Талян писал(а) 03.09.2018 :: 21:44:20:Транспортная инфраструктура всегда появляется только при наличии потребности в ней.
Естественно. Но опять же, для того чтобы она функционировала и наладилась нужно время и желательно некий контроль, если не государства то близких к нему структур. На пустом месте и по щучьему велению ничего не возникает. Тот же волок и переправу нужно обеспечивать и ремонтировать, очищать от мусора и растительности. Чем больше волок или сложнее переправа тем развитее должна быть инфраструктура и естественно больше численность населения. На тех же Днепровских порогах, скажем так, в исторически и документально фиксируемое время существовала специальная служба лоцманов, которую поддерживали и содержали русские цари. Тоже самое было в Новгороде, где имелась специальная служба занимавшихся доставкой грузов из Ладоги в Новгород через пороги. Это и лоцманы и специальные (плоскодонные ) суда, вместительность которых как сообщают все те же немцы в договорах с Новгородом тоже не превышала 15 чел. Наивно полагать что и раньше было как то иначе, что киевские русы, кем бы он ни были шли через пороги полагаясь на Одина или Перуна. Вероятно причина возникновения СМК как раз и заключалась в стремлении контролировать на тот момент самый развитый торговый путь по Дону и Донцу, существовавший как минимум с 5 века. Под это и создавалась вся инфраструктура: городища, крепости, у которых как утверждают археологи, были пристани, дороги. Но опять же повторюсь для создания любой инфраструктуры нужно не только желание но и время и ресурсы.
Талян писал(а) 03.09.2018 :: 21:44:20:Кроме отрицательных факторов зима имеет и положительную сторону - замерзают болота и малые не судоходные реки.
Я с этим не спорю, указываю лишь что зима порождает другие проблемы отсутствующие летом и весной.
Талян писал(а) 03.09.2018 :: 21:44:20:Существует мнение, что на пресловутом "пути из варяг в греки" участок от Ловати до Двины был проходим только в зимнее время.
Такое мнение существует, но оно ничем не обосновано и главное не подтверждено, тем более что дороги на этих участках фиксируются уже в рассматриваемый период.
Талян писал(а) 03.09.2018 :: 21:44:20:Думаю, что все это при планировании похода учитывалось.
А это смотря какого похода и куда.
Талян писал(а) 03.09.2018 :: 21:44:20:Так как такие экспедиции длились годами то для прохождения каждого участка выбиралось наиболее подходящее время года.
Вероятно, хотя, думаю и не всегда. Тезис; время-деньги был актуален всегда. Для купца важен товарооборот в природе. Особенно если везут продукт скоропортящийся. Да и рынок тоже правила диктует, не успел ты, другие привезут.
Талян писал(а) 03.09.2018 :: 22:13:39:Я смотрю на это не так печально. По мнению авторов: "Экстраполируя данные можно говорить о 6 парах гребцов.... Судно могло нести на борту 14–16
человек (включая 12 гребцов, кормчего и вперед смотрящего) и значительный груз".
Тут вопрос, значительный груз это сколько? Да и груз грузу рознь. Мне вот лично не совсем понятно как на подобных судах можно транспортировать рабов. Гребсти кто будет, рабы? Ладно если везут мужчин, юношей, мальчиков. А если слабый пол, который если будет гребсти и на волоках тащить челны к концу пути товарный вид потеряет. В общем вопросов больше чем ответов. Это только у матросов нет вопросов и исследователей у которых все легко и просто получается, нахватали норманны рабов и потащили через реки, волоки, болота и чащебы В.Е. рабов в Хазарию, Булгар, Византию и Багдад от самого Балтийского моря.
Талян писал(а) 03.09.2018 :: 22:13:39:но суда ходили и по течению и против. Причем с помощью разных средств. Где можно было под парусом, где на веслах, где бечевой.
Да безусловно. Но это не был основной и самый удобный способ передвижения. Особенно пока не научились строит более крупные суда и не соединили реки каналами.
Талян писал(а) 03.09.2018 :: 22:13:39:Однако на Волге от устья до Волго-верховьев порогов нет. Авторскую фантазию ни что не сдерживает
А до верховьев Волги или от верховьев дальше к той же Батике как добираться? Еще раз мы не знаем какие суда ходили по Волге в "арабское время". Ну и опять же
"Бенские пороги на Волге расположены в Селижаровском районе, на траверсе деревень Ленино (левый берег) и Сеитово (правый берег). Всего на участке от Верхневолжского бейшлота (плотины Верхневолжского водохранилища) до Ржева на Волге насчитывается более 30 порогов. Наиболее известен Бенский порог близ села Ельцы, где на протяжении 700 м падение воды достигает 4 м! Это самый большой порог на всей Волге... Пороги возникли на участке выхода на поверхность пластов известняка геологического периода нижнего карбона, которые имеют повышенную прочность вследствие мраморизации. Бенские пороги – один из самых красивых и известных памятников природы Селижаровского района и главное препятствие на пути туристов-водников, особенно в межень, когда уровень воды низкий. Многочисленные водовороты и буруны создают шум воды, который слышен на большом расстоянии при подходе к порогам. Скорость течения Волги здесь очень высокая, и управлять плавсредством (лодка, байдарка, плот) весьма трудно. Прохождение порогов и память о нём остаётся незабываемым впечатлением на всю жизнь."
В общем и с Волгой не все так однозначно.
Талян писал(а) 03.09.2018 :: 22:13:39: Волго-балтийский путь функционирует не одно тысячелетие. По моему это не оспоримый факт.
Это вы откуда узнали?
Талян писал(а) 03.09.2018 :: 22:19:02:Это не условность, а непреложный факт. Привожу цитату из Вашей ссылки: "Роль рек и озёр как зимних дорог ни в коей мере нельзя недооценивать (Микляев, 1992, с. 133–137)". Вы что вообще отрицаете зимние перевозки?
Я не отрицаю. Указываю на сложности, которые нивелируют выгоду. Еще раз спрашиваю вас, чем в зимний период караванщики идущие во замерзшей реке будут кормить тягловых животных, не важно верблюдов, ослов или лошадок? Особенно если караван большой, вроде того что пришел с ибн Фадланом в Булгар. Чем будут людей кормить на протяжении пути? Если и ходили зимой то на незначительные расстояния и небольшими караванами, что опять же малорентабельно.