Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 381 382 383 384 385 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 561468 раз)
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7640 - 19.08.2018 :: 09:09:10
 
scriptorru писал(а) 19.08.2018 :: 08:08:53:
По поводу нее, Мачинский там же пишет:

scriptorru, это вы мнение Мачинского на мои слова о "патриотично-настроенных норманистах" что-ли привели?))
Ну так Мачинский Д.А. это один из основателей общества "Мемориал" вообще-то.)))
Наверх
« Последняя редакция: 19.08.2018 :: 16:08:25 от Mukaffa »  
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7641 - 19.08.2018 :: 10:19:58
 
Виктор3992 писал(а) 18.08.2018 :: 01:07:38:
И не понятно зачем его было вообще менять, можно было написать к примеру - находники именуемые ныне варягами.

Зачем? Я про пояснение. Разве мы поясняем устаревшие термины заменяя их новыми? Летописец полагал что написанное им понятно его современникам. Он же не думал что через тысячу лет некие исследователи будут ломать голову над его трудом.
Виктор3992 писал(а) 18.08.2018 :: 01:07:38:
Это тоже "северная легенда", об этом и пишет Стефанович, "северо-германо-скандинавский фольклорный котел" Как общий источник для таких легенд.

Да кто с этим спорит, хотя подобных легенд полно и на юге. По мне так чья это легенда вообще не стоит заморачиваться, бродячий фольклорный сюжет. Принципиально другое, был в изначальной легенде термин варяги или не был.

Виктор3992 писал(а) 18.08.2018 :: 01:07:38:
И подобное предание могло попасть к нам гораздо раньше 1074 года.


Если речь о самой легенде о призвании, то безусловно она возникла раньше и отражает некие реалии Приильменья, вопрос в том как оная легенда выглядела изначально, были ли в ней варяги и какое она имела отношение к началу Руси.

Виктор3992 писал(а) 18.08.2018 :: 01:07:38:
Что-то подобное видимо должно быть и у славян, свой котел. Чего больше в наших летописях надо разбираться отдельно.

Было и славян. Разбираться можно, но это не принципиально. Главное суть. Вот пример, сюжет со смертью Олега от змеи но с другими персонажами есть в скандинавских сагах, тюркских преданиях, но максимально он близок летописному в сербской сказке, в которой говорится что точно так же как Олег погиб некий турецкий хан. Где исток, кто у кого сюжет спер? Или сюжеты развивались самостоятельно? Мы вряд ли это когда то узнаем. Поэтому утверждать что на русь сюжет попал от скандинавов не обосновано. Вполне вероятен и обратный маршрут, из руси к скандам.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7642 - 19.08.2018 :: 10:30:21
 
scriptorru писал(а) 19.08.2018 :: 08:08:53:
"Происхождение социоэтнонима русь от rōþ/ruþ, rōþer, rōþsmæn либо через посредство приб.-фин. *rōtsi ‘шведы’, *Rōtsi ‘Швеция’, либо – как впервые предложил Г. С. Лебедев (Лебедев, Жвиташвили 1999: с. 71; Лебедев 2005: с. 532) – непосредственно от ruþ – несомненно." Там же; с.492

Абсолютно ничем не доказанный факт, ибо нет никаких оснований утверждать что скандинавы прибывая к славянами и финнам называли себя rōþ/ruþ, rōþer, rōþsmæn . Это чистой воды фантазии норманистов. Тем более непонятно почему прибывая к франкам или балтийским славянам они называли себя викингами, а пребывая к финнам и восточным славянам - ропсами. Шифровались?

scriptorru писал(а) 19.08.2018 :: 08:08:53:
В итоге можно быть уверенным, что этноним ῥῶς передаёт средствами среднегреческого языка то его звучание, которое реально слышали греки от самих росов.

Назаренко категорически отрицает возможность перехода скандинавского rōþ/ruþ, rōþer в греческое  ῥῶς, кроме того, он указывает на отсутствие объяснения сторонниками данной версии как из скандинавского двусоставного rōþsmæn получилось односоставное rōþ/ruþ. Так что это тоже очередная ничем не подтвержденная фантазия норманистов.

scriptorru писал(а) 19.08.2018 :: 08:08:53:
"При этом обычно не замечают, что первое упоминание росов у Льва Диакона таково: «он отправил его (Калокира – Д. М.) к тавроскифам, которых в просторечии называют росами…

Т.е. тавроскифы это таки скандинавы?
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7643 - 19.08.2018 :: 10:54:06
 
Roxsalan писал(а) 19.08.2018 :: 10:30:21:
Тем более непонятно почему прибывая к франкам или балтийским славянам они называли себя викингами, а пребывая к финнам и восточным славянам - ропсами. Шифровались?


Вы что же скандинавов единым континуумом считате, в то время как в одной Швеции находим свеев, гаутов, гутов...
Я это все вижу в детализированной форме и понятно, чт обыли различия в самоназвании тем или иным образом обусловленные. Тем более, "участник похода на гребных судах" позиционируется, как более старый вариант, затем идет викинг, затем варяг ... В нашем случае, видимо, получил распространение наиболее старинный вариант.

Roxsalan писал(а) 19.08.2018 :: 10:30:21:
Т.е. тавроскифы это таки скандинавы?


Русь полиэтнична. Тем более во времена Льва ...
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7644 - 19.08.2018 :: 11:19:51
 
scriptorru писал(а) 19.08.2018 :: 10:54:06:
Тем более, "участник похода на гребных судах" позиционируется, как более старый вариант, затем идет викинг, затем варяг ...

