Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 373 374 375 376 377 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 561407 раз)
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7480 - 14.08.2018 :: 21:39:22
 
upasaka писал(а) 14.08.2018 :: 17:09:44:
Вы правы, версий несколько. Вот, например:
Гаркави. «Ибн-Фадлан в своей записке везде называет Булгар Славянами», «по всей вероятности руководствовался, называя последних Славянами, показанием самих Булгар». Это на Волге. Почему не верить Гаркави?

Первое, вы давеча призывали проверять каждое слово в "Хождении", почему бы не сделать это и с сообщением Ибн Фадлана? Смотрим текст

"Это –  Книга  Ахмада  ибн-Фадлана ибн-аль-'Аббаса ибн-Рашида ибн-Хаммада,    клиента    Мухаммада    ибн-Сулаймана,     посла1 аль-Муктадира к царю славян,  в которой он сообщает о том, что он сам видел в стране турок,  хазар,  русов, славян, башкир и других
(народов),  по  части  различий их вероучений,  истории их царей, положения многих из их дел.      Говорит Ахмад ибн-Фадлан:  когда прибыло  письмо  аль-Хасана сына   Балтавара,   царя   славян,   к   повелителю   правоверных аль-Муктадиру,  в котором он просит его о присылке к нему (людей)  из  тех,  кто научил бы его вере,  преподал бы ему законы ислама,
построил бы для него мечеть, воздвигнул бы для него минбар, чтобы совершалась  на нем молитва за него (царя) в его городе и во всем его государстве,  и просит его о  постройке  крепости,  чтобы  он укрепился  в  ней  от  царей,  своих  противников... Посол  к  аль-Муктадиру от владетеля славян был муж,  которого зовут Абдаллах ибн-Башту аль-Хазари  (хазарец),  а
послом со стороны султана (халифа) Сусан ар-Расси,  клиент Надира аль-Хурами и Такин ат-Турки (турок),  Барис ас-Саклаби (славянин) и я вместе с ними,  как я уже сообщил.... До моего прибытия на его минбаре уже провозглашали за него хутбу: "О,  Аллах!  сохрани  (в  благополучии)  царя   Балтавара,   царя
Булгара
".

Очевидно, что в данном случае термин ас-сакалиба применяемый к булгарам не означает славяне, в современном понимании, а означает европеоидное население В.Е., о чем уже писано переписано историками. Но в любом случае, как это продвигает нас к пониманию кто такие русы и их локализации согласно текстов арабских источников?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7481 - 14.08.2018 :: 21:44:20
 
Roxsalan писал(а) 14.08.2018 :: 21:11:00:
Вот и проверяйте.

Если источник известен как ненадежный, то зачем на него опираться?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7482 - 14.08.2018 :: 21:51:56
 
Roxsalan писал(а) 14.08.2018 :: 21:39:22:
Смотрим текст

"Это –  Книга  Ахмада  ибн-Фадлана ибн-аль-'Аббаса ибн-Рашида ибн-Хаммада,    клиента    Мухаммада    ибн-Сулаймана,     посла1 аль-Муктадира к царю славян,  в которой он сообщает о том, что он сам видел в стране турок,  хазар,  русов, славян, башкир и других
(народов),

Обратили внимание - булгар в списке нет.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7483 - 14.08.2018 :: 21:57:24
 
upasaka писал(а) 14.08.2018 :: 17:09:44:
Вы правы, версий несколько. Вот, например:
Гаркави.
«Ибн-Фадлан в своей записке везде называет Булгар Славянами», «по всей вероятности руководствовался, называя последних Славянами, показанием самих Булгар».
Это на Волге. Почему не верить Гаркави?

Т.е. булгары сами себя называли славянами? А почему? У Гаркави дано весьма запутанное тому объяснение. С одной стороны он пишет что "Ибн-Фадлан в своей записке везде называет Булгар Славянами. Придерживаясь нашего взгляда на географические и этнографические известия Арабов, мы не придавали бы большого значения и этому известию о происхождении Булгар, полагая, что наименование Славян служило у него [105] географическим термином для обозначения жителей северо-восточной Европы". С другой ссылаясь на Димешки говорит о том, что: " Булгары сами, на вопрос, предложенный им в Багдаде: из какого вы народа и что такое Булгар? ответили: народ смешанный 112 из Турк и Славян 113". Трудно представить что в начале Х века булгары считали себя смешанным из тюрок и славян народом. Доказать бы что сами славяне (словене, кривичи, вятичи, поляне и т.д.) в Х веке считали себя славянами. Еще труднее поверить в слова Гаркави написавшего: "На основании этого можно принять за вероятное, что к Булгарам весьма рано вторгся славянский элемент, который сделался уже в X веке господствующим; но впоследствии мало по малу поглощался туземным населением". Археология не дает тому никаких оснований. Но в любом случае к обсуждаемому вопросу локализации руси это какое имеет отношение, русы тогда кто и где их города располагались согласно арабских источников?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7484 - 14.08.2018 :: 22:01:45
 
