Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 405 406 407 408 409 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 560520 раз)
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8120 - 03.09.2018 :: 18:51:33
 
upasaka писал(а) 03.09.2018 :: 18:35:01:
Нет однозначности.

http://www.hrono.ru/proekty/ostu/rus9.gif
У арабов конечно не было такой карты, но возможно они все же понимали, что на запад от булгар куда не ткнись наткнешься на славян, тех или иных. Соответственно славяне-русы- булгары. с запада на восток. ИМХО.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8121 - 03.09.2018 :: 18:52:43
 
Roxsalan писал(а) 03.09.2018 :: 16:55:14:
Есть некоторое непонимание и заблуждение. Напротив, как раз сухопутные дороги и были основными в то время, что полностью подтверждает археология. Так, городища и крепости того же СМК соединяли дороги, расстояния между ними были 15-25 км, т.е. как раз рассчитано на  караванный путь.  

По моему немного не так. Очевидно в разных условиях использовались наиболее рациональные методы передвижения. В условиях пустынь, степей, лесостепи особенно при отсутствии  рек, очевидно был  востребован сухопутный транспорт. В зависимости от местных условий разный. Вьючные верблюды, возы, запряженные где волами, где лошадьми  и т.д. и под транспорт создавали соответствующую инфраструктуру. В отношении СМК это верно. Вот район Булгара в  IX веке с сухопутными дорогами  как то не вяжется. Как и Киева, и Смоленска, и Новгорода.Roxsalan писал(а) 03.09.2018 :: 16:55:14:
В среднем моноксил вмещал до 15-16 чел плюс некоторый груз. Много товара на этих лодках не увезешь

Моноксилы это Днепр. Их размеры очевидно лимитировались необходимостью проходить пороги. Какие суда были на Волге в то время? Но даже если моноксилы - у Игоря в моноксиле было по 40 войнов. Это больше 4 тонн. Если предположить, что в гражданском варианте  10  человек экипажа, получается 3 тонны груза. Сколько для перевозки 3 тонн груза нужно верблюдов или возов? Суда не нужно кормить и они не устают. Под них так же создавалась необходимая инфраструктура. Roxsalan писал(а) 03.09.2018 :: 16:55:14:
Передвижение зимой по замерзшим рекам только теоретически удобно.

Практически все Ваши возражения относятся к любому гужевому транспорту зимой. При движении по замерзшим рекам был бонус - ровная поверхность.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8122 - 03.09.2018 :: 18:57:53
 
upasaka писал(а) 03.09.2018 :: 17:18:37:
Великое славянское переселение - Полачане, от реки Полота, а от них Кривичи. (ПВЛ). Т.е. Кривичи изначально славяне, одна часть при переселении ушла на юг Балкан.

Есть и другая версия. Ославяневшиеся балты
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8123 - 03.09.2018 :: 19:04:52
 
Талян писал(а) 03.09.2018 :: 18:57:53:
Есть и другая версия. Ославяневшиеся балты

Так она с "потолка"!
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8124 - 03.09.2018 :: 19:07:42
 
иван васильевич писал(а) 03.09.2018 :: 18:51:33:
У арабов конечно не было такой карты, но возможно они все же понимали, что на запад от булгар куда не ткнись наткнешься на славян, тех или иных. Соответственно славяне-русы- булгары. с запада на восток. ИМХО.

Я только, именно, о Истахри. Там он еще за славянами тюрков впихнул.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8125 - 03.09.2018 :: 19:09:55
 
иван васильевич писал(а) 03.09.2018 :: 18:43:20:
Как бы трактую  это ("от русов и булгар") противоположно.
Русы ближе к Итилю (городу) булгары дальше. Как по мне очень заманчиво (хотя и несколько надумано) предположить, что эти русы входили на Волгу с Дона и могли выбирать где торговать/воевать Булгар или Итиль.

Трактовка интересная. Теперь бы еще славян куда то притулить
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8126 - 03.09.2018 :: 19:14:02
 
Талян писал(а) 03.09.2018 :: 19:09:55:
Теперь бы еще славян куда то притулить

Славяне на Дону, боршевские памятники.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8127 - 03.09.2018 :: 19:21:01
 
Талян писал(а) 03.09.2018 :: 14:43:08:
Кузьмин русов разных разновидностей насчитал почти 3 десятка

Три десятка многовато, но то что русь была не одна более чем вероятно.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8128 - 03.09.2018 :: 19:32:33
 
иван васильевич писал(а) 03.09.2018 :: 18:43:20:
Как можно подняться по реке к Булгару? Только по Волге (Итилю). А так как на Волге места русам нет то только Дон.

