иван васильевич писал(а) 31.08.2018 :: 20:19:44:И потом караваны (хотя бы один) должны пройти по маршруту. Как бы навряд это было бы севернее лесостепи.
Ессно, если описан маршрут, то значит купцы и караваны ходили. Сугубо на мой взгляд, не принципиально чьи, время прохождения маршрута для всех примерно одинаково. даже с учетом использования водного транспорта. И тут и арабы и тюрки и славяне и русы мало отличались друг от друга. Нет, конечное, некторые товарищи могут утверждать что сиволапые славяне, колченогие тюрки и ленивые арабы ни в жизнь бы не освоили передвижение по рекам В.Е. в тех или иных судах, это удел исключительно норманнов, но пусть им, обсуждать это не имеет смысла. Поэтому шли и водой и сушей и примерно с одинаковой скоростью. Так же полагаю шли и по лесостепи и севернее лесостепи, арабские товары как то в Ладогу попадали, не на коврах же самолетах. Вопрос в другом, исходя из сообщений арабов о расстояниях, опираясь на археологию можно попытаться очертить вероятные точки де могли стоять упомянутые города русов между 1Х-Х11 вв. Вариантов надо сказать будет не много. Юг и Восток от Булгара рассматривать не имеет смысла остается Запад и Север.
иван васильевич писал(а) 31.08.2018 :: 20:19:44:и соответственно не ясно как осуществлялся переход - возможно все вплоть до саней
Да не принципиально, скорость передвижения была примерно одинакова. Погрешности не существенны.
иван васильевич писал(а) 31.08.2018 :: 20:19:44:Наверняка, причем отделить реалии разных веков не просто, а если еще он объединил. больше двух реалий.
Тут надо смотреть где сообщения Идриси стыкуются с сообщениями более ранних авторов, и насколько ранних, а где его собственный эксклюзив или реалии его времени. Так например его рассказ о трех видах русов полностью соответствует более ранним источникам, следовательно это компиляция. И так все просматривать поэтапно, по возможности поглядывая на то, что писали греки как в его время так и раньше.
иван васильевич писал(а) 31.08.2018 :: 20:19:44:Интересно, вопрос: как интерпретировать?
Опираясь на археологию, а не на созвучия, что часто и делается.
иван васильевич писал(а) 31.08.2018 :: 20:19:44: так понимаю болгары еще между Днепром и Дунаем?
Нет. Смотрим текст еще раз
"Оттуда море поворачивает к Матрахе (Тмутаракань), граничит со страной ар-Русийа (Русь) 9 и страной бурджан (Дунайская Болгария 10) — а это от реки Данабрис (Днепр) до реки Дану (Дунай), идет к началу пролива ал-Кустантини 11 и приходит к [городу] ал-Кустантинийа (Константинополь), [затем] омывает с востока страну Маказунийа 12 и доходит до того места, где начинается."
Т.е. идет описание Черного моря от Тамани до Константинополя по северному и западному побережью. Идриси указывает что Черное море граничит со страной Русов и страной буджан,
а это от реки Днепр до реки Дунай. Т.е. у него Русь от Днепра и до Дуная а не болгары.
иван васильевич писал(а) 31.08.2018 :: 20:19:44: с этой надо понимать: "О князи Рустемъ Осколди. Роди же нарицаеміи Руси1, иже и Кумани, живяху въ Ексинопонті..." (Никоновская летопись).
Над этой фразой историки давно голову ломают.
иван васильевич писал(а) 31.08.2018 :: 21:20:09:Как то с трудом представляю верблюдов тянущих сани. а Вы?
Вот так и вижу как верблюды мирно пощипывая иголки с елок тянут сани до Ладоги и Киева. Да ладно сани, арбы. Фантазия у некторых товарищей зашкаливает. Археология показывает погребения верблюдов и ослов в Подонье в рамках СМК:
"Каким же образом завозились арабские монеты и товары в Поволжье и на Русь, как была организована караванная торговля? Как известно, организация купеческих караванов требовала тщательной подготовки. «Вести сухопутную торговлю в одиночку с отдаленными странами тогда было невозможно: как бы ни был богат тот или иной купец, однако опасности дороги и путевые расходы были настолько велики, что никакие барыши не покрыли бы затраченных денег, товаров и усилий» 21. По сведениям ал-Мас’уди, караваны из страны хазар и булгар в Хорезм и обратно из-за неспокойной обстановки ходили в сопровождении вооруженной стражи 22. Караваны в некоторых случаях достигали очень больших размеров.
По сообщению Ибн-Фадлана, в составе халифского посольства, направленного из Багдада в Волжскую Болгарию, насчитывалось около 5 тыс. человек и 3 тыс. лошадей23. По мнению А. П. Ковалевского, в составе этого каравана, по всей вероятности, были и верблюды, упоминание о которых редактор или переписчик выбросил 24.
Об использовании верблюдов в караванной торговле в средние века свидетельствуют не только письменные источники, но и находки костей верблюда на поселениях салтово-маяцкого типа VIII—X вв. и на славянских городищах боршевского типа в Верхнем Подонье25. Кости верблюда отмечены на Право-бережном Цимлянском городище и на Карнауховском поселении на Дону 26. При раскопках Большого Боршевского городища обнаружено шесть костей верблюда (от трех особей), а на городите Титчиха—-одна кость верблюда. По мнению В. И. Цалкина, «обнарние верблюда в двух упомянутых городищах свидетельствует лишь о ее. <ях боршевцев с более южными степными племенами» 27. Очевидно, торговые караваны из Итиля и Булгара заходили по пути в Киев в пограничные славянские поселения на Верхнем Дону28" (Кавказ и Восточная Европа в древности)
О находках костей верблюда севернее мне неизвестно. Даже в экспедиции Фадлана их вероятно было не много. Так что вряд ли верблюдов использовали в качестве тягловых животных н просторах В.Е. севернее и западнее Дона.