Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 380 381 382 383 384 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 561321 раз)
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7620 - 17.08.2018 :: 17:24:30
 
Mukaffa писал(а) 17.08.2018 :: 17:21:08:
это именно славяне.


Сам факт отнесения руси к славянам можно по-разному толковать.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7621 - 17.08.2018 :: 17:27:26
 
scriptorru писал(а) 17.08.2018 :: 17:24:30:
Сам факт отнесения руси к славянам можно по-разному толковать.

А это уже не важно, главное, что русы - славяноязычны(у Хордадбеха).
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7622 - 17.08.2018 :: 20:41:19
 
scriptorru писал(а) 17.08.2018 :: 11:29:04:
Фраза без четких цифр, нафантазировать при желании что угодно можно.

Ко мне какие претензии? А разве у нас по норманнам не та же самая ситуация? Общие фразы, дескать нашли. В каком процентном отношении все это к остальным артефактам вопрос.
scriptorru писал(а) 17.08.2018 :: 11:29:04:
В облике русов вообще масса элементов говорящих о восточном влиянии, заканчивая прической Святослава.

О том и речь. Это не могло случится без непосредственного включения восточного компонента в русские дружины. Иначе теряется сам смысл обретения чужеродной моды, ибо здесь вопрос престижа.

scriptorru писал(а) 17.08.2018 :: 11:29:04:
Это от вас демагогия. Поскольку скандинавы импортировали клинки. Не делать же на этом основании вывод, что
был массовый наплыв франков в Скандинавию

Отнюдь, нет у меня никакой демагогии. Скандинавы импортировали и ковали свои клинки франского образца по всей территории Скандинавии. Франские клинки это оружие всей З.Е. А вот  сложносоставной лук, плюс иные атрибуты степи типичны только для Бирки, за ее пределы в Скандинавии они не распространяются. Объяснить это одной лишь модой невозможно.

scriptorru писал(а) 17.08.2018 :: 11:29:04:
Вообще-то сложносоставной лук весьма дорогое оружие, не говоря уж о том, что обслужавать их нужны умения соотвествующие.

О том и речь.

scriptorru писал(а) 17.08.2018 :: 11:29:04:
Собственно с кем контактировали в Бирке, те влияние и оказывали, что как бы элементарно.

Т.е. с Востоком,Русью и степью торговали только жители Бирки, остальные скандинавы были в стороне от всего этого?

scriptorru писал(а) 17.08.2018 :: 11:29:04:
Опять таки о каких количественных категориях мы говорим? Ну, что может быть удивительного если в составе горнизона действовал десяток всадников-лучников, венгров, к примеру? При всех крупных дворах ойкумены служили отряды элитной пехоты или всадников. Взять хоть ромеев, хоть династов на мусульманском Востоке. Бирка с этих позиций деревня конечно, но и там была какая-то элитная часть лучников, видимо. Ничего особенного.

Вопрос в другом. В том что сам подход, что в гарнизоне Бирки был иностранный, степной элемент долгое время напрочь отрицался, да и сейчас не приветствуется, ибо это портит реноме скандинавов. Именно об этом мы тут с Женей и спорили. Но главное тут другое, наличие степняков в гарнизоне Бирки указывает на более чем глубокие контакты между скандинавами и степью, что позволяет взглянуть под другим углом на проблему посольства кагана народа рос в Константинополь и Ингельшейм. Если степняки служили в Бирке, что мешает допустить что и скандинавы служили у кагана народа Рос?

scriptorru писал(а) 17.08.2018 :: 11:29:04:
Я не допускаю мысли, что скандинавы там были в меньшинстве.

А я этого и не утверждал, никогда.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7623 - 17.08.2018 :: 20:56:44
 
Roxsalan писал(а) 17.08.2018 :: 20:41:19:
Т.е. с Востоком,Русью и степью торговали только жители Бирки, остальные скандинавы были в стороне от всего этого?

Собственно это недалеко от истины.))
Плюс готландцы.
Возможно ещё Хедебю в ранний период, раз Готфрид туда славян-торговцев переселил.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7624 - 17.08.2018 :: 21:30:44
 
scriptorru писал(а) 17.08.2018 :: 14:58:18:
Эти "мантры" наиболее убедительны

Неужели?

scriptorru писал(а) 17.08.2018 :: 14:58:18:
"Я думаю, что скандинавское слово rōþ появилось в восточно-славянском языковом аре-
але не путём заимствования славянами обозначения скандинавского (этно)социума rōþ
через прибалтийских финнов, а благодаря адаптации термина rōþ к восточно-славянской
языковой норме самими русами – исходно германоязычными, но постепенно через
двуязычие (надёжно засвидетельствованное уже Ибн Хордāдбехом не позднее середины
IX в.), переходящими на восточнославянский (будущий древнерусский) язык."
По: Кулешов В.С. К оценке достоверности этимологии слова русь 2009