Теоретически не только по Волге но и по рекам впадающим в Дон с левобережья. Некоторые из них текут практически параллельно Волге (Иловля, Медведица) с них можно и на Волгу выйти.

иван васильевич писал(а) 03.09.2018 :: 18:43:20:
Русы ближе к Итилю (городу) булгары дальше. Как по мне очень заманчиво (хотя и несколько надумано) предположить, что эти русы входили на Волгу с Дона и могли выбирать где торговать/воевать Булгар или Итиль.

Кстати, показательно что после распада СМК часть салтовцев ушла на Волгу на территорию Булгара что и способствовало началу его развития. Отсюда и русы на Волге по версии арабов.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8129 - 03.09.2018 :: 19:50:00
 
upasaka писал(а) 03.09.2018 :: 18:13:18:
.«День» — подразумевается «день пути».

Это смотря из контекста.
"Булгар-Дербент (северо-эалад Каспия), расстояние = 1200 км; путь проходили за 48 дней, в том числе 30 дней пути и 18 дневок- манзилей, т.е. день пути в 40 км, дневки через 3 дня пути;"
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8130 - 03.09.2018 :: 19:52:55
 
иван васильевич писал(а) 03.09.2018 :: 19:50:00:
Это смотря из контекста.

Я просто о лексеме "день" (пути)
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8131 - 03.09.2018 :: 20:35:12
 
Талян писал(а) 03.09.2018 :: 18:52:43:
Очевидно в разных условиях использовались наиболее рациональные методы передвижения.

Несомненно, я на это постоянно и указываю.
Талян писал(а) 03.09.2018 :: 18:52:43:
В условиях пустынь, степей, лесостепи особенно при отсутствии  рек, очевидно был  востребован сухопутный транспорт.


В условиях пустынь да. Лесостепь особенно В.Е. не безводна, рек хватает, посмотрите на карту. Но даже на таких крупных реках как Дон и Донец  дороги соединяли все городища и крепости СМК. А Дон до конца 1Х века был главной торговой магистралью, с чем согласны большинство историков и археологов. Главенство Волги стало только после гибели СМК.

Талян писал(а) 03.09.2018 :: 18:52:43:
В зависимости от местных условий разный. Вьючные верблюды, возы, запряженные где волами, где лошадьми  и т.д. и под транспорт создавали соответствующую инфраструктуру.


Несомненно.

Талян писал(а) 03.09.2018 :: 18:52:43:
Вот район Булгара в  IX веке с сухопутными дорогами  как то не вяжется. Как и Киева, и Смоленска, и Новгорода

Почему, обоснуйте? Я в свою очередь в подтверждение своих слов  приведу цитату из работы историков и археологов

"Следует отметить, что ориентация торговых путей по рекам означала не только путешествия по воде, существовали и сухопутные участки. «Удивительно неистребимо представление о том, что скандинавы плавали на своих морских кораблях по русским рекам, несмотря на то, что до постройки каналов и шлюзов такие корабли не могли проходить через речные пороги и их вряд ли волочили через многокилометровые волоки, чтобы плыть дальше по мелководным иногда рекам» (Стальсберг, 1998, с. 278). Это замечание, адресованное историкам восточноевропейских торговых путей, и строго говоря, верное не только в отношении варягов, напоминает о простом и объяснимом обстоятельстве: возникавшей в дальних маршрутах необходимости перевалки грузов и использования разных видов транспорта, как водного (Сорокин, 2010, с. 303), так и сухопутного. Для европейских купцов сложность представляла обратная дорога по рекам черноморского и каспийского бассейнов. Легко было спускаться по течению реки, но трудно подниматься, что в условиях больших расстояний делало едва ли возможным совершить, допустим, путешествие из Старой Ладоги до Итиля за одну короткую полугодичную навигацию. Такое не всегда возможно было даже спустя тысячу лет, когда в иных экономических и социальных условиях в конце XVIII – начале XIX в. многие суда на Волге и других судоходных реках ходили только по течению и обратно не возвращались (Боголюбов, 1862, с. 12; Истомина, 1982, с. 50–54). Поэтому существовали сухопутные тракты, трассы которых были связаны с водоразделами и направлениями речных долин. Основные дороги по большим рекам имели ответвления, соединялись через водоразделы там, где это было необходимо и возможно (Воробьев, 2007). Надо иметь в виду, что на водоразделах переброска гружёных судов, иногда на десятки километров, была гораздо более многотрудным делом (если это вообще практиковали), чем использование сухопутного транспорта – телег и особенно саней по зимним дорогам. Роль рек и озёр как зимних дорог ни в коей мере нельзя недооценивать (Микляев, 1992, с. 133–137). В зимний период реки и озёра представляли собой идеальные санные пути, а замёрзшие болота позволяли спрямлять маршруты и сокращать расстояния" (А. Е. Леонтьев, Е. Н. Носов. Восточноевропейские пути сообщения и торговые связи в конце VIII – X в. Русь в 1Х-Х веках: Археологическая панорама)