Roxsalan писал(а) 14.08.2018 :: 21:39:22:
До моего прибытия на его минбаре уже провозглашали за него хутбу: "О,  Аллах!  сохрани  (в  благополучии)  царя   Балтавара,   царя
Булгара".


К этому добавим:
Он (хатиб) стал провозглашать за него (царя) хутбу:
«О, Аллах! сохрани раба твоего Джа'фара ибн-'Абдаллаха, повелителя (эмира) Булгара, клиента повелителя правоверных»
Алмуш сам себя называет "царь Булгара", НО, только Фадлан называет подданных его - Славянами. Самого Алмуша Фадлан назвал - "государь Славян".
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7485 - 14.08.2018 :: 22:04:06
 
upasaka писал(а) 14.08.2018 :: 21:44:20:
Если источник известен как ненадежный, то зачем на него опираться?

Вы докажите что он не надежный и что в нем нет того что я процитировал, а за одно и что на Дону нет гор. "Хождение" вполне используется историками и никого его текст особо не смущает. Смотрим предисловие к изданию

"Игнатий Смольнянин — известный писатель конца XIV — начала XV в. В 1389 г. он вместе с московским митрополитом Пименом совершил путешествие в Царьград и по приказу митрополита составил описание путешествия, в некоторых списках имеющее название “Пименово хожение в Царьград”. Ему принадлежит также краткий летописец “Сказание летом въкратце”. В. Н. Татищев утверждал, что Игнатий Смольнянин принимал участие в составлении летописного свода и написании житий. Не исключена возможность, что именно этому Игнатию принадлежит авторство в составлении гимнографического сочинения “Канон радостен пресв. Богородице”, находящегося в рукописных сборниках XV—XVII вв.

Хожение известно в 24 списках, относящихся к двум редакциям—краткой (ранней) и полной (летописной). Первая редакция носит следы дневниковых записей, стиль ее более прост, деловит, сдержан. Вторая редакция написана более эмоционально, пространно. Создается впечатление, что обе редакции вышли из рук Игнатия Смольнянина, хотя видна и рука составителя Никоновской летописи, в частности во второй редакции выброшен полностью очерк о дворцовом перевороте, который неуместно было напоминать в эпоху Ивана Грозного.

Хожение было издано И. Сахаровым в “Сказаниях русского народа” (т. II, кн. 8, Спб., 1849), С. В. Арсеньевым в “Православном палестинском сборнике” (т. IV, вып. 3, Спб., 1887), в составе “Никоновской летописи” (ПСРЛ, т. XI, Спб., 1897) и “Русского временника”.

Хожение написано в 1389—1393 гг. В нем как в литературном памятнике эпохи Куликовской битвы отражены важнейшие проблемы времени: отношения между московским и рязанским князьями, положение московской митрополии, взаимоотношения митрополитов Пимена и Киприана, а также династическая борьба в ослабленной Византии, “чин” венчания на царство как политический акт. Вслед за другими путешественниками Игнатий Смольнянин описывает памятники искусства и христианские святыни Царьграда.

В сборнике печатаются две редакции литературного памятника." (Текст приводится по изданию: Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М. Советская Россия. 1984)

Где тут хоть слово о недостверности текста?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7486 - 14.08.2018 :: 22:05:24
 
upasaka писал(а) 14.08.2018 :: 21:51:56:
Обратили внимание - булгар в списке нет.