Кем доказано что наиболее старый вариант? Кем вообще доказано что сканды так себя называли и представлялись в 1Х веке и ранее? Это первое. Второе, а разве термин викинг не существовал в 1Х веке когда появилась русь?
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7645 - 19.08.2018 :: 11:43:59
 
Roxsalan писал(а) 19.08.2018 :: 11:19:51:
Кем доказано что наиболее старый вариант? Кем вообще доказано что сканды так себя называли и представлялись в 1Х веке и ранее?


Ну так я текст Мачинского зря привел что ли? Так то можно долго воду в ступе толочь.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7646 - 19.08.2018 :: 13:19:58
 
scriptorru писал(а) 19.08.2018 :: 08:08:53:
Еще, интересный момент:
"При этом обычно не замечают, что первое упоминание росов у Льва Диакона таково: «он отправил его (Калокира – Д. М.) к тавроскифам, которых в просторечии называют росами…»

А еще интереснее, куда (в какую географическую точку) он отправил Калокира? Куда мог отправиться Калокир? Ладогу? На Волгу? Днепр? Дон? Куда?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7647 - 19.08.2018 :: 15:15:16
 
scriptorru писал(а) 19.08.2018 :: 11:43:59:
Ну так я текст Мачинского зря привел что ли? Так то можно долго воду в ступе толочь.

А что в тексте Мачинского есть какие то доказательства кроме ничем не подтвержденных предположений и фантазий?
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7648 - 19.08.2018 :: 22:54:25
 
Roxsalan писал(а) 18.08.2018 :: 22:39:27:
Это уже чистой воды подгонка, я относительно Вегр, Вагр, Варг. То же самое и с ваграми. Тут даже больше шансов чем с норвегами. У нас нет источников в которых бы франки и сами норвеги называли Норвегию страной Варанг. Еще раз повторюсь, сами скандинавы увязывали термин вэринги только с Византийской гвардией, где служили скандинавы и никак не диссоциировали данный термин с жителями Скандинавии.
Не обязательно из-за названия страны, сама страна как называется? путь на север?, незамысловатое название.
А норманны? люди северного ветра или как-то так. И что их так и назвали - populus Aquilone vento, нет же.
Суть в том что что варанг, верниг и т/д, у ромейцев мог появиться от самих скандинавов, без них не было бы и термина.
Roxsalan писал(а) 18.08.2018 :: 22:39:27:
Нет таких источников. Самый древний список ПВЛ, известный историкам это Лаврентьевская летопись, датируемая 1377 годом. Это если не считать Новгородской первой летописи старшего извода датируемой тем же 14 веке но чуть раньше чем Лавреньевская летопись, но в ней нет листов с событиями до 1016 года.

Нет какого-то отдельного древнейшего свода, как отдельной книги, вы же это понимаете.
Древнейший свод погружен и растворен (если так можно сказать), в тех летописях что дошли до нас.
И уже из дошедших до нас летописей текстологи пытаются "вытянуть" этот первоначальный текст.
Roxsalan писал(а) 18.08.2018 :: 22:39:27:
Ошибаетесь. Древнейший свод датируется по шхаматовской версии 1039 годом

Roxsalan писал(а) 18.08.2018 :: 22:39:27:
Вы немножко путаете Древнейший свод и Древнейшее сказание передававшееся устно

Во-первых вы не ответили по какому факту, а во вторых я ничего не путаю.
Изначально я говорил о древнейшем своде записанном на бумаге. (составленном)
И в этот свод могли входили устные сказания, например легенда о призвании варягов.
Какие-то письменные источники тоже исключать нельзя.
Гиппиус - "С. М. Михеев полагает (следуя в этом за К. Цукерманом), что «Древнее сказание» было создано в 1016/17 гг. и заканчивалось рассказом о Любечской битве; по нашей оценке, текст Сказания заканчивался до начала рассказа о Ярославе и мог быть создан ещё при Владимире Святославиче."
Гиппиус - "По нашей оценке, Ядро (которое мы, вслед за К.Цукерманом, называем Древнейшим сказанием) представляло собой основанный на устном предании очерк"
Roxsalan писал(а) 18.08.2018 :: 22:39:27:
При этом Гиппиус считает что в процессе редакции ПВЛ, что то удалялось а что то прибавлялось из предыдущих источников

Чтобы понять где есть удаление или прибавление должны оставаться "хвосты", по которым и можно определять этапы редакции. Вы же предлагаете версию о стертом напрочь термине. Канувшему в лета.
Roxsalan писал(а) 18.08.2018 :: 22:39:27:
В общем, спор о времени начала русского летописания не окончен.

Конечно не окончен, на новом этапе исследование он можно сказать только начат.
Однако даже на этом "начальном" этапе, шахматовская версия о дате составлении древнейшего свода пересмотрена.
Поэтому говорить о 1039г как о неком бесспорном факте не приходится.
Гиппиус -"Реконструкция А. А. Шахматовым древнейших этапов истории летописания всегда вызывала больше
всего возражений. Из последователей учёного только М. Д. Присёлков принимал его схему в единстве
всех её звеньев – от Древнейшего свода до третьей редакции ПВЛ. В настоящее время шахматовскую
номенклатуру сводов, предшествовавших Начальному, использует, как кажется, только Н. И. Милютенко (2006)
"
Roxsalan писал(а) 18.08.2018 :: 22:39:27:
Не важно, важно что есть источники 1Х- Х века говорящие о руси, но варанги в них не упоминаются, ни в контексте руси ни в ином контексте.