В целом, не исключая возможность использования санных путей, в более поздний период, когда была налажена инфраструктура, тем не менее продолжаю указывать на сложность такого передвижения ввиду отсутствия или необходимости везти с собой ком для тягловых животных в более ранний период. Чем больше караван, тем, естественно, больше нужно корма для тягловых животных. Плюс, природные условия - метели, переметы, в том числе и на реках, иные погодные катаклизмы. Т.е. переходы зимой были короткими и немногочисленными. В противном случае возникают проблемы с рентабельностью.

Талян писал(а) 03.09.2018 :: 18:52:43:
Моноксилы это Днепр.


Да с чего вы решили это? Кстати, вы в курсе что самый древний в В.Е.  моноксил, датируемый 2-3 тыс до н.э. найден как раз на Дону.

Талян писал(а) 03.09.2018 :: 18:52:43:
Их размеры очевидно лимитировались необходимостью проходить пороги.


На сегодняшний день самый крупный моноксил найденный на Днепре 8 м. длиной, шириной 1 м. Экипаж, предположительно 6-8 чел. Ориентировочно датируется временем Святослава.

Талян писал(а) 03.09.2018 :: 18:52:43:
Какие суда были на Волге в то время?

Не знаю. Археологией на эту тему не владею. То что между Итилем и Булгаром ходили хазарские суда сообщает Масуди

"Хазары имеют челны (заурак), на которых они плавают из своего города вверх по реке, которая течёт в их реку из верхних мест и которая называется Буртас; вдоль неё живут оседлые (хадира) тюркские племена, составляющие часть Хазарского царства. Их поселения тянутся непрерывно между Хазарским царством и бургарами. Эта река течёт со стороны бургар, и суда (суфун) непрерывно ходят (тах-талифу) по ней между землями бургар и хазар"

Заурак это челны, лодки, суфун более крупные суда. Но каковы их размеры не ясно. Вместе с тем это указывает на то, что хазары владели навыками судоходства и торговля по рекам это не только удел норманнов, как нам это впаривают норманисты.

Талян писал(а) 03.09.2018 :: 18:52:43:
Но даже если моноксилы - у Игоря в моноксиле было по 40 войнов. Это больше 4 тонн.


Это летописные сказки. Греки  (Лев VI  около 903 года) пишут:

"Малые же или большие дромоны по качеству вражеского народа снаряжать надо. Ибо не есть одно и то же снаряжение кораблей сарацинов или [снаряжение] так называемых росов северных скифов. Ибо если сарацины кумварии используют большие и медленные, скифы же акатии малые, и легкие, и быстрые: поскольку через реки в Евксинское море попадают, они не могут большие суда иметь"

Тоже самое пишут и другие, включая Багрянородного, в его описании движения роского каравана в Византию. В полной мере это подтверждает и археология.