А разве ибн Фадлан был в стране русов? Где и когда?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7487 - 14.08.2018 :: 22:07:43
 
Roxsalan писал(а) 14.08.2018 :: 21:57:24:
Т.е. булгары сами себя называли славянами? А почему? У Гаркави дано весьма запутанное тому объяснение. С одной стороны он пишет что "Ибн-Фадлан в своей записке везде называет Булгар Славянами. Придерживаясь нашего взгляда на географические и этнографические известия Арабов, мы не придавали бы большого значения и этому известию о происхождении Булгар, полагая, что наименование Славян служило у него [105] географическим термином для обозначения жителей северо-восточной Европы". С другой ссылаясь на Димешки говорит о том, что: " Булгары сами, на вопрос, предложенный им в Багдаде: из какого вы народа и что такое Булгар? ответили: народ смешанный 112 из Турк и Славян 113". Трудно представить что в начале Х века булгары считали себя смешанным из тюрок и славян народом. Доказать бы что сами славяне (словене, кривичи, вятичи, поляне и т.д.) в Х веке считали себя славянами. Еще труднее поверить в слова Гаркави написавшего: "На основании этого можно принять за вероятное, что к Булгарам весьма рано вторгся славянский элемент, который сделался уже в X веке господствующим; но впоследствии мало по малу поглощался туземным населением". Археология не дает тому никаких оснований. Но в любом случае к обсуждаемому вопросу локализации руси это какое имеет отношение, русы тогда кто и где их города располагались согласно арабских источников?

Именьковцы на Волге. Ушли на юго-запад и стали ядром Волынцевской, а часть осталась и смешалась с булгарами. Седов.
Еще труднее поверить в слова Гаркави написавшего: "На основании этого можно принять за вероятное, что к Булгарам весьма рано вторгся славянский элемент, который сделался уже в X веке господствующим; но впоследствии мало по малу поглощался туземным населением"
Зачем верить? Известно, что правобережные славяне (Днепр) перешли к Дону - донские славяне.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7488 - 14.08.2018 :: 22:09:08
 
Roxsalan писал(а) 14.08.2018 :: 22:04:06:
Вы докажите что он не надежный

Я привел слова Шенникова, к нему у меня доверие
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7489 - 14.08.2018 :: 22:09:39
 
Roxsalan писал(а) 14.08.2018 :: 22:05:24:
upasaka писал(а) Сегодня :: 22:08:56:
Обратили внимание - булгар в списке нет.

А разве ибн Фадлан был в стране русов? Где и когда?

А это к чему?
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7490 - 14.08.2018 :: 22:55:02
 
Roxsalan писал(а) 14.08.2018 :: 21:57:24:
Т.е. булгары сами себя называли славянами?...к обсуждаемому вопросу локализации руси это какое имеет отношение...


Livepodvodnik писал(а) 13.08.2018 :: 06:07:11:
Цитата:
45. Еще одна река - RUTA, которая начинается с горы, расположенной на границе (sarhadd) между печенегами, маджгари (Majghari) и русами. Затем она входит в предел русов (andar miyana-yi hadd-i Rus) и течет к саклабам (Saqlab). Затем она достигает города Хурдаб (Khurdab), относящегося к саклабам, и используется (расходуется, применяется) на их полях и лугах.

....
это река должна течь с востока на запад

Но если арабы называли славянами и Булгар (может и не их одних, Буртасы кто по их представлениям?), то эта река не обязательно должна течь с востока на запад. А значит у нас больше вариантов.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7491 - 14.08.2018 :: 23:17:25
 
Livepodvodnik писал(а) 14.08.2018 :: 03:23:53:
Рута не может быть Волгой, так как это южная граница страны русов,

Почему не может? А почему русы не могут быть севернее Волги?

Livepodvodnik писал(а) 14.08.2018 :: 03:23:53:
и какие там славяне поливают водой из реки свои огороды?

Интересный момент. "Затем она достигает города Хурдаб (Khurdab), относящегося к саклабам, и используется (расходуется, применяется) на их полях и лугах." Что араб имел ввиду? Не приводится река (или море) в которую впадает эта Рута, то есть река как бы высыхает, полностью расходуется на орошение. Что невозможно у славян и возможно у арабов.
Но откуда у него такие ассоциации? К примеру. ему сообщают плывут некие русы по реке, вдруг перетаскивают свои челны в другую реку и плывут в том же направление (к примеру, на юг) - он вполне себе может подумать что первая река "расходуется" на полях. Как вариант Дон, в месте сближения с Волгой.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7492 - 14.08.2018 :: 23:23:58
 
upasaka писал(а) 14.08.2018 :: 22:07:43:
Именьковцы на Волге. Ушли на юго-запад и стали ядром Волынцевской, а часть осталась и смешалась с булгарами.