Зато они упоминаются у нас, упоминаются в сагах (с привязкой к византийцам).
А ромейцы все молчат, и только из 12 века, мы узнаем что в первой трети 11го века, были некие варанги 1034г.
Появившиеся из ниоткуда, но привязанные почему-то к определенному географическому региону.
А если принять что и Пселл ничего не говорит о варягах, то можно подумать и так, что для его поколения термин вэренги, варанги и т/д мало что значил, хотя варанги может уже и были как отдельный корпус или что-то еще, но Пселл особо их не выделял, а называл их каким-то привычным его поколению термином. Но в то же время, Бируни в 1029г варанками именует целый этнос и если это не его выдумка, то значит и еще кто-то (кто ему об этом поведал) считал так же.
Roxsalan писал(а) 18.08.2018 :: 22:39:27:
А составление древнейшего свода на сто лет от события, конкретно призвания Рюрика

Рюрика могли призвать хоть 1000 лет назад, важно то когда впервые письменно фиксируется эта легенды в наших летописях, 990-1017г. может быть не хуже 1039г.


Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7649 - 19.08.2018 :: 23:00:38
 
Roxsalan писал(а) 18.08.2018 :: 22:39:27:
Варанги-варяги разве в данном тексте упоминаются? русы тут причем, мы разве о них говорим?

Мы говорим в варягах, Владимир отправил кого? - варягов. Армянский историк косвенно подтверждает известие наших летописей. А если первоначальная летопись была создана в 990-1017г. то значит термин варяги мог уже тогда присутствовать на Руси. Добавим сюда, что другого термина для варягов наши летописи не знают и то, что неизвестно как этот термин появился в самой Византии.
Roxsalan писал(а) 18.08.2018 :: 22:39:27:
Я думаю в то время вообще не заморачивались что в придании славянское что северное что восточное что южное, главное как это соответствовало политическому запросу.

Тут я больше говорил не о них и их времени, а о нас и нашем времени. Мы, это условно 21й век.
Хотя этим вопросом озаботились и раньше, когда осознали и доказали что в летописях присутствует древний пласт текста основанного на народном фольклоре. Следовательно можно попытаться выявить влияние тех или иных регионов Европы и Азии на мифологемы тогдашних жителей Руси, но это немного другая тема.
Roxsalan писал(а) 19.08.2018 :: 10:19:58:
Зачем? Я про пояснение. Разве мы поясняем устаревшие термины заменяя их новыми? Летописец полагал что написанное им понятно его современникам.

Затем что летопись это последовательное изложение событий и перед очередной редакцией летописец мог прояснить тот или иной момент. Те же варяги именуемые русью или "зане сѣдять по Бугу, послѣже же волыняне",  "Понтеское море треми жералы, иже море словеть Руское", "же втечеть въ Двину, именемь Полота, от сея прозвашася полочанѣ", "Поляне и до сего дне от них же суть кыянѣ", "людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря" и т/д.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7650 - 20.08.2018 :: 07:26:03
 
Roxsalan писал(а) 19.08.2018 :: 10:30:21:
Назаренко


"Напомню, что самим фактом своего существования форма русь предъявляет к своему этимону совокупность жёстких требований: он должен одновременно вмещать в себя источник др.-рус. р, источник др.-рус. долгого у, источник др.-рус. с и при этом не может содержать никаких других фонем, требующих при адаптации к древнерусскому (восточнославянскому) языку ненулевого фонемного пересчёта. Тем самым абсолютно неприемлемыми в первую очередь оказываются сопоставления, игнорирующие долготу корневого гласного. Таковы сопоставления:
(a) с названием реки Рось в Поднепровье (др.-рус. Ръсь), имеющим краткий вокализм
корня22;
(b) с латинским названием кельтского племени Rŭtēni (с чисто орфографическим
вариантом Rŭthēni), поставленным средневековой европейской литературной традицией
в связь с Русью/Россией; налицо, кроме того, несоответствие в инлаутном консонантизме;
(c) с латинским названием германского племени Rug(i)i, имевшим, судя по верхнене-
мецкой перегласовке (> Rügen, название острова в Южной Прибалтике), краткий глас-
ный в корне; несоответствие инлаутного консонантизма здесь ещё более вопиюще, чем
в предыдущем сопоставлении: налицо средневековая литературная подоснова такой
«связи» – по созвучию;
(d) с др.-исл. drótt ‘дружина, народ’: в последнем случае долгота корня, в действи-
тельности, мнимая, обусловленная фонетическим развитием др.-сев. *druht- уже на
собственно исландской почве (не ранее XI–XII вв.)23.
(e) с топонимом Ruzaramarcha, сохранившимся в одной из грамот франкского короля Людовика Немецкого (840–876) и представляющим собой название местечка на южном берегу Дуная неподалёку от Энса в Нижней Австрии, предложенное А. В . Назаренко (Назаренко 2001: с. 49). Нет оснований уверенно говорить о долготе/краткости гласных, входящих в эту словоформу, поэтому выделение в её составе суффикса -âr2- и особенно корня *rûz- с интерпретацией Ruzaramarcha как *Rûz-âra-marcha – сомнительно. Это не касается более поздних фиксаций названия Руси в латинской и древневерхненемецкой письменной традиции XI–XII вв., отражающих славянское произношение и подробно анализируемых А. В. Назаренко. Препятствия, возникающие у отмеченных выше сопоставлений в связи с различиями, в первую очередь, в корневом вокализме, непреодолимы. Но и корневой консонантизм не в меньшей степени ограничивает свободу выдвигаемых этимологий: так, для (d) нет возможности объяснить несоответствие др.-исл. dr- др.-рус. р-, а при следующем сопоставлении (f) с герм. основой *hrōð- ‘слава’ и её производными ожидалось бы отражение герм. *hr- в виде др.-рус. гр-, а не р- (ср. др.-исл. hríð ‘атака, приступ’ : др.-рус. гридь); но даже и принимая утрату начального *h в германском источнике до предполагаемого заимствования *hrōð- > русь (ср. древневерхненемецкое развитие *hr > r), затруднительно было бы объяснить соответствие звонкого герм. *ð глухому др.-рус. с. Обоснованна критика этого сопоставления со стороны Ф. А. Брауна (Браун 1899: с. 5–7). Наконец, нельзя не коснуться этимологии О. Н. Трубачёва, в основе которой лежит
гипотеза
(g) о заимствовании слова русь из индоарийского *r(а)uks-i- (Трубачёв 1997: 246–247), которая, например, А. Е. Аникину «представляется очень спорной» (Аникин 2003: с. 514) – и я полностью присоединяюсь к этой оценке."
По: Кулешов В.С. К оценке достоверности этимологии слова русь 2009
Наверх
 