Талян писал(а) 03.09.2018 :: 18:52:43:
Если предположить, что в гражданском варианте  10  человек экипажа, получается 3 тонны груза. Сколько для перевозки 3 тонн груза нужно верблюдов или возов


Самый крупный моноксил датируемый 13 веком найден на Десне. Его параметры

" Длина сохранившейся части судна – 8,8 м, корма и левый борт утрачены. Ладья выдолблена, как и предыдущие, из цельного ствола дуба диаметром около 1 м. Внутренняя поверхность обожжена. Борта на
основном протяжении разведены и укреплены гнутыми дубовыми же шпангоутами сечением 0,1 х 0,06 м. Шпангоуты составные,каждый из двух полушпангоутов, крепившихся к бортам в верхней части парой деревянных нагелей, входивших в парные сквозные
отверстия в бортах с каждой стороны. Меж собой дуги соединялись над днищем также парой деревянных нагелей, не входивших в днище. Их диаметр 3
3,5 см. Шпангоут I установлен в 1,8 м от носа. Максимальная ширина судна в этой части достигала 0,8 м,
а ширина между бортами – 0,6 м. За I шпангоутом борта разведены: сначала вертикальны, а затем – наклонены вовне. Шпангоут II располагался в 2 м от первого. Шпангоут III (I мидель
шпангоут) располагался в 2 м от II
го, ширина бортов здесь 1,25 м (максимум). Шпангоут IV (II мидель
шпангоут) стоял в 0,5 м от III
го
и не отличался по форме и размерам. Вероятно, не сохранились шпангоуты V и VI, аналогичные II и I, а полная длина ладьи была равна примерно 12 м. Днище в носовой части заострено, на остальной протяженности – округлое. Борта загибаются внутрь в носовой части, а в центральной – выпрямлены и раздвинуты. Толщина бортов и днища в средней части судна составляла до 4–5 см, у I шпангоута 8–14 см. Высота судна – 0,7–0,8 м, носовая часть слегка приподнята. Под кромкой борта просверлен ряд отверстий диаметром 3
4 см. на расстоянии 1–1,2 м друг от друга в зоне разведенных бортов (их прослежено 4) – крепления уключин.
Экстраполируя данные можно говорить о 6 парах гребцов.... Судно могло нести на борту 14–16
человек (включая 12 гребцов, кормчего и вперед смотрящего) и значительный груз.
Радиоуглеродный анализ в лаборатории ИИМК РАН дал возраст 750 + 20 лет (Ле
6313), т.е. 1247– 1279 гг. н.э." (Журавлева Ю.Б. Чубур А.А. СРЕДНЕВЕКОВОЕ СУДОСТРОЕНИЕ В ЮГО
ВОСТОЧНОЙ РУСИ)

Близкий по размерам этому челну найден под Чериноговом его размеры

"челн был выдолблен из цельного дубового ствола. Длина судна составляла около 13,5 м (сохранилось 12,7 м),ширина достигала 1 м, высота бортов – до 0,85 м. Носовая часть судна заострена, кормовая – скруглена, причем в верхней части кормы имелась широкая площадка 0,6 х 0,8 м, вокруг которой борт
возвышался еще почти на 0,07 м – вероятно, место для рулевого. В носовой и кормовой части челна были сохранены две перегородки, увеличивавшие прочность конструкции. Вдоль бортов у их края были прорезаны отверстия округлой и подпрямоугольной формы,
предназначавшиеся для крепления веревочных уключин и такелажа. Челн мог перевозить до 15 человек и груз. Датировка судна по 14С дала результат 300 ± 60 лет, т.е. судно относится к позднему средневековью (XVI
XVII вв.)."

Челны найденные на Оке значительно меньше. Длина в пределах 6 м. ширина между бортами – до 0,6 м,
высота бортов до 0,5 м, а их толщина 4
5 см. Челн мог брать на борт 3–4 человека и небольшой груз. Датировка их весьма широка. От раннего средневековья до 17 века.

