуют о контактах не с Прикамьем, а с Поволжьем, поскольку вещи из среднего и верхнего Поволжья, например характерные шумящие подвески также попадают в Финляндию (Мейнандер 1979, 38, 39; Иванов 1998,100).
Если такое предположение верно, то контакты по направлению Кама-Волга-Волхов-Балтика осуществлялись в VII в. в виде цепочки контактов между соседними народами, когда крайние звенья — свей и пермяки могли и не подозревать о существовании друг друга. Этим в частности и обьясняется тот факт, что женские неволинские пояса в Северо-Западной России и в Финляндии попадают в инвентарь мужских погребений (Волковицкий 1995, 11; Иванов 1998, 99): их владельцы скорее всего не были осведомлены о «женском» характере этого элемента костюма3, а они могли бы получить такую информацию от купцов (Крыласова, Белавин 2001,92)4. Непонятно, однако, почему в таком случае в результате моногоступенчатых обменных операций камские вещи попадали в Северо-Восточную Прибалтику, а прибалтийские на Каму - нет. Контакт явно был односторонним (Мейнандер 1979, 38). Сложно здесь видеть и деятельность средневолжских купцов, осуществлявших, по мнению К. Мейнандера, с одной стороны, контакт с Прикамьем, а с другой - с Прибалтикой (Мейнандер 1979,38,39). На сегодняшний день нет никаких оснований говорить о существовании в среде волжских финнов VII—VIII вв. группы профессиональных торговцев.
Но в любом случае
рассмотренные вещи датируются в целом не ранее VII в., и поэтому они не могут свидетельствовать о каких-либо контактах Скандинавии с лесной зоной России V - раннего VI вв. Напомним, что
наиболее ранним свидетельством проникновения скандинавов в лесную зону, к востоку от Финского залива является погребение в Риеккала-Нукутталахти (Кочкуркина 1981, п° 14), в северной части Ладожского озера, содержавшее среднешведские по происхождению аграфы-«пуговицы» первого звериного стиля, датированные ранним VI в. (о них подробно см. Quast 2004)." (Казанский М. М. Курганы старой Уппсалы и восточный путь)
"Не позднее 750-х гг. в Нижнем Поволховье появляется группа (группы?) выходцев из Скандинавии или с территорий освоенных ими к этому времени. Следует отметить, что зафиксированный в основании культурного слоя Земляного городища поселок норманнов мог быть не единственным. О характере этой колонии трудно судить однозначно, но важно
ее появление до эпохи викингов и до начала устойчивого функционирования военно-торговых путей с Балтики на Арабский Восток.... Где-то на рубеже 760-770-х гг. на Земляном городище
фиксируется резкая смена населения. Пришельцев, сменивших скандинавских колонистов, можно уверенно связать с выходцами из более южных районов лесной зоны Восточной Европы. Соответственно ладожские материалы диагностируют верхнюю дату проникновения на Северо-Запад групп исторического славянства - словен.
Именно их приход в Поволховье создал необходимые предпосылки функционирования путей через леса и великие водоразделы Русской равнины" (Кузьмин С. Л. Рождение Северо-Западной Руси: демогенез и культурогенез)
"Поселение на Земляном городище возникает как колония скандинавов, достигших восточных пределов Балтики
до начала эпохи викингов и окончательного сложения путей из Северной Европы на Арабский Восток (I ярус).
В середине или 2 половине 760-х годов жизнь колонии обрывается, и
поселение занимает группа выходцев из более южных районов Восточной Европы, которых вполне уверенно можно отождествить с продвинувшимися на север славянами (II ярус). Именно это движение "замкнуло" сеть восточноевропейских коммуникаций и стало одной из предпосылок становления путей с Балтики на Восток.
Материалы III яруса, наряду с данными нумизматики, показывают, что интенсивное движение товаров и ценностей по ним началось на рубеже VIII-IX вв. (780-е-800-е гг.). Только с этого момента "заработало" удачное географическое положение Ладоги как уникального пункта на стыке морского и континентального пространства." (Кузьмин С. Л. ЛАДОГА В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (СЕРЕДИНА VIII -НАЧАЛО XII ВВ.).)
Достаточно или еще цитаты привести?
Талян писал(а) 04.09.2018 :: 19:12:41:Это профанация.
Что вы имеете виду? Смотрим Сорокина
"Выполненная в 2001–2002 гг. гипотетическая реконструкция древнерусской ладьи была основана на археологических, изобразительных и этнографических материалах. Археологические находки – части и детали средневековых судов из Старой Ладоги, Новгорода и Пскова, содержат подробную информацию по средневековой судостроительной технологии." (Сорокин П.Е. Путешествие на ладье «Славия» вокруг Ладожского озера.)