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7651 - 20.08.2018 :: 08:44:19
 
Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 23:00:38:
"Понтеское море треми жералы, иже море словеть Руское"


Здесь вопрос для кого? Для Бируни это Трапезундское море:

"Далее в середине обитаемой части Земли в стране славян и русов39 находится море, известное у греков под названием | Понт. У нас оно известно под названием моря Трапезунда40, так как это гавань на его берегу. Из этого моря выходит пролив, проходящий у стен Константинополя41. Он становится все уже и уже, пока не впадает в Сирийское море, ..."
По: Бируни. Том VI. Книга вразумления начаткам науки о звездах 1975 с.100-101
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7652 - 20.08.2018 :: 11:26:57
 
scriptorru писал(а) 20.08.2018 :: 07:26:03:
"Напомню, что самим фактом своего существования форма русь предъявляет к своему этимону совокупность жёстких требований: он должен одновременно вмещать в себя источник др.-рус. р, источник др.-рус. долгого у, источник др.-рус. с и при этом не может содержать никаких других фонем, требующих при адаптации к древнерусскому (восточнославянскому) языку ненулевого фонемного пересчёта. Тем самым абсолютно неприемлемыми в первую очередь оказываются сопоставления, игнорирующие долготу корневого гласного. Таковы сопоставления:
(a) с названием реки Рось в Поднепровье (др.-рус. Ръсь), имеющим краткий вокализм
корня22;
(b) с латинским названием кельтского племени Rŭtēni (с чисто орфографическим
вариантом Rŭthēni), поставленным средневековой европейской литературной традицией
в связь с Русью/Россией; налицо, кроме того, несоответствие в инлаутном консонантизме;
(c) с латинским названием германского племени Rug(i)i, имевшим, судя по верхнене-
мецкой перегласовке (> Rügen, название острова в Южной Прибалтике), краткий глас-
ный в корне; несоответствие инлаутного консонантизма здесь ещё более вопиюще, чем
в предыдущем сопоставлении: налицо средневековая литературная подоснова такой
«связи» – по созвучию;
(d) с др.-исл. drótt ‘дружина, народ’: в последнем случае долгота корня, в действи-
тельности, мнимая, обусловленная фонетическим развитием др.-сев. *druht- уже на
собственно исландской почве (не ранее XI–XII вв.)23.
(e) с топонимом Ruzaramarcha, сохранившимся в одной из грамот франкского короля Людовика Немецкого (840–876) и представляющим собой название местечка на южном берегу Дуная неподалёку от Энса в Нижней Австрии, предложенное А. В . Назаренко (Назаренко 2001: с. 49). Нет оснований уверенно говорить о долготе/краткости гласных, входящих в эту словоформу, поэтому выделение в её составе суффикса -âr2- и особенно корня *rûz- с интерпретацией Ruzaramarcha как *Rûz-âra-marcha – сомнительно. Это не касается более поздних фиксаций названия Руси в латинской и древневерхненемецкой письменной традиции XI–XII вв., отражающих славянское произношение и подробно анализируемых А. В. Назаренко. Препятствия, возникающие у отмеченных выше сопоставлений в связи с различиями, в первую очередь, в корневом вокализме, непреодолимы. Но и корневой консонантизм не в меньшей степени ограничивает свободу выдвигаемых этимологий: так, для (d) нет возможности объяснить несоответствие др.-исл. dr- др.-рус. р-, а при следующем сопоставлении (f) с герм. основой *hrōð- ‘слава’ и её производными ожидалось бы отражение герм. *hr- в виде др.-рус. гр-, а не р- (ср. др.-исл. hríð ‘атака, приступ’ : др.-рус. гридь); но даже и принимая утрату начального *h в германском источнике до предполагаемого заимствования *hrōð- > русь (ср. древневерхненемецкое развитие *hr > r), затруднительно было бы объяснить соответствие звонкого герм. *ð глухому др.-рус. с. Обоснованна критика этого сопоставления со стороны Ф. А. Брауна (Браун 1899: с. 5–7). Наконец, нельзя не коснуться этимологии О. Н. Трубачёва, в основе которой лежит
гипотеза
(g) о заимствовании слова русь из индоарийского *r(а)uks-i- (Трубачёв 1997: 246–247), которая, например, А. Е. Аникину «представляется очень спорной» (Аникин 2003: с. 514) – и я полностью присоединяюсь к этой оценке."
По: Кулешов В.С. К оценке достоверности этимологии слова русь 2009

К чему эти, вообщем-то малограмотные, нагромождения?
Вот же схема -

Цитата:
"герм. Rugi > слав. *Rudzi > *Ryzi "

"фонетически близкой самоназванию руси формой *рузи, которую должен был принять этноним Rugi в древнерусском языке "
Имя «Русь» в древнейшей западноевропейской языковой традиции


Всё. Для полного счастья вполне достаточно.))
А нумизмат пусть лучше своими монетками занимается, а не лезет в лингвистику, а то сыплет тут терминами, как горохом.
"Эх Эрмитаж наш Эрмитаж .... "  )))
Наверх
« Последняя редакция: 20.08.2018 :: 11:40:52 от Mukaffa »  
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7653 - 20.08.2018 :: 13:12:27
 
Mukaffa писал(а) 20.08.2018 :: 11:26:57:
К чему эти, вообщем-то малограмотные, нагромождения?