Все бы ничего да есть проблема. Кулешов в качестве аргументов ссылается на некие устные высказывания историка Г. Лебедева и лингвиста Е.А. Хелимского, специалиста по финским языкам. Нигде в научной литературе, а тем более германистами, версия прямой передачи скандинавского rōþ славянам в форме русь, насколько мне известно, не выдвигалась и не обсуждалась. Далее, для доказательства существования формы rōþ в контексте гребля, гребное передвижение по воде, Кулешов ссылается на изыскания Мельниковой и в подтверждения существования этой формы приводит рунические надписи из Упсалы датируемые первой половиной Х1 века. И что хуже, продолжает ссылаться на пресловутый Рослаген, отказаться от которого призывал и Шрамм и Назаренко, а еще раньше сам автор это идеи, Куник. Осмелюсь напомнить что в свое время писала Мелникова

" Исходной формой финского Ruotsi считаются производные от др.-герм. глагола с и.-е. основой *erё-: др.-исл. poa, др.-англ. rowan — "грести" и др. Предлагались следующие возможные исходные формы: др.-шв. Rodhsin — название жителей ооласти Рослаген (Roslagen < *Rotslagen, совр. Руден — Roden) на восточном побережье Швеции из др.-герм. *rods (ср.: др.-шв. rodher — "весло, гребля". См.: Kunik А.А. Die Berufung der schwedischen Rodsen durch die Finnen und Slaven. SPb., 1844. Bd. I. S. 67-70, 89-96, 163-167); др.-шв. композиты rodsmaen, rodskarlar, rodsbyggjar, засвидетельствованные в источниках XIII-XIV вв., от др.-шв. roter — "гребля, судоходство, плаванье" (Томсен В. Начало. С. 84-87); те же композиты со значением "жители проливов, шхер", т.е. жители Средней Швеции, от др.-шв. roter — "пролив между островами, неглубокое морское пространство" (Ekblom R. Rus- et vargg-. S. 9-10; ldem. Roslagen-Russland // ZfSP. 1957. Bd. 26. H I. S. 47-58); др.-шв. *roter — "гребное судно", откуда *Rot(r)in > Rotslaghin (Roslagen) по аналогии со skeppslag — "округ, поставлявший в ополчении одно судно", поэтому rotsmaen = skeppslagmaen (Hjarпе E. Koden. Upphovet och namnet, Omraden och jarlen // Namn och Bygd. 1947. B. 35. S. 28-60). Все отмеченные гипотезы апеллируют к древнешведским формам, прямое обращение к которым, однако, невозможно, поскольку выделение древнешведского, как и других диалектов, произошло лишь в X-XI вв. (Стеблин-Каменский М.И. История скандинавских языков. М.; Л.; 1953. С. 26-27; Haugen E. The Scandinavian Languages. Cambridge (Mass.), 1976. P. 135, 142, 150-157). На более ранее возникновение фин. Ruotsi по историческим причинам указывали В. Томсен и А. Погодин (Погодин А.Л. Вопрос о происхождении имени Руси // Сборник в честь на Васил Н. Златарски. С. 271-273). Подробное фонетическое обоснование заимствования фин. ruotsi в VI-VII вв. дал С. Экбу, который показал, что исходной должна быть архаичная форма *rot(u)R или редуцированная, т.е. более вероятная для того времени *rot(e)R, где конечное -R в силу незавершенности процесса ротацизма могло звучать как [z], а не как [r] (Ekbo S. Om ortnamnet // ANF. 1958. В. 73. Н. 3/4. S. 187-199; Idem. The Etymology of Finnish Ruotsi-Sweden // Les pays. P. 143-145). Представляется, что поиски конкретной словоформы, исходной для фин. Ruotsi, малоперспективны из-за скудости сохранившегося древнегерманского лексикона и не имеют научной ценности, поскольку существование самого корня и его производных во всех германских языках середины I тысячелетия н.э. несомненно. Любой из композитов с первой основой ro?s- мог закономерно отразиться в западнофинских языках как Ruotsi/Roots.
Комплекс значений др.-герм, *rotru- — "гребля, весло, плаванье на гребных судах" проявляется во всех германских языках. В шведской рунической надписи первой половины XI в. засвидетельствовано значение "поход [на гребных судах]": han. uas. buta. bastr. i ruti (i rodi). hakunar — "Он был лучшим из бондов в походе Хакона" (Nibble, Up. 16). Корень *ro?- был продуктивен и как первая часть композитов (Rotslagen, rotskarl, rotsmadr и др.), в том числе обозначавших участников походов [которые вряд ли для времени до X в. можно отождествлять с ледунгом — королевским морским войском-ополчением, как полагает С. Экбу (Ekbo S. Om ortnamnet. S. 197)." (Комментарий к гл.9 трактата Об управлении империей)