Именьковцы дело темное. Далеко не все считают их славянами как Седов-Жих. А вклад их в этногенез булгар так и подавно большой вопрос. Но даже без этого, надо доказать что именьковцы осознавали себя славянами и окружающие их племена, включая арабов, их считали славянами.
upasaka писал(а) 14.08.2018 :: 22:07:43:
Зачем верить? Известно, что правобережные славяне (Днепр) перешли к Дону - донские славяне.

Булгары тут причем, равно как и именьковцы?

Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7493 - 15.08.2018 :: 00:03:21
 
upasaka писал(а) 14.08.2018 :: 22:09:08:
Я привел слова Шенникова, к нему у меня доверие

Ок, Шенников так Шенников. Смотрим его:

"Учитывая замечания М. А. Веневитинова, С. Н. Введенского и А. Г. Кузьмина, мы проделали
сплошной анализ всех расхождений между редакциями и отдельными вариантами первой части «Хождения» — описания пути от Москвы до Азова. Удалось обнаружить не менее 9—10 таких мест (включая замеченные А. Г. Кузьминым), где содержание пространной редакции явно
невероятно, противоречит многим другим историческим источникам и всей исторической обстановке конца XIV в., но отлично вписывается в исторический контекст начала XVI в. — времени написания Никоновской летописи', и наоборот, содержание соответствующих мест краткой редакции не противоречит исторической обстановке конца XIV в., \ времени путешествия
Пимена, но необъяснимо для начала XVI в. Вместе с тем не обнаружено ни одного такого расхождения; между обеими редакциями, которое можно было бы однозначно истолковать как доказательство первоначальности пространной ; редакции. Стало вполне очевидно, что краткая редакция ближе к первоначальному тексту Игнатия, чем пространная. Последняя есть результат
расширения и переработки текста краткой редакции при включении ее в Никоновскую летопись в 1520-х гг. Эти выводы подробно обоснованы и изложены в нашей статье, депонированной в 1980 г. (266)....  В
краткой редакции: «.. .минухом реку Медьведицю и горы высокиа и Белый Яр
...». В пространной: «...минухом пловуще реку Медведицу, и Горы Высокиа реку и Белый Яр реку». Опять в пространной редакции слово «река» приписано не только к таким названиям которые не отнесены к рекам в краткой редакции, но и к такому которое вообще не может относиться к реке по
правилам восточно славянской гидронимики («Горы Высокиа»)." (А.А. Шенников Червленый яр. Исследование по истории и географии среднего Подонья в XIV-XVI вв.)

Как видим "горы высокиа" существовали и в краткой редакции Хождения, а следовательно и в подлиннике Хождения. В целом же задача работы Шенникова доказать что Червленый яр это не река, а урочище, территория и автономное объединение общин. К наличию гор на Дону данное исследование никакого отношения не имеет. А теперь вы потрудитесь доказать что в Хождении не было никаких Дивьих, Высоких, Каменистых Красных и Червленых гор.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7494 - 15.08.2018 :: 00:08:10
 
upasaka писал(а) 14.08.2018 :: 22:01:45:
Алмуш сам себя называет "царь Булгара", НО, только Фадлан называет подданных его - Славянами. Самого Алмуша Фадлан назвал - "государь Славян".

И в чем проблема? Фадлан использует тот термин который арабами применялся в населению В.Е. в целом.
Наверх
 
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7495 - 15.08.2018 :: 00:13:28
 
Roxsalan писал(а) 14.08.2018 :: 20:48:10:
. Присутствие восточного или восточного типа воина в Бирке было допрошено и, присутствие полнокровных восточных воинов в гарнизоне Бирки действительно заставляет задуматься. Однако такой скептицизм должен основываться на твердой почве, а не на простых спекуляциях ...

Roxsalan писал(а) 14.08.2018 :: 20:48:10:
Ну как не считает? А это что?


А это хитрое передергивание. Вот что.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7496 - 15.08.2018 :: 00:20:30
 
upasaka писал(а) 14.08.2018 :: 22:09:39:
А это к чему?

Да все к тому же, сообщению Фадлана о том что он был в стране русов. Хотя в действительности там он не был что прямо следует из текста его путешествия на Волгу. Поэтому, ничего удивительного в том что в начале своего повествования он не упоминает булгар нет.

иван васильевич писал(а) 14.08.2018 :: 22:55:02:
Но если арабы называли славянами и Булгар (может и не их одних, Буртасы кто по их представлениям?), то эта река не обязательно должна течь с востока на запад.