И кто из лингвистов их малограмотными объявлял? Есть напечатанное обсуждение статьи специалистами вообще-то.

А. Г. Фурасьев : У меня вопрос по поводу богатства «русской» лексики в саамском
языке. Можно найти какое-то убедительное объяснение (если можно, не с лингвисти-
ческой, а с исторической точки зрения), почему именно саамский так богат подобными
терминами? В частности, на одной из Ваших таблиц хорошо видно, что как минимум
две, а может даже три формы существуют в одном языке. Все эти три формы заимство-
ваны из разных языков и при этом существуют одновременно в одном языке.
Вяч. С. Кулешов : В саамском языке одновременно существуют по две, а то и по
три разных формы, относящихся к нашей теме, они обозначают разные понятия и зву-
чат по-разному. Смысловые различия между ними существенны. Формы первой группы
совершенно чётко отражают Швецию и все шведское. Формы второй группы – Русь,
Россию и всё русское. Это прослеживается по текстам – я не только словари читал, но
и тексты, какие нашёл. Что касается форм третьей группы, чисто фольклорной, то она
связана с эпическими контекстами, где фигурируют не исторические, не этнические,
а фольклорные реалии. На соотношении эпической картины мира и исторической ре-
альности (как она известна нам, а не самим саамам) останавливаться не буду. Теперь,
относительно того, почему так много форм. Во-первых, Россия и Швеция – всё-та-
ки разные страны, необходимость употреблять для выражения разных смыслов разные
слова никто не отменял. Что касается эпического словоупотребения, то его истоки нуж-
даются в особом исследовании. Он хорошо зафиксирован и вполне четок, но не связан
только со Швецией или только с Россией. Могу сослаться на скандинавскую саговую
традицию про кюльфингов. Образ кюльфингов близко напоминает образ руцев в саамс-
ких преданиях. Видимомо, кроме шведов и русских, была необходимость отличать еще
какие-то дружины и ватаги типа кюльфингов и ушкуйников (тоже, кстати, замечательные
примеры этносоциальных групп). Так что остается только пожалеть, что поразительное
богатство саамских данных долгое время оставалось вне поля зрения науки.

Наверх
 

Дозволено цензурою.
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7654 - 20.08.2018 :: 13:14:45
 
Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 22:54:25:
Суть в том что что варанг, верниг и т/д, у ромейцев мог появиться от самих скандинавов, без них не было бы и термина.

Верно, но всегда рядом с этим именем стояло - "русы"
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7655 - 20.08.2018 :: 13:53:21
 
Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 22:54:25:
Не обязательно из-за названия страны, сама страна как называется? путь на север?, незамысловатое название.

Да в мире много стран имеющих незамысловатые названия. Та же Черногория например.

Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 22:54:25:
А норманны? люди северного ветра или как-то так.

Нет, тут скорее в контексте "северные люди". Мы же называем северянами жителей Мурманска или Архангельска, да и сибиряков тоже.
Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 22:54:25:
Суть в том что что варанг, верниг и т/д, у ромейцев мог появиться от самих скандинавов, без них не было бы и термина.


Да с чего вы это решили? Василевский предлагал греческое происхождение термина. Но даже если рассматривать скандинавский вариант, Мельникова считает что он появился в скандинавской среде на Руси не ранее Х века.

Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 22:54:25:
Нет какого-то отдельного древнейшего свода, как отдельной книги, вы же это понимаете. Древнейший свод погружен и растворен (если так можно сказать), в тех летописях что дошли до нас. И уже из дошедших до нас летописей текстологи пытаются "вытянуть" этот первоначальный текст.


Именно это я вам и твержу.  По факту мы не знаем что было в этих древнейших и начальных сводах, если они вообще были. Их вычленение из текста ПВЛ лишь ничем материальным не подтвержденная реконструкция. Более того нет уверенности, что после унификации произведенной авторами ПВЛ и уничтожения при Петре 1 да и после него летописей не "канонического" содержания, что в ПВЛ изложена единственно верная история Руси. Монастыри существовали и в княжествах где сидели враждовавшие с ярославичами иные отпрыски семейства "Рюрика", мы не знаем какая версия начала Руси была изложена их летописцами.
Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 22:54:25:
Во-первых вы не ответили по какому факту,


По факту точки зрения на датировки Древнейшего и Начального свода Шахматовым и другими специалистами по русским летописям.

Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 22:54:25:
Изначально я говорил о древнейшем своде записанном на бумаге. (составленном)
И в этот свод могли входили устные сказания, например легенда о призвании варягов.