Снова повторюсь, связь rōþ с ruotsi категорически отрицает Шрамм и Назаренко. так что первую часть коммента отбросим. Далее, смотрите выделенное мною. 1) композиты rodsmaen, rodskarlar, rodsbyggjar, засвидетельствованные в источниках XIII-XIV вв Ранее они неизвестны. Назаренко указывал на то, что у сторонников данное версии нет объяснения как из двусоставного слова rodsmaen, rodskarlar, rodsbyggjar появилось русь. 2) Все отмеченные гипотезы апеллируют к древнешведским формам, прямое обращение к которым, однако, невозможно, поскольку выделение древнешведского, как и других диалектов, произошло лишь в X-XI вв.. Эту фразу вообще оставлю без комментариев. 3) Представляется, что поиски конкретной словоформы, исходной для фин. Ruotsi, малоперспективны из-за скудости сохранившегося древнегерманского лексикона и не имеют научной ценности, поскольку существование самого корня и его производных во всех германских языках середины I тысячелетия н.э. несомненно. А тут вообще зашибись, поиски исходной формы малоперспективы потому что отсутствует материал, но мы знаем точно что сам корень существовал во всех германских языках. Откуда знают, если материал отсутствует? 4)  В шведской рунической надписи первой половины XI в. засвидетельствовано значение "поход [на гребных судах]": han. uas. buta. bastr. i ruti (i rodi). hakunar — "Он был лучшим из бондов в походе Хакона" Т.е. следуя логики Мельниковой и К, сканды приходя что к финнам, что с к славянам на вопрос - "чьи вы хлопцы будете , кто вас  в бой ведет" гордо отвечали - " мы ребята демократы из похода Хакона, Ролло, Харальда", а не свеи, нореги, даны. А тупые финны и славяне только это слово "поход" rōþ выделили и  запомнили. От того и назвали оных скандинавов - русь. А тем это жутко понравилось, так что и сами стали себя звать походники, гребцы, вместо свеи и т.д. Если вам нравиться верить в эту сказку, на уровне лапши на уши, то мне нет. Где доказательства того что приходя к финнам и славянам в 1Х веке скандинавы называли себя rōþ? Почему они не представлялись этим именем балтийским славянам и франкам? Кстати, археология показывает что внутри первой образца 750 года общины скандов в Ладоге были славяне, скорее всего западные, вместе с ним и пришедшие. Неужели они не знали как на самом деле звать тех с кем они пришли?

scriptorru писал(а) 17.08.2018 :: 14:58:18:
Узкое значение в любом случае было, как и более позднее широкое.


Приведите если не доказательства то обоснование данному утверждению?
scriptorru писал(а) 17.08.2018 :: 14:58:18:
Варианты этимологии, вам наверное известны. Каждый из них, указывает на определенное узкое значение.


И что? Где доказательства тому что эти этимологии верны и они отражают изначальное. узкое значение а не более позднее?
scriptorru писал(а) 17.08.2018 :: 14:58:18:
А уж потом в составе варягов появляются англы (и надо полагать саксы) и немцы.

Это к чему?
Наверх
 
НВД
++
Вне Форума



Сообщений: 6017
Ялта

СПИ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7625 - 18.08.2018 :: 00:57:52
 
Цитата:
А уж потом в составе варягов появляются англы (и надо полагать саксы) и немцы.


А саксы не немцы?
И где появляются.
Наверх
 

Украина это польское название Южной России.
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7626 - 18.08.2018 :: 00:59:47
 
Roxsalan писал(а) 17.08.2018 :: 14:17:01:
Безусловно, тут вы правы. Но у нас все таки есть некоторые ориентиры, византийские да и арабские источники Х века не знают слова варанг-варяг-варанк. Неизвестно оно и франкам. Русских источников Х века у нас практически нет, как и скандинавских. В берестяных грамотах, как уже показал, ранее 13 века это слово тоже не встречается. Безусловно это не доказательство того что это слово в Х веке у греков, славян или самих скандинавов не существовало. Но тем не менее, данный факт заставляет задуматься. Есть и косвенные факты, сами скандинавы термин вэринг к себе не применяли, он применялся исключительно к тем, кто служил в Византии или, реже, на Руси. Так что если бы в Скандинавии существовала страна Варангия которой правил Харальд Суровый то уж сами бы сканды об этом точно знали и упоминали. Но этого нет.