При этом авторы статьи пишут следующее:

"Исключительное преобладание однодеревных конструкций во многом определил характер гидросети Русской равнины: мелководность притоков, многоводье озер, пороги (они имеются даже на притоке Десны – Судости, не говоря уже о таких исполинских вод

ных артериях, как Днепр), частые волоки на порогах и водоразделах. Пороги и волоки не позволяли древним корабелам ощутимо увеличить размеры судов. Частые сплавы по течению и принцип использования судов в течение одной навигации, а порой и на один рейс также наложили свой отпечаток на конструкцию корпуса. Строившиеся в верховьях сплавные суда по прибытии в пункт назначения часто продавались на слом. Что касается набойных лодей и насадов (судов с более высокими бортами, наращенными несколькими досками – в первом случае внакрой, во втором – вгладь) традиционно считавшихся преемницами долбленого челна18, археологических свидетельств их широкого применения в юго
восточной Руси пока нет. Считалось, что нарастить борта челна обшивкой позволили шпангоуты, появившиеся на Руси с X в.
Однако ладейные шпангоуты из Ростова имели длину свыше 2,5 метров и были предназначены для судна с клинкерной обшивкой, сходного с кораблями викингов («заморские ладьи» из летописей и «Русской правды»)19. Длина же шпангоутов Вщижской ладьи свидетельствует о том, что насад или набой в этом случае не предусматривались.  Большая часть рассмотренных выше судов является явно бытовыми челнами для перевозки небольших грузов, рыбной ловли, переправы и т.п. Некоторые же вполне можно отнести к категории крупных для своего времени речных кораблей. Такие моноксилы были универсальными судами, пригодными, в зависимости от оснастки,
для торговли и войны, для морского и речного сообщения
....  П.Е. Сорокин справедливо констатирует различия в археологических материалах и в судовой терминологии в различных частях
древнерусской территории, ставя, таким образом, под сомнение существование в ее пределах единой судостроительной традиции. По его мнению основным типом судов на юге, использовавшимся как
для речного, так и для морского плавания, были суда, построенные на основе простых однодеревок. На севере же использовались дощатые клинкерные суда, однодеревки с расширенными бортами,
комбинированные суда, а также технологии сшивания конструкций обшивки и конопатки, не характерные для юга Руси. Северный вариант вобрал в себя опыт автохтонного финского населения и развивался под влиянием балтийской судостроительной традиции.
Южный вариант сохранял древнеславянские черты21. Поэтому не удивительно, что все типы судов, обнаруженных в бассейнах Десны и Оки, изготовлены на однодеревной основе".

Как видим, авторы полагают что суда делались для похода в один конец. Обратно купцы или кто на них ходил добирались как то иначе. вот из всего этого и надо исходить рассуждая о торговых путях.
Талян писал(а) 03.09.2018 :: 18:52:43:
Суда не нужно кормить и они не устают.

Суда тоже изнашиваются на волоках и мелкводье. А главное на них гребсти надо, в том числе и против течения.
Талян писал(а) 03.09.2018 :: 18:52:43:
Под них так же создавалась необходимая инфраструктура.

Где и когда?
Талян писал(а) 03.09.2018 :: 18:52:43:
При движении по замерзшим рекам был бонус - ровная поверхность.

Большая условность.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8132 - 03.09.2018 :: 20:37:54
 
upasaka писал(а) 03.09.2018 :: 19:14:02:
Славяне на Дону, боршевские памятники.

Последнее время славянских следов на Дону, включая нижнее Подонье, находят все больше. Поэтому именно Дон и есть Славянская река, а не Волга, где славяне появились и обосновались позже.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8133 - 03.09.2018 :: 21:10:36
 
upasaka писал(а) 03.09.2018 :: 19:04:52:
Так она с "потолка"!

Найду ссылку на источник - сброшу
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8134 - 03.09.2018 :: 21:16:09
 
Roxsalan писал(а) 03.09.2018 :: 20:35:12:
В условиях пустынь да. Лесостепь особенно В.Е. не безводна, рек хватает, посмотрите на карту. Но даже на таких крупных реках как Дон и Донец  дороги соединяли все городища и крепости СМК. А Дон до конца 1Х века был главной торговой магистралью, с чем согласны большинство историков и археологов. Главенство Волги стало только после гибели СМК.

Очевидно, когда была возможность выбора выбирали наиболее целесообразный из возможных.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8135 - 03.09.2018 :: 21:17:18
 
Талян писал(а) 03.09.2018 :: 21:16:09:
Очевидно, когда была возможность выбора выбирали наиболее целесообразный из возможных.