Могли входить. Но: а) мы не знаем точно входили или нет; б) мы не знаем в каком виде и с каким содержанием входили.
Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 22:54:25:
Какие-то письменные источники тоже исключать нельзя.
Гиппиус - "С. М. Михеев полагает (следуя в этом за К. Цукерманом), что «Древнее сказание» было создано в 1016/17 гг. и заканчивалось рассказом о Любечской битве; по нашей оценке, текст Сказания заканчивался до начала рассказа о Ярославе и мог быть создан ещё при Владимире Святославиче." Гиппиус - "По нашей оценке, Ядро (которое мы, вслед за К.Цукерманом, называем Древнейшим сказанием) представляло собой основанный на устном предании очерк"

Понимаете какая штука - мог быть создан ещё при Владимире Святославиче  . Мог быть создан это не доказательство это предположение. Владимира и Рюрика разделяют три поколения, от смерти Рюрика и до рождения Владимира прошло без малого сто лет. Вы всерьез считаете что за этот период какие то семейные предания бесписьменного периода дошли в неизменном виде? Человеческая память, увы, коротка. При живых свидетелях Отечественной Войны мы уже имеем совершенно иную ее историю нежели она была 25-35-45 лет тому назад. Я уже в приводил пример знакомого ветерана войны, который мне рассказывает о том как воевал каждый раз по новому, дополняя свой рассказ тем, что он прочитал в газетах-книгах и увидел по телевизору.
Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 22:54:25:
Чтобы понять где есть удаление или прибавление должны оставаться "хвосты", по которым и можно определять этапы редакции. Вы же предлагаете версию о стертом напрочь термине. Канувшему в лета.

А разве мало стертых напрочь, канувших в лету терминов замененных другими? У нас скоро забудут слово продавец, заменив его термином "менеджер". Я иной раз разговаривая с внуками вижу что они уже не понимают некоторые слова и термины которыми мы пользовались. Приходится объяснять их при помощи современных терминов.

Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 22:54:25:
Конечно не окончен, на новом этапе исследование он можно сказать только начат. Однако даже на этом "начальном" этапе, шахматовская версия о дате составлении древнейшего свода пересмотрена. Поэтому говорить о 1039г как о неком бесспорном факте не приходится.

И тем не менее тот же Гиппиус датирует Древнейший свод рубежом Х-Х1 века, что всяко близко к 1039 году. Михеев же пишет:

"Итак, фрагменты нерасчлененного древнего нарратива и следы его расчленения прослеживаются до 40-х годов, следовательно, он был создан или завершен в середине XI в., после похода Владимира Ярославича на греков в 1043 г." (С. М. Михеев
К ПРОБЛЕМЕ ДАТИРОВКИ ПЕРЕХОДА РУССКОГО НАЧАЛЬНОГО ЛЕТОПИСАНИЯ ОТ ХРОНИСТИКИ К АННАЛИСТИКЕ)

В любом случае, любая датировка что Древнейшего, что начального свода достаточно условна и нет никаких оснований полагать, что он существовал раньше рубежа Х-Х1 века, а именно это принципиально для нашего спора.

Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 22:54:25:
Зато они упоминаются у нас, упоминаются в сагах (с привязкой к византийцам).

С какого времени упоминаются у нас если мы знаем о варягах только из ПВЛ 12 века? Относительно скандинавских источников Мельникова пришет

"Однако кроме фонетических сложностей надо отметить и содержательный парадокс в соотношении "варяг / vœringi". Во-первых, это слово не встречается в
древнескандинавских текстах до середины XI в., т.е. в ранних скальдических стихах и в рунических надписях4 . Во-вторых, с момента своего появления и далее оно обозначает не тех воинов и купцов, которые бывали на Руси, а исключительно скандинавских наемников в Византии
."  ( Е. А. Мельникова ВАРЯГИ, ВАРАНГИ, ВЭРИНГИ: СКАНДИНАВЫ НА РУСИ И В ВИЗАНТИИ )

Все предположения о том, что оное слово возникло на Руси в скандинавской среде строятся только на утверждении ПВЛ, что в 980 году Владимир оправил варягов в Византию. Т.е. получается замкнутый круг, для подтверждения существования термина в Х веке используют русский источник созданный в 12 веке и дошедший до нас в рукописях 14 века. При этом, то что в самом скандинавском мире и в  Византии термин ранее Х1 века не упоминается по факту игнорируется.

Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 22:54:25:
А ромейцы все молчат, и только из 12 века, мы узнаем что в первой трети 11го века, были некие варанги 1034г.


В этом вся и проблема, русов ромейцы знают с 1Х века и при этом не называют русов варангами-варягами, вообще никогда их так не называют. Франки, кстати, тоже. Хуже того, не знают до Х1 века варангов-вэрингов и сами скандинавы.

Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 22:54:25:
Появившиеся из ниоткуда, но привязанные почему-то к определенному географическому региону.


И в чем проблема? Сканды служат в гвардии именуемой варанги, этнический состав этой гвардии до определенного момента достаточно однороден, все это заставляет некоторых товарищей, заметьте, не в массовом порядке, а в единичных случаях, назвать место откуда приходят наемники в эту гвардию страной Варангов или Варанков. Срабатывает простая житейская логика, если не знаешь о происхождении термина - откуда приходят наемники варанги, естественно из Варангии, как наемники франки из "Франции", наемники русы из Руси и т.д.
Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 22:54:25:
А если принять что и Пселл ничего не говорит о варягах, то можно подумать и так, что для его поколения термин вэренги, варанги и т/д мало что значил, хотя варанги может уже и были как отдельный корпус или что-то еще, но Пселл особо их не выделял, а называл их каким-то привычным его поколению термином.

То же самое и на Руси могло быть до того как термин варяги стал общепринятым для обозначения скандинавов. Их называли каким то иным обобщающим термином, который потом заменили. При этом я вновь повторяю, мы знаем о термине лишь из летописей и более поздних договоров тех же Новгородцев. До этого никакими другими источниками на Руси термин не зафиксирован.

Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 22:54:25:
Но в то же время, Бируни в 1029г варанками именует целый этнос и если это не его выдумка, то значит и еще кто-то (кто ему об этом поведал) считал так же.