То же самое и по Айфуру
"«В 1994 г. по историческому водному пути из Центральной Швеции в Северо-Западную Русь проходила научно-исследовательская экспедиция на судне "Айфур"
Это судно, представляющее собой собирательную реконструкцию, основанную па материалах более раннего шведского проекта "Крампмакен" (1979 – 1980 гг.), судовых находок из могильника Вальсгерде, изображениях судов на рунических камнях, было построено на Готланде в 1991 – 1992 гг. группой энтузиастов, объединённых в ассоциацию. Размеры его составляют – 9 м в длину и 2,2 в ширину. Для его изготовления использовались различные материалы: сосновые доски обшивки были соединены в клинкер медными заклёпками; шпангоуты были изготовлены из ели, а руль и судовые блоки из дуба. В движение судно приводится с помощью прямоугольного паруса площадью 20 кв. м и восемью гребными вёслами, расположенными по четыре с каждого борта."
Талян писал(а) 04.09.2018 :: 19:12:41:Дорог в в то время там не было
Там это где? Это первое. Второе, с чего вы решили что дорог не было? Шоссейных безусловно. Именно по этому исследователи и сомневаются в том что описанный в ПВЛ маршрут был функционален, особенно на ранней стадии становления торговых путей. Поэтому и про зиму заговорили.
Талян писал(а) 04.09.2018 :: 19:12:41:тележек на велоколесах тоже
Тот же вопрос, с чего вы решили что тележек на колесах в то время не было? Колесо задолго до викингов придумали. На телегах моноксилы еще авары к Черному морю доставляли. Так что излишне драматизировать и утрировать не надо.
Талян писал(а) 04.09.2018 :: 19:12:41:а используя современные материалы можно в таких размерах сделать "челн", который вдвоем на руках по бездорожью носить можно.
В том то и дело что использовали не современные материалы. А на руках русы свои "ладьи"и во времена оны носили.
"[Знай], что и у царственного сего града[7] ромеев, если росы не находятся в мире с пачинакитами, они появиться не могут, ни ради войны, ни ради торговли, ибо, когда
росы с ладьями приходят к речным порогам[8] и
не могут миновать их иначе, чем вытащив свои ладьи из реки и переправив, неся на плечах, нападают тогда на них люди этого народа пачинакитов и легко - не могут же росы двум трудам противостоять[9] - побеждают и устраивают резню. " ( Константин Багрянородный. Об управлении империей гл. 2 "О пачнакитах и росах")
"Итак, у этого порога все причаливают к земле носами вперед, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-за
пачина китов[36]. А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах[37], проводят рабов[38] в цепях по суше на протяжении шести миль[39], пока не минуют
порог. Затем также одни волоком, другие на плечах, переправив свои моноксилы по ею сторону порога, столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают." ( Константин Багрянородный. Об управлении империей гл.9 " О РОСАХ, ОТПРАВЛЯЮЩИХСЯ С МОНОКСИЛАМИ[2] ИЗ РОСИИ[3] В
КОНСТАНТИНОПОЛЬ)
Талян писал(а) 04.09.2018 :: 19:36:56:Есть описания казацкой чайки оставленное французский инженер Гийом Боплан:
Какое имеют отношение казачьи чайки 17 века к судам росов !Х-Х века? Вы невнимательно читали приведенные мною цитаты из работы посвященной судостроительным традициям юго-востока Руси. А там ведь четко и ясно написано
"
Что касается набойных лодей и насадов (судов с более высокими бортами, наращенными несколькими досками – в первом случае внакрой, во втором – вгладь) традиционно считавшихся преемницами долбленого челна [28, 29], археологических свидетельств их широкого применения в юго-восточной Руси пока нет. Считалось, что нарастить борта челна обшивкой позволили шпангоуты,
появившиеся на Руси с X в.... П.Е. Сорокин справедливо констатирует различия в археологических материалах и в судовой терминологии в различных частях древнерусской территории, ставя, таким образом, под сомнение существование в ее пределах единой судостроительной традиции. По его мнению
основным типом судов на юге, использовавшимся как для речного, так и для морского плавания, были суда, построенные на основе простых однодеревок. На севере же использовались дощатые клинкерные суда, однодеревки с расширенными бортами, комбинированные суда, а также технологии сшивания конструкций обшивки и конопатки,
не характерные для юга Руси."
Талян писал(а) 04.09.2018 :: 19:36:56:Думаю, что близкие суда использовались на Волге в 10 веке.
Вы можете думать все что угодно, вы обоснуйте свои думы аргументами и фактами. Не в обиду.