Одно дело кого арабы называли ас-сакалиба и другое куда текли реки. Не находите?
иван васильевич писал(а) 14.08.2018 :: 22:55:02:
А значит у нас больше вариантов.

И какие это варианты?

иван васильевич писал(а) 14.08.2018 :: 23:17:25:
Почему не может? А почему русы не могут быть севернее Волги?

Где конкретно и покажите археологические признаки их там проживания?

иван васильевич писал(а) 14.08.2018 :: 23:17:25:
Интересный момент. "Затем она достигает города Хурдаб (Khurdab), относящегося к саклабам, и используется (расходуется, применяется) на их полях и лугах." Что араб имел ввиду? Не приводится река (или море) в которую впадает эта Рута, то есть река как бы высыхает, полностью расходуется на орошение. Что невозможно у славян и возможно у арабов.
Но откуда у него такие ассоциации? К примеру. ему сообщают плывут некие русы по реке, вдруг перетаскивают свои челны в другую реку и плывут в том же направление (к примеру, на юг) - он вполне себе может подумать что первая река "расходуется" на полях. Как вариант Дон, в месте сближения с Волгой.

Арабы плохо знали реальную географию В.Е. По Волге до Булгара худо бедно они ходили, о чем есть свидетельства. Но вот Дон и Днепр для них были терра инкогнито. Хотя, безусловно какие то купцы на эти реки и территории проникали, кто то же тащил в В.Е. арабское серебро. Миф о том что это делали норманны несостоятелен в ом числе и по археологическим материалам. Скорее всего на Дону арабы перепродавал свои товары  русам и славянам и те уже везли их дальше. На Волге ситуация была несколько иная.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7497 - 15.08.2018 :: 00:28:02
 
Evgen11 писал(а) 15.08.2018 :: 00:13:28:
А это хитрое передергивание. Вот что.

Вы неисправимы в своем нежелании ничего знать и понимать. Опровергните то что я процитировал и что утверждаю. Фактами а не пустопорожней баловней.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7498 - 15.08.2018 :: 01:06:59
 
Roxsalan писал(а) 07.08.2018 :: 10:53:03:
Ну тут собственно ничего не ординарного нет, контакты Руси и с Византией и со Скандинавией есть и значительные. Наемники шляются туда сюда, асними и термин. Вероятно в начальном пути термин означал тоже то и в Византии наемников, потом в силу значительной этноориентированной составляющей корпуса варангов (свеи, норвеги, англы) он стал экзонимом применяющимся к выходцам из Скандинавии.


Советы Кекавмена
"Произведение было написано, по всей видимости, в правление императора Михаила VII Дуки (1071—1078),
после смерти патриарха Иоанна Ксифилина в 1075 году. Большинство из исторических событий, о которых сообщается в книге, относятся к 1034—1054 годам"

СОВЕТЫ И РАССКАЗЫ ВИЗАНТИЙСКОГО БОЯРИНА XI ВЕКА
http://drevlit.ru/docs/vizantia/XI/Cecaumenos/text4.php

"Расскажу твоей царственности еще другую историю и прекращу об этом речь. Гаральд был сын царя Варяжского; он имел брата Олафа..."

Из примечаний Василевского -
"Гаральд назван у нашего автора сыном царя Варяжского, буквально — царя Варангии, thV BaraggiaV.
Выражение «Варангия»...Теперь встречаем это выражение у византийского писателя второй половины XI века, и притом в другом значении, в высшей степени знаменательном и поучительном, в значении чисто географическом
"

"Если обратимся к арабским писателям, то у них выражение варанг употребляется только в географическом и этническом значении, и что опять чрезвычайно важно, в таком значении оно является у них очень рано. В сочинении Ал-Бируни, писанном в 1029 году, говорится о варангах"

"Если мы примем в соображение, что самое слово «Варанг» появляется у Византийцев только в XI столетии (около 1034 г.), то будет ясно, что если к Арабам оно перешло от Византийцев, то еще в самом первоначальном своем значении, в значении племени или народа"

Т.е цепочка должна быть такой: варанги (народ)989г. -> Византия (народ) -> Византия (βαράγγους - спец. корпус из народа варангов) 1034г.
                                                                                            |
                                                                                        Арабы (варанги - народ, племя) 1029г.