Все упирается в источник информации Бируни. Он мог услышать это на бытовом уровне, от купцов. Например увидев неизвестных ему иноземцев-скандинавов мог спросить у тех же русских и славянских купцов - а это кто? В ответ услышать - а , это варяги, которые живут от нас за высокими горами за широкими морями. Мог быть и опосредственный источник информации. Интересуясь у иностранных купцов, или тех же славянских или русских, а  что дальше за их страной Бируни мог узнать и о варягах, веси, юрге. Вариантов масса. Включая греческие источники. Да и сами арабские. Рассказ о варанках он мог получить и от арабского купца добравшегося до Руси, что на мой взгляд, наиболее вероятно.

Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 22:54:25:
Рюрика могли призвать хоть 1000 лет назад, важно то когда впервые письменно фиксируется эта легенды в наших летописях, 990-1017г. может быть не хуже 1039г.


Важно не то, когда фиксируется рассказ, а то , насколько он соответствует действительности.

Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 23:00:38:
Мы говорим в варягах, Владимир отправил кого? - варягов.


Это мы знаем исключительно из ПВЛ написанной в 12 веке. Вы всерьез полагаете что оный рассказ, включая слова варягов сказанные Владимиру и слова самого Владимира дошли до автора ПВЛ в неизменном виде?

Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 23:00:38:
Армянский историк косвенно подтверждает известие наших летописей.

Что он подтверждает? Исключительно только то, что некие русы участвовали в событиях  в Армении. Все. Никаких варягов Степанос Таронский не знает. Кроме того не совпадает и хронология. Степанос пишет

"Тогда весь народ рузов, бывший там, поднялся на бой: их было 6000 человек пеших, вооруженных копьями и щитами, которых просил царь Василий у царя рузов в то время, когда он выдал сестру свою  замуж за последнего.— В это же самое время рузы уверовали во Христа"

Владимир, согласно ПВЛ отправил в Византию варягов после захвата Киева в 980 году. Тогда же он женился на Рогнеде. Армянский же историк утверждает, что русы участвовавшие в походе на Армению были отправлены Владимиром в Византию по просьбе Василия после женитьбы Владимира на сестре императора,  Анне, что случилось в 988 году. При этом Степанос подчеркивает что эти русы были христианами. Так что нет никакой связи между этими русами и теми варягами которых Владимир, якобы, отослал в Византию в 980 году. Кстати, мне больше интересен другой  момент у армянского  историка. Он пишет:

"Из пехотного отряда рузов  какой-то воин нес сено для своей лошади.". Пехотинец несет сено для своей лошади. Однако.

Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 23:00:38:
А если первоначальная летопись была создана в 990-1017г. то значит термин варяги мог уже тогда присутствовать на Руси.

Как рассказ армянского историка дает основание вам  так думать?

Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 23:00:38:
Добавим сюда, что другого термина для варягов наши летописи не знают и то, что неизвестно как этот термин появился в самой Византии.

Добавим сюда что раньше сведений ПВЛ о существовании термина варяги на Руси мы не знаем. А так же, с учетом датировок появления термина что на Руси, что в Византии, что в  Скандинавии, что у арабов- 20-30 годы Х1 века, получается некоторая синхронность, что если не подтверждает версию о более позднем, чем вы предполагаете, появлении термина, то заставляет об этом задуматься.
Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 23:00:38:
Тут я больше говорил не о них и их времени, а о нас и нашем времени. Мы, это условно 21й век.
Хотя этим вопросом озаботились и раньше, когда осознали и доказали что в летописях присутствует древний пласт текста основанного на народном фольклоре. Следовательно можно попытаться выявить влияние тех или иных регионов Европы и Азии на мифологемы тогдашних жителей Руси, но это немного другая тема.


Несомненно другая. По мне так вообще не принципиально где возникли те или иные мифологемы, тем более что выяснить это все равно невозможно, близкие по сюжету придания известны у многих народов.

Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 23:00:38:
Затем что летопись это последовательное изложение событий и перед очередной редакцией летописец мог прояснить тот или иной момент.

И много летописец проясняет запутанных моментов? Он не для нас писал, а для современников, которые понимали о чем идет речь.

Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 23:00:38:
Те же варяги именуемые русью


Правильно, тут пояснять надо было ибо русских в период написания ПВЛ варягами не называли, следовательно надо было пояснять что некогда и русских называли варягами как прочих скандинавов, но те русы-варяги вместе с Рюриком ушли все поголовно в Новгород и потому за морем больше варягов-руси нет. Так же и по остальным пунктам. Но вот кто такие варяги в его время летописцу пояснять не надо было, ибо это все знали. Виктор3992 писал(а) 19.08.2018 :: 23:00:38:
"Понтеское море треми жералы, иже море словеть Руское",


тоже самое, во время написания ПВЛ Черное море Русским на Руси не называли, следовательно надо было пояснять.

Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7656 - 20.08.2018 :: 14:53:18
 
scriptorru писал(а) 20.08.2018 :: 07:26:03:
с топонимом Ruzaramarcha, сохранившимся в одной из грамот франкского короля Людовика Немецкого (840–876) и представляющим собой название местечка на южном берегу Дуная неподалёку от Энса в Нижней Австрии, предложенное А. В . Назаренко (Назаренко 2001: с. 49). Нет оснований уверенно говорить о долготе/краткости гласных, входящих в эту словоформу, поэтому выделение в её составе суффикса -âr2- и особенно корня *rûz- с интерпретацией Ruzaramarcha как *Rûz-âra-marcha – сомнительно.