Сильно этим вопросом не интересовался но в вики сказано - Норвегия от древнескандинавского Norðrvegr - путь на север. И если с Нордом все понятно то вот с Вегр не очень. Вегр, Вагр, Варг могло ли это слово так меняться утверждать не возьмусь.
 
Если принять версию Гиппиуса, то русские источники есть. Он считает что древнейший свод мог быть составлен еще при Владимире.
Берестяные грамоты, я даже не знаю... является ли это показателем.  К примеру встречается ли в этих грамотах за 11 век слово Воевода? Из того что посмотрел, я не нашел. Можно ли на этом основании говорить что в это время этот термин не употреблялся. Хотя термин βοέβοδος встречается у К.Б. в его трактате, а это 10й век. Правда там воевода употреблен по отношению к венгерскому начальнику, отсюда споры через кого это слово попало к ромейцам, через славян напрямую или при посредничестве венгров. Но то что это слово славянское вроде бы никто не сомневается.

По поводу византийских источников, кажется что их много но именно за 11й век их всего по сути 2. (возможно Бибиков еще что-то нашел)
Василевский  пишет "современные свидетели и первоначальные источники для византийской истории XI века суть Пселл и Атталиота."

Михаил Атталиат - 1030-1085г. У которого встречаются варанки и росы (дата рождения 30й год!)
Михаил Пселл - 1018-1078г, этот историк опять же по утверждению Василевского ни разу не употребляет слово βαράγγους, зато у него есть тавроскифы, рос и секероносцы.
Ну и еще один источник это хрисовулы, самый ранний из них 1060г, выданный Афонскому монастырю.
Все остальные источники, если я ничего не путаю это уже 12 век. (где упоминается термин βαράγγους)

Но сюда можно добавить советы Кекавмена и Бируни с его варанками.
Можно добавить армянского историка Степаноса Таронского современника Владимира.
Описывая инциндент 1000г. который произошел в тогдашней Армении в городе Муш, Стапанос пишет:
"Из пехотного отряда Рузов какой-то воин нес сено для своей лошади. Подошел к нему один из Иверийцев и отнял у него сено. Тогда прибежал к Рузу на помощь другой Руз. Ивериец кликнул к своим, которые, прибежав, убили первого Руза. Тогда весь народ Рузов, бывший там, поднялся на бой: их было 6.000 человек пеших, вооруженных копьями и щитами, которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. — В это же самое время Рузы уверовали во Христа."
Т.е тут косвенно подтверждается наше летописное известие о том что Владимир отправил неких варягов к ромейскому императору, хотя сами ромейцы об этом нигде не пишут. Не понятно откуда Стапанос об этом узнал.
Roxsalan писал(а) 17.08.2018 :: 14:17:01:
Потому что росы, это росы, т.е. в понимании греков это некая этническая группы, тоже самое и франки и прочие упомянутые в хрисовулах.

Франки в хрисовулах упомянуты как наемники, некая военная сила состоящая из франков.
Roxsalan писал(а) 17.08.2018 :: 14:17:01:
Правильно потому что в момент написания ПВЛ варяги это уже имя нарицательное, в разные периоды имеющие разные значения.

Момент написания ПВЛ состоялся на 100 лет позднее чем составление древнего свода.
Roxsalan писал(а) 17.08.2018 :: 14:17:01:
Да с чего вы это решили? Дутых династийных легенд всегда хватало.

С того что если я кого-то нанимаю, я должен знать кто это вообще такой и откуда.
Roxsalan писал(а) 17.08.2018 :: 14:17:01:
По факту, Древнейший свод датируется 1037 годом.

По какому факту?
Roxsalan писал(а) 17.08.2018 :: 14:17:01:
Вы полагаете что легенда о призвании, если не была придумана самими летописцами, к этому времени дошла в устной передаче, с середины 1Х века, без изменений, включая в терминологии?

Сперва слово было сказано, а потом записано, вывод сам напрашивается.
Конечно в древнем своде должны были быть использованы какие то народные предания того или иного племени.
А трактовать эти предания должны были победители, элита имеющая военно-политический вес. Богатая знать.
Условно - Рюрик, варяги - Север. Кий, поляне - Юг. По поводу терминологии, как вы сами понимаете я не могу утверждать. Но тут интересен и другой момент, как много в этом предании славянского, как много в славянском южного, что значит южное и т/д. Примерно тоже самое можно сказать и о северном предании.

Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7627 - 18.08.2018 :: 01:07:38
 
Roxsalan писал(а) 17.08.2018 :: 14:17:01:
Проблема в другом: какое к основанию Руси и Игорю имеет этот персонаж отношение, существовал ли термин варяги-варанги-вэаринги в это время, или летописецзаменил этим популярным в его время термином какой то другой, использовавшийся в то время.