Между тем, О.Прицак обнаруживает у литовско-польского историка М.Стрыйковского(ум. ок. 1582 г.)
и польского хрониста Й.Длогуша (ум. 1480 г.) упоминания Якуна (призванного в.кн.Ярославом на помощь согласно русским летописям в 1024 г.), хотя и под трансформированными именами Yakuj, Afrik, Akun, Jakvy, и при этом в качестве князя Worahimowskiego или Warangowskiego, или (Й.Длугош), как «ducem Vorahunorum»,
т.е. герцога (!) Ворахунора. Согласно же А.О.Йонсену Хакон ярл Эйрикссон в то время (и на 1024 г.) носил действительно титул герцога (Hacun dux) Ворчестершира (Worcestershire)25. 1024г.) носил действительно титул герцога (Hacun  dux Ворчестершира Worcestershire).
//ОЧЕРК СКАНДИНАВСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВАРЯГА ШИМОНА Г. М. Вельяминов

Здесь надо разбираться, какими летописями пользовались польско-литовские историки, но вот этот князь
Warangowskiego очень подозрительно похож на варяжского князя.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7499 - 15.08.2018 :: 01:11:22
 
Roxsalan писал(а) 07.08.2018 :: 10:53:03:
озможно потому что в период составления ПВЛ термин был не актуален и ничего не говорил как самому летописцу так и тем для кого летописи писались. Т.е. термин стал анахронизмом.


Актуальность или не актуальность как мне видится не причем, поскольку тут речь идет уже о традиции. Если принять версию о древнейшем своде. Составленному либо на рубеже 10-11 века, (А.А. Гиппиус) либо в самом начале 11 века 1016-1017г. (С. М. МИХЕЕВ). Затем этот свод попал в редакцию 1060 (70-80г), далее 1090г, далее ПВЛ 1115г. и далее 1117г. Михеев в своей работе "Кто писал повесть временных лет" попробовал реконструировать это древнейшее ядро летописи. (в конеце этой работы текст)

"Вероятно, после Любечской битвы 1016 года, но до киевского похода Болеслава Храброго (то есть до августа 1018 года) или даже до похода Ярослава в 1017 году на Брест, в Киеве было написано небольшое по объему монотематическое, не разделенное на годовые статьи повествование, основной темой которого была борьба за власть в Киеве в X – начале XI века.

В этом сугубо светском тексте, условно именуемом Древним сказанием, последовательно описывалось  основание Киева, гибель Игоря, месть Ольги древлянам, походы Святослава, нападение печенегов на Киев и смерть Ольги, гибель Святослава, усобица Святославичей, начало борьбы Ярослава со Святополком.

Главными героями Древнего сказания были Игорь, Ольга, Свендельд, Святослав, Ярополк, Владимир, Ярослав.
Одним из важнейших источников для составителя Древнего сказания были рассказы дружинников;
сын воеводы Свендельда Мстиша, возможно, был его прямым информантом
"

Примерно тоже самое пишет и  А.А Гиппиус
Чего не было в древнейшем сказании,
в нём не было:
а) хронологической сетки,
б) прямого цитирования Библии,
в) пассажей гомилетического и агиографического характера,
г) заимствований из византийской хронографии,
д) антилатинской полемики.
//До и после Начального свода

П.С Стефанович видит этот древнейший свод так:
1) Ранняя история Киева и полян
2) Происхождение династии (призвание - новгородская версия)
3) Утверждение этой династии в Киеве.
Сказание у него заканчивается не призванием варягов, а взятием Киева.
//Сказание о призвании варягов или Origo Gentis Russorum

Николай Лопатин

"Предполагаю, что к основной, ранней, части «Сказания» относятся сюжеты о дани, взимавшейся варягами с трёх северных племён (словен, кривичей и мери), об изгнании данщиков и призвании князей Рюрика, Синеуса и Трувора в Новгород.  Такая композиция – «три брата – один город» – составляет параллель сюжету о трёх киевских братьях. Вероятно,  в ранней части присутствовали также фраза о прозвании Руси от варягов-находников и повествование о
завоевании Олегом и Игорем Киева, что соединяло киевскую и новгородскую сюжетные линии.
Всю эту основу рассказа допустимо возводить к «Древнейшему сказанию» («летописному Ядру») рубежа X–XI вв."
//Изборск и Варяжское сказание

Т.е - Варяги присутствуют в древнейшем сказании, в том числе в легенде о призвании.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 373 374 375 376 377 ... 977
Печать