Я с этим и не спорю.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8136 - 03.09.2018 :: 21:44:20
 
Roxsalan писал(а) 03.09.2018 :: 20:35:12:
Почему, обоснуйте? Я в свою очередь в подтверждение своих слов  приведу цитату из работы историков и археологов

Полностью с Вашей цитатой согласен. Про суда викингов добавлю, что после волока они годились очевидно только для помойки.Roxsalan писал(а) 03.09.2018 :: 20:35:12:
В целом, не исключая возможность использования санных путей, в более поздний период, когда была налажена инфраструктура, тем не менее продолжаю указывать на сложность такого передвижения ввиду отсутствия или необходимости везти с собой ком для тягловых животных в более ранний период. Чем больше караван, тем, естественно, больше нужно корма для тягловых животных. Плюс, природные условия - метели, переметы, в том числе и на реках, иные погодные катаклизмы. Т.е. переходы зимой были короткими и немногочисленными. В противном случае возникают проблемы с рентабельностью.

Транспортная  инфраструктура всегда появляется только при  наличии потребности в ней. Кроме отрицательных факторов зима имеет и положительную сторону - замерзают болота и малые не судоходные реки. Появляется возможность движения по ним, а это очень важно в условиях дремучих лесов и бездорожья. Существует мнение, что на пресловутом "пути из варяг в греки" участок от Ловати до Двины был проходим только в зимнее время. Думаю, что все это при планировании похода учитывалось. Так как такие экспедиции длились годами то для прохождения каждого участка выбиралось наиболее подходящее время года. Можно предположить, что основной целью была не скорость перехода, а успешное завершение экспедиции в целом. С наименьшими затратами и максимальной прибылью. 
Наверх
« Последняя редакция: 03.09.2018 :: 22:43:19 от Талян »  
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8137 - 03.09.2018 :: 22:13:39
 
Roxsalan писал(а) 03.09.2018 :: 20:35:12:
Как видим, авторы полагают что суда делались для похода в один конец. Обратно купцы или кто на них ходил добирались как то иначе. вот из всего этого и надо исходить рассуждая о торговых путях.

Я смотрю на это не так печально. По мнению авторов: "Экстраполируя данные можно говорить о 6 парах гребцов.... Судно могло нести на борту 14–16
человек (включая 12 гребцов, кормчего и вперед смотрящего) и значительный груз". Что и требовалось доказать. Да, часть судов строилась даже в конце XIX века на один рейс, в один конец (беляны), но суда ходили и по течению и против. Причем с помощью разных средств. Где можно было под парусом, где на веслах, где бечевой. Волго-балтийский путь функционирует не одно тысячелетие. По моему это не оспоримый факт.
И второй момент. Авторы цитируемой статьи совершенно правильно говорят, что "Исключительное преобладание однодеревных конструкций во многом определил характер гидросети Русской равнины: мелководность притоков, многоводье озер, пороги (они имеются даже на притоке Десны – Судости, не говоря уже о таких исполинских водных артериях, как Днепр), частые волоки на порогах и водоразделах. Пороги и волоки не позволяли древним корабелам ощутимо увеличить размеры судов". Однако на Волге от устья до Волго-верховьев порогов нет. Авторскую фантазию ни что не сдерживает.Roxsalan писал(а) 03.09.2018 :: 20:35:12:
Суда тоже изнашиваются на волоках и мелкводье. А главное на них гребсти надо, в том числе и против течения.

Конечно изнашивались, это в то время был расходный  материал. Насчет гребли полностью согласен. Но не так это страшно. Где было можно гребли, где то шли на шестах, где то бечевой. В особо сложных местах привлекали тяговых животных.
Наверх
« Последняя редакция: 03.09.2018 :: 22:19:55 от Талян »  
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8138 - 03.09.2018 :: 22:15:45
 
Roxsalan писал(а) 03.09.2018 :: 20:35:12:
Где и когда?

На памяти из бесспорного только договор Новгорода с Ганзой о предоставлении речных судов для доставки грузов из Ладоги в Новгород.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8139 - 03.09.2018 :: 22:19:02
 
Roxsalan писал(а) 03.09.2018 :: 20:35:12:
Большая условность.

Это не условность,  а непреложный факт. Привожу цитату из Вашей ссылки: "Роль рек и озёр как зимних дорог ни в коей мере нельзя недооценивать (Микляев, 1992, с. 133–137)". Вы что вообще отрицаете зимние перевозки?
Наверх
 
Страниц: 1 ... 405 406 407 408 409 ... 977
Печать