Летописцы, как в Новгороде так и в Киеве.
И не понятно зачем его было вообще менять, можно было написать к примеру - находники именуемые ныне варягами.
Но поступили кардинально, его просто заменили, да так, что от прежнего термина ничего не осталось.
Зачем, почему? должна быть причина. Не понимали термина, не актуален это все не то.
Понимали, раз знали что на что меняют, а история всегда будет актуальна.
Можно конечно гадать, но с аргументацией.

Roxsalan писал(а) 17.08.2018 :: 14:17:01:
Не обязательно норманны. ПВЛ структурно,практически идентична, если не сказать калька санглийских анналов. Вероятно влияние это стало ощущаться после приезда в на Русь в 1074 году жены Владимира Мономаха Гиты Уэссекской. Через нее, а точнее ее сопровождения на Русь могли попасть и предания описанные в Деяних саксов, на близость с которыми легенды о призвании давно обратили внимание.

Это тоже "северная легенда", об этом и пишет Стефанович, "северо-германо-скандинавский фольклорный котел" Как общий источник для таких легенд. И подобное предание могло попасть к нам гораздо раньше 1074 года. Что-то подобное видимо должно быть и у славян, свой котел. Чего больше в наших летописях надо разбираться отдельно.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7628 - 18.08.2018 :: 08:22:30
 
НВД писал(а) 18.08.2018 :: 00:57:52:
Цитата:
А уж потом в составе варягов появляются англы (и надо полагать саксы) и немцы.


А саксы не немцы?
И где появляются.


НВД, чтобы постичь смысл данного предложения нужно иметь неповерхностные знания. С одной стороны, если исходить из того, что варяги обобщающий термин в ПВЛ, в их составе мы видим уже англов. А позднее:
Примечательно, что летопись расшифровывает, о каких варягах идет речь. Поскольку варягами назывались жители северных стран, в том числе и Готланда, а конфликт у новгородцев произошел с немецкой общиной, обосновавшейся на Готланде во второй половине XII в., летописец счел своим долгом объяснить, что в данном случае под варягами подразумеваются немцы, живущие на Готланде: «варяги, на Готах немцы»
По: О двух древнейших торговых договорах Новгорода. http://annales.info/rus/novgorod/nis13_ryb.htm
Наверх
« Последняя редакция: 18.08.2018 :: 11:09:42 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7629 - 18.08.2018 :: 08:29:36
 
Roxsalan писал(а) 17.08.2018 :: 21:30:44:
Все бы ничего да есть проблема.


Можно много что процитировать. Но внятного опровержения  этой идеи нет. А потому вероятность остается.

Roxsalan писал(а) 17.08.2018 :: 21:30:44:
Приведите если не доказательства то обоснование данному утверждению?


Вам варианты этимологии известны? Таким образом вам известны и варианты узкого значения и возможный изначальный узкий состав лиц, которые подпадали под определение термина. Всё как бы очевидно.
Наверх
« Последняя редакция: 18.08.2018 :: 11:14:17 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
Amaro Shakur
ReadOnly
++
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 19403
Беларусь
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7630 - 18.08.2018 :: 11:17:36
 
Цитата:
Т.е. следуя логики Мельниковой и К, сканды приходя что к финнам, что с к славянам на вопрос - "чьи вы хлопцы будете , кто вас в бой ведет" гордо отвечали - " мы ребята демократы из похода Хакона, Ролло, Харальда", а не свеи, нореги, даны. А тупые финны и славяне только это слово "поход" rōþ выделили и запомнили.


А приезжающие к нам немцы, видимо, представлялись как немые, языка не имеющие? Так и повелось.

вы ищите логику там, где ее может и не быть.
Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7631 - 18.08.2018 :: 11:20:53
 
scriptorru писал(а) 18.08.2018 :: 08:29:36:
Вам варианты этимологии известны? Таким образом вам известны и варианты узкого значения и возможный изначальный узкий состав лиц, которые подпадали под определения термина. Всё как бы очевидно.

Да скандинав никогда бы не сказал, что я мол "от рода руского", если бы название "русь" происходило от неких финнских "гребцов", или ещё непонятно с чего.
Каким образом из "гребцов" чужого языка род может возникнуть? Это абсурд полный.
Совершено ясна  политизированная сторона оного вопроса, но совершенно непонятна логика "норманистов", вполне патриотично-настроенных так сказать.
Я например не врубаюсь в причины, ... трудность вникнуть в суть дела или чего тут? ....
Наверх
« Последняя редакция: 18.08.2018 :: 11:27:12 от Mukaffa »  
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7632 - 18.08.2018 :: 11:40:08
 
Mukaffa писал(а) 18.08.2018 :: 11:20:53:
Да скандинав никогда бы не сказал, что я мол


Я в этом месте о термине "варяги".
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7633 - 18.08.2018 :: 11:57:54
 
scriptorru писал(а) 18.08.2018 :: 11:40:08:
Я в этом месте о термине "варяги".