Честно говоря, не хочется лезть в филологические споры тем более что ничего в этом не понимаю, но.... В отличие от  Вч. Кулешова, который  при всем к нему, без кавычек, уважении, не лингвист и тем более не германист, в отличии от того же критикуемого им Назаренко.  Поэтому как бы в данном вопросе, мнение Назаренко, лично для меня более профессионально. Поэтому хотелось бы что бы оспаривали его выводы сами германисты, а не историки, даже весьма и весьма эрудированные. Второе. Лишний раз убеждаюсь что лингвистика, как и история, весьма шаткая в доказательной базе, а значит и не точная наука. А теперь вернемся к пресловутым гребцам. Немного проштудировал инет и нашел любопытное обсуждение статьи Максимовича, которую разбирает Клешов. Приведу лишь некоторые цитаты

"valdemarus: и Экбу и его сторонники (напр.Мельникова) предполагают, что предполагаемая скандинавская праформа для зап.-фин. *rOtsi была самоназванием команд гребных судов, и эта гипотеза основана на единственной рунической надписи (U16 вроде бы)в которорй rupi предположительно интерпетируется как "(гребной) поход". Возражения Максимовича можно было бы обойти, если бы можно было (на основании каких-либо фактов) предположить, что скандинавская праформа для зап.-фин. *rOtsi функционировала не в речи самих команд гребцов, а в речи оседлых германоязычных соседей финов таким образом называвших, например, морских разбойников....  Лично моё сомнение применительно именно к *rôÞ(e)R связано с тем, что в Old Norse есть rœði и rœðir со значением "гребец" (rœði также и "весло"), т.е. переход "вид деятельности" -> "тот, кто делает", для *rôÞ(e)R избыточен, ну и конечно главное, что это значение (соционим для участников походов, как наше "ушкуйники") нигде более не зафиксировано, за исключением двух предположительных трактовок (ruotsi и ruÞi из U16) с круговой аргументацией. Хотя такой вид деятельности (грабительские морские походы) очень длительное время являлся общим для всех скандинавов. Мне вот думается, что если возникает соционим - rôÞR, со значением "участники грабительского похода", то уже в скором времени он отрывается от своео происхождения (гребля, весло) и функционирует в языке независимо, т.е. переход от весел на парус, не может привести к вытеснению такого соционима. Он может исчезнуть лишь вместе с исчезновением таких коллективов. Ровно как исчез из речи вместе с ушкуйниками термин их обозначавший. Но мы то хорошо знаем, что скандинавы пиратсвом не прекращали заниматся долгое время и всех пиратов называли викингами, как своих, так и чужих (славянских, эстонских). Получается что rôÞR должен быть сильно изолированным во времени и пространстве соционимом. Он должен был существовать не позже вендельского времени и не шире чем в Средней Швеции. Позднейшие множественные нашествия викингов на другие области не зафикисровали подобног название их отрядов. Т.е. его роль, лишь обеспечить этимологию для ruotsi. ... Максимович поставил под сомнение именно эту деталь в этимологическом построении С.Экбу (не только её). Просто по человечески, как говорят "логически", я с ним согласен, ведь действительно многозначность слов может осложнить взаимопонимание, но так ли это в данном случае могут решить только специалисты по семантике конкретного языка, т.е. древнескандинавского. В принципе как минимум один пример с возможностью двузначного перевода уже есть, это как раз та хорошо известная специалистам надпись U16, которую использовал и С.Экбу и те кто его многократно цитировали. http://en.wikipedia.org/wiki/Hakon_Jarl_runestones

[kuni * auk : kari : raisþu * stin * efiR ...r : han : uas : buta : bastr : i ruþi : hakunar]

Old Norse transcription:
Gunni ok Kari ræisþu stæin æftiR ... Hann vas bonda bæstr i roði HakonaR.

English translation:
"Gunni and Kári raised the stone in memory of ... He was the best husbandman in Hákon's dominion."

Перевод из базы http://www.nordiska.uu.se/forskn/samnord.htm которая составляется в Уппсальском университете.

Но согласно Экбу здесь говорится, что тот человек в чью память поставлен камень "был лучшим бондом в 'гребном походе' Хакона". И выбор в пользу такой версии предлагается делать основываясь на "контексте эпохи". "  (https://oldrus.livejournal.com/92508.html)

Т.е. мы видим тоже самое что я вам писал ранее. Нет свидетельств использования самим скандинавами термина который бы привел к происхождению этнонима русь применительно к своим социальным группам, в том числе и гребным дружинам. Единственная упсальская надпись датируемая Х1 веком имеет широкое значение и может читаться и как "он был лучшим бондом в 'гребном походе' Хакона" и как "Он был лучшим земледельцем во владении Хакона.". Контекст прочтения выбирается исключительно от задачи. Но в любом случае, нет доказательств тому что скандинавы приходя куда-то называли себя термином производным от слова "гребля". Это все ничем не подкрепленные домыслы норманистов.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7657 - 20.08.2018 :: 15:51:03
 
Roxsalan писал(а) 17.08.2018 :: 13:26:40:
У сторонников салтовской руси тоже есть аргументы - титул, тамга, иранские боги в пантеоне руси

К как быть тогда с теонимом Сварог - индоарийского происхождения?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7658 - 20.08.2018 :: 17:04:20
 
upasaka писал(а) 20.08.2018 :: 15:51:03:
К как быть тогда с теонимом Сварог - индоарийского происхождения?

А он то тут причем?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7659 - 20.08.2018 :: 20:09:08
 
Roxsalan писал(а) 20.08.2018 :: 17:04:20:
А он то тут причем?

Вы написали
"иранские боги в пантеоне руси"
Сварожич, "отец Перуна" в пантеоне руси не был?
Наверх
 
Страниц: 1 ... 381 382 383 384 385 ... 977
Печать