Хорошо.
Но я то о "руотси".
Абсурдистика ведь продолжает обсуждаться.
Притом в совершенно серьёзных тонах.  Смайл
Собственно по варяга-"варангам" та же картина.

Наверх
 
НВД
++
Вне Форума



Сообщений: 6017
Ялта

СПИ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7634 - 18.08.2018 :: 17:52:21
 
scriptorru писал(а) 18.08.2018 :: 08:22:30:
Поскольку варягами назывались жители северных стран, в том числе и Готланда, а конфликт у новгородцев произошел с немецкой общиной, обосновавшейся на Готланде во второй половине XII в.,


Спасибо, что дали себе труд разъяснить мне сей текст. Большое спасибо.
Наверх
 

Украина это польское название Южной России.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7635 - 18.08.2018 :: 22:39:27
 
Виктор3992 писал(а) 18.08.2018 :: 00:59:47:
Сильно этим вопросом не интересовался но в вики сказано - Норвегия от древнескандинавского Norðrvegr - путь на север. И если с Нордом все понятно то вот с Вегр не очень. Вегр, Вагр, Варг могло ли это слово так меняться утверждать не возьмусь.

Это уже чистой воды подгонка, я относительно Вегр, Вагр, Варг. То же самое и с ваграми. Тут даже больше шансов чем с норвегами. У нас нет источников в которых бы франки и сами норвеги называли Норвегию страной Варанг. Еще раз повторюсь, сами скандинавы увязывали термин вэринги только с Византийской гвардией, где служили скандинавы и никак не диссоциировали данный термин с жителями Скандинавии.

Виктор3992 писал(а) 18.08.2018 :: 00:59:47:
Если принять версию Гиппиуса, то русские источники есть.


Нет таких источников. Самый древний список ПВЛ, известный историкам это Лаврентьевская летопись, датируемая 1377 годом. Это если не считать Новгородской первой летописи старшего извода датируемой тем же 14 веке но чуть раньше чем Лавреньевская летопись, но в ней нет листов с событиями до 1016 года.

Виктор3992 писал(а) 18.08.2018 :: 00:59:47:
Он считает что древнейший свод мог быть составлен еще при Владимире.

Ошибаетесь. Древнейший свод датируется по шхаматовской версии 1039 годом. Гиппиус считает что

"Созданное на рубеже X–XI вв. Древнейшее сказание
представляло собой первый опыт связного
изложения истории Руси и было сосредоточено на
судьбе Киева и киевского княжения, прослеживая
её от основания города «мудрыми и смысленными»
полянами до крещения Русской земли «мудрым и
смысленным» Владимиром." (

Вы немножко путаете Древнейший свод и Древнейшее сказание передававшееся устно. При этом Гиппиус считает что в процессе редакции ПВЛ, что то удалялось а что то прибавлялось из предыдущих источников. При этом Гиппиус отмечает что современные исследователи (Цукерман, Михеев) датирую Древнейшее сказание 1016 годом и не соглашаются с предположением Гиппиуса о том что оно было создано в конце Х века. В общем, спор о времени начала русского летописания не окончен. По схеме Гиппиуса летописание складывалось следующим образом;

"1) Древнейшее сказание (рубеж X–XI вв.), доведённое
до крещения Руси;
2) Свод Изяслава (начало 1060-х гг.) – носитель
композиции, описанной выше как композиция
«свода 1072 г.»;
3) Свод 1070-х гг., включивший рассказ об убийстве
Бориса и Глеба (возможно, в нём следует видеть
распространённую и продолженную погодной
летописью редакцию свода Изяслава);
4) Начальный свод (начало 1090-х гг.);
5) Повесть временных лет (около 1115 г.);
6) Повесть временных лет (редакция 1117 г.)."

Но в любом случае разрыв между призванием Рюрика и началом летописания огромен, не менее 100 лет. А это существенно, тем более в бесписьменный период. Кроме того, Гиппиус пишет

"Древнейшее сказание далеко не представляло собой бесхитростного изложения основных событий ранней истории Руси. Сочетая эпическую условность с политической тенденциозностью, оно излагало определённую концепцию этой истории, соответствующим образом организуя её событийную канву. Эта концепция заложила основу русской историографии, от которой отправлялись все последующие авторы Начальной летописи и с которой они не могли не считаться даже тогда, когда полемизировали с ней и деформировали
расстановкой собственных идейных акцентов."

Виктор3992 писал(а) 18.08.2018 :: 00:59:47:
Берестяные грамоты, я даже не знаю... является ли это показателем.


Я и не утверждаю что показатель, но тем не менее, косвенное подтверждение.
Виктор3992 писал(а) 18.08.2018 :: 00:59:47:
По поводу византийских источников, кажется что их много но именно за 11й век их всего по сути 2.

Не важно, важно что есть источники 1Х- Х века говорящие о руси, но варанги в них не упоминаются, ни в контексте руси ни в ином контексте.

Виктор3992 писал(а) 18.08.2018 :: 00:59:47:
Можно добавить армянского историка Степаноса Таронского современника Владимира.
Описывая инциндент 1000г. который произошел в тогдашней Армении в городе Муш, Стапанос пишет:
"Из пехотного отряда Рузов какой-то воин нес сено для своей лошади.

Варанги-варяги разве в данном тексте упоминаются? русы тут причем, мы разве о них говорим?

Виктор3992 писал(а) 18.08.2018 :: 00:59:47:
Франки в хрисовулах упомянуты как наемники, некая военная сила состоящая из франков.

Так и я о том. Вы не понимаете разницы, франки этноним, варанги это название гвардии ставшее именем нарицательным и давшее имя экзониму. Еще раз, сами скандинавы себя вэрингами не считали.

Виктор3992 писал(а) 18.08.2018 :: 00:59:47:
Момент написания ПВЛ состоялся на 100 лет позднее чем составление древнего свода.

А составление древнейшего свода на сто лет от события, конкретно призвания Рюрика.

Виктор3992 писал(а) 18.08.2018 :: 00:59:47:
С того что если я кого-то нанимаю, я должен знать кто это вообще такой и откуда.

Это если вы имеете представление о том, где это место откуда пришел наемник. А если нет? Да и какая разница откуда, главное чтобы служил или работал.

Виктор3992 писал(а) 18.08.2018 :: 00:59:47:
Сперва слово было сказано, а потом записано, вывод сам напрашивается.


Никто с этим и не спорит. Вначале было Слово еще Библия говорит.

Виктор3992 писал(а) 18.08.2018 :: 00:59:47:
Конечно в древнем своде должны были быть использованы какие то народные предания того или иного племени.
А трактовать эти предания должны были победители, элита имеющая военно-политический вес. Богатая знать.


Именно, и трактовать так как это им выгодно.

Виктор3992 писал(а) 18.08.2018 :: 00:59:47:
Условно - Рюрик, варяги - Север. Кий, поляне - Юг. По поводу терминологии, как вы сами понимаете я не могу утверждать. Но тут интересен и другой момент, как много в этом предании славянского, как много в славянском южного, что значит южное и т/д. Примерно тоже самое можно сказать и о северном предании.

Я думаю в то время вообще не заморачивались что в придании славянское что северное что восточное что южное, главное как это соответствовало политическому запросу. Подошла под контекст события манихейская сутра, вставили ее. И это не юмор, это факт, следы манихейской сутры в тексте ПВЛ исследователи обнаружили. Данилевский давно говорит о том, что текст ПВЛ надо фильтровать очень тщательно ибо много в нем наносного, из других источников.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7636 - 19.08.2018 :: 08:08:53
 
Mukaffa писал(а) 17.08.2018 :: 16:30:53:
Кто это вообще такой, Кулешов В.С.?

Mukaffa писал(а) 18.08.2018 :: 11:20:53:
Да скандинав никогда бы не сказал, что я мол "от рода руского", если бы название "русь" происходило от неких финнских "гребцов", или ещё непонятно с чего.
Каким образом из "гребцов" чужого языка род может возникнуть? Это абсурд полный.
Совершено яснаполитизированная сторона оного вопроса, но совершенно непонятна логика "норманистов", вполне патриотично-настроенных так сказать.
Я например не врубаюсь в причины, ... трудность вникнуть в суть дела или чего тут? ....

Статья Кулешова удостоилась публикации в ТРУДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА XLIX
По поводу нее, Мачинский там же пишет:
"Наличие в сборнике статьи Вяч. С. Кулешова избавляет от необходимости отстаивать единственную – лингвистически и исторически бесспорную – этимологию слова русь."

"Происхождение социоэтнонима русь от rōþ/ruþ, rōþer, rōþsmæn либо через посредство приб.-фин. *rōtsi ‘шведы’, *Rōtsi ‘Швеция’, либо – как впервые предложил Г. С. Лебедев (Лебедев, Жвиташвили 1999: с. 71; Лебедев 2005: с. 532) – непосредственно от ruþ – несомненно." Там же; с.492

"В итоге можно быть уверенным, что этноним ῥῶς передаёт средствами среднегреческого языка то его звучание, которое реально слышали греки от самих росов. К такому же мнению склоняется лучший исследователь источников, повествующих о походе росов в 860 г. (Кузенков 2003: с. 77–79). Выведение ῥῶς непосредственно из rōþ оставляет под вопросом возможность передачи звука þ буквой и звуком ς в среднегреческом, при наличии θ, которая, казалось бы, точнее передаёт звук þ. Допускаю, что на произношение последнего звука в др.-сканд. rōþ у переселившихся в Европейскую Скифию скандинавов и их потомков мог повлиять славянский вариант этого этнонима (русь). То, что в конце этнонима слышалось во всех вариантах с, подтверждается араб. ар-рȳс, каковой этноним арабы узнали не от греков, а благодаря непосредственным контактам с торгово-военной русью, которая во второй половине VIII в. состояла (в мужской её части) преимущественно из выходцев из Скандинавии и их потомков, а в первой половине IX в., судя по сообщению Ибн Хордадбеха о русах и данным археологии, – из потомков скандинавов, а также из славян и балтославян; с 850–870-х гг. в составе этой руси вновь усиливается скандинавский этнокомпонент. Полагают, что слово víkingr ‘морской разбойный поход’ породило слова víkingr, víkingar ‘участник, участники таких походов’. Аналогичным образом слово rōþ/ruþ ‘гребной поход’ должно было породить социоэтноним, обозначающий участников этих гребных походов, при этом – возникший не позже IV–VI вв. – до широкого распространения паруса." Там же; с.494

Еще, интересный момент:
"При этом обычно не замечают, что первое упоминание росов у Льва Диакона таково: «он отправил его (Калокира – Д. М.) к тавроскифам, которых в просторечии называют росами…» (Leo Diac. Hist. IV. 6; IX. 6), т. е. «тавроскифы» – это высокий стиль, а «росы» – просторечие." Там же; с.493



Наверх
« Последняя редакция: 19.08.2018 :: 08:22:55 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7637 - 19.08.2018 :: 08:29:25
 
scriptorru писал(а) 19.08.2018 :: 08:08:53:
Статья Кулешова удостоилась публикации в ТРУДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА XLIX

Надо же!)) Но дело в том, что по Эрмитажу в последние годы появились некоторые вопросы отнюдь не позитивного характера. Так что размахивать авторитетом кадров из Эрмитажа лучше бы поосторожнее.  Вот такая заковырочка.))

scriptorru писал(а) 19.08.2018 :: 08:08:53:
"Происхождение социоэтнонима русь от rōþ/ruþ, rōþer, rōþsmæn либо через посредство приб.-фин. *rōtsi ‘шведы’, *Rōtsi ‘Швеция’, либо – как впервые предложил Г. С. Лебедев (Лебедев, Жвиташвили 1999: с. 71; Лебедев 2005: с. 532) – непосредственно от ruþ – несомненно." Там же; с.492

Смех Без комментариев.

scriptorru писал(а) 19.08.2018 :: 08:08:53:
а благодаря непосредственным контактам с торгово-военной русью, которая во второй половине VIII в. состояла (в мужской её части) преимущественно из выходцев из Скандинавии и их потомков

Если это Мачинский пишет, то я даже не знаю что и сказать.
Вроде чел занимался приладожской археологией.
Где он там в VIII в. нашёл скандинавов?
Поселение готландцев просуществовало всего лет 10, это 750-760 гг. Всё. Там не появлялось больше скандинавов. О каких потомках может быть  вообще речь?
И как это оценивать?
Печаль, печаль ...  Нерешительный
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7638 - 19.08.2018 :: 08:32:36
 
scriptorru писал(а) 19.08.2018 :: 08:08:53:
а в первой половине IX в., судя по сообщению Ибн Хордадбеха о русах и данным археологии, – из потомков скандинавов, а также из славян и балтославян;

Ещё раз:
ЭТО ЛОЖЬ!!!
Где у Хордадбеха о "потомках скандинавов" сказано?
Это бред сивой кобылы!
Ну и   спецалисты пошли, однако.  Ужас
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7639 - 19.08.2018 :: 08:39:50
 
scriptorru писал(а) 19.08.2018 :: 08:08:53:
Еще, интересный момент:
"При этом обычно не замечают, что первое упоминание росов у Льва Диакона таково: «он отправил его (Калокира – Д. М.) к тавроскифам, которых в просторечии называют росами…» (Leo Diac. Hist. IV. 6; IX. 6), т. е. «тавроскифы» – это высокий стиль, а «росы» – просторечие." Там же; с.493

Так "росы" у византийцев это вся толпа приходившая с русами. т.е. и меря с чудью, и все славянские племена, и тюрки какие, если они присоединялись к походу. Это обобщённое наименование, а не узкое типа конкретной этнической группы, а по-другому никак. Во всяком случае у Льва Диакона.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 380 381 382 383 384 ... 977